Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-05-07 | 436 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Принцип проблемности. Он введен в дидактику М.И.Махмутовым, предпосылки же были созданы и работами других исследователей – Д.В.Вилькеева, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, Т.В.Кудрявцева, посвященными проблемному обучению. Сущность принципа связана с развитием у учащихся способностей к решению проблем, преодолению интеллектуальных затруднений, возникающих в процессе образования, способностей к обучению, развитием умения мыслить, догадываться, выдвигать гипотезы, привычки к самостоятельным размышлениям над фактами, событиями и явлениями, их сопоставлению и сравнению.
Принцип проблемности отражает следующие закономерности обучения (М.И.Махмутов, О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк): развитие индивидуальности школьника зависит от характера его деятельности; проблема является начальным моментом мыслительной деятельности; мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять, когда возникает познавательное затруднение; проблемное обучение и воспитание развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому, что школьник сам их решает.
Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий:между имеющимся уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым; между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др.) сферы и уровнем ближайшего ее развития.
Применить закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования:1) выявлять и учитывать уровни развития интеллектуальной сферы учащихся; 2) учебный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся творческих способностей, познавательных умений и других составляющих интеллектуальной сферы; 3) с учетом реальных учебных возможностей учащихся создавать проблемные ситуации, решать учебные и другие проблемы; 4) структурировать взаимодействие учителя и учащихся в соответствии с логикой проблемного обучения; 5) систематически осуществлять анализ результативности педагогических воздействий по развитию интеллектуальной сферы.
|
Данные требования отражают основные направления действий педагога, стремящегося к организации проблемно-развивающего обучения. Правила принципа проблемностираскрывают эти направления, называя конкретно, что следует сделать, чтобы выполнить требования: 1) систематически применять диагностические методики для изучения интеллектуальной сферы учащихся; 2) при подготовке и проведении урока конкретно ставить цели развития интеллектуальной сферы учащихся, пользуясь научно обоснованной номенклатурой целей; 3) разработка учебных проблем возможна на основе анализа учебного материала и выявления противоречивых фактов; формулировка учебных проблем производится в виде вопросов, задач, заданий; постановка учебных проблем в процессе обучения осуществляется чаще всего в результате проблемной ситуации; 4) создание и разрешение проблемных ситуаций осуществляется в соответствии с логикой проблемного обучения по схеме: выявление противоречия (создание проблемной ситуации) формулирование проблемы - выдвижение гипотез - поиск способов решения проблемы - решение проблемы - проверка правильности решения - формулирование выводов - применение знаний как по образцу, так и в незнакомых условиях; 5) анализ деятельности учителя и учащихся осуществлять с учетом достигнутого уровня знаний, развития и воспитанности учащихся.
Условия реализации принципа могут способствовать, во-первых, эффективности деятельности преподавателя и, во-вторых, успешности деятельности учащихся. Реализация принципа проблемности будет эффективной, если преподаватель будет учитывать одновременно все его требования и применять в комплексе соответствующие им правила. Логика самого процесса проблемного обучения подсказывает, что лучше реализовать целостный подход к его подготовке и организации, чем акцентировать внимание на какой-либо его функции. Немаловажным условием успешности работы преподавателя является использование им разработанных педагогикой диагностических методик, номенклатуры целей, приемов создания проблемных ситуаций, способов структурирования учебного материала, способов взаимодействия с учащимися, средств анализа и самоанализа процесса и результатов обучения. При организации проблемного обучения важно уметь определять и выбирать то соотношение действий педагога и учащихся, которое является оптимальным, наиболее подходящим для конкретных условий. Это умение основывается на знании сущности и возможностей методов проблемного обучения.
|
Принцип мотивации введен в дидактику О.С.Гребенюком (6). Мотивация присутствует во всех видах деятельности. Какие закономерности лежат в основе принципа мотивации? Принцип мотивации соответствует закономерностям единства познания и оценочной деятельности (единство знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта. Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе: отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим ценностям формируются не только в процессе и на основе познания, но и вместе (в соответствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономерности процесса обучения.
Закономерностипроцесса обучения, отражаемые принципом мотивации: источником активности человека являются его потребности; в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство деятельности и мотивации; поведение и деятельность человека побуждаются, направляются и регулируются мотивацией; формирование мотивационной сферы школьника и функционирование мотивационной стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной основой учебной деятельности.
|
Основные противоречия,на разрешение которых нацеливает принцип мотивации: между потребностями и другими побуждениями человека и способами их удовлетворения; между имеющимся уровнем сформированности мотивационной сферы и требуемым; между актуальными и потенциальными состояниями мотивации. Разрешение названных противоречий возможно при соблюдении определенных требований, правил и условий реализации данного принципа.
Требования принципа мотивации: 1) ориентация на формирование гармоничной мотивационной сферы, основу которой в школьном возрасте составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения); 2) своевременное выявление сформированности мотивации учения и труда - систематическое определение уровня ее развития у большинства учащихся. 3) целесообразный отбор и применение на уроках средств побуждающего и формирующего воздействия. 4) обеспечивать динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности. 5) своевременно выявлять результаты применения педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся- анализировать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие данной сферы.
Чтобы выполнить эти требования, необходимо руководствоваться следующими правилами:1). систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся. Постоянно на основе педагогической диагностики анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации. 2) формировать у учащихся интеллектуальную потребность, потребности в познании, труде, познавательном общении, потребность в достижении и связанные с ними мотивации как компоненты целостной мотивационной сферы. 3) при определении целей уроков предусматривать активизацию состояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности, организованности, самостоятельности и т.п. 4) применение любого педагогического средства должно быть целесообразным, своевременным и психологически оправданным. 5) взаимодействие учителя и учащихся осуществлять в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности. 6) анализировать свою деятельность, пользуясь специально разработанными методиками анализа и самоанализа педагогической деятельности.
|
Для успешной реализации принципа мотивации учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи: 1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 3)актуализировать необходимые мотивационные состояния; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Принципы концентрированного обучения. В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы: концентрации учебных предметов и учебного материала во времени; интенсивности; учета психофизиологических особенностей личности [11].
Согласно принципу концентрации обучения нужно долгое, вдумчивое к одному чему-нибудь отношение, чтобы это одно стало дорого личности, чтобы оно овладело ею. Принцип концентрации обучения проявляется как в организации учебного времени, так и учебного материала. В соответствии с ним учебное время, отводимое на изучение предмета, концентрируется так, что обучение проходит компактно, в уплотненном режиме. Концентрация учебного материала достигается, во-первых, за счет переструктурирования материала на основе идеи об укрупнении учебных единиц, в соответствии с которой теоретические сведения определенного раздела программы концентрируются и подаются учащимся единым блоком в обобщенном систематизированном виде. Во-вторых, за счет оптимизации распределения учебного материала в системе концентрации (по циклам, микроциклам, занятиям), а также пересмотра приемов и способов работы с ним.
Принцип интенсивности обучения предусматривает такую организацию занятий, при которой за минимально необходимое учебное время обеспечивается эффективное усвоение максимально возможного для данных конкретных условий объема учебного материала при максимальной активизации учебной деятельности с учетом их реальных возможностей. Этот принцип находит выражение в концентрации учебного времени, одновременном введении достаточно большого объема нового материала, насыщенности занятий видами и формами работ, способствующих повышению плотности общения и активизации деятельности студентов.
|
Принцип интенсивности обучения требует также использования различных интерактивных методов обучения (кроссворды, чайнворды, игровые формы и др.), обеспечивающих максимальное приближение процесса обучения к условиям общения, создание психологического комфорта, устранение поляризованности позиций обучающего и обучаемого: изменение роли преподавателя, который превращается в партнера по общению.
Принцип учета психофизиологических особенностей личности отражает факт необходимости приведения организационной структуры обучения в соответствие с: 1) закономерностями динамики работоспособности учащихся в течение дня и недели; 2) закономерностями процессов забывания и запоминания информации человеком. Физиологами и гигиенистами (М.В.Антропова и др.) определена и четко установлена зависимость умственной активности и качества усвоения учебного материала от уровня их работоспособности. Работоспособность учащихся претерпевает значительные изменения в течение дня, недели, года. Принято различать период врабатывания, период устойчивой работоспособности и период снижения работоспособности. В рамках дня наблюдается следующая динамика работоспособности: в начале в течение примерно одного часа происходит вхождение организма в работу - врабатывание; затем] следует период устойчивой работоспособности, когда она длительное время] (до трех часов) удерживается на высоком уровне; затем наступает период утомления, работоспособность падает. После обеденного перерыва цикл динамики работоспособности повторяется.
В течение недели работоспособность изменяется следующим образом: в понедельник и в субботу работоспособность низка, наиболее высокой она бывает во вторник и в среду, в четверг и в пятницу постепенно снижается.
Учитывая динамику работоспособности, преподаватель должен так построить структуру каждого занятия, чтобы в любых условиях учащиеся могли реализовать свои возможности в освоении знаний, развитии мышления и личностных свойств [11].
Раскрытые выше принципы – лишь небольшая часть известных в дидактике частно-дидактических принципов. Остальные из них в той или иной мере описаны в соответствующих концепциях обучения (модульного, интерактивного, проектного, контекстного, компьютерного и др.), представленных в литературе [1, 10, 14 и др.].
Все принципы связаны между собой и не могут применяться независимо один от другого.
IV. Блок применения
1. В чем основное отличие дидактических закономерностей от действующих в процессе обучения психологических, физиологических, гносеологических и других закономерностей.
2. Какие законы (динамические или статистические) преобладают в дидактике?
3. Как соотносятся между собой закономерности и принципы обучения; принципы и правила обучения?
4. Каким принципам обучения соответствуют приведенные ниже требования:
- содержание обучения должно знакомить учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
- обучение необходимо строить на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
- в процессе обучения необходимо создавать проблемные ситуации, сдавить учащихся перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать; критиковать разные точки зрения; расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся на уроках; учить их рациональным приемам организации учебной деятельности.
- знания, умения и навыки должны формироваться в системе в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
5. Проанализируйте следующее утверждение и приведите свои примеры взаимосвязи и взаимообусловленности принципов.
«Принципы не просто связаны, не просто дополняют друг друга, их взаимодействие выступает как действие каждого из принципов через все другие, как вбирание каждым принципом всех других в качестве своей содержательной основы, как преломление каждого принципа через все другие. Относительно системы принципов справедлив девиз: «Все или ничего». Что толку если обучение научно, наглядно, связано с практикой и т.д., если не обеспечена доступность? И зачем доступность, систематичность, наглядность, если содержание ненаучно?» (В.И. Загвязинский)
Рефлексивный анализ
Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?
Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?
Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?
2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.
3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!