Понятие и виды межличностных отношений — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие и виды межличностных отношений

2020-05-07 197
Понятие и виды межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Межличностные отношения – специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами.

Межличностные отношения – это именно те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между живыми, мыслящими и чувствующими индивидами. Межличностные отношения очень важны, так как именно в их сфере происходит первичная социализация человека, да и позднее они всюду окружают человека. Межличностные отношения, будучи определенным видом социальной деятельности, являются разновидностью общественных отношений. Но содержание межличностных отличается от содержания общественных: их важнейшая особенность – эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что появление таких отношений зависит от определенных чувств, имеющихся у людей друг к другу, симпатии между ними, личностных отношений и оценок. Основой для оценки эмоциональной структуры личности являются чувства, аффекты и эмоции.
   Межличностные отношения более индивидуальны, так как предполагают прямой контакт с другими индивидами и собственную оценку их поведения, отсюда следует, что в межличностных отношениях наиболее

важной составляющей является общение, обмен информацией между индивидами или внутри группы.

Ученые установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется, как вы относитесь к себе. Они называют это – важнейшим законом межличностных отношений.
     Человек не может жить без общества себе подобных. Лишение возможности общаться с другими людьми – одиночное заключение – во всех странах считается самым суровым (после смертной казни) наказанием.

Потребность в общении возникает в раннем детском возрасте. Уже в первые полгода жизни появляется потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Затем нарастет потребность в сотрудничестве со взрослым, стремление получить его одобрение, что обеспечивает эффективность воспитательных воздействий. Потребность в уважении возникает также еще в дошкольном возрасте и связана с обогащением представлений ребенка о самом себе. Потребность во взаимопонимании окружающими, в их сопереживании – высший уровень потребности ребенка в общении, возникающий в дошкольном возрасте.

В школьный период потребность в общении углубляется и развивается дальше, приобретая различные формы, в том числе характерную для юношеского возраста исключительно эмоциональную и индивидуализированную потребность в дружбе и любви. Важно подчеркнуть, однако, что необходимым условием формирования этих потребностей и соответствующих способностей является эмоциональная теплота, доброжелательное отношение к ребенку с первых дней его жизни.

    Психиатрические исследования показали, к каким глубоким личностным расстройствам ведет лишение эмоционального контакта, особенно в раннем детстве.

В одном из таких исследований установлено, в частности, что «восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более четырех раз, после чего ребенок перестает стремиться к такого рода контактам и, в общем, остается к ним равнодушным». Вырастая, он оказывается «бездушным», бессовестным в том смысле, что отношения с другими людьми строит лишь на холодном, сухом расчете.

    В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства. Развиваются самосознание и самоконтроль, возникают тенденции самопознания (самоанализ, самокритика), самоутверждения, самореализации.

    Школьники младших классов еще не различают понятий «друг» и «товарищ», но уже здесь проявляется избирательность при объединении в компании, при выборе партнера для игры. С возрастом дружеские отношения становятся все более индивидуально-избирательными и интимно-личностными.

Несмотря на то, что общение с товарищами-сверстниками привлекательно для ребенка всегда, в любом возрасте, когда он становится подростком, оно приобретает совершенно иное значение. Причины этого станут нам понятными, если мы задумаемся над тем, что отношения со сверстниками отличаются от отношений ребенка с другими людьми – с родителями, педагогами, знакомим взрослыми, старшими (или младшими) братьями и сестрами, со старшими (или младшими) ребятами – соседями по двору…Наверняка, мы придем к мысли, что отношения со сверстниками – это отношения принципиального равенства. (Понятно, что в любой компании сверстников кто-то верховодит, кто-то следует за лидером; но это дело другое – никто ведь не берет верх в силу того, что он старше).

    А теперь вспомним другое. Мы знаем: подросток весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении со взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он хочет равенство прав. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость общения с товарищами, общения, в котором нет и не может быть заведомого неравенства. Объективное положение подростка в кругу сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным [4, с. 145].

    Те сдвиги в развитии личности, которые происходят в начале подросткового возраста, определяют принципиальное сходство новых потребностей ребят, их стремлений, интересов, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует и благоприятствует тому, что общение со сверстниками не просто расширяется, но становится более глубоким. У подростка складываются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение со взрослыми, каким бы интересным оно ни было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.

    Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток живёт как бы сам по себе, а родительская забота о нём сводится к тому, чтобы он был здоров, сыт, тепло одет, хорошо себя вёл и учился. Этого мало ребёнку любого возраста. Подростку – тем более.

    Отношение со сверстниками у подростка сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Эти отношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг. С возрастом такие различия становятся всё более четкими, а общая картина подростков – всё более сложной, так как яснее определяются симпатии и антипатии, выделяются пары, группы, компании.

    К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает не малое место в жизни, у других – ограничивается по преимуществу школой. Со временем общение с товарищами-одноклассниками всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.

    Общение с товарищами – большая ценность для подростка. Оно не редко становится настолько притягательным и важным, что ученье отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Подросток отделяется от родителей, живёт уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвётся из дома к товарищам.

    Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток всё больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это моё личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

    Почему он так реагирует на их вмешательство? Дело в том, что отношения со сверстниками подросток считает своим собственным, личными отношениями: здесь он должен и имеет право, потому что он считает себя уже не маленьким, не ребёнком, которому родители могут указывать, что делать и как поступать. Поэтому всякое вмешательство взрослых, тем более нетактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Если родители неодобрительно говорят о товарище, подросток начинает защищать его, подчёркивать его положительные качества; иногда, если речь идёт о каком-нибудь поступке, он готов сказать неправду, выгородить товарища, взять его вину на себя ради дружбы с ним. Для многих подростков дружба и её законы приобретают первостепенное значение. И чем более не благополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников.

    Подростка радует хорошее отношение с товарищами. Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близких товарищей нет или если вдруг распалась дружба – это порождает тяжёлые переживания, расценивается, буквально, как личная драма. Даже временные неурядицы в отношениях с одноклассниками переживаются остро; подростку кажется: «Все от меня отвернулись», «Все против меня». Ребята очень дорожат хорошим мнением товарищей о них. (Для многих одного обещания родителей рассказать в классе о неблаговидном поведение бывает достаточно, чтобы наступили положительные сдвиги.) Самое неприятное для подростка – когда его искренне осуждают товарищи, а самое тяжёлое наказание – когда с ним не хотят общаться, открытый или негласный бойкот.

Одиночество невыносимо для подростка. Если отношения с одноклассниками складываются неблагополучно, он пускается на поиск товарищей и друзей за стенами школы. Как правило, он их находит. Вовсе не обязательно они должны оказаться плохими; и всё-таки возможность отрицательного влияния велика: ведь когда подросток одинок, он становится неразборчивым в выборе товарищей, доволен уже тем, что его приняли в компанию. Печальные последствия этого уже хорошо известны: среди несовершеннолетних правонарушителей много таких подростков, у которых не сложились отношения с одноклассниками.

    Не редко подросток, у которого не ладятся отношения с одноклассниками, возмещает это общением с более младшими ребятами. Здесь подросток всегда желанный товарищ и, конечно, он занимает ведущее положение, командует. Сама эта возможность имеет для него большое значение. Подростки командуют младшими по-разному. Одни деспотично используют своё преимущество в силе. Другие считаются с ребятами, никогда не обижают их, если они находят удовлетворение в привязанности младших, то отношения могут быть почти равноправными. Основу этого составляет общность интересов. Однако первенство подростка как более взрослого, знающего и умелого всё-таки признаётся. Часто он становится образцом для младших. На их развитие возникающая таким образом возрастная группа оказывает большое влияние, помогая им взрослеть.

    Подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются изменить их к лучшему, стремясь завоевать симпатию и уважения товарищей, пытаясь занять заметное положение в классе. Это может проявляется по-разному.

    Одни ребята ради этого всячески демонстрируют собственные достоинства, «геройствуют». Нередко они нарочно нарушают требования взрослых, правила поведения, дисциплину. От таких поступков веет саморекламой: вот, мол, какой я смелый – мне всё не по чём!

    Другие ребята ради завоевания симпатий и заметного положения в классе на все лады стараются развлечь товарищей: паясничают, кривляются, выкидывают всевозможные номера с расчётом на зрителей и слушателей. Среди них попадаются ребята чрезвычайно надоедливые, что называется, что называется приставучие, хотя порой и не лишенные известного остроумия, выдумки, изобретательности. Отношение одноклассников к такому подростку зависит от других его качеств; но, как правило, «клоуны» и развлекатели уважением товарищей не пользуются, желаемого положения в классе не добиваются, хотя и становятся действительно заметными. К ним относятся терпимо только время от времени (когда всем хочется отвлечься и развлечься, когда делать нечего), но чаще ребята раздражаются, сердятся, обижаются, одергивают их, гонят от себя. Младшие подростки считают такое поведение унизительным для товарища, а старшие – ещё и «младенчеством», глупостью.

У младших подростков ещё один своеобразный способ саморекламы и завоевание расположения товарищей – особое хвастовство с немалой долей выдумки. Они рассказывают о всевозможных интересных происшествиях и стараются выставить себя перед товарищами в самом лучшем, наивыгоднейшем свете. Конечно, в этом возрасте многие любят, как говорят ребята, «подзагнуть», но для некоторых это становится особым даже основным способом самоутверждения. Среди них бывают настоящие мастера рассказывать увлекательно и красочно; отличить в их рассказах неправду от правды трудно. В классе от таких ребят складывается определённое общее мнение, их считают «трепачами», но оттенки в оценках могут быть разными: ведь кто-то (при том, что он такой вот болтунишка) ещё и добрый, ему ничего не жаль для своих товарищей, а другой – себе на уме. Совершенно ясно, что подобные качества не могут не сказываться на мнении товарищей об их обладателе.

    Ребятам нравится быть вместе, делать все сообща. Общественная работа создаёт почву для общения подростков, позволяет им проявить активность, инициативу, самостоятельность.

    Для младшего подростка общественные дела привлекательны еще и тем, что открывают возможность завоевать уважение и авторитет в классе. Многие поэтому предпочитают поручения, в которых заметна их личная роль. Общественная работа становится для некоторых важным и даже основным средством самоутверждения в классе, а для более старших – и в школе [4, с. 146-149].


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.