Г лава VIII Труд как средство для удовлетворения потребностей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Г лава VIII Труд как средство для удовлетворения потребностей

2020-05-08 84
Г лава VIII Труд как средство для удовлетворения потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Та степень, в которой удовлетворяются потребнос­ти наличным количеством сбереженной энергии, нахо­дится в зависимости от нескольких факторов, которые мы и должны рассмотреть в отдельности. Главными из них являются: запас превратимой энергии на земной поверхности, число людей, величина их потребностей, производительность их труда, т. е. способность его уве­личивать количество сбереженной энергии.

Мы уже рассматривали распределение энергии на земной поверхности во время появления на ней чело­века и пришли к тому заключению, что сбережение и рассеяние ее к тому времени пришли приблизительно к равновесию. Еще ранее, когда животная жизнь не до­стигла высокого развития, может быть, под влиянием чересчур значительного содержания углекислоты в ат­мосфере, вследствие преобладания растительной жиз­ни, произошло довольно значительное накопление энергии; но так как эта запасная энергия лежала под землей в виде каменного угля, то ни животные, ни пер­вобытные люди не могли ею пользоваться; она как бы не принадлежала земной поверхности и не входила в ежегодный бюджет органической жизни, ее покрываю­щей. Количество этой жизни находилось в прямом от­ношении с количеством солнечной энергии, сберегае­мой в данное время живущими растениями, В сумме

106


можно сказать, что и тогда животная жизнь до извест­ной степени отставала от растительной, т. е. не рассеи­вала всей энергии, сберегаемой растениями. Причина этому понятна. И теперь еще часть восстановленного вещества сберегается в лесах, на больших болотах, в виде толстых слоев полуперегнившего листа, торфа и тому подобных продуктов, не потребляемых животны­ми. Растения, не служащие животным в пищу или, по крайности, не гибнущие от этого, должны были выжи­вать при борьбе за существование, и потому всегда должен был сохраняться некоторый запас раститель­ной жизни, ее избыток над жизнью животной. Этим за­пасом человек, как только сумел, тотчас же восполь­зовался таким способом, каким животные не могли им воспользоваться, т. е. не как пищей, а как материалом Для постройки жилищ, для выделки орудий и оружия, как топливом и т. д.

Нам кажется очень важным факт существования запасов энергии в форме растений в момент появле­ния человека на земной поверхности, потому что за­пас этот очень облегчил человеку победу в борьбе за существование с дикими животными, более сильными, чем он, и добывавшими благодаря своей силе и быст­роте пищу с большей легкостью, нежели человек. Уме­ние пользоваться огнем, т. е. опять-таки солнечной энер­гией, сберегаемой растениями, оказало весьма зна­чительную помощь человеку при одержании первых и самых трудных его побед.

Таким образом, если человек одержал эти победы, находясь еще на очень низкой ступени развития и не обладая физическими преимуществами многих живот­ных, то это, главным образом, потому, что и тогда уже запас энергии, находившейся в распоряжении челове­ка, был больше, чем у самых сильных из диких зверей. Животные могли противопоставить человеку в борьбе только энергию своего собственного тела, поддержи-

107


ваемую пищей, добытой с немалым трудом, при все­общей конкуренции. Человек, более слабый от приро­ды, шел против них с целым запасом орудий, правда, еще очень первобытных, но представлявших в сумме больший запас живой силы, чем могучие мышцы пе­щерного медведя или острые когти королевского тиг­ра. Таким образом, если человек в первые времена своего существования еще не увеличивал общего ко­личества энергии на земной поверхности, то есть еще не трудился полезно, сообразно нашему определению, то он все-таки сумел очень скоро поставить за счет найденных запасов свой энергийный бюджет на гораз­до высшую норму, чем у сильнейших животных, и это обстоятельство решило борьбу в его пользу.

Способность более или менее легко побеждать всех своих врагов дала человеку возможность жить охотой и рыбной ловлей, т. е. пользоваться самым непосредствен­ным образом энергией, накопленной в животных, но и рассеивать ее так же почти бесполезно, как и они. О пользовании другими родами потенциальной и кинети­ческой энергии, например силой падающей воды, дви­жением ветров, о добывании: каменного угля и т. п. в то время не могло еще быть и речи. Сведя к одному все влияние человеческой работы в то время, мы видим, что оно ограничивается небольшими перераспределе­ниями небольших запасов энергии, вращавшейся на са­мой поверхности земли в органическом мире. Работа человека тогда не доходила не только до увеличения общего количества этой энергии, но даже и до пользо­вания многими запасами живой силы, представлявши­мися готовыми под видом водных течений, ветров или сбережений растительной жизни прежних периодов.

Понятно, что при таком неэкономном способе пользо­вания запасами энергии, предоставлявшейся людям, общее количество ее, находившееся в их распоряже­нии, было крайне невелико. Так как мы знаем, что чис-

108


ло живущих людей находится в прямой зависимости от этого количества энергии, то понятно, что и оно не мог­ло достигать значительной цифры. Действительно, мы видим, что племена охотничьи и даже те, которые живут исключительно скотоводством, никогда не бывают очень многочисленны. Обыкновенно только после начала зем­леделия, т. е. после превращения большей части меха­нической работы в полезный труд на увеличение коли­чества энергии, обращающейся на Земле, начинается м быстрое размножение населения.

Для того, чтобы понять влияние полезного труда на такое увеличение энергии, а следовательно, и на раз­множение человечества, мы должны, ознакомившись ближе с понятием о труде, с его специальным характе­ром удовлетворения потребностей, перейти затем к рассмотрению различных родов труда и показать, как прилагается к ним.данное нами определение полез­ного труда, т. е. какое влияние различные роды труда имеют на распределение энергии.

До какой степени неудобно без применения мето­дов современного естествознания определить харак­тер труда, видно из сопоставления трех следующих изречений о труде, найденных нами в одном большом энциклопедическом словаре59: «Кэнэ сказал: труд не­производителен. Адам Смит - один труд производи­телен. Сэ — труд производителен, естественные аген­ты производительны и капиталы производительны».

Как примирить подобные противоречия? Очевидно, тут должен быть спор о словах, принятых в различном значении. Действительно, Адам Смит говорит: «Годич­ный труд нации есть первичный фонд, доставляющий Для годичного потребления все вещи, необходимые и Удобные для жизни; все эти вещи составляют всегда непосредственный продукт этого труда или куплены у

69 Dictionnaire Encyclopedique du XIX-me siecle. Article Travail.

109


других наций за этот продукт». Сисмонди прибавляет к этому изречению Смита в примечании: «Мы испове­дуем вместе с Адамом Смитом, что труд есть един­ственный источник богатства, что сбережение есть един­ственный способ его накопления, но мы прибавляем, что потребление есть единственная цель этого накоп­ления и что национальное богатство растет только с национальным потреблением»60.

В свою очередь Кэнэ говорит следующее: «Вы дол­жны были заметить в рассуждениях, о которых вы го­ворите, что дело не касается подобного производства, то есть простого производства форм, которые ремес­ленники придают веществу, которое они обрабатыва­ют, но реального производства богатства: я говорю ре­ального производства, потому что я не хочу отрицать, что есть прибавка богатства к сырому материалу про­изведений ремесленников, так как труд действитель­но увеличивает ценность сырого материала их произ­ведений» и даже «нужно отличать простое сложение богатств от их производства»61.

Мы в настоящее время можем свести эти противо­речия к тому, что, конечно, труд не производит веще­ства, и потому вся производительность его может зак­лючаться только в присоединении чего-то также не со­зданного трудом, к веществу. Это «что-то» есть по на­шему мнению, превратимая энергия. С другой'сторо­ны, мы видим, что единственное средство, которым человек может в каком-либо случае увеличить коли­чество превратимой энергии, есть приложение своего труда, то есть потребление в этом случае накопленной в нем механической энергии. Поэтому Кэнэ прав го-

60 Adam Smith. Recherches sur la nature etles causes del "

des nations. Collection des principaux economistes. T V ст Г|С1 e

61 Quesnay. Dialogue sur les travaux des artisans. Cc-lle'f н
principaux economistes. Physiocrates II, стр. 187—188  ° ЮП

110


воря, что труд не производит реального богатства, по­тому что труд не создает вещества. Но точно так же прав и Смит, потому что то, что нам нужно во всяком богатстве, удовлетворение наших потребностей посред­ством потребления предварительно сбереженной энер­гии, совершается только трудом.

Не нужно забывать, однако, что, и помимо труда, зем­ная поверхность всегда накопляет известные запасы энергии, которые могут быть потреблены человеком. Но уже старые экономисты понимали, что эти запасы нич­тожны сравнительно с теми, которые доставляются тру­дом; так, например, Джеймс Стюарт говорит: «Есте­ственные произведения земли, будучи доставляемы землей лишь в небольшом количестве и совершенно независимо от человека, напоминают собой небольшую сумму денег, которая дается молодому человеку с тем, чтобы поставить его на жизненную дорогу и дать ему возможность начать какое-либо промышленное пред­приятие, при помощи которого он должен постараться сделать сам свое собственное счастье»62.

Таким образом, со всех сторон нам подтверждают, что естественные произведения земли не в состоянии удовлетворить всех потребностей человеческого рода. Для того, чтобы удовлетворить их, нужно увеличить ко­личество этих произведений. Средством для этого слу­жит полезный труд. Итак, непосредственная цель вся­кого труда есть удовлетворение потребностей. Под по­требностью мы понимаем сознание необходимого орга­нического стремления к известному обмену энергии между организмом человека и внешней природой. По­чему же эти обмены необходимы и для кого они необхо­димы? На это мы ответим, что они необходимы потому, что в борьбе различнейших, стремлений они оказались

вг James Stuart. Principles of Politic. Econ. Edit. Dublin. T. I, стр. 116. Цитирован у Маркса. Капитал, стр. 122.

111


самыми сильными и потому сохранились, между тем как другие не успели развиться. Они необходимы для раз­множения и развития человека, потому что, если бы эти стремления были для него вредны, то они, взяв верх над другими стремлениями, погубили бы возможность раз­множения, развития и даже самого существования че­ловечества. Так, принимая, что потребность есть стрем­ление известных количеств энергий организма и внеш­ней природы к взаимным обменам, мы сейчас же ви­дим, что труд есть то проявление энергии человеческо­го организма, посредством которого он добывает те количества энергии, которых без его вмешательства недостает в природе для обменов, нужных человеку.

Действительно, мы увидим сейчас, что некоторые потребности удовлетворяются без вмешательства тру­да человека, т. е. находят в природе всегда готовыми запасы необходимой энергии; другие, напротив, могут удовлетворяться лишь при том условии, когда человек своим трудом создает эти запасы. Подвергнем бегло­му рассмотрению ряд потребностей, причем будем держаться классификации потребностей, принятой Летурно в его «Физиологии страстей»63.

Вот основы этой классификации:

1. Потребность питания       Потребность кровообращения

Потребность дыхания Потребность пищеварения

2. Потребность ощущения   Потребность наслаждения

Потребность упражнения специальных органов чувств

3. Потребности мозговые в Потребности аффективные
собственном смысле слова Потребности интеллектуальные

63 Letoumean. Physiologic des passions. 2-me edition. Paris. 1878, стр. 7.

112


Мы не будем здесь говорить о том, как выражаются различные потребности в нашем сознании, а остано­вимся только на том, каким образом они удовлетворя­ются. Мы видим, что потребности первого отдела, т. е. питания, удовлетворяются отчасти без труда со сторо­ны человека, отчасти же требуют с его стороны увели­чения запаса энергии в окружающей природе.

Потребность кровообращения обыкновенно удов­летворяется самим организмом человека, без всякого участия с его стороны, и в таком смысле не требует от него никакого труда. Понятно, что сокращение серд­ца, совершающееся бессознательно и непроизволь­но, не может быть отнесено к категории труда. Но мо­гут представиться обстоятельства, где кровообраще­ние в каком-либо органе задержано. Это бывает тог­да, когда орган этот подвергся какому-либо продол­жительному давлению, например, если рука челове­ка перевязана веревкой или ущемлена в каком-либо неловком положении, — тогда,для удовлетворения по­требности кровообращения необходима со стороны человека известная механическая работа, которая будет полезным трудом во всяком таком случае, где она увеличивает количество превратимой энергии организма или предохраняет ее от рассеяния. Значи­тельная доля труда врачей и хирургов должна быть от­несена к удовлетворению потребности организма в нормальном кровообращении.

Подобным же образом мы можем рассуждать о по­требности дыхания. В обыкновенное время природа доставляет человеку почти неограниченное количе­ство свежего воздуха, и, следовательно, запас энер­гии, необходимой для удовлетворения дыхательной потребности человека, вообще не нуждается в своем увеличении посредством труда человека. Но когда много людей вынуждено жить в замкнутом простран­стве, тогда запас чистого воздуха недостаточен для

113


удовлетворения всей потребности дыхания, и люди, своим трудом устраивая вентиляцию, вынуждены уве­личивать запас необходимой энергии в виде чистого воздуха, удовлетворяющего человеческую потреб­ность в дыхании. В этом случае устройство вентиля­ции есть полезный труд, потому что этим действием достигается увеличение общей суммы превратимои энергии в виде улучшения здоровья людей или же, по крайней мере, получается сбережение превратимои энергии при сохранении людей от удушья. Таким об­разом, и тут, как в первом случае, потребность в ды­хании удовлетворяется или непосредственно обменом энергии, предлагаемой природой, или ее увеличени­ем, добытым трудом человека.

Еще более преобладает труд над естественным предложением природы при удовлетворении потреб­ности пищеварения. Мы уже указывали на то, что чис­ло людей, питающихся теперь непосредственно про­изведениями природы, не очень значительно. Даже те, которые живут охотой и рыбной ловлей, вынужде­ны работать, т. е. увеличивать в значительной степени обмен энергии, для того, чтобы добыть запасы ее, не­обходимые для удовлетворения их потребности в пище. Все люди, питающиеся произведениями зем­леделия и скотоводства, при нынешних условиях удов­летворяют свою потребность в пище почти исключи­тельно за счет энергии Солнца, введенной в обмен на поверхности Земли трудом человека. В сумме, зна­чит, и эта потребность удовлетворяется отчасти пред­ложением энергии, находящейся уже в обмене на Зем­ле, но гораздо в значительнейшей степени ее увели­чением посредством труда.

Потребность к наслаждениям, начиная от самых гру­бых и переходя к самым утонченным, например к на­слаждению музыкой, живописью и т. д., все в большей мере требует труда для своего удовлетворения. Меж-

114


ду полудикими чукчами, с наслаждением поедающи­ми гнилую рыбу, выброшенную морем на берег, и вось­милетним Гайдном, работавшим по 16 часов в день на своем старом фортепиано и чувствовавшим себя впол­не счастливым, различие, конечно, весьма велико. Но все оно помещается в границах между количеством энергии, доставляемой природой для обменов с орга­низмом человека, и тем количеством, которое чело­век посредством своего труда вводит в обмен. Других источников, кроме солнечной энергии, задержанной теми растениями, которыми питались рыбы, выброшен­ные полугнилыми на берег моря, и той солнечной энер­гии, которая была сбережена в нервных клетках и мы­шечных волокнах Гайдна, не участвовало ни при гру­бом удовлетворении потребности наслаждения дика­ря, ни в восторгах будущего композитора.

Потребность в упражнении специальных чувств, по нашему мнению, вполне подходит к рассмотренным уже нами физиологическим потребностям, с одной стороны, и к потребностям наслаждения, с другой. Нужно, впрочем, заметить, что потребности эти, т. е. зрение, осязание, обоняние и пр., в весьма значи­тельной мере удовлетворяются теми обменами энер­гии, которые существуют в природе, а насколько че­ловек своим трудом принимает участие в их удов­летворении, они скорее могут быть отнесены к по­требностям в наслаждении.

Мы не можем здесь с достаточной подробностью заняться нравственными и умственными потребностя­ми. Но и здесь мы видим ясно, что другого способа удовлетворения для них нет, кроме обмена энергии, или уже существующей на земной поверхности, или же вве­денной в ее бюджет деятельностью человека. Чем выше развитие человека, чем сложнее его нравственная и умственная жизнь, тем более труда он вынужден по­свящать ее удовлетворению. Возьмем как пример

115


нравственной потребности чувство сочувствия, и мы увидим, что в первые эпохи существования человека оно почти не влияло на количество труда; теперь же, не говоря о повсеместной, более или менее обширной организации благотворительности, чувство сочувствия играет весьма важную роль даже в некоторых социаль­но-политических движениях, и вообще количество тру­да, им вызываемое, стало очень значительно.

То же мы можем сказать о потребности научного знания, которую мы возьмем как пример потребности умственной. Удовлетворение этой стороны человечес­кой жизни, не вызывавшее никакого труда у первобыт­ного человека, ведет теперь к постройке университе­тов с их лабораториями, к организации научных экспе­диций и вообще к целому ряду действий, обусловли­вающих значительное потребление труда.

Из этого беглого обзора удовлетворения человечес­ких потребностей мы видим, что, чем дальше идет раз­витие человечества, тем большее участие в их удов­летворении принимает труд. Таким образом, количе­ство труда и обусловливаемое им увеличение обмена энергии на земной поверхности должны постоянно воз­растать не только потому, что число людей возрастает, но также и потому, что энергийный бюджет каждого че­ловека растет. Таким образом, если, например, в на­стоящее время отношение механической работы каж­дого человека к его энергийному бюджету равно 1/10, то у первобытного человека это отношение могло быть всего 1/6, а при дальнейшем развитии людей может стать 1/12 или еще более. Понятно, что для одинако­вой степени удовлетворения всех потребностей труд человека, в первобытные времена мог сберегать на земной поверхности, за исключением естественных произведений земли, всего в шесть раз большее коли­чество солнечной энергии, чем он рассеивал сам при своем потреблении. Нынешний человек должен сбере-

116


гать в десять раз больше, а в будущем, может быть, ему придется сберегать и в 12 или 15 раз больше. Но и этого мало. Первобытные люди, положим, в числе 100 миллионов человек, обладали тем же количеством по­лученной солнечной энергии, если не большим, что и мы. Поэтому если выразить лишнее количество сол­нечной энергии, пускаемой в обмен трудом первобыт­ного человека, числом 1, то теперешнее человечество для равноценного удовлетворения потребностей дол­жно сберегать в 1x13x1 о = 21,66 раз больше солнеч-

„                                      б

ной энергии, чем первобытный человек. В то время,

когда число людей возрастет до 2000 миллионов, а эко­номический эквивалент упадет, положим, до 1/12, то человечество должно будет задерживать в обмене от­носительно первобытного состояния в 1х^х12 = 40 раз более энергии. Таким образом, если мы обозначим производительность человеческой рабочей машины в первобытную эпоху равной 1, то теперь эта производи­тельность равна 21,66, а со временем может стать рав­ной 40 и выше. Сравнив рост населения с ростом про­изводительности, мы видим, что при наших числах, как и наделе, производительность растет быстрее. Следо­вательно, рабочая машина, называемая человече­ством, становится не только больше, сильнее, но и со­вершеннее. Отсюда мы имеем право заключить, что рядом с увеличением потребностей и сопровождаю­щим его падением экономического эквивалента идет увеличение производительности самого труда, т. е. бла­годаря различным усовершенствованиям меньшее ко­личество превратимой энергии человеческого труда способно превращать большие количества низшей энергии в высшие формы, чем это делалось прежде. В следующих двух главах мы укажем на причины этого увеличения.

117



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.