Разнообразие миров русских ярмарок — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Разнообразие миров русских ярмарок

2020-05-07 132
Разнообразие миров русских ярмарок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.М. Кочетова, кандидат философ. наук, доцент,

Новосибирский государственный университет экономики и управления

 

Аннотация: В статье авторы рассматривают неповторимый мир русских ярмарок

Ключевые слова: русская ярмарка, православный храм, праздничная Русь, купечество, ярмарочные развлечения.

 

Объект данной работы ярмарочное пространство России.

Предметом исследования – исследование ярмарочного пространства.

Цель данной работы рассмотреть мир русских ярмарок.

Неповторимый мир русской истории с галереей созданных Кустодиевым ярких образов крестьян, купцов и купчих, извозчиков, трактирщиков, булочников и окружавшего их шумного и пестрого праздничного ярмарочного пространства является художественным воплощением уходящей в прошлое патриархально-крестьянской, мещанско-купеческой провинциальной России [4]. Этим художник заслужил признание современников, этим знаменит он и сегодня. И.Е. Репин называл Кустодиева «богатырем русской живописи», а его картины очень жизненными и национальными [3, Т.2, с.238].

Началом творческих исканий Б.М. Кустодиева, его индивидуальной неповторимой живописной и стилистической манеры стала его конкурсная работа, картина «На базаре» (1902 г.), выполненная в Императорской Академии художеств, в мастерской учителя И. Е. Репина. За эту картину Кустодиев был удостоен звания художника, золотой медали и право на годичную пенсионерскую поездку за границу во Францию и Испанию. Сюжет картины был навеян художнику впечатлениями от базара в Кинешме: «сегодня приехал как раз в базар, это было ума помраченье по краскам – такое разнообразие и игра. И никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – так все просто и красиво» [5, с. 46].

Тема базаров в провинциальных русских городах продолжает звучать в творчестве Кустодиева и позже: «Сегодня здесь базар, (в селе Семеновском Костромской губернии – Л.К.) именно то, для чего я сюда ехал, да базар такой, что я как обалделый... только стоял и смотрел» [5, с.46].

Художник изображает купечество в период первоначального накопления капитала. Это мелкие торговцы и перекупщики, владельцы магазинов и лавочек, трактиров и чайных, сундучники. Купцы гордятся своими доходами, богатством и благополучием, наивно и открыто демонстрируют деньги, драгоценности, дорогие шали, шубы на собольем и лисьем меху, шелковые платья, ковры, экипажи.

Русские купцы отличались неповторимым и самобытным гостеприимством. На эту особенность обращал внимание Шаляпин: «Я редко бывал в гостях у купцов. Но всякий раз, когда мне случалось у них бывать, я видел такую ширину размаха в приеме гостей, которую трудно вообразить» [6, с. 136]. Особой темой в изображении купечества являются чаепития. У Кустодиева купцы и их жены пьют чай дома, в гостях, в саду, на балконе, в одиночку, в обществе купцов и купчих. Их образы Кустодиев наделяет своеобразной монументальностью, женские персонажи дородны, отличаются излишней плотью. Картина «Купчиха за чаем» (1918 г.) отражает купеческий эстетический идеал женской красоты. Она величава, бела, дородна, спокойна в понимании своей красоты и обаяния.

Кустодиев создает неповторимые образы очаровательных русских красавиц, Венер. Кустодиевкая «Красавица» (1915), восседающая на сундуке, естественна и романтична, царственна и чувствительна, в своем ожидании любви напоминает Рембрандтовскую «Данаю», своей «грандиозностью молодого тела» полотна Рубенса.

Когда в 1915 году на выставках «Мира искусства» в Петрограде и Москве появилась кустодиевская «Красавица» «к ней невозможно было подойти. Публика стояла амфитеатром, и не уходила. Все жаждали именно «эту Россию» и чувствовали, что эта Россия или вот-вот исчезнет, или уже исчезла… Тут был успех не только живописи, а чего-то внутреннего, о чем может вести беседу художник со зрителем» [2, с. 80].

Секрет завораживающего обаяния и притягательности солнечно-праздничного искусства Б.М. Кустодиева заключается в его стремлении запечатлеть «прощальную красу» русской провинции. По-прежнему шумят на его полотнах русские ярмарки, праздники и народные гуляния, радуются жизни русские красавицы, и ты можешь прикоснуться к историческому прошлому ушедшей, но не исчезнувшей из памяти и культуры России [1].

 

Библиографический список

1. Биржаков М.Б., Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Досуг и развлечения: теория и практика анимационного сервисного обслуживания. – Новосибирск, 2009. – 167 с.             

2. Милашевский Вл. Вчера, позавчера, Воспоминания художника. – Л.: Художник РСФСР, 1972.

3. Репин И.Е. Избранные письма: в 2 тт.: 1867-1930 – М.: Искусство, 1969. – Т. 2.

4. Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / Новосибирск, 2008.          

5. Турков А. М. Борис Михайлович Кустодиев. М.: Искусство, 1986.

6.  Шаляпин Ф. Маска и душа. – М.: Вагриус, 1997.

 

УДК 378

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.