Чет безналичных денежных расчетов Учет операций по расчетному счету — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Чет безналичных денежных расчетов Учет операций по расчетному счету

2020-05-07 126
Чет безналичных денежных расчетов Учет операций по расчетному счету 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чет безналичных денежных расчетов Учет операций по расчетному счету

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы.

Из них наиболее распространенными при наличном расчете являются объявление на взнос наличными и денежный чек.

Объявление на взнос наличными представляется банку при внесении наличных денег на расчетный счет.

Объявление на взнос наличными заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за реализованную продукцию, оказание услуг, депонированная заработная плата и др.).

В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом и основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.

Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета организации указанной в чеке суммы наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, на командировочные расходы и хозяйственные нужды.

Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся в организации в чековой книжке и являющийся оправдательным документом.

Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.

Чеки подписываются лицами, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету, и скрепляются печатью организации.

Какие-либо исправления, хотя и оговоренные, в чеках не допускаются.

Чеки бывают именными и на предъявителя.

Именной чек выписывается на конкретное лицо (кассира) с указанием его фамилии, имени, отчества и паспортных данных.

Безналичные расчеты на расчетном счете оформляются следующими документами:

·платежное поручение;

·платежное требование;

·чек расчетный;

·аккредитив;

Безналичные расчеты регламентируются Положением «О безналичных расчетах».

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести средства на счет получателя средств.

Платежными поручениями (рис. 13.2.) рассчитываются с поставщиками и подряд­чиками в случае предоплаты или по согласованию, с разными кредиторами, по перечислению налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды и т.д.

Платежное поручение (Ф № 0401060) выписывается покупателем (плательщиком) и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк поставщика.

Основные нормы, регулирующие расчеты платежными поручениями, приведены в параграфе 2 главы 46 Гражданского кодекса. Формат платежного поручения и порядок его заполнения приведены в Положении «О безналичных расчетах в РФ» от 12 апреля 2001 г. № 2-П.

Перед выпиской платежное поручение должно быть зарегистрировано в Журнале регистрации платежных поручений

Оплата расчетных документов производится в порядке календарной очередности.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется в очередности в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса.

В этом случае, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку № 2 по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств, в очередности, установленной законодательством

Платежное требование

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора – получателя средств (поставщика) – к должнику – плательщику (покупателю) – оплатить определенную денежную сумму через банк.

Платежное требование (рис. 2.2.) выписывается поставщиком на бланке (Ф №0401061) и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда – в банк плательщика.

При этом если в договоре между сторонами установлено безакцептное списание средств (о чем в платежном требовании сделана надпись с указанием основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия.

Когда сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не может быть менее трех дней).

В течение этого времени (без указания используется три дня) плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично, о чем должно быть составлено заявление.

При отсутствии такого заявления по истечении трех дней с момента передачи плательщику последнего экземпляра платежного требования исполняющий банк оплачивает его.

ЧЕК РАСЧЕТНЫЙ

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек плательщиком.

Плательщиком выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему возможностями в подлинности чека.

Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

Чек может быть покрытым (депонированным), при котором плательщик предварительно депонирует средства, и непокрытым (гарантированным банком).

Для получения расчетных чеков организация обращается в свой банк с заявлением, в котором указывает количество чеков и общую сумму, требующуюся для расчета чеками. На основании этого определяется лимит одного чека, проставляемый на оборотной стороне каждого чека.

В случае депонированных чеков одновременно с заявлением в банк представляется платежное поручение на заявленную денежную сумму.

Выписанные чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.

Учет выдачи чеков ведется владельцем чековой книжки на субсчете 2 «Чековые книжки» активного счета 55 «Специальные счета в банках».

Чек удобен для расчетов в тех случаях, когда у плательщика нет намерений отдать деньги до получения товара, а у поставщика – передать товар до получения гарантий платежа.

Удобно иметь чековую книжку и при поездках в командировку в случае приобретения материалов у неизвестных по предыдущей практике тор­говли продавцов, а поставщик имеет возможность обезопасить себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорить оплату.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».

Чеки могут выпускаться и кредитными организациями и использоваться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами.

Организации обязаны сдать в установленном порядке принятые в оплату чеки в обслуживающий банк, при этом в препроводительной ведомости (приложение 9 к Положению Центрального банка № 56) проставляются номера счетов чекодержателей, наименование банка плательщика и его номер.

Для понятия сущности данной формы расчетов на рис. 2.3. приводится схема расчетов чеками.

Понятие «безналичные расчеты».

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов [Финансы. // Под ред. Романовского М. В.,Врублевской О. В., Сабанти Б.М. — М: ЮРАЙНТ-М, 2001, стр. 58].

Для осуществления безналичных расчетов необходимо открыть расчетный счет в банке. Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:

1. заявление на открытие счета;

2. документ о законности образования предприятия (решение учредителей о создании предприятия, заверенное нотариально);

3. подлинный экземпляр устава;

4. две карточки с нотариально заверенными образцами подписей распорядителей средств предприятия (руководителя и его первого заместителя, главного бухгалтера) с оттиском печати;

5. временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;

6. справку налоговой инспекции о постановки на учет;

7. копию приказа руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера и кассира.

Через расчетный счет в банке осуществляется большинство расчетных операций предприятия любой организационно-правовой формы:

операции, осуществляемые полностью безналичным путем, безналичные поступления средств на расчетный счет и безналичные перечисления с расчетного счета; операции по зачислению наличных на р\с, по объявлению на взнос и получение наличных с р\с по чеку и т.д.

Основной частью денежного оборота (80 – 90 %) является безналичный оборот. Безналичным путем осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возврат банковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участниками безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества, банки и финансовые органы, некоммерческие организации).

Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе и между юридическими лицами могут осуществляться наличными денежными средствами. С этой целью инструктивными документами Банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу.

Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в Гражданском кодексе РФ. Непосредственно техника расчетов устанавливается инструктивными документами Банка России, в частности инструкцией от 12 апреля 2001 г. № 2-п “Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации”. В указанной инструкции сформулированы основные принципы организации безналичных расчетов.

Платежное поручение.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (п. 3.1 Положения 2-П) [2,с. 35]. Платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. При проведении расчетов платежными поручениями плательщик сдает поручение в трех экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя.

Платежные поручения принимаются в банк плательщика не зависимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, то платежные документы помещаются в картотеку по внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, неоплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 части 1 Гражданского кодекса РФ. Поручение оплачивается с соблюдением установленной законодательством очередности платежей (ст. 855 ч. 2 ГК РФ)[2,с. 35].

Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т. е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Таким образом, платёжное поручение – это распоряжение владельца счёта обслуживающему его банку перечислить со своего счёта на счет получателя средства, открытый в этом или другом банке.

Расчеты аккредитивами

Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет «Аккредитив». Аккредитивная форма расчётов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Для совершения платежа покупатель обраща­ется в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Сле­довательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретае­мых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на акк­редитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачис­ляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве. Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.

При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только для расчетов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре между плательщиком и поставщиком.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи (п. 4.1 Положения 2-П)[2,с. 35].

Банком могут открываться следующие виды аккредитивов:

1. Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

2. Отзывные и безотзывные.

При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Бухгалтерские проводки при этом будут:

1.Депонированы средства на аккредитив – Дт 55/1 Кт 51;

2.Получены ТМЦ от поставщиков – Дт 10 Кт 60;

3.Оплачено поставщику аккредитивом – Дт 60 Кт 55/1;

4.Возвращены остатки неиспользованных денежных средств аккредитива на расчётный счёт – Дт 51 Кт 55/1.

При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корсчета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву, это определяется по соглашению между банками.

В данном варианте используется забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Забалансовые счета – это счета, на которых отражаются активы, временно находящиеся у предприятия, но не являющиеся его собственностью. Счет 009 предназначен для обобщения информации о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей. В случае если в гарантии не указанна сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.

Суммы обеспечений, учтенные на счете 009, списываются по мере погашения задолжности. При этом составляются бухгалтерские проводки:

1.Принятие обязательств – Кт 009;

2.Получены от поставщиков ТМЦ – Дт 10 Кт 60;

3.Оплата ТМЦ покупателем – Дт 60 Кт 51;

4.Закрытие аккредитива – Дт 009.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство банка осуществлять выпла­ты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безот­зывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. По­ставщик, правда, может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива[4, с.35].

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:

1.Наименование банка-эмитента.

2.Наименование банка, обслуживающего получателя средств.

3.Наименование получателя средств.

4.Сумма аккредитива.

5.Вид аккредитива.

6.Способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком.

7.Полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств.

8.Сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров, и требования к оформлению указанных документов.

9.Условие оплаты (с акцептом или без).

10.Ответственность за неисполнение обязательств и другие условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.

Допускаются частичные платежи по аккредитиву.

За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Расчеты чеками

Удобной формой расчетов для получателей средств являются расче­ты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.

Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляет­ся на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «чековая книжка».

Как только банк принимает решение о выдаче чековой книжке и обосабливает сумму лимита чековой книжки на депозит, так предприятие делает в бухгалтерском учете следующую запись: депонированы денежные средства для расчётов чеками – Дт 55/2 Кт 51.

После того как поставщик выполнит свои обязательства, будет сделана проводка: получены от поставщика ТМЦ, услуги и т. д. – Дт 10 Кт 60.

После того как банком покупателя будет оплачен чек, на сумму чека будет сделана проводка: оплачен чек поставщика – Дт 60 Кт 55/2.

Если после окончания действия чековой книжки на депозите остаются неизрасходованные денежные средства, то они возвращаются на расчётный счёт следующей проводкой: возвращена сумма неизрасходованных средств - Дт 51 Кт 55/2.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное рас­поряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физиче­ское), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распо­ряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридиче­ское или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя[12, с.36].

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регу­лируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им неурегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответст­вии с ними банковскими правилами.

Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заяв­лением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чеко­вую книжку для расчетов с предприятиями».

Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выборке товаров на месте раз­решается подписывать чеки должностному лицу учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенности должны быть оговорены право на подписание чека должностным лицом и сумма, на которую разрешается приобрести товары. Если чек подписывается на основании доверенности должностным лицом учреждения, то оно долж­но на чеке перед подписью сделать надпись «По доверенности».

Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновремен­но с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъ­явления к оплате. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки.

По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк. Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты, уста­новленные Гражданским кодексом Российской Федерации [2, с.35]:

• Наименование «чек», включенное в текст документа;

• Поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

• Наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

• Указание валюты платежа;

• Указание даты и места составления чека;

• Подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Чек, не содержащий указание места его составления, рассматрива­ется как подписанный в месте нахождения чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов ли­шает его силы чека. Чек может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и ус­тановленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Документооборот при расчетах чеками сводится в целом к следующему. Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:

1.Сумму платежа (цифрами и прописью);

2.Наименование получателя платежа;

3.Место выписки чека;

4.Дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).

Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:

1.Сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;

2.Номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке;

3.Подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.

Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).

Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.

Таким образом, чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное рас­поряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Расчеты по инкассо

Расчёты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений[13, с.36].

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя. Банк – эмитент принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату. Если на счете плательщика недостаточно денежных средств, то платежные требования или инкассовые поручения помещаются в банковскую картотеку не оплаченных в срок расчетных документов. Оплата их производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности установленной законодательством.

Платёжные требования применяются при расчётах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом. Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

Платежное требование составляется на бланке формы 0401061. Кроме реквизитов, которые должны содержать все расчетные документы, в платежном требовании указываются:

1.Условие оплаты;

2.Срок для акцепта;

3.Дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных догово­ром документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;

4.Наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), но­мер и дата договора, номера документов, подтверждающих по­ставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты.

Последний экземпляр платежного требования используется для извещения плательщика о поступлении платежного требования. Этот экземпляр платежного требования передается плательщику для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк платежного требования. Передача платежных требований плательщику исполняющим банком осуществляется в порядке, предусмотренном договором банковского счета.

Без акцепта платежными требованиями расчеты осуществляются:

1.В случаях, установленных законодательством;

2.В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставлении банку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Для того необходимо предоставить в банк заявления, составленного в произвольной форме и оформленного подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списания денежных средств в безакцепном порядке, наименование работ, товаров и услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, № и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцепного списания). Отсутствие условия о безакцепном списании денежных средств в договоре банковского счета или дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней. Все возникшие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

В случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции.

1.Для взыскания по исполнительным документам.

2.В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон (с указанием его номера, даты принятия).

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вы­несшего решение, подлежащее принудительному исполнению.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного доку­мента либо его дубликата.

Документооборот при инкассовой форме расчетов полностью совпадает с расчетами платежными требованиями в безакцепной форме.

Таким образом, расчёты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Вексельная форма расчётов

Вексель – это вид ценной бумаги, представляющий собой письменное долговое обязательство, составленное по установленной законом форме, удостоверяющее ничем не обусловленное обязательство векселедателя или иного указанного в векселе плательщика выплатить в установленные сроки денежные средства. Различают два вида векселей: простой вексель и переводной вексель (тратта) [4, с.35].

Простой вексель – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны уплатить определённую сумму при наступлении срока платежа другой стороне в уплату за продукцию, работы или услуги. Переводной вексель выписывается кредитором и содержит приказ дебитору уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу или предъявителю векселя. Переводной вексель выписывается кредитором и с помощью передаточной надписи (индоссамент) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функции кредитно-расчетного документа. Для ускорения процесса оборота средств векселедержатель посредством индоссамента передаёт вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом процента в пользу банка. При этом делаются записи:

1.При выдачи ссуды под вексель:

·Отражается величина полученного кредита – Дт 51,52 Кт 66,67;

·Отражается сумма процентов за кредит – Дт 26,91 Кт 66,67.

2. После оплаты векселя: отражаются векселя, полученные плательщиком – Дт 66,67 Кт 62.

3. Отражается возврат денег, если не выполнены условия по векселю – Дт 66,67 Кт 51,52.

 

60. Учет денежных средств и расчетов по кассе. Приходные и расходные кассовые операции. Оформление первичных кассовых документов. Синтетический и аналитический учет денежных средств.

 

. Учет денежных средств в кассе

2.1 Документальное оформление кассовых операций

Основанием для отражения в бухгалтерском учете движения наличных денежных средств, служат первичные документы. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, которые утверждены постановлением Госкомстатом России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Первичные документы оформляются согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34 и содержат следующие реквизиты:

- наименование документа (формы);

- код формы;

- дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи этих работников и их расшифровки.

При работе с кассовыми документами необходимо строго соблюдать следующие требования:

· приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой.

· в этих документах не допускаются подчистки, помарки или исправления;

· прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления;

· в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

· Печатью заверяются документы, для которых это предусмотрено законодательством.

Кассовая книга

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

Кассовая книга (форма № КО-4) применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. В организации может быть лишь одна кассовая книга.

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано ___n____ листов". Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, однако в таком случае нужно будет распечатывать и брошюровать листы книги.

Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая заполняе


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.