Принципы личностно ориентированного обучения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Принципы личностно ориентированного обучения

2020-05-07 237
Принципы личностно ориентированного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Культурологический подход лежит в основе концепции личностно ориентированного образования, предложенной Е.В Бондаревской. Основными компонентами этой концепции являются система отношений, включающая: отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному вести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития; отношение к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [4, С. 251].   

Автор считает, что «порядок обращения учителя к сознанию учеников достаточно условен и представляется как два этапа продвижения педагогического сознания: от общего (стратегического) определения своего места в отношениях с учеником к созданию непосредственных, частных (тактических) условий необходимых для востребования творческого потенциала личности учащихся[4, С. 346].

Исходя из этого, Е.В. Бондаревская выделяет две группы принципов:

- общие (стратегические) принципы, которые определяют стратегию отношений учителя с учениками и их общее содержание;

- частные (тактические), которые способствуют созданию непосредственных условий для самоорганизуемого воспитания.

К общим принципам относятся: принцип природосообразности образования, принцип гуманизма, принцип культуросообразности образования, принцип индивидуально-личностного подхода, принцип ценностно-смысловой направленности образования, принцип личностной деятельности, принцип субъектного контроля, принцип веры в ребенка (оптимистической гипотезы), принцип сотрудничества педагога с детьми, принцип включения личности в значимую деятельность.

В отличие от общих принципов, которые «помогают определить стратегию отношений учителя с учениками», частные принципы направлены на создание непосредственных условий для самоорганизуемого воспитания. Тактические принципы подразделяются на несколько групп в соответствии со структурой личности, выделенной К.К.Платоновым (направленность, социально-профессиональный опыт, индивидуальные психические процессы, типологические свойства личности).

Первая группа – принципы учета направленности личности, ее отношений и моральных черт, интересов, потребностей, мотивов деятельности. Эта группа включает: принцип самосовершенствования (определяет наличие или отсутствие этого качества у ученика, как основы направленности на творческую деятельность); принцип самореализации в творчестве (показателем его проявления являются критерии: стремление учащихся к открытию неизвестного, умение видеть проблему, самостоятельность в поиске ее решения и т.д.); принцип готовности к ответственным действиям (предполагает знание каждым учеником своих конкретных обязанностей, принятие их на уровне положительного отношения, реализацию обязанностей в действиях и др.); принцип самоуважения (развитие самоуважения «не за счет специальных упражнений, а посредством изменения привычного взгляда на ребенка, как на любой объект воспитания»).

Вторая группа – принципы учета социально-профессионального опыта. К этой группе относятся: принцип учета привычек (в целом выявляется уровень этической культуры личности); принцип развитости общения (развитие уравновешенности, надежности, уверенности в себе, лояльности к окружающим, умение вести диалог); принцип учета профессиональных умений (наличие знаний и умений, связанных с учебной деятельностью – «уровней начитанности, умелости, сообразительности и т.д.); принцип учета развитости аудиовизуальной культуры (влияние телевидения, радио, видеофильмов и пр.).

К третьей группе относятся принципы учета индивидуальных психических процессов. Каждое из качеств этой группы (решительность, упрямство, заносчивость, стеснительность, упорство и т.д.) обусловлено различными уровнями развитости индивидуально-психических качеств.    

Четвертая группа включает принципы учета типологических свойств личности (принципы, определяющие особенности учета половых и возрастных свойств личности, ее характера и свойств нервной системы).

 

VII. Блок самостоятельных работ

Из приведенного ниже списка заданий разного уровня сложности выбираете те, которые соответствуют Вашим возможностям и интересны Вам, согласуете с преподавателем сроки выполнения и форму отчетности.

Задания для самостоятельной работы Форма отчета
11. Включите в свой педагогический словарь новые понятия, которые вы встретили в данной теме. Педагогический словарь.
22. Подберите материал, иллюстрирующий действие дидактических закономерностей в обучении. Соответствующий текст.
33. Дайте характеристику существующим классификациям принципов обучения. Таблица и ее текстовый анализ.
44. Подберите иллюстративно-художественный материал, отражающий реализацию дидактических принципов. Соответствующий текст.
55. Разработайте фрагмент конспекта урока с учетом двух-трех принципов (на выбор). Фрагмент конспекта урока.
66. Дайте описание правил реализации одного из принципов обучения (на выбор). Текст с описанием соответствующих правил.
77. Составьте библиографию статей из периодических изданий по одной из тем: - Принцип наглядности в теории и практике обучения. - Понятия систематичность и системность в обучении.  - Роль принципа мотивации в деятельности учителя и учащихся. Набор библиографических карточек.
88. Напишите письмо Я.А. Коменскому, в котором укажите, какие принципы обучения, предложенные им актуальны, какие устарели, какие видоизменились. Соответствующий текст письма.
99. Проведите наблюдение на какой-либо лекции с целью выявления используемых принципов обучения. Программа наблюдения, соответствующий текст проведенного исследования.
110 Проведите исследование с целью выявления системы дидактических принципов, реализуемых в вашей школе. Соответствующий текст исследования.
111 Требует ли применение компьютерного обучения новых принципов обучения или достаточно углубления традиционных. Ответ обоснуйте. Соответствующий текст.

                     

            

VIII. Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 3-е изд. -  Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с..

2. Баранов С.П. Принципы обучения. – М.: Просвещение, 1975. – 50с.

3. Большая Советская Энциклопедия – 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.

5. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М.: Педагогика, 1982. – 129 с.

6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие.  Калининград, 2000. - 572с.

7. Груздев П.Н. Понятия закона, принципа и правила в педагогике // Сов. педагогика. – 1946. - № 8. – С.3 –32.

8. Дидактика средней школы /Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. – М.: Просвещение, 1975. – С.115-145.

9. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. – С. 48 – 89.

10. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. 4 изд.– М., 2007. -192 с.

11. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история практика. – Казань, 1998. – 328с.

12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. Т.1 – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.

13. К итогам дискуссии о принципах обучения // Сов. педагогика. – 1951. - № 4. – С. 48-56.

14. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Изд. Центр «Академия». 2007. – 352с.

15. Куписевич Ч. Основы общей дидактики /Пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. – С.147-172.

16. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. М.: Учпедгиз, 1957. – 172 с. 

17. Медынский Е.Н. О принципах советской дидактики // Сов. педагогика. – 1937.- № 5 –6. – С. 22 –29.

18. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. – М.Высш.шк.,1990. – С.10-67.

19. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение. - 1983. - С. 154-176.

20. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

21. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике /Под ред. А.В. Усовой – Челябинск, 1985. - 115 с.

22. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 600 с.

23. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.2 – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 605 с.

24. Ситаров В.А. Дидактика– 3 изд., перераб. и доп. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 416с.

25. Скаткин М.Н. О принципах обучения в советской школе.// Сов. педагогика. – 1950. - №1. – С. 117 –126.

26. Философский энциклопедический словарь – 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815с.

27. Фридман Л.М. Психо-педагогика общего образования. – М.: Высш. шк., 1997. – 288 с.

28. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. -2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639с.

29. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – 176с.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.