Познавательно - исследовательский — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Познавательно - исследовательский

2020-05-07 154
Познавательно - исследовательский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательно - исследовательский

По краеведению

               

                                                   

Г.

                Паспорт проекта

Вид проекта:

познавательно - исследовательский.

 

Продолжительность:

долгосрочный – 12 месяцев

 

Участники проекта:

воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дети подготовительной группы, родители.

 

Образовательные области:

познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье, социализация, труд, художественное творчество, музыка, безопасность.

 

Актуальность темы

Современная действительность нуждается в осознанно - правильном отношении человека к природным богатствам родного края и всей нашей страны. Интерес к минералам - сокровищам Земли является важнейшим стимулом к расширению кругозора ребёнка, обогащению интеллекта в целом. Знания о минералах формирует чувство гордости к родному краю, воспитывает бережное отношение к природным богатствам в недрах Земли.

 

Цель проекта.

Развивать любознательность и познавательную активность детей в процессе формирования представлений о разнообразии камней в природе, их особенностями,  свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную 

деятельность с учётом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве с взрослыми.

 

Задачи.

* Стимулировать развитие у детей любознательности и познавательного интереса к объектам неживой природы.

* Способствовать усвоению первоначальных представлений о полезных ископаемых родного края, их образование, выделив основные их свойства, качества и место применения.

* Формировать у детей представления о камнях разного происхождения; умения классифицировать минералы по их отличительным признакам.

* Поддерживать проявление самостоятельности в познании минералов и формировании интереса к исследовательской деятельности, результатом которой является выращивание кристаллов (морской соли, медного купороса)

* Развивать эстетические чувства, связанные с красотой минералов; способствовать формированию умения эмоционально откликаться на произведения искусств, сделанных их камня и бережно к ним относиться, а также соотносить увиденное с собственным опытом.

* Воспитывать чувство гордости за свой родной край, свою Родину, и их природные богатства, а также желание беречь и охранять подземные сокровища Земли.

 

Предполагаемый результат.

У детей должен быть сформирован познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы. Они должны научиться ориентироваться в удивительном мире камня: знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. 

В экспериментально – исследовательской деятельности с минералами раскрыть потенциальные возможности и способности ребёнка, его умение самостоятельно делать выводы.

 

  Работа с родителями по реализации проекта.

 

·    Провести анкетирование родителей с целью выяснения опыта по краеведению (ознакомлению детей с объектами неживой природы - полезными ископаемыми родного края) и коллекционированию.

· Провести консультацию для родителей, направленную на формирования положительного отношения к коллекционированию.

·    Провести встречу с «интересными» людьми (коллекционерами из числа родителей.)

·    Привлечь родителей к собиранию экспонатов для коллекции: «Минералы - сокровища Земли».

·    Оформить вместе с родителями выставку «Полезные ископаемые родного края»

·    Совместно с родителями найти оригинальные решения в создании композиции из камней.

·   Подготовить выставку научно-познавательной литературы для родителей на тему: «Эти удивительные камни».

·    Предложить родителям помочь в создании выставки Уральских самоцветов: «В гостях у Хозяйки Медной горы»

·   Привлечь родителей к организации мини–лаборатории для проведения экспериментальной деятельности.

· Предложить родителям дома провести опыты: «Вода и камень» и опыты по выращиванию кристаллов.

· Совместный труд детей и взрослых на участке детского сада: создание «Сухого ручья» из камней.

·  Привлечь родителей к созданию мини–музея «Каменная сказка».

 

   Участие специалистов в реализации проекта.

 

Музыкальный руководитель: Богдан Т.А.

Инструктор по физической культуре: Бирюкова О.И

 

 

  Продукт проектной деятельности.

· Игры – драматизации по сказкам «Три поросёнка», «Серебряное копытце.

· Дидактическая игра «В гостях у Хозяйки Медной Горы»

· Интеллектуальная игра «Малахитовая шкатулка»

· Макеты: «Горы» и по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце».                                                                                                                                                                                                                                                  

* Оформление альбома «Минералы – сокровища Земли»

· Словотворчество: «Стихи, загадки и частушки о камнях».

· Оформление альбома «Пословицы и поговорки о камнях»

· Коллекции: «Полезные ископаемые Липецкой области», «Уральские самоцветы», «Каменный пояс Земли».

· Создание «Сухого ручья».

·  Досуг «В гостях у Хозяйки Медной горы».

· «Ярмарка самоцветов»

· Викторина: «Эти удивительные камни»

· «Волшебный мир кристаллов» (выращивание кристаллов медного купороса, морской соли, сталактитов и сталагмитов)

 

        Презентация.

Создание мини - музея «Каменная сказка»

 

       Содержание проекта

 Проект «Минералы - сокровища Земли» знакомит детей с разными видами минералов, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды детской деятельности: игровую, трудовую, музыкальную, театрализованную дети знакомятся со свойствами и происхождением минералов. У детей развивается интерес к объёктам неживой природы, формируются нравственно -

патриотические чувства

                             Социализация

   Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Отыщи такой же камень», «Разноцветные камешки», «Бусы для Хозяйки Медной горы», «Лабиринт», «Кто прячется за изображением», «Добавь или убери лишний предмет», «Где лежит камень?», «Какую фигуру сделал мастер?», «Собери цветок», «Что делают из камней?», «Зашифрованные картинки», «Что? Где? Когда?»

 

Игра - ТРИЗ «Что было бы, если бы камни умели петь?

                 «Что было бы, если бы камни были сладкими?

Игры - драматизации: по сказке «Три поросёнка», «Серебряное копытце» (П.П.Бажов).

 

Подвижные игры: «Камень - беги», «Найди камень» и «Найди по карте» - (ориентировка в пространстве), «Собери рюкзак»,

«Хозяйка и камни», «Попади в пещеру», «Построй грот»

 

Познание

НОД  по краеведению «Минералы - сокровища Земли» по ознакомлению с миром камней:

* «Зачем человеку камни  нужны»,

* «Камень в искусстве»,,

* «Рельеф России»,

* «В гостях у Хозяйки Медной горы»,

* «В гости к Бажову»,

* «Уральские самоцветы»,

* «Я б в геологи пошёл - пусть меня научат»,

* «Путешествие по Ильменскому заповеднику»

* «Ильменский заповедник – Храм и мастерская»

* «Ильменский минералогический музей» (экскурсия)

* «Огнедышащие факелы Камчатки»

* «Борнуковское чудо»,

* Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины, мини скульптуры и т.д.)

* Закрепление знаний о геометрических формах в играх. «Какой Формы камень?», «Весёлая геометрия», «Лабиринт»,

«Где лежит камень», «Собери цветок». и д.р.

* Закрепление навыков счёта: «Сосчитай камешки», «Который по счёту этот камень?» и т.д.

* Оформление альбомов «Уральские самоцветы», «Полезные           ископаемые Липецкой области», «Каменный пояс Земли».

* Встреча с интересными людьми (беседа о коллекционировании)

* Создание мини- музея «Каменная сказка»

 

  Коммуникация

* «Если бы я был камешком» - составление детьми творческих

рассказов»

* «Угадай, какой камень я спрятал?» - Словесное описание 

творческих рассказов».

* Словотворчество – создание альбомов «Стихи, загадки,

частушки о камнях»

* Викторина: «Эти удивительные камни»

 

  Экспериментально - исследовательская деятельность

* Опыты с минералами. Рассматривание их через лупу.

* Определение свойств минералов с помощью   экспериментирования.

* Ознакомление детей с образованием и разрушением камней 

с помощью моделирования.

* Выращивание кристаллов медного купороса и морской соли;

сталактитов и сталагмитов.    

* Индивидуально – семейные опыты: «Вода и камень».

 

Художественное творчество

 

* Рисование камешком на песке.                                                             * Рисование на камне: создание скульптур разных форм.

* Рисование минералов, гор, изделий из камня, ювелирных

украшений.

* Модульная лепка - смешивание пластилина 2-3 цветов для   

получения мраморных разводов.

* Плоскостное моделирование – составление сюжетов из 

камешков.

* Создание макетов из камней: «Горы» и по сказке «Серебряное

копытце».

* Сооружение построек и поделок из камей: «Каменный

цветок», «Каменные замки», «Дворец из камня».

* Совместное творчество воспитателя и детей «Чудесное превращение камня»

* Выставка совместных работ родителей и детей из камня.

* Выставка изделий и ювелирных украшений из камня «Каменная сказка»

 

            

 

 Музыка

       

* Музыкальная игра: «Угадай камень настроения».                                    * Слушание произведения: «Уральский хоровод»

* Разучивание русской народной песни: «Бажовские камешки» и 

  частушек о минералах.,

* Разучивание танца «Уральские самоцветы».

* Разучивание музыкальных пауз к проведению викторины: «Эти

удивительные камни»

 

  Театрализованная деятельность

* Настольный театр: «Театр из камней».

* Инсценировка сказки «Три поросёнка».

* Инсценировка отрывка из сказа П.П.Бажова «Медной горы 

Хозяйка».                                                                                            * Импровизация произведения Рыжовой: «О чём шептались 

камешки».

 

                 

Материалы и оборудование

« Коллекции минералов», ящик «Ощущений», «Чёрный ящик», коробочки с «полезными ископаемыми», набор различных камней, волчок, лупы - на каждого ребёнка, макеты «Горы» и «Серебряное копытце», предметы к игре «Собери рюкзак» (для геолога), иллюстрации, картинки, фотографии, карты: России и Липецкой области, художественная и научно – познавательная литература, материалы для труда и художественного творчества детей, модули.

  

Обобщение

В ходе работы над проектом у детей значительно повысился познавательный интерес к уникальным богатствам нашего родного края (полезным ископаемым) и минералам - сокровищам нашей Земли, что способствовало развитию таких качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность. Дети научились ориентироваться в удивительном мире камня: научились отличать минералы от кристаллов, выращивать кристаллы, называть их свойства и особенности, значение и применение человеком. В ходе экспериментальной деятельности с минералами раскрылись потенциальные возможности и способности детей: они научились вести лис наблюдения, заполняя символическими знаками; работать с лупой, пинцетом, самостоятельно делать выводы. Значительно обогатился активный словарь детей. Они научились грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужные, янтарные, агатовые и др.)

 Дети гораздо бережнее стали относиться к объектам живой и неживой природы, появилось чувство гордости за свой родной край и его богатства.

Весь проект проходил в тесном сотрудничестве с родителями, которые не только помогали в организации различных мероприятий: в проведении выставок, викторин, досугов и т.д., но оказали неоценимую помощь в сборе минералов для коллекций и организации мини - музея «Каменная сказка». Минералы были привезены не только с различных уголков нашей необъятной Родины, но и с других стран мира. 

Считаю, что такие проекты просто необходимы не только для детей, воспитателей, но и для родителей. Жаль только, что не все родители принимали активное участие в проекте, но всё же у некоторых появился интерес к коллекционированию, а это является действительно доступным, увлекательным, результативным направлением.

 

 

 

       Литература

 

· П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. Екатеринбург 2006.

· Н.С. Бевз, В.А. Медведев География Липецкой области.

· Т.Н. Зенина. Ознакомление дошкольников с природными объектами. 

· Л.А.Парамонова Развивающие занятия с детьми 5-6 лет.

· Е.В.Савенко Путешествуем по Уралу. Екатеринбург 2004.

· Стоух Д. Всё о драгоценных камнях Санкт – Петербург СЗКЭО «Кристалл».

· Т.А. Гризик. Познаю мир.

· Г. П. Тугушева, А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста».

· Я познаю мир Дет. энциклопедия.: География /Авт.- сост. В.А.Маркин. М.ООО АСТ. 1998.

· Н. Рыжова, Л.Логинова Мини- музей в детском саду.

· Журнал Ребёнок в детском саду № 1 -2010, №: -2009,

· Журнал Энергия камней ООО «Де Агостини» Россия.

· Журнал Минералы – сокровища Земли ООО «Де Агостини» Россия.

· Журнал Дошкольное воспитание № 11 2003г, № 10 2003г,

 № 7  2003г.

 

 

 

Фото. Мини-музей «Каменная сказка»

 

 

 

 

Фото. Мини-музей «Каменная сказка»

 

 

 

 

Фото. «А у меня агат. А у тебя?»

 

 

 

 

Фото. «Лучше гор могут быть только горы»

       Экспериментальная деятельность

              «Удивительные камни»

Цель.  Познакомить детей с разнообразием мира камней и их                

         свойствами.

 

Задачи. Нацелить детей на поисковую и  творческую деятельность в детском саду и дома. Развивать память, глазомер, тактильные ощущения, логическое мышление в исследовательской деятельности, называя свойства и особенности камней. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Воспитывать интерес к камням, желание работать с ними.

 

Материал, оборудование: «коллекция камней», морские и речные камни, женские украшения из драгоценных камней, баночки с водой, мелкие кусочки янтаря, уголь, мел,  пемза, молоточек, лупа, салфетки, подносы, клей, картины, набор – схем, фотографии, шапка учёного, костюм Хозяйки Медной горы. 

 

 Словарная работа: шероховатый, шершавый, пористый, плотный, «неопределённой формы», пемза, янтарь, сера, мастер – умелец.                 

 

Предварительная работа. Беседа с детьми о горах; рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами, глобуса, карты мира. Чтение сказок П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Собирание коллекции морских и речных камней. Игры с камнями «Найди похожий», «Угадай по описанию» и др.

 

                           Опыты по изучению камней.

     Входит воспитатель в костюме хозяйки Медной горы.

Воспитатель.   Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Я недаром надела такой красивый наряд. Кого я вам напоминаю?

     Ответы детей.

- Правильно, я - Хозяйка Медной горы. Помните сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела? Назовите их.

      Дети отвечают.

- В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывали камни и умели их обрабатывать. Так было в старину. Вы хотите познакомиться с моими богатствами? Тогда проходите и располагайтесь.

 

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола, на котором стоит   «сундучок ощущений», внутри которого лежит большой камень.

Дети по очереди подходят к сундучку,  просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. 

Делают вывод: что лежит внутри сундучка - камень.

 Воспитатель открывает салфетки на столах, где лежат различные камни.

Воспитатель.  Перед вами лежат камни, это осколки гор. Хотите узнать много интересного о камнях? Пройдите за столы. Сегодня мы с вами будем экспериментировать, станем «учёными» и начнём наши опыты.

Но прежде, чем начать наши опыты, давайте вспомним, какие нам нужны помощники  для экспериментов? (Воспитатель напоминает о предназначении каждого органа чувств).

Придвиньте поближе к себе подносы. Самыми первыми начинают работать наши глаза. Внимательно смотрите на камни.

 

  Опыт № 1. Определение цвета и формы

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти прекрасные камни, Что вы можете сказать о них?

Дети делятся своими наблюдениями: какого цвета у них камни - (серый, белый, коричневый, красный и т.д.); какой формы - (круглый, овальный, треугольный или неопределённой формы.) 

Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные.

 

Опыты

По выращиванию кристаллов

Сталактитов и сталагмитов.

                                                        

                                                                               

                                                                               

                                        

                                             

                                                                                                                  

Выращивание кристаллов

Среди чудес, которые встречаются в природе, именно мир минералов отличается наиболее захватывающим и гармоничным сочетанием формы и цвета. Волшебный мир минералов, представленный тысячами видов, открывался в течение всей истории человечества.

Свою работу по познавательной деятельности я веду в нетрадиционной форме - в форме проектов. Проектная деятельность помогает дошкольникам устанавливать причинно - следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

В своём проекте я поставила цель: «Вырастить кристалл из различных минералов». 

На этапе данного проекта решались следующие задачи:

· способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенностях камней и минералов;

· развивать познавательную активность в процессе ведения опытно - экспериментальной деятельности и чувство взаимопомощи;

· поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы;

· воспитывать чувство прекрасного - видеть многообразие мира.

 

Работа по выращиванию кристалла проводилась в мини – лаборатории «Юный эрудит»:                                                                             * где дети сначала изучили минералы морской соли и медного купороса;                                                                                                                                                            

* отработали навыки с измерительными и увеличительными приборами;                                                                                                                                       

* провели опыт «Растворимость минералов», 

* а затем в форме опытно – практической деятельности вырастили кристаллы медного купороса и морской соли, а также сталактиты и сталагмиты.

А делали мы это так.

 

       Выращивание кристаллов морской соли

Наша задача – вырастить красивые кристаллы соли из насыщенного раствора. Для эксперимента нам понадобились две чистые пол-литровые стеклянные банки. В первой банке мы готовили наш раствор, а во второй - выращивали сам кристалл.

 

   Приготовление раствора

Для приготовления насыщенного раствора взяли примерно 40 г. морской соли на 100 г. горячей воды. По мере растворения морской соли в банке  появляется мусор, который необходимо аккуратно убрать. Соль насыпали с запасом, чтобы раствор получился насыщенным. В результате часть соли уже не смогла раствориться, и осела на дне. Чтобы избавиться от этой соли, а также от всякого мусора, мы переливаем раствор во вторую банку.

 

Зародыши

Зародыши - это самые крупные кристаллы морской соли, на них и будут расти наши кристаллы. Зародыш закрепляем на нитку, а нитку заматываем на карандаш, чтобы лучше регулировать глубину погружения (зародыш был приготовлен из того же вещества, что и раствор.)

Для сравнения берём шерстяную нитку также с зародышем и тоже закрепляем на карандаш.

 

Рост кристаллов

 

Шерстяную нитку и нитку с зародышами (заправкой) опускаем в насыщенный раствор. Прикрываем банку бумагой, чтобы не попадала пыль и ждём. На второй день уже появились на нитках кристаллы. Спустя неделю, у соли выросли довольно красивые кристаллы. Из-за большого количества ворсинок на шерстяной нитке образовалось больше кристаллов. Ворсинки на нитке являются центрами кристаллизации. Нитка с заправкой более гладкая, с мелкими ворсинками, поэтому и кристаллы были меньше, чем на шерстяной нитке.

В течение двух недель велось наблюдение за ростом кристаллов. Результаты заносились в лист наблюдения знаковыми символами.

Дети устанавливали следственные связи и самостоятельно делали выводы.

         

     Выращивание кристаллов из медного купороса

Для выращивания кристаллов мы взяли обычный медный купорос из хозяйственного магазина. 

 

     Приготовление раствора

В стеклянную баночку с горячей водой насыпаем постепенно медный купорос: растворилась одна ложечка медного купороса - насыпаем другую, тщательно перемешиваем до растворения кристаллов, и так до тех пор, пока раствор не будет синим, а купорос перестанет растворяться. 

     Подготовка

* Кристалл медного купороса привязываем на шерстяную нитку, получаем «заправку».

* Сквозь пуговицу протягиваем кусочек проволоки.

* Процеживаем раствор медного купороса через марлю и переливаем его в стакан.

 

     Выращивание кристаллов медного купороса

Помещаем в стакан с раствором пуговицу с проволокой так, чтобы пуговица находилась посередине стакана и не касалась стенок. После того как мы поместили в банку пуговицу, её нельзя двигать. В этот же стакан опускаем шерстяную нитку с заправкой.

Кристаллы начинают расти. Они стали нарастать на проволоке и на пуговице, а также на шерстяной  нитке. После того, как они выросли, мы их вытащили и аккуратно обсушили салфеткой.

На пуговице, сквозь которую была протянута проволочка, выросло всего три кристалла, но они были очень крупные. А вот на шерстяной нитке выросло много замечательных красивых кристаллов. Они напоминали сапфиры: были ярко синего цвета и прозрачны, как вода. А ещё напоминали - замысловатое ювелирное украшение. Дети были так удивлены, что всем сразу захотелось дома вырастить такие же кристаллы.

Наш опыт удался. Мы вырастили прекрасные кристаллы медного купороса и морской соли. Следующий наш опыт будет по выращиванию сталактитов и сталагмитов.

 

 

Фото. Выращенные кристаллы морской соли и медного купороса.

 

 

Фото. Зародыш морской соли, помещенный в раствор соли

 

 

Фото. Кристаллы морской соли.

 

 

Фото. Приготовление раствора медного купороса

 

 

Фото. Кристалл раствора медного купороса

 

     Выращивание сталактитов и сталагмитов

Выращивание сталактитов и сталагмитов было третьим этапом по выращиванию кристаллов. Предварительно с детьми я провела беседу, что такое сталактиты и сталагмиты. Показала образец сталактита, который вырос в Афонской пещере, показала иллюстрации. Детей это очень заинтересовало. Решили попробовать вырастить кристаллы сталактитов и сталагмитов.

 Для того чтобы вырастить сталактиты и сталагмиты, мы сделали так:

* приготовили перенасыщенный раствор морской соли и раствор медного купороса.

* распределили раствор на 2 стакана;

* поставили стаканы на поднос и в течение роста не трогали;

* смочили нитку длиной примерно в 40 см водой.

* опустили один конец нитки в один стакан, а другой конец в другой стакан;

* расположили стаканы на расстоянии в 10 см. друг от друга и немного прогнули дугой нитку.

Через три часа у нас на провисшей нитке стали расти сталактиты.

 С одной стороны они были зелёного цвета (где нитка была опущена в стакан с морской солью, а с другой стороны - голубого, где была в стакане с медным купоросом). Прошла неделя, и мы увидели, что на стенках стаканов тоже образовались сталактиты. Особенно много кристаллов образовалось на карандаше, на котором была привязана нитка, опущенная в стакан с морской солью. Такого эффекта мы и сами не ожидали. А сталагмиты выросли в стакане, куда капала вода с провисшей нитке. И хотя детям немного сложно понять принцип роста кристаллов, опыт на них произвел невероятное впечатление.

Через три часа у нас на провисшей нитке выросли сталактиты. Тонкий кристаллический слой вырос только снаружи, а внутри так и остался насыщенный раствор соли. На пластинке тоже начали расти сталагмиты.  

Через неделю сталактиты срослись со сталагмитами и значительно выросли изнутри. Что же произошло. Насыщенный раствор морской соли перемещается по нитке к нижней её точке за счёт капиллярного эффекта и эффекта   сообщающихся сосудов. Эффект сообщающихся сосудов обусловлен весом жидкости впитанной нитке. Сила земного притяжения заставляет жидкость двигаться по нитке до нижней точки. После того как раствор морской соли по нитке поднимается из стакана, он начинается двигаться вниз к провисшей части. За счёт капиллярного эффекта нитка вытягивает соляной раствор из обоих стаканов. Благодаря этому эффекту жидкости удаётся подниматься до края стакана. Далее за счёт силы притяжения земли раствор продолжает двигаться по нитке до тех пор, пока не достигнет самой низкой её точки, в которой он капает на поднос.  

И хотя детям немного сложно понять принцип роста сталактитов и сталагмитов, опыт на них произвёл невероятный восторг.                        

 

 

 

Фото. Кристаллы морской соли (сталагмиты).

 

 

 

Фото. На дне стакана выросли сталагмиты.

 

 

Фото. На стенках стакана выросли сталактиты (кристаллы медного купороса)

 

 

Фото. На стенках стакана выросли сталактиты (кристаллы морской соли).

Познавательно - исследовательский

По краеведению

               

                                                   

Г.

                Паспорт проекта

Вид проекта:

познавательно - исследовательский.

 

Продолжительность:

долгосрочный – 12 месяцев

 

Участники проекта:

воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дети подготовительной группы, родители.

 

Образовательные области:

познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье, социализация, труд, художественное творчество, музыка, безопасность.

 

Актуальность темы

Современная действительность нуждается в осознанно - правильном отношении человека к природным богатствам родного края и всей нашей страны. Интерес к минералам - сокровищам Земли является важнейшим стимулом к расширению кругозора ребёнка, обогащению интеллекта в целом. Знания о минералах формирует чувство гордости к родному краю, воспитывает бережное отношение к природным богатствам в недрах Земли.

 

Цель проекта.

Развивать любознательность и познавательную активность детей в процессе формирования представлений о разнообразии камней в природе, их особенностями,  свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную 

деятельность с учётом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве с взрослыми.

 

Задачи.

* Стимулировать развитие у детей любознательности и познавательного интереса к объектам неживой природы.

* Способствовать усвоению первоначальных представлений о полезных ископаемых родного края, их образование, выделив основные их свойства, качества и место применения.

* Формировать у детей представления о камнях разного происхождения; умения классифицировать минералы по их отличительным признакам.

* Поддерживать проявление самостоятельности в познании минералов и формировании интереса к исследовательской деятельности, результатом которой является выращивание кристаллов (морской соли, медного купороса)

* Развивать эстетические чувства, связанные с красотой минералов; способствовать формированию умения эмоционально откликаться на произведения искусств, сделанных их камня и бережно к ним относиться, а также соотносить увиденное с собственным опытом.

* Воспитывать чувство гордости за свой родной край, свою Родину, и их природные богатства, а также желание беречь и охранять подземные сокровища Земли.

 

Предполагаемый результат.

У детей должен быть сформирован познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы. Они должны научиться ориентироваться в удивительном мире камня: знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. 

В экспериментально – исследовательской деятельности с минералами раскрыть потенциальные возможности и способности ребёнка, его умение самостоятельно делать выводы.

 

  Работа с родителями по реализации проекта.

 

·    Провести анкетирование родителей с целью выяснения опыта по краеведению (ознакомлению детей с объектами неживой природы - полезными ископаемыми родного края) и коллекционированию.

· Провести консультацию для родителей, направленную на формирования положительного отношения к коллекционированию.

·    Провести встречу с «интересными» людьми (коллекционерами из числа родителей.)

·    Привлечь родителей к собиранию экспонатов для коллекции: «Минералы - сокровища Земли».

·    Оформить вместе с родителями выставку «Полезные ископаемые родного края»

·    Совместно с родителями найти оригинальные решения в создании композиции из камней.

·   Подготовить выставку научно-познавательной литературы для родителей на тему: «Эти удивительные камни».

·    Предложить родителям помочь в создании выставки Уральских самоцветов: «В гостях у Хозяйки Медной горы»

·   Привлечь родителей к организации мини–лаборатории для проведения экспериментальной деятельности.

· Предложить родителям дома провести опыты: «Вода и камень» и опыты по выращиванию кристаллов.

· Совместный труд детей и взрослых на участке детского сада: создание «Сухого ручья» из камней.

·  Привлечь родителей к созданию мини–музея «Каменная сказка».

 

   Участие специалистов в реализации проекта.

 

Музыкальный руководитель: Богдан Т.А.

Инструктор по физической культуре: Бирюкова О.И

 

 

  Продукт проектной деятельности.

· Игры – драматизации по сказкам «Три поросёнка», «Серебряное копытце.

· Дидактическая игра «В гостях у Хозяйки Медной Горы»

· Интеллектуальная игра «Малахитовая шкатулка»

· Макеты: «Горы» и по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце».                                                                                                                                                                                                                                                  

* Оформление альбома «Минералы – сокровища Земли»

· Словотворчество: «Стихи, загадки и частушки о камнях».

· Оформление альбома «Пословицы и поговорки о камнях»

· Коллекции: «Полезные ископаемые Липецкой области», «Уральские самоцветы», «Каменный пояс Земли».

· Создание «Сухого ручья».

·  Досуг «В гостях у Хозяйки Медной горы».

· «Ярмарка самоцветов»

· Викторина: «Эти удивительные камни»

· «Волшебный мир кристаллов» (выращивание кристаллов медного купороса, морской соли, сталактитов и сталагмитов)

 

        Презентация.

Создание мини - музея «Каменная сказка»

 

       Содержание проекта

 Проект «Минералы - сокровища Земли» знакомит детей с разными видами минералов, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды детской деятельности: игровую, трудовую, музыкальную, театрализованную дети знакомятся со свойствами и происхождением минералов. У детей развивается интерес к объёктам неживой природы, формируются нравственно -

патриотические чувства

                             Социализация

   Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Отыщи такой же камень», «Разноцветные камешки», «Бусы для Хозяйки Медной горы», «Лабиринт», «Кто прячется за изображением», «Добавь или убери лишний предмет», «Где лежит камень?», «Какую фигуру сделал мастер?», «Собери цветок», «Что делают из камней?», «Зашифрованные картинки», «Что? Где? Когда?»

 

Игра - ТРИЗ «Что было бы, если бы камни умели петь?

                 «Что было бы, если бы камни были сладкими?

Игры -


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.247 с.