ЗАОЧНИКАМ 2018 (Антикризисное управление человеческими ресурсами) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

ЗАОЧНИКАМ 2018 (Антикризисное управление человеческими ресурсами)

2020-05-07 171
ЗАОЧНИКАМ 2018 (Антикризисное управление человеческими ресурсами) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАОЧНИКАМ 2018 (Антикризисное управление человеческими ресурсами)

Содержание дисциплины, структурированное по темам

 

Тема 1. Общие положения о возникновении кризисов в экономике

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Причины кризисных явлений в экономике. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисов. Теория длинных волн Кондратьева. Кризисы в теории Шумпетера. Кризис в РФ 1998 года: причины возникновения и последствия для экономики. Мировой финансовый кризис 2008 года: причины возникновения и последствия для экономики.

Вопрос на самостоятельное изучение: Причины кризисных явлений в экономике.

Тема 2. Основы законодательства о банкротстве (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Основные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Арбитражный управляющий. Процедура наблюдения: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. Внешнее управление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего, план внешнего управления. Финансовое оздоровление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. Конкурсное производство: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. Мировое соглашение.

Вопрос на самостоятельное изучение: Основные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Тема 3. Диагностика кризиса и финансового состояния организации

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Содержание Постановлений Правительства РФ №367 и №855. Финансовые показатели и коэффициенты: методы расчета и интерпретация значений. Зарубежные методы диагностики банкротства (Z счет Альтмана, коэффициент Бивера).

Вопрос на самостоятельное изучение: Финансовые показатели и коэффициенты: методы расчета и интерпретация значений.

Тема 4. Реструктуризация предприятия (организации) (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Цели и задачи реструктуризации как меры антикризисного управления. Реструктуризация капитала. Реструктуризация имущественного комплекса. Реструктуризация долга.

Вопрос на самостоятельное изучение: Реструктуризация долга.

Тема 5. Инвестиционная политика организации в условиях кризиса

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Инвестиции: основные категории и определения. Особенности инвестиционной политики в период кризиса. Виды инвестиционных проектов. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Оценка эффективности портфеля инвестиций. Организация финансирования инвестиционной деятельности в период кризиса.

Вопрос на самостоятельное изучение: Виды инвестиционных проектов.

Тема 6. Интеграционные процессы в период кризиса (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Цели и задачи интеграционных процессов в период кризиса. Слияния и поглощения. Основные мотивы корпоративных интеграций. Использование инструментов рынка ценных бумаг при интеграционных процессах.

Вопрос на самостоятельное изучение: Основные мотивы корпоративных интеграций.

                                                                                                                        

Тема 7. Методы противодействия корпоративным захватам

(ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Рейдерство: сущность и содержание. Периодизация корпоративных захватов в истории экономики РФ. Методы защиты от рейдеров: реструктуризация, использование инструментов ценных бумаг, «белый рыцарь».

Вопрос на самостоятельное изучение: Периодизация корпоративных захватов в истории экономики РФ.

 

Тема 8. Основы оценочной деятельности (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

Законодательные и нормативные акты регламентирующие оценочную деятельность в РФ. Цели, задачи, объекты оценки в период кризиса. Сложный процент и его функции в оценке. Методы оценки: доходный подход. Методы оценки: затратный подход. Методы оценки: сравнительный подход.

Вопрос на самостоятельное изучение: Методы оценки: сравнительный подход.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Предмет, функции и методы антикризисного управления.

2. Понятие кризиса социально-экономической системы. Типология и причины кризисов.

3. Содержание и цели стратегии антикризисного управления.

4. Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория.

5. Совершенствование правовой базы государственного регулирования кризисов.

6. Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ.

7. Субъекты антикризисного менеджмента.

8. Диагностика кризисного состояния предприятия.

9. Банкротство предприятий: признаки и порядок установления.

10. Реструктуризация предприятий.

11. Антикризисное управления банком.

12. Ликвидация предприятия и процедуры ее осуществления.

13. Стратегический контроллинг.

14. Антикризисная кадровая политика.

15. Принципы управления персоналом кризисного предприятия. Методы построения системы управления персоналом.

16. Этапы арбитражного управления неплатежеспособными предприятиями.

17. Разработка и реализация плана финансового оздоровления предприятия.

18. Роль арбитражного суда и службы судебных приставов в процессе банкротства неплатежеспособного предприятия.

19. Оценка стоимости предприятия и его активов.

20. Реинжиниринг в антикризисном управлении неплатежеспособным предприятием.

21. Роль инноваций в антикризисном управлении.

22. Инвестиционная политика в антикризисном управлении.

23. Управление рисками в антикризисном управлении.

24. Досудебная санация и особенности ее проведения.

25. Наблюдение и финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий.

26. Внешнее управление неплатежеспособным предприятием.

27. Мировое соглашение и особенности его заключения.

28. Анализ деятельности Ф. Рузвельта по выводу американской экономики из кризиса.

29. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.

30. Антикризисные аспекты современного государственного регулирования в США.

31. Антикризисные аспекты современного государственного регулирования в странах Западной Европы.

32. Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования.

33. Конфликты и сотрудничество в антикризисном управлении.

34. Социальное партнерство в антикризисном управлении.

35. Рейдерство: понятие, признаки, методы защиты.

МАТЕРИАЛЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Причины кризисных явлений в экономике. (ОПК-2)

2. Внешние и внутренние факторы возникновения кризисов. (ПК-5)

3. Теория длинных волн Кондратьева. (ПК-5)

4. Кризисы в теории Шумпетера. (ПК-5)

5. Кризис в РФ 1998 года: причины возникновения и последствия для экономики.

6. Мировой финансовый кризис 2008 года: причины возникновения и последствия для экономики. (ОПК-2, ПК-5)

7. Основные положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». (ОПК-2, ПК-5)

8. Арбитражный управляющий. (ПК-7)

9. Процедура наблюдения: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. (ПК-7)

10. Внешнее управление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего, план внешнего управления. (ПК-7)

11. Финансовое оздоровление: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего.  (ПК-7)

12. Конкурсное производство: цели, задачи, сроки, содержание, права и обязанности арбитражного управляющего. (ПК-7)

13. Мировое соглашение. (ПК-7)

14. Содержание Постановления Правительства РФ №367. (ОПК-2, ПК-5)

15. Содержание Постановления Правительства РФ №855. (ОПК-2, ПК-5)

16. Финансовые показатели и коэффициенты: методы расчета и интерпретация значений. (ОПК-2, ПК-5)

17. Зарубежные методы диагностики банкротства (Z счет Альтмана, коэффициент Бивера). (ОПК-2, ПК-5)

18. Цели и задачи реструктуризации как меры антикризисного управления. (ПК-7)

19. Реструктуризация капитала.  (ПК-7)

20. Реструктуризация имущественного комплекса. (ПК-7)

21. Реструктуризация долга. (ПК-7)

22. Инвестиции: основные категории и определения. (ОПК-2, ПК-5)

23. Особенности инвестиционной политики в период кризиса. (ОПК-2, ПК-5)

24. Виды инвестиционных проектов. (ПК-7)

25. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. (ПК-7)

26. Оценка эффективности портфеля инвестиций. (ПК-7)

27. Организация финансирования инвестиционной деятельности в период кризиса. (ПК-7)

28. Цели и задачи интеграционных процессов в период кризиса. (ПК-7)

29. Слияния и поглощения. (ПК-5, ПК-7)

30. Основные мотивы корпоративных интеграций. (ПК-5)

31. Использование инструментов рынка ценных бумаг при интеграционных процессах. (ПК-5)

32. Рейдерство: сущность и содержание. (ПК-5)

33. Периодизация корпоративных захватов в истории экономики РФ. (ПК-5)

34. Методы защиты от рейдеров: реструктуризация, использование инструментов ценных бумаг, «белый рыцарь». (ПК-5)

35. Законодательные и нормативные акты регламентирующие оценочную деятельность в РФ. (ОПК-2, ПК-5)

36. Цели, задачи, объекты оценки в период кризиса. (ОПК-2, ПК-5)

37. Сложный процент и его функции в оценке. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

38. Методы оценки: доходный подход. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

39. Методы оценки: затратный подход. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

40. Методы оценки: сравнительный подход. (ОПК-2, ПК-5, ПК-7)

41. Стратегический антикризисный менеджмент на микро и макро уровнях экономики. (ПК-7)

42. Методика формирования антикризисной стратегии с учетом кривой жизненного цикла предприятия. (ОПК-2, ПК-5)

43. Особенности антикризисного управления до арбитражного процесса, в процессе дела о банкротстве. (ОПК-2, ПК-5)

44. Особенности антикризисного управления на этапе конкурсного производства. (ОПК-2, ПК-5)

45. Стратегическое управление кризисными ситуациями предприятия. (ОПК-2, ПК-5)

46. Планирование деятельности организации в посткризисный период. (ОПК-2, ПК-5)

47. Обеспечение стабильности функционирования организации на основе разработки системы оценочных показателей. (ОПК-2, ПК-5)

48. Организация перехода к стабильному развитию: мероприятия финансового менеджмента. (ОПК-2, ПК-5)

49. Организация перехода к стабильному развитию: мероприятия в управленческой деятельности. (ОПК-2, ПК-5)

50. Организация перехода к стабильному развитию: мероприятия в операционной деятельности. (ОПК-2, ПК-5)

Типовая Контрольная работа № 1 (по темам 1,2,3) (ОПК-2, ПК-5, ПК-7):

1. Решите задачу: Разработайте анкету-опросник для увольняющегося персонала предприятия. Письменно обоснуйте актуальность исследования, выделите основные задачи исследования. Работу проводить группами по 4-5 человек.

2. Ответить на вопросы теста:

 Дайте понятие антикризисного управления в «широком» смысле.

А) Профилактика и подготовка фирмы.

Б) АУ в «широком» смысле решает задачи профилактики и терапии кризиса, недопущения кризисного состояния.

В)АУ в «широком» смысле использует превентивные, упреждающие меры с целью достижения высокой степени приспосабливаемости фирмы к возмущениям.

Г) Превентивные, упреждающие меры.

 

3. Ответьте на вопросы:

1. Дайте характеристику аппарата управления конкретной организации, в том числе схематично изобразить структуру управления. Рациональна ли она? Насколько можно облегчить циркуляцию информации и финансовых потоков в кризисной ситуации?

2. Перечислите факторы, влияющие на эффективность труда управленческого персонала в организации.

3. Выявите факторы, оказывающие наибольшее влияние на эффективность труда и способность управленческого персонала в рассматриваемой вами организации быстро и оперативно принимать меры в кризисной ситуации. Указать, на основе каких данных проводился анализ.

 

Типовая Контрольная работа № 2 (по темам 4, 5, 6) (ОПК-2, ПК-5, ПК-7):

 

1. Решите задачу:

Ответьте на вопросы:

1. Сформулируйте личные ценности для лидера.

2. Сравните свои личные ценности с уже сформулированными вами ценностями лидера. Насколько они различаются? Что нужно сделать, что бы ценности лидера стали вашими ценностями?

Ответить на вопросы теста:

2. Покажите значение свойства «устойчивость» системы управления.

А) Большое.

Б) Подвергаясь воздействию возмущений система управления быстро восстанавливает либо прежнее, либо достаточно близкое к нему состояние фирмы.

В) При возмущениях состояние фирмы возвращается в окрестность исходного состояния.

Г) Состояние фирмы мало колеблется около заданного состояния.

 

3. Решите задачу:

Дайте общую характеристику конкретной организации. Дайте характеристику системы стимулирования данной организации. Выявите недостатки существующей системы стимулирования. На основе анализа системы стимулирования персонала разработайте мероприятия по ее совершенствованию (с учетом ресурсообеспеченности организации). Результаты изложите в таблице.

Ответить на вопросы теста:

4. Назовите три варианта поведения руководителя фирмы при столкновении с возможной угрозой кризиса.

А) Активное и реактивное.

Б) Активное, запаздывающее и плановое управление.

В) Активное управление, плановое управление, реактивное управление.

Г) Активное и запаздывающее.

 

 

Задание 1.

       На должность директора по персоналу приняли человека «со стороны». Перед новым сотрудником стояла задача создать новую систему компенсации. С первого рабочего дня новый директор по персоналу попытался досконально изучить существующую в организации, занимающейся продажами, монтажом и обслуживанием инженерного оборудования, систему заработной платы. За две недели он установил следующее: • из 204 сотрудников предприятия 176 получали почасовую заработную плату, рассчитываемую по ставкам семилетней давности, к которым применялись устанавливаемые генеральным директором коэффициенты; • число отработанных в течение месяца часов было постоянным - 41; сверхурочные не выплачивались; • почасовая ставка механика по обслуживанию составляла 1,1 ставки монтажника, в то время как на местном рынке труда монтажники зарабатывали в 1,5-1,7 раза больше, чем на предприятии; текучесть среди монтажников составляла 30% в год, среди механиков - 2%; почасовая ставка водителя составляла 120% от ставки механика по обслуживанию, в других организациях водители зарабатывали от 80 до 200% от зарплаты на предприятии; текучесть среди водителей составляла 50% в год;

• административный персонал предприятия получал должностные оклады, устанавливаемые генеральным директором и пересматриваемые "по мере возможности"; повышение заработной платы административного персонала не всегда совпадало с пересмотром почасовых ставок; текучесть административного персонала составляла 3% в год; • в течение полугода предприятие не могло заполнить вакантную должность начальника отдела продаж, для которой был установлен должностной оклад в 80% от оклада генерального директора.

Ответьте на вопросы:

1. Какие выводы можно сделать из информации, собранной новым директором по персоналу? В чем причины кадрового кризиса?

2. Что бы вы порекомендовали новому директору по персоналу в качестве первого шага создания новой системы компенсации?

3. Какая система наиболее подходит предприятию?

4. Как заполнить должность начальника отдела продаж?

Задание 2.

 

Директор по персоналу торговой фирмы вернулся с семинара по управлению человеческими ресурсами с целым набором новых идей и энтузиазмом воплотить их в жизнь. Наиболее интересной ему показалась идея планирования и развития карьеры. Он рассказал о ней генеральному директору своей компании, объединяющей три крупных магазина в различных районах Москвы. Генеральный директор заинтересовался рассказом директора по персоналу и попросил его подготовить специальное занятие для высших руководителей. Через две недели директор по персоналу провел однодневный семинар с 12 высшими руководителями компании (генеральный директор принял в последнюю минуту решение не участвовать в семинаре, чтобы "не смущать подчиненных"). Семинар прошел успешно - руководители были активны, задавали много вопросов и проявили большой интерес к развитию карьеры.

На следующий день генеральный директор издал приказ, предписывающий всем руководителям компании подготовить в течение недели планы развития карьеры и сдать их директору по персоналу. В назначенный срок тот получил только два плана. В течение следующих двух недель - еще четыре. Остальные руководители обещали, что "принесут завтра", но ничего не приносили. Однако больше всего директора по персоналу расстроило содержание планов: они были написаны как будто под копирку и содержали один пункт - "хочу совершенствоваться в занимаемой должности".

Ответьте на вопросы:

1. В чем причина полученного директором по персоналу результата?

2. Как ему следовало поступить?

3. Что делать в сложившейся ситуации?

Тематический план для заочной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Формируемые компетенции

1

Тема 1. Общие положения о возникновении кризиса в экономике

54

6

4*

2/2*

 

48

 

 

ОПК-2, ПК-5, ПК-7

 

Тема 2. Основы законодательства о банкротстве
Тема 3. Диагностика кризиса и финансового состояния организации
Тема 4. Реструктуризация предприятия (организации)
Тема 5. Инвестиционная политика организации в условиях кризиса

2

Тема 6. Интеграционные процессы в период кризиса

50

10

6*

4

40

Тема 7. Методы противодействия корпоративным захватам
Тема 8. Основы оценочной деятельности
Тема 9. Выбор стратегии управления в условиях кризиса
3 Зачет 4         ОПК-2, ПК-5, ПК-7
4 Итого 108 16 10/4* 6/2* 88  

Краткое содержание тем дисциплины

Тема 1. Общие положения о возникновении кризиса в экономике

Задачи реструктуризации

· Защита имущественных интересов владельцев бизнеса и построение эффективной системы правового контроля;

· Обеспечение безопасности бизнеса (защита от недружественного поглощения);

· Построение эффективной структуры компании / группы компаний в соответствии со стратегией развития;

· Оптимизация бизнес-процессов;

· Эффективное использование ресурсов (материальных, интеллектуальных и др.);

· Снижение вероятности банкротства;

· Оптимизация налогообложения и финансовых потоков;

· Увеличение прибыльности бизнеса;

· Освобождение бизнеса от неликвидных активов.

Предпосылки

Разные рынки и потребители;

· Разное техническое, технологическое и финансовое состояние производства продукции;

· Разная степень конкурентоспособности производств и товаров;

· Разная степень инвестиционной привлекательности;

· Разный уровень качества продукции.[2]

Мотивы сделок

С конца 1980-х годов широкую известность получила «теория гордыни» (англ. hubris theory) Ричарда Ролла, согласно которой поглощения компаний часто объясняются действиями покупателей, убеждённых в том, что все их действия правильны, а предусмотрительность безупречна. В результате они платят слишком высокую цену за достижение своих целей.

Теория агентских издержек акцентирует внимание на конфликте интересов акционеров и менеджеров, который существует, конечно же, не только в слияниях и поглощениях. Наличие собственных интересов может порождать у менеджмента особые мотивы для слияний и поглощений, противоречащие интересам акционеров и не связанные с экономической целесообразностью.

Можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:

· стремление к росту;

· синергия — в данном случае взаимодополняющее действие активов двух или нескольких сливающихся в одну компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов действий каждой из участвующих в слиянии компаний. (Одним из стимулов к слиянию может быть использование эффекта масштаба производства. Это частный случай эффекта синергии);

· диверсификация;

· «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке;

· личные мотивы менеджеров;

· повышение качества управления;

· стремление построить монополию;

· мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде.

Поглощение может применяться крупной компанией для того, чтобы дополнить свой ассортимент предлагаемых товаров, как более эффективная в сравнении с организацией нового бизнеса альтернатива, — то есть за счёт приобретения готового предприятия вместо организации нового предприятия.

Влияние на экономику

Ряд экономистов утверждают, что слияния и поглощения — рядовое явление рыночной экономики и что ротация собственников необходима для поддержания эффективности и предотвращения застоя. Часть управленцев считают, что слияния и поглощения «убивают» честную конкуренцию и не ведут к развитию национальной экономики, так как разрушают стабильность и уверенность в завтрашнем дне, отвлекая ресурсы на защиту от поглощений. По этому поводу существуют противоречивые мнения:

· Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» осуждает слияния и поглощения, но спокойно смотрит на создание супер-концернов как на альтернативу M&A;

· Юрий Борисов в книге «Игры в „Русский M&A“» описал историю передела собственности в России и создания частных компаний-монстров после приватизации средствами слияний, поглощений и силового рейдерства, как естественный процесс.

· Юрий Игнатишин в книге «Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы» рассматривает сделки M&A как один из инструментов стратегии развития компании, который при правильном и проработанном использовании может дать синергетический эффект.

Пример

Хорошей иллюстрацией является известная евангельская притча о том, как одна бедная вдова во времена Иисуса Христа принесла в жертву в храм последнее, что у неё было — две самых мелких монеты, лепты. Если представить себе, что в то время существовали банки, и она внесла бы одну монетку в банк, то какая сумма накопилась бы на банковском счёте к сегодняшнему дню, учитывая, что банк обеспечивает капитализацию процентов в сумме, скажем, пять процентов годовых?

Последующие расчёты как раз и иллюстрируют применение сложных процентов. Нам легче будет говорить, не о лепте, а о копейке. Если ставка составляет 5 % годовых, то после первого года хранения капитал составил бы копейку плюс 5 % от неё, то есть возрос бы в (1 + 0,05) раза. На второй год 5 % рассчитывались бы уже не от одной копейки, а от величины, большей её в (1 + 0,05) раза. И, в свою очередь, данная величина увеличилась бы тоже за год в (1 + 0,05) раза. Значит, по сравнению с первичной суммой вклад за два года возрос бы в {\displaystyle (1+0,05)^{2}} раз. За три года — в {\displaystyle (1+0,05)^{3}} раз.

К 2016 году первичный вклад вырос бы до величины в {\displaystyle (1+0,05)^{2016}} раз больше первоначальной. Величина {\displaystyle (1+0,05)^{2016}} составляет {\displaystyle 5,22\cdot 10^{42}}. При первоначальном вкладе в одну копейку к 2012 году сумма составит {\displaystyle 5,22\cdot 10^{40}} рублей, т.е. свыше 52 додециллионов.

Первоначальная идея применения к старинной притче оценок в сложных процентах принадлежит польскому математику Станиславу Ковалю и опубликована им в начале семидесятых годов в книге «500 математичных загадок»[1].

Периодическое начисление

Функция суммы сложных процентов является экспоненциальной функцией с точки зрения времени.

{\displaystyle P(t)=P_{0}(1+{r \over n})^{nt}}

t = Общее время в годax

n = число периодов наращения в год

г = Номинальная годовая процентная ставка выражается в виде десятичной дроби. 6 т.д.:% = 0,06

nt = означает, что nt округляется до ближайшего целого числа.

Непрерывное начисление

Пределом {\displaystyle (1+{r \over n})^{nt}} при {\displaystyle n\rightarrow \infty } является {\displaystyle e^{rt}} (см. E (число)), таким образом, для непрерывного начисления, формула принимает вид:

{\displaystyle P(t)=P_{0}e^{rt}}

Тема 9. Выбор стратегии управления в условиях кризиса

Природа и классификация управленческих рисков. Всем известно, что любая деятельность, связанная с управлением всегда, но в разной степени имеет рисковый характер.

Само определение риска имеет очень многофакторную природу и в первую очередь оно связанно с такими понятиями: вероятность и неопределенность. Риск – это экономическая категория, которая характеризует состояние неопределенности в отношениях, связанных с производством. Также риск понимается как вероятность потери организацией части своих доходов в результате осуществления какой-либо деятельности.

Размер потерь организации представляет собой «цену риска», а успех или дополнительная прибыль – «плату за риск». Риск выступает одним из ключевых результатов деятельности организации.

При экономическом риске возможны три результата:

1) отрицательный, в результате которого наблюдается ущерб, убыток – проигрыш;

2) нулевой;

3) положительный, вследствие которого наблюдается выгода, прибыль – выигрыш.

На рынке существуют неконтролируемые и непредсказуемые колебания в спросе и предложении; перемены в государственной политике, часто приводящие к политической нестабильности в стране; нет гарантированного положительного эффекта инвестиционной политики внутри фирмы.

В практике менеджмента существуют характеристики риска:

1) правомерность риска – его вероятность находиться в пределах нормативного уровня;

2) приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что они не превысят определенный рубеж;

3) степень риска – величина риска и его вероятность. Выделяют четыре степени: высокую, среднюю, низкую и нулевую;

4) уровень риска – определяется отношением величины ущерба к затратам на реализацию и подготовку риск-решения. Измеряется он от нуля до единицы. Если значение выше единицы, то риск считается неоправданным;

5) вероятность риска – измеряется в пределах от 0 до 1. В общем, каждый вид риска имеет верхние и нижние границы вероятности.

Приведем примеры управленческого риска:

1) финансовый риск: чаще всего выражен в объеме потерь доходности ценных бумаг изза финансового кризиса, снижении валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации;

2) инвестиционный риск заключается в неопределенности возврата вложенных средств и получении дохода;

3) маркетинговый риск развития фирмы бывает выражен в потере доли рынка, в падении объема продаж и размера прибыли;

4) производственный риск образуется в результате превышения текущих расходов по сравнению с бизнес-планом в результате непредвиденных ситуаций: недопоставки материалов, простоев оборудования.

Наиболее распространенные риски социально-экономического развития страны.

Экономические:

1) утрата богатства нации;

2) падение конкурентоспособности страны;

3) снижение инвестиционной привлекательности экономики;

4) сокращение доли ВВП на душу населения;

5) повышение уровня инфляции;

Социальные:

1) падение уровня образованности населения;

2) снижение материальной обеспеченности населения;

3) повышение смертности и заболеваемости населения;

4) сложная демографическая ситуация;

Экологические:

1) загрязнение окружающей среды;

2) эрозия почвы, вырубка лесов;

Политические:

1) угроза возникновения национальных конфликтов;

2) моратории.

Многие из этих рисков соответствуют кризисному положению экономики нашей страны.

Существуют риски, которые наиболее часто повторяются в процессе деятельности предприятия. К ним относятся:

1) риск, связанный с неблагоприятной политической и экономической атмосферой в стране;

2) риск падения научного потенциала;

3) риск утраты престижа предприятия;

4) риск падения качества продукции;

5) риск потери кадрового потенциала;

6) риск изменения внешних факторов;

7) риск снижения управляемости.

 Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»

Как уже было описано выше, стратегическое управление делится на стратегическое планирование, т. е. периодическую, запланированную реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в тех ситуациях, когда управленческие решения необходимо принимать срочно и ожидание нового периода планирования невозможно.

Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:

стратегическое планирование;

управление посредством выбора стратегических позиций.

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:

управление путем ранжирования стратегических задач;

управление в условии слабых сигналов;

управление в условиях стратегических неожиданностей.

Управление стратегическими задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных решений) состоит в том, чтобы заполнить пробел в регулярно осуществляемом планировании, а не в том, чтобы подменить собой это планирование. Задача этих двух систем взаимно дополнять друг друга: периодическое планирование предназначено для того, чтобы определять новые направления деятельности предприятия и обеспечивать согласованность действий различных подразделений. Управление стратегическими задачами предназначено для случаев отклонений от этих направлений, которые могут возникнуть в результате появления новых возможностей и влияния сильных (слабых) сторон деятельности фирмы.

Управление стратегическими задачами происходит в цикле годового планирования, где их включают во всеобъемлющее внутрифирменное планирование. Результатами планирования являются: a) комплекс оперативных программ и смет по текущей деятельности фирмы, направленный на выполнение ближайших задач, и b) ряд стратегических задач, представленных в виде программ изменений.

Выбор того или иного вида управления зависит от уровня нестабильности внешней среды, т. е. от количества времени, отведенного фирме для принятия решения. Каждый вид управления применяется при конкретном уровне нестабильности.

 

Уровень нестабильности - вид управления

1. Стабильность - Управление на основе инструкций

2. Реактивность - Реактивное управление

3. Предвидение - Долгосрочное планирование

4. Исследование -Управление на основе предвидения изменений

5. Творчество - Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений.

В современных условиях уровень нестабильности очень высок, поэтому все чаще в компаниях применяется управление 4 и 5. Уровень нестабильности зависит от отрасли, в которой хозяйствует компания, от экономических и политических факторов, влияющих на бизнес.

По сути, выбор метода стратегического управления осуществляется в зависимости от уровня нестабильности. Все развитие стратегического управления шло по пути усложнения методов управления, которые должны были учитывать происходящие изменения и все более высокий уровень нестабильности, который требовал более эффективного управления.

Таким образом, каждый вид стратегического управления целесообразно применять при определенном значении уровня нестабильности, который существует вокруг данной компании.

 Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее управление и больше усилий необходимо затрачивать для перехода на такой вид управления.

Методы оценки инвестиционного риска. Самая актуальная проблема антикризисного управления в России сейчас развитие инвестиционных процессов. В данный момент наблюдается тенденция недоверия иностранных инвесторов к отечественной инвестиционной структуре.

Процесс стабилизации экономики рождает потребность в кредитных ресурсах.

Важную роль сейчас приобретают исследования инвестиционного климата, количественным показателем которого выступают инвестиционные риски, которые характеризуют вероятность потери средств, вложенных в экономику.

Оценка инвестиционных рисков в первую очередь необходима потенциальным инвесторам для того, чтобы они могли представлять, какова ситуация на объекте инвестирования, и предвидеть вероятные направления его развития.

Существует достаточно большое число групп методов оценки инвестиционного климата. Обозначим одну из них.

Статистический анализ. Здесь уровень риска принято измерять двумя критериями: дисперсией (средним ожидаемым значением) и вариацией возможного результата (изменчивостью). При этом дисперсией измеряется возможный средний результат, а при оценке финансового риска организации она представляет собой средневзвешенную величину из квадратов отклонений истинных финансовых результатов. Вариация же отображает степень и меру отклонения ожидаемого среднего значения от действительной средней величины.

Факторный анализ финансовых рисков. Этот анализ делится на две группы: диверсифицированный и недиверсифицированный. Диверсифицированный риск оценивается по количеству вариантов развития объекта инвестиций, уровню конкуренции, числу заключенных договоров и полученных заказов. Недиверсифицированный риск оценивают по ставке банковского процента по кредитам, по наличию инфляции и общему развитию страны. Рассчитываются коэффициенты финансовой устойчивости, деловой активности, также определяется наличие вероятности наступления банкротства.

Метод экспертных оценок. Методы оценок, разработанные западными, компаниями:

1) социально-политические;

2) внешних платежных балансов;

3) экономические.

Зачастую в наши дни проводится оценка факторов риска российских регионов. Территориальные различия объективно отражают специфику отдельных регионов, их национальные, социальные, пол


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.