Основы медицинских знаний и здорового образа жизни — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

2020-05-07 162
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Учебно-методический комплекс курса

Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Биология и химия; География и экология; Дошкольное образование; Физика и информатика и ИКТ; Русский язык и литература; Музыкальное образование; Начальное образование; Родной язык и литература; Математика. Информатика и ИКТ; Технология; Иностранный язык

Направление: 050400 – Психолого-педагогическое образование

 Профиль: Социальная педагогика; Психология и педагогика дошкольного образования

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

 

                                                      

 

Пермь

ПГПУ

2011

УДК 61 (075.8)

ББК Ря73

О-753

Р е ц е н з е н т:

канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены ПГМА

О.А. Суслина

Автор-составитель: канд. мед. наук, доцент М.Л. Отавина

О-753 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методический комплекс по дисциплине. Направление: 050100 – Педагогическое образование. Профиль: Биология и химия; География и экология; Дошкольное образование; Физика и информатика и ИКТ; Русский язык и литература; Музыкальное образование; Начальное образование; Родной язык и литература; Математика. Информатика и ИКТ; Технология; Иностранный язык. Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование. Профиль: Социальная педагогика; Психология и педагогика дошкольного образования. Квалификация (степень): Бакалавр / авт.-сост. М.Л. Отавина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 39 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина входит в профессиональный цикл.

относится к вариативной части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов.

 

Утверждено:  «___» ________________20___ г. Начальник учебно-методического управления __________________    

 

  Утверждено на заседании кафедры анатомии, физиологии и медицины: Протокол № 6 «7» июня 2011г. Зав. кафедрой _______________

 

УДК 61 (075.8)

ББК Ря73

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

                                                                                   © Отавина М.Л., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный   

                                                                                  педагогический университет», 2011

Содержание

                                                                                                             

1. Цель изучения дисциплины 4
2. Место дисциплины в структуре ООП 4
3. Требования к результатам освоения дисциплины                                                                                       4
3.1. Принятая структура компетенций                                                           4
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и                         формируемых компетенций                                                                            5
4. Объем дисциплины                                                                                       6
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы                                                                                                      6
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы                                                                                                      7
5. Содержание дисциплины                                                                                       9
5.1. Программа дисциплины                                                                                              9
5.2. Содержание семинарских и практических занятий                                                                                                     15
6. Формы и методы обучения                                                                     25
6.1. Технологии аудиторной работы 26
6.2.  Технологии внеаудиторной работы 25
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов        26
   7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов                                                                                        26
   7.2. План-график самостоятельной работы студентов                                                                                                  27
7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их                     выполнения                                                                                       29
8. Учебно-методическое, информационное и     материально-техническое обеспечение дисциплины                                                                                       31
   8.1. Основная литература                                                                                               31
   8.2. Дополнительная литература                                                                                               31
   8.3. Учебно-методические материалы                                                                                                32
   8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы                                                                                           32
   8.5. Материально-техническое обеспечение         32
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации                                                                                32
   9.1. Содержание и форма проведения входного контроля                                                                                                  32
   9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний                                                                                                      33
   9.2.1. Формы текущего контроля знаний                                                                                                      33
   9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций                                                                                             33
   9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации                                                                                                36

1. Цель изучения дисциплины: формирование знаний о причинах нарушения здоровья детей и подростков и навыков, направленных на сохранение здоровья и оказания первой медицинской помощи.

2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина входит в профессиональный, математический и естественнонаучный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении дисциплин:

1. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»,

2. «ОБЖ» предыдущего уровня образования.

Освоение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является необходимой основой для изучения дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура» и прохождения педагогической практики.

 3. Требования к результатам освоения дисциплины                           

   3.1. Принятая структура компетенций:

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль подготовки: «биология и химия», «география и экология», «дошкольное образование», «физика и информатика и ИКТ», «русский язык и  литература», «музыкальное образование», «начальное образование», «родной язык и литература», «музыкальное образование», «технология», «математика, информатика и ИКТ»):

«готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК–5)»;

«готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7, (ПК-8 для двух профилей))»;

по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «психология образования», «социальная педагогика»):

 «способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (ОК-11)».                                     

        

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен

  знать:

- основные понятия здоровья, болезни, здорового образа жизни, виды здоровья и их характеристику;

-  причины, проявления наиболее распространенных заболеваний у детей и подростков;

- причины развития неотложных состояний, их проявления и мероприятия неотложной помощи;

- основополагающие принципы здорового образа жизни и средства его формирования;                                       

уметь:

- применять субъективные и объективные показатели для оценки индивидуального здоровья;

- давать оценку факторам среды, оказывающим негативное влияние на здоровье как отдельного человека, так и на здоровье всего коллектива, исключать или снижать их влияние;

- использовать методы и средства оказания первой медицинской помощи при возникновении неотложных состояний;

- применять полученные знания в педагогических и психологических технологиях с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья.                    

владеть:

- навыками распознавания неотложных состояний;

- навыками оказания первой медицинской помощи при травмах и реанимационной помощи.

 

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

П/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов

Вид учебной работы

Количество часов по направлениям профилям Педагогическое образование и психолого-педагогическое образование

Номера семестров:

1

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

 

 

Лекции (Л) 12/0,3 (4/0,1) Практические занятия (ПЗ) 6/0,2 (4/0,1) Семинарские занятия (СЗ) 10/0,3

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

 

 

Подготовка к докладу 4/0,1 Работа с монографией и периодическими изданиями 8/0,2 (16/0,4) Проработка конспектов лекций, учебников, пособий 10/0,3 (22/0,6) Аналитическая таблица 6/0,2 (8/0,3) Глоссарий по дисциплине 4/0,1 (6/0,1) Решение ситуационных задач 8/0,2 (6/0,1) Подготовка мультимедийных презентаций 4/0,1 (6/0,1)

Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

72/2

Входной контроль (вид, № семестра)

Тест, 1 семестр

Текущий контроль (вид, № семестра)

Тест, самоотчет, выступление с докладом,  1 семестр

П/п

Раздел/ тема

Неделя семестра

Всего час.

Виды учебной работы студентов

И трудоемкость (в часах)

Аудиторная работа

Сам. работа

Лек.

Сем.

Пр. Обяз. Доп. 1. Проблемы здоровья детей и подростков/ Тема1. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Показатели общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья   1 12 2

 

  4 6 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема/ Тема 2. Человек и окружающая среда. Адаптация организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Здоровый образ жизни и его составляющие Тема 3. Методы оздоровления и укрепления здоровья: рациональное питание, физическая культура и закаливание Тема 4. Профилактика потребления психоактивных веществ 2-3 12     2

 

2

      2   6 3 Понятие неотложных состояний/ Тема 5. Неотложные состояния в клинике заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, эндокринных, аллергических и пароксизмальных состояний Тема 6. Детский травматизм. Первая помощь при травмах и меры профилактики Тема 7. Основные приемы сердечно-легочной реанимации 4-9 24   2   2

 

2

  6   6   4   2 4 Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии/ Тема 8. Основные понятия иммунологии, микробиологии и эпидемиологии Тема 9. Основные группы инфекционных заболеваний и их профилактика 10-12 14     2     4

 

    6     2 5 Роль семьи и школы в сохранении здоровья детей/ Тема 10. Основные факторы риска развития форм патологий у школьников. Тема 11. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьников Тема 12. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей и подростков 13-14 10     2     2

 

    2   2       2                    

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Тема 8. Основные понятия иммунологии, микробиологии и эпидемиологии

Понятие об эпидемическом и инфекционном процессах, эпидемическом очаге и звеньях эпидемического процесса. Формы интенсивности  эпидемического процесса (спорадия, эпидемия, пандемия). Иммунитет: определение, виды. Вакцинация, виды.

Содержание семинарских и практических занятий

Занятие 1.

Занятие 2.

Тема. Раны. Десмургия

Форма проведения - практическое занятие

Цель: изучить способы оказания первой медицинской помощи при открытых повреждениях

Понятия: рана, асептика, антисептика, асептическая повязка, инфицирование, некроз, сепсис, первичная хирургическая обработка ран, десмургия

Вопросы для обсуждения:

1. Виды ран. Признаки. Осложнения.

2. Антисептические средства, применяемые для обработки ран. Правила обработки.

3. Повязки типовые бинтовые: циркулярная, спиральная с перегибами, крестообразная (восьмиобразная), возвращающаяся.

4. Повязки косыночные.

 

Практическая часть работы: наложение на конечности и голову типовых бинтовых повязок

Основная литература

Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П.Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М.: Акад. Проект, 2004. С. 506, 513-514.

Контрольные вопросы:

1. Назовите виды, признаки и осложнения ран.

2. Назовите правила обработки поверхности и краев раны, антисептические средства, применяемые для обработки ран.

3. Назовите виды повязок.

4. Правила наложения бинтовых повязок.

Занятие 3.

Занятие 4.

Тема.Неотложные состояния при эндокринных и аллергических заболеваниях

Форма проведения - семинарское занятие

Цель: научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях в клинике сахарного диабета, изучение причин развития аллергических состояний, их проявлений и осложнений

Понятия: сахарный диабет, гипогликемия, гипергликемия, аллерген, антитело, аллергическая реакция, ринит, конъюнктивит, дерматит, папула, одышка

Вопросы для обсуждения:

1. Сахарный диабет: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика. Неотложные состояния в клинике сахарного диабета: причины, клинические проявления (гипер- и гипогликемические состояния). Принципы оказания первой медицинской помощи в клинике сахарного диабета.

2. Аллергические состояния: этиология, патогенез, факторы риска. Клинические проявления аллергических реакций немедленного типа: анафилактический шок, крапивница, отек Квинке, аллергический ринит и конъюнктивит. Первая медицинская помощь при аллергических реакциях немедленного типа.

3. Бронхиальная астма: этиология, патогенез, клинические проявления, первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.

4. Клинические проявления аллергических реакций замедленного типа (атопический дерматит). Принципы лечения. Особенности профилактики у детей.

Основная литература

Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П.Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М.: Акад. Проект, 2004. С. 358-363, 539-546.

Дополнительная литература

1. Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учеб. для студентов / Е.П.Тен. ─ М.: Мастерство, 2002. ─256 с.

2. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 400 с.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите причины развития сахарного диабета. Понятие диабета первого и второго типа.

2. Причины развития гипогликемической и гипергликемической комы при сахарном диабете.

3. Схема оказания неотложной помощи при гипер- и гипокликемической коме.

4. Дайте определение понятиям «аллерген», «антитело», «аллергическая реакция».

5. Перечислите экзогенные аллергены.

6. Охарактеризуйте механизм развития аллергической реакции.

7. Назовите наиболее распространенные формы аллергических реакций.

8. Перечислите мероприятия первичной и вторичной профилактики аллергических заболеваний.

 

Занятие 5.

Тема.Инфекционные заболевания и их профилактика

Форма проведения - семинарское занятие

Цель: изучить причины, признаки кишечных инфекций и инвазий, гематогенных  инфекций

Понятия: инфекция, инвазия, гельминтоз, инфекционный процесс, эпидемический процесс, эпидемический очаг, дезинфекция, дезинсекция, профилактика

Вопросы для обсуждения:

1. Кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллезы, гепатит А). Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.

2. Гематогенные инфекции: гепатит В и С. Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.

3. Гельминтозы (энтеробиоз, аскаридоз, дифиллоботриоз). Этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.

4. Этиология, эпидемиология, клинические проявления чесотки и педикулеза. Профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Основная литература

Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П.Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М.: Акад. Проект, 2004. С. 382-416, 435-441.

Дополнительная литература

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 400 с.

2. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов / В.В.Марков. ─  М.: Академия, 2001. ─ 320 с.

3. Медико-биологические аспекты безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие / Сост. М.Л. Отавина, Г.С. Корж, И.Л. Ёлкина, А.А. Масалева, О.А. Суслина. Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2007. ─ 71 с.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте механизм, пути и факторы передачи кишечных инфекций.

2. Назовите основные противоэпидемические мероприятия в очаге кишечных инфекций.

3. Перечислите мероприятия по профилактике кишечных инфекций в детских образовательных учреждениях.

4. Охарактеризуйте общие признаки кишечных инфекций.

5. Назовите основные профилактические мероприятия, направленные на предотвращение заражения энтеробиозом, аскаридозом, дифиллоботриозом.

6. Назовите основные профилактические мероприятия, направленные на предотвращение заражения чесоткой и педикулезом.

 

Занятие 6.

Занятие 7.

Занятие 8.

Тема. Методы оздоровления и укрепления здоровья: рациональное питание, физическая культура и закаливание

Форма проведения - семинарское занятие

Понятия: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни,образ жизни, здоровый образ жизни (ЗОЖ), рациональное питание, макро- и микронутриенты, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, показатели сбалансированности, рацион питания, режим питания, закаливание, физическая культура, двигательные навыки, двигательные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, гиподинамия

Цель: определить наиболее значимые составляющие здорового образа жизни.

Понятия: здоровый образ жизни, рациональное питание, макро и микронутриенты, закаливание, двигательная активность

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция рационального питания. Организация питания в образовательных учреждениях.

2. Физиологическая сущность закаливания. Специальные способы закаливания: воздушные ванны, воздействие солнечных лучей, закаливание водой. Нетрадиционные способы закаливания.

3. Двигательные навыки и двигательные качества. Рекомендации по оптимальному использованию средств тренировки для функционирования основных систем организма.

4. Критерии оценки индивидуального здоровья: субъективные и объективные. Объективные: ЧСС, проба Мартинэ (проба с 20 приседаниями), проба Генчи и проба Штанге, индекс массы тела (Кетле).

Основная литература

Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.П. Артюнина, С. А. Игнатькова ─ М.: Акад. Проект, 2004. С. 457-463.

Дополнительная литература

1. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов / В.В.Марков. ─  М.: Академия, 2001. ─ 320 с.

2. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования для образовательных учреждений нач. проф. образования / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофименко. ─ 3-изд., стер. ─ М.: Академия, 2004. ─ 192 с.

3. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студентов вузов / Митяева Анна Михайловна. ─  М.: Академия, 2008. ─ 144 с.

4. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Н.Назаров, Ю. Д. Жилов.. ─ М.: Академия, 2007. ─ 256 с.

5. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учеб. пособие / Г.С.Никифоров. ─  СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

6. Актуальные вопросы здоровья детей и подростков: Учеб. пособие / Сост.  Отавина М.Л., Корж Г.С., Ёлкина И.Л., Масалева А.А., Суслина О.А. Перм. гос. пед. ун-т. ─ Пермь, 2010. ─ 57 с.

Контрольные вопросы:

1. Назовите пищевые вещества, которые необходимы человеку и должны поступать с пищей.

2. Последствия недостаточного потребления незаменимых пищевых веществ для человека.

3. Назовите суточную потребность человека с учетом возраста в белках, жирах, углеводах.

4. Потребность человека с учетом возраста в витаминах и минералах.

5. Назовите принципы и правила закаливания.

Формы и методы обучения

При реализации различных видов работы по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» используются следующие образовательные технологии:

6.1 Технологии аудиторной работы:

Традиционные технологии:

· академические лекции,

· установочные и обобщающие лекции,

· семинарские занятия,

· практические занятия

Технологии проблемного обучения:

· проблемные лекции,

· лекция-визуализация,

· выступление с докладом, сообщением по реферату,

· разбор конкретных ситуаций,

· проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:

· практические занятия

Интерактивные и активные технологии

· ролевая игра,

· решение ситуационных задач

6.2 Технологии внеаудиторной работы:

Традиционные технологии:

· конспектирование литературы,

· подготовка к семинару, собеседованию по теме,

· реферирование монографий и периодических изданий,

· подготовка реферата и доклада

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:

· подготовка презентаций научно-исследовательских проблем,

· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет

7.    Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины

Наименование раздела

дисциплины

Формы самостоятельной работы

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

 (ак. час. / зач. ед.)

Проработка конспекта лекций, учебников, пособий   Решение ситуационных задач Работа с монографией и периодическими изданиями Глоссарий понятий по дисциплине Составление аналитических таблиц Подготовка к докладу (реферату) Подготовка мультимедийной презентации 1. Проблемы здоровья детей и подростков   2 2 2   2   8/0,2 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема 2   4     2   8/0,2 3. Понятие о неотложных состояниях 4 2     4   2 12/0,4 4. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии 2 2     2   2 8/0,2 5. Роль семьи и школы в сохранении здоровья детей 2 2 2 2       8/0,2   Итого: 10 8 8 4 6 4 4 44/1,2

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

 

П/п

Формы

самостоятельной работы

Раздел

дисциплины курса

Вид сам.

Работы

Сроки

(неделя семестра)

Форма

Контроля

Обязат. Допол.
1. Глоссарий понятий по дисциплине   Подготовка к  докладу (реферату)   Работа с монографией и периодическими изданиями   Решение ситуационных задач Проблемы здоровья детей и подростков 2     2     4*   4*     12   12   12 Самоотчет, выступление с докладом
2. Проработка конспекта лекций, учебников, пособий   Работа с монографией и периодическими изданиями   Подготовка к докладу (реферату) Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема 2       6*   6* 13 Самоотчет, выступление с докладом
3. Проработка конспекта лекций, учебников, пособий   Решение ситуационных задач   Составление аналитических таблиц   Подготовка мультимедийной презентации Понятие о неотложных состояниях 4   2   4       2 8 Тест, самоотчет
4. Проработка конспекта лекций, учебников, пособий   Решение ситуационных задач   Составление аналитических таблиц   Подготовка мультимедийной презентации Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии 2   2   2   2 10 Тест, самоотчет
5. Проработка конспекта лекций, учебников, пособий   Решение ситуационных задач   Работа с монографией и периодическими изданиями   Глоссарий понятий по дисциплине Роль семьи и школы в сохранении здоровья детей 2   2     2   2 11 Тест, самоотчет

 

*- студент может выбрать один из указанных вариантов дополнительной самостоятельной работы

7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению

Подготовка к написанию реферата начинается с подбора литературы и составления библиографического списка. Затем собранный материал изучается и составляется план (содержание) реферата, который согласуется с преподавателем. После этого в соответствии с планом пишется основной текст реферата, оформленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ.

Содержание реферата должно полностью раскрывать изучаемую проблему и показывать ее противоречивые стороны. В нем должны быть отражены мнения и взгляды на решение этой проблемы разных ученых. Автор реферата должен обобщить и сделать вывод о том, какое мнение в настоящее время является основным.

В разделе «Заключение» автор высказывает свое мнение по изучаемой проблеме.

Темы рефератов

1. Профилактика стресса. Способы антистрессовой защиты.

2. Физическая культура и ее оздоровительное значение.

3. Двигательная активность в различные периоды жизни человека.

4. Соблюдение физиологической основы режима труда и отдыха для сохранения здоровья.

5. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни.

6. Проблема формирования здорового образа жизни на различных этапах жизнедеятельности человека.

7. Философские, нравственные, этические аспекты здорового образа жизни.

8. Культура, творчество, здоровье.

9. Возрастные аспекты здоровья.

10. Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования.

11. Закаливание - составляющая часть здорового образа жизни.

12. Питание современного человека. Проблема, связанная с дефицитом витаминов в рационе и пути ее решения.

13. Питание современного человека. Проблема, связанная с избыточным потреблением жиров животного происхождения. Пути ее решения.

14. Пища как источник токсических и биологически активных веществ.

15. Проблема женского и семейного алкоголизма.

16. Проблема подросткового алкоголизма.

17. Алкоголизм как социальная проблема.

18. Наркомания как социальная проблема.

19. Влияние табакокурения на здоровье.

20. ВИЧ (СПИД)-медико-социальные аспекты.

21. Действие алкоголя на плод. Алкогольный синдром плода.

22. Пищевые отравления и их профилактика.

23. Значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья.

24. Альтернативные представления в питании человека (вегетарианство, раздельное питание).

25. Организация питания школьников.

26. Профилактика нарушений осанки у школьников и дошкольников.

27. Репродуктивное здоровье подростков.

28. Первичная профилактика потребления психоактивных веществ среди детей и подростков.

29. Профилактика школьного травматизма.

30. Здоровьесберегающие технологии в образовании.

31. Роль генетических факторов в формировании здоровья детей.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины  

8.1. Основная литература

Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для студентов пед. вузов   ─ М.: Акад. Проект, 2004. - 560 с.

8.2 Дополнительная литература

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. ─ М.: ВЛАДОС, 2003. ─ 400 с.

2. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов ─  М.: Академия, 2001. ─ 320 с.

3. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования для образовательных учреждений нач. проф. образования / А.Н. Мартинчик, А.А. Королев, Л.С. Трофименко. ─ 3-изд., стер. ─ М.: Академия, 2004. ─ 192 с.

4. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студентов вузов /А.М. Митяева  ─  М.: Академия, 2008. ─ 144 с.

5. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Н. Назарова, Ю. Д. Жилов.. ─ М.: Академия, 2007. ─ 256 с.

6. Никифоров Г. С. Психология здоровья: учеб. пособие / Г.С.Никифоров.. ─  СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

7. Профилактика социально обусловленных заболеваний среди подростков. Материалы в помощь социальному педагогу и психологу / Под ред. Л.И. Рябовой, Э. Н. Гарсия. ─ Пермь, 2002. ─ 64 с.

8. Психиатрия и наркология: Учебное пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / В.Д. Менделевич, С.Я. Казанцев, Е.Г. Менделевич, Р.Г. Садыкова; Под ред. проф. В.Д. Менделевича. ─ М.: Издательский центр «Академия», 2005. ─ 368 с.

9. Тен Е. Е. Основы медицинских знаний: учеб. для студентов / Е.Е. Тен. ─ М.: Мастерство, 2002. ─256 с.

10. Шабанов П.Д. Основы


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.