Результаты реализации РОП в России — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Результаты реализации РОП в России

2020-04-03 110
Результаты реализации РОП в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России механизм расширенной ответственности производителей был введен Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Вместе с тем, первые 5 лет его применения показали существенно более низкую эффективность созданной в России системы по сравнению с европейскими аналогами.

Институт расширенной ответственности производителей предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется:

1) непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры;

2) путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов (за исключением ТКО);

3) путем поручения обеспечивать выполнение нормативов утилизации ОИТ ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации или публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО);

4) путем уплаты экологического сбора.

Производители, импортеры товаров обязаны по итогам года представлять в Росприроднадзор или ее территориальные органы отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации и расчет суммы экологического сбора.

Для контроля выполнения обязанностей по утилизации отходов от использования товаров создана Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (далее – ЕГИС УОИТ), которая должна содержать информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов, сведений об уплате экологического сбора и иную предусмотренную законодательством информацию.

Согласно нормам Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2020, средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора должны представляться для выполнения нормативов утилизации. Порядок и условия предоставления средств на указанные цели должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

Практика реализации механизма расширенной ответственности производителей показала его низкую эффективность. Производители и импортеры товаров игнорируют необходимость участия в расширенной ответственности производителей или предоставляют фиктивную отчетность. При том, что, по экспертной оценке, в Российской Федерации свыше 160 тыс. предприятий осуществляют производство и импорт товаров и упаковки, в 2016 г. лишь 10 195 производителей и импортеров представили отчетность о выполнении нормативов утилизации. В 2017 году эта цифра составила 13 190 предприятий, в 2018 году – 12 844, в 2019 году – 15 175.

Представление отчетности производителями и импортерами носит заявительный характер, в связи с чем, Росприроднадзор не располагает сведениями обо всех производителях и импортерах товаров, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, и не имеет возможности выявить нарушителей, не уплативших экологический сбор.

На основании данных Росстата по объемам производства продукции (без упаковки) сумма экологического сбора при установленных нормативах утилизации ориентировочно должна составить 20 млрд. рублей. Однако, по официальным данным Росприроднадзора сумма экологического сбора составила в 2016 г. – 1,334 млрд руб., в 2017 г. – 2,588 млрд руб., в 2018 г. – 2,237 млрд руб., в 2019 г. – 2,466 млрд руб.

Похожая ситуация складывается и в части утилизации отходов от использования товаров. Значительная часть отчетов об осуществлении утилизации отходов от использования товаров является поддельной, при этом Росприроднадзор не имеет возможностей по осуществлению проверок деятельности соответствующих предприятий.

Таким образом, в существующем состоянии институт расширенной ответственности производителей не решает поставленные перед ним задачи. Эта проблема вызвана следующими основными факторами, заложенными в законодательстве:

децентрализация полномочий по реализации расширенной ответственности производителей и отсутствие единого органа (оператора), координирующего работу системы;

отсутствие учета оборота вторичных ресурсов, полученных из отходов;

отсутствие координации с региональными операторами, отбирающими вторичные ресурсы из твердых коммунальных отходов, отсутствие системы по раздельному накоплению твердых коммунальных отходов;

неэффективная система контроля в сфере производства и использования товаров и упаковки, контроля за утилизацией вторичных ресурсов и большие пробелы в администрировании экологического сбора.

Изменение сложившейся ситуации возможно за счет реализации положений настоящей концепции, направленных на решение следующих задач:

централизации управления системой и повышение качества контроля и администрирования;

создание понятных долгосрочных правил, стимулирующих использование утилизируемых товаров и упаковки, созданных с использованием вторичных ресурсов, и обеспечивающих гарантии возврата инвестиций в создание мощностей по сбору, обработке и утилизации вторичных ресурсов;

создание стимулов у населения к раздельному сбору отходов и снижение платежей населения за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

   


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.