Диагностики готовности к школьному обучению детей 6-7 лет — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Диагностики готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

2020-04-03 838
Диагностики готовности к школьному обучению детей 6-7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Диагностики готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

Психологическая готовность к школе, на современном этапе развития психологической науки, рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду. Ряд понятий, таких как: «школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» - это те понятия, которые использовались как зарубежными психологами, так и отечественными для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого можно приступить к систематическому обучению. Следует отметить, что все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе.

Цель диагностического исследования: определение психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.


 

1. Школьная зрелость. Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека.

Процедура тестирования

На каждого ребенка заполняется лист, который включает следующие данные:

Имя и фамилия ребенка...................................

Возраст.................... лет.................... мес.

Дата рождения.......................................

Дата исследования..................................

Адрес родителей................................................

Задача 1. Рисунок мужской фигуры.

Инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь».

Образец Выполнение ребенком

 

Задача 2. Подражание письменным буквам.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же».

Подражание письменным буквам

Образец

Задача 3. Срисовывание группы точек.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».

Образец Срисовывание группы точек

 

Обработка данных

Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) идет по каждой задаче отдельно.

Задача 1. Рисунок мужской фигуры (ключ).

1 балл – нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закончены рывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки окончены кистями, на каждой – пять пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда – мужская. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического метода.

2 балла – исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла – рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла – примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов – не хватает ясного изображения туловища («голово-ногое» изображение или преодоление «головоногого» изображения) или обеих конечностей.

Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.

Образец Оценка выполнения

Задача 2. Подражание письменным буквам (ключ).

1 балл – совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Начальная буква имеет заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла – достаточно разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла – очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла – на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов – черкание.

Ниже приведены образцы для оценки теста.

 

                           

Задача 3. Срисовывание группы точек (ключ).

1 балл – почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка недопустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен образцом.

2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на полови-промежутка между рядами или столбцами.

3 балла – целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой повороот – даже на 180°.

4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов – черкание.

Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.

 

Подсчитывается общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям. Тест позволяет определить, следовательно, ориентировочную оценку общего умственного развития. Если тест проводят в группе (достаточно для двух детей одновременно), то проверяют также, способен ли ребенок подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе.

Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать.

 

Условия проведения теста

I. Прежде чем применить методику, следует собрать как можно больше информации о ребенке и его развитии, используя оценки воспитателей детского сада, мнение родителей, детского врача, учителя начальных классов и т.д. Если в результате анализа получаются противоречивые выводы или информации недостаточно для принятия решения и нельзя ее восполнить из других источников, тогда можно рекомендовать проведение обследования ребенка с помощью стандартизированной методики Г. Витцлака.

2. Материал теста включает:

руководство;

бланк регистрации результатов с указаниями по оцениванию результатов;

стимульный материал к заданиям:

 

— три картинки к вводному заданию (12 х 13 см);

— три картинки к заданию 1 (12 х 17 см);

— девять цветных картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика (размер от 3 до 9 см);

— три нарисованных на одном листе бумаги корзины с надписями;

— восемь парных картинок для сравнения к заданию 8;

— цветные фигуры: синяя, красная, зелѐная и жѐлтая полоски – к заданию 10. Под каждой из них – четыре фигуры разной формы и разного цвета, вставка релевантной формы и цвета находится не под своей полоской;

— фигуры для сравнения к заданию 11 (13 х 14 см);

— две сюжетные картинки для заданий 13 – 15 (17 х 22 см).

Для работы с детьми картинки наклеивают на картон. Никаких надписей на лицевой стороне раздаточного материала (кроме надписей на корзинках) быть не должно. Размеры картинок могут немного варьироваться.

3. Совершенно необходимо основательно и многократно изучить руководство по методике. Только тогда, когда программа тестирования и все инструкции полностью – лучше наизусть – усвоены, разрешается приступать к работе.

4. Можно рекомендовать до проведения первого диагностирования трудного случая провести минимум три диагностирований с участием хорошо развитых школьников (дошкольников), чтобы освоить технику работы и приобрести больший опыт. Необходимо учитывать, что хорошо развитые дети решают все задания теста В быстром темпе примерно за 20–25 мин, в то время как проблемные дети затрачивают до 40–45 мин.

5. Проведение диагностики стандартизировано. Это значит, что отклонения от требований руководства, какими бы незначительными они ни казались, фальсифицируют результат. Инструкции к заданиям даются обязательно дословно. Помощь допускается, но тщательно фиксируется.

6. Каждое обследование ребенка требует хорошей подготовки. Оно должно быть проведено по возможности в привычных для ребенка условиях, в доброжелательной и теплой в целом атмосфере. Рекомендуется все приложения и отдельные задания поместить в нужной последовательности в специальные блокноты или тетради. По возможности, все картинки должны быть наклеены на картон. Следует позаботиться также о наличии мягкого карандаша и ластика.

7. Вводное задание (с картинками о постройке башни) не оценивается, так как оно служит вхождению в контакт с ребенком и ьяснению сути решения первого задания.

8. Для отдельных заданий данной методики была предусмотрена оценка 0, что больше связано с необходимостью иметь контроль, не пропущено ли по ошибке данное задание и отмечен ли результат.

9. Все другие дополнительные исследования на ребенке, которые желательны для выяснения более тонкой специфики данного случая, ни в коем случае нельзя проводить внутри данного диагностического метода, а только после завершения его применения. Имеются в виду беседа с родителями ребенка, задания на дополнительное рисование и т.п.

10. Особенно бросающиеся в глаза особенности поведения ребенка должны быть взяты на заметку для их последующей оценки.

11. Не рекомендуется проводить диагностику ребенка данным одом в присутствии родителей.

Оценка и интерпретация данных

1. Бланк регистрации результатов разработан таким образом, что позволяет однозначно фиксировать объективную оценку данных независимо от экспериментатора.

2. При анализе фактических данных надо стремиться к синтезу психологических, педагогических, медицинских и социальных аспектов. Необходимо помнить, что центральным, интегративным центом для всякого решения является необходимость найти для того ребенка наилучшие возможности для развития.

3. В поисках решения необходимо оценить всю имеющуюся информицию (разговор с родителями, суждения воспитателей детского сада, информацию об игре и занятиях ребенка, данные детского врача, поведение ребенка во время тестирования, а также и стандартизированные оценки уровня умственного развития ребенка). В любом случае необходимо принимать во внимание:

– возраст ребенка на момент поступления в школу;

– социальное происхождение (в широком смысле слова) и историю развития;

– симптомы раннего и более позднего развития;

– психофизическую утомляемость;

– подверженность соматическим болезням и пр.

 

Процедура тестирования

Вводное  задание. Постройка башни (рис. 10).

Исходная ситуация: в правильной последовательности разложить перед ребенком картинки на расстоянии 3 см друг от друга.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки, они нам расскажут одну историю. Она начинается с первой картинки (показать первую картинку). Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, потому что башня получается такая прямая и большая (показать вторую картинку). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил такую хорошую башню (показать на третью картинку). Девочка очень расстроилась, потому что башни больше не стало, она заплакала горькими слезами (убрать все картинки). Расскажи мне еще раз коротко, что делала девочка...»

Экспериментатор, независимо от рассказа ребенка, говорит;

«Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

Рис. 10. Стимульный материал к заданию «Постройка башни».

Задание 1. Рассказ по картинкам (рис. 11).

Исходная ситуация: в правильной последовательности разложить перед ребенком картинки.

Рис. 11. Стимульный материал к заданию «Рассказ по картинкам».

Инструкция: «А теперь скажи мне, какую историю расскажут нам эти картинки (после рассказа ребенка убрать все картинки). Расскажи еще раз коротко, что делал мальчик».

Обработка данных: используется следующая шкала оценок (баллах) (табл. 2.6).

Полученные баллы заносятся в бланк регистрации результатов.

Обработка данных:

2а) в специальном бланке красным карандашом отмечайте ход заучивания стихотворения, просуммируйте количество ошибочных репродукций и занесите оценку в бланк регистрации результатов;

26) оцените уровень ошибок в каждом из первых воспроизведений в частях 1, 2 и 3 (если в одной из трех частей что-то воспроизведено ошибочно, полный балл уже не ставится) (табл. 2.8);

Рис.

Рис. 16. Стимульный материал к заданию «Способность к дифференциации».

Программа

диагностики готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

Психологическая готовность к школе, на современном этапе развития психологической науки, рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду. Ряд понятий, таких как: «школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» - это те понятия, которые использовались как зарубежными психологами, так и отечественными для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого можно приступить к систематическому обучению. Следует отметить, что все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе.

Цель диагностического исследования: определение психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.


 

1. Школьная зрелость. Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека.

Процедура тестирования

На каждого ребенка заполняется лист, который включает следующие данные:

Имя и фамилия ребенка...................................

Возраст.................... лет.................... мес.

Дата рождения.......................................

Дата исследования..................................

Адрес родителей................................................

Задача 1. Рисунок мужской фигуры.

Инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь».

Образец Выполнение ребенком

 

Задача 2. Подражание письменным буквам.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же».

Подражание письменным буквам

Образец

Задача 3. Срисовывание группы точек.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».

Образец Срисовывание группы точек

 

Обработка данных

Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) идет по каждой задаче отдельно.

Задача 1. Рисунок мужской фигуры (ключ).

1 балл – нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закончены рывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки окончены кистями, на каждой – пять пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда – мужская. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического метода.

2 балла – исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла – рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла – примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов – не хватает ясного изображения туловища («голово-ногое» изображение или преодоление «головоногого» изображения) или обеих конечностей.

Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.

Образец Оценка выполнения

Задача 2. Подражание письменным буквам (ключ).

1 балл – совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Начальная буква имеет заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла – достаточно разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла – очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла – на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов – черкание.

Ниже приведены образцы для оценки теста.

 

                           

Задача 3. Срисовывание группы точек (ключ).

1 балл – почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка недопустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен образцом.

2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на полови-промежутка между рядами или столбцами.

3 балла – целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой повороот – даже на 180°.

4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов – черкание.

Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.

 

Подсчитывается общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям. Тест позволяет определить, следовательно, ориентировочную оценку общего умственного развития. Если тест проводят в группе (достаточно для двух детей одновременно), то проверяют также, способен ли ребенок подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе.

Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.