Паспрот рабочей программы учебной практики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Паспрот рабочей программы учебной практики

2020-05-07 157
Паспрот рабочей программы учебной практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 6
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 9
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 10
ПРИЛОЖЕНИЯ  

ПАСПРОТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Область применения программы

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 44.02.04 «Специальное дошкольное образование», в части освоения квалификаций: воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием и основных видов профессиональной деятельности (ВПД): 4.3.4. Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организации.

1.2. Цели и задачи учебной практики:  формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках профессионального модуля.

Требования к результатам освоения учебной практики

В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности обучающийся должен уметь:

 

ВПД Требования к умениям
Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организации · планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими); · формулировать цели и задачи работы с семей.  

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:

Всего – 18 часов.


Результаты освоения Рабочей программы учебной практики

 

Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД), 4.3.4. Взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организации, необходимых для последующего освоения ими  профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.

 

Код Наименование результата освоения практики
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1.Тематический план учебной практики

Код ПК Код и наименования профессиональных модулей Количество часов по ПМ Виды работ Наименования тем учебной практики Количество часов по темам
1 2 3   4 5

ПК 4.1.

ПМ. 05 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

 

18

Проектирование

Тема 1.1. Проектирование сценария проведения семинара-практикума для родителей 6
Тема 1.2. Проектирование сценария проведения родительского собрания 6
Тема 1.3. Проектирование интерактивных форм взаимодействия с родителями 6
Промежуточная аттестация в форме зачета  
  ВСЕГО часов 18     18

Содержание учебной практики

Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики

Содержание учебных занятий

Объем часов Уровень освоения 1

2

3 4 ПМ 05  Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации 18 Виды работ: проектирование.  

Тема 1.1.  Проектирование сценария проведения семинара-практикума для родителей

Содержание

6

1

Формулирование тем семинаров практикумов для родителей (с учетом возраста детей и особенностей их здоровья)

2 2

Разработка плана проведения семинара-практикума

3 3

Разработка сценария проведения семинара-практикума

3

Тема 1.2.  Проектирование сценария проведения родительского собрания

Содержание

6

 

1

Формы проведения родительского собрания 2

2

Подготовка родительского собрания 3

3

Сценарий проведения родительского собрания 3

Тема 1.3.  Проектирование интерактивных форм взаимодействия с родителями

Содержание

6

 

1

Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с родителями в ДОУ 2

2

Разработка проекта организации интерактивных форм взаимодействия с родителями 3

Промежуточная аттестация в форме зачета

               

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие учебного кабинета.

Оснащение: ГБОУ СПО «НТПК №2»

Оборудование:

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебная практика проводится преподавателями профессионального цикла. Характер проведения учебной практики: рассредоточено.

 

Приложение 1

Задание по теме «Семинары-практикумы для родителей»

1. Сформулировать темы семинаров-практикумов для родителей (с учетом возраста детей и особенностей здоровья)

2. Разработать план проведения семинаров-практикумов (не менее 3-х)

 

Возраст детей (особенности здоровья) Тема семинара-практикума План проведения
1. Дети раннего дошкольного возраста «Знающий родитель - легкая адаптация». Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, желание использовать игры адаптационного периода с детьми дома. 1. Вводная часть: Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малы 2. Информационно-содержательная часть: - ознакомление родителей с инновационной формой взаимодействия с родителями во время адаптации через демонстрационный экран «Вот так мы и живём». - практический показ игр с детьми во время адаптации по типу мастер-класса - в роли детей родители. 3. Заключительная часть: итог семинара-практикума в форме игры «Ведро с водой».
2. Дети с задержкой психического развития   «Подготовка детей с ЗПР к обучению грамоте»   «Формирование временных представлений посредством моделирования и дидактических игр у детей с ЗПР»   «Домашняя игротека»      Предварительная работа 1. Проведение анкетирования среди родителей на выявление уровня знаний по обучению грамоте 2. Анализ проведѐнного анкетирования. 3. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы. План семинара практикума I. Теоретическая часть. 1.Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте. II. Практическая часть. 1. Усвоение приемов звукобуквенного анализа слов, составление схемы слова, подбор слов к заданной звуковой схеме. 2. Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги, подбор двухсложных, трѐхсложных, четырѐхсложных слов по картине) 3. Составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения. II. Заключительная часть. Рефлексия. Цель: повысить уровень компетентности родителей по данной теме. Предварительная работа: изготовление пособий, подбор дидактических игр. Оборудование: модели времен года, частей суток, дней недели; дидактические игры. План: 1.Теоретическая часть. 2.Практическая часть 1) выполнение совместных заданий родителей с детьми; 2) выставка дидактических игр по формированию временных представлений. 3. Подведение итогов, рефлексия. Цель практикума:раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является основным видом деятельности, она имеет особое значение во всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве взрослого. 1. Психологический тренинг «Приветствие» 2. Выступление 3. Физминутка для родителей. 4. «Развивающие игры» «Внимание» «Что изменилось» «Четвертый лишний» «Нарисуй»,«Память», «Игра в слова», «Угадай, что я загадал?» В конце практикума родителям предлагают заполнить отклик-анкету с вопросами:
  • «Ваше мнение о нашей встрече______
  • Что вас заинтересовало?______
  • Что разочаровало?______
  • Что бы вы еще хотели узнать о детской деятельности?______
3. Дети старшего дошкольного возраста «Знаю ли я себя и своего ребенка?»  1 Этап приветствие. Актуальность темы занятия: для чего мы сегодня собрались?   1. Выявление запроса участников -чтобы тренинг был эффективным необходимо понять, с каким запросом пришли. Заполнить анкету участника тренинга   2. Знакомство участников    Цель: создание эмоционального положительного настроя. Инструкция: «Необходимо каждому родителю сказать свое имя «Меня зовут…» и кратко рассказать о себе на тему: «Чем я замечателен, как родитель». 3.Правила группового общения:            -доверительный стиль общения. -общение по принципу «здесь» и «теперь». -говорим о том, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит в группе. -говорить за себя, от своего имени. -искренность в общении. -недопустимость непосредственных оценок человека. 2 Эта.Мини-лекция мы разберемся в том «Знаю ли я себя?»я предлагаю выполнить упражнение. 1. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Обсуждение. 2. Упражнение - игра «Шишки, желуди, орехи» 3. Тест №1 "Какой вы родитель". Вопросы баллы 4. Упражнение «Шесть платочков». Краткий итог и обсуждение. Притча «Небезупречный» Обсуждение: Вопрос: Какой смысл заложен в притче? Вывод: Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять 5. Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?" 6. Тест №2 "Хорошо ли я знаю своего ребенка". 3 Этап 1. Рефлексия. Подведение итогов занятия – составление карты Бьюзена. 2. Ритуал прощания.Упражнение «Шар благодарности». Цель: поблагодарить всех участников тренинга. 3. Мини-лекция на тему "Что надо знать о своем ребенке?"                                       4.Тест №1 "Какой вы родитель".
4. Первая младшая группа   «Играем пальчиками» Актуальность. Организационный момент (Звучит песня (фрагмент) «Волшебная страна») Беседа с родителями. Вопросы:
  1. Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
  3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка
«Немного теории…» «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант. ………. Игротренинг В.- Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем… Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Пальчиковая гимнастика «Капуста» Выставка - презентация демонстрационного материала.Выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус. Игротренинг с родителями.Ряд игр с такими предметами. Игровая ситуация «Кукла с бусами» Игры с пуговицами Игры с сыпучими материалами Игры с пробками от бутылок Игры – шнуровки Игры с бусинами, макаронами Игры с прищепками Памятки для родителей памятка о разнообразии предметов для развития мелкой моторики. Выставка наглядной информации Отзывы родителей Памятки для родителей: аппликация, работа с пластилином, рисование Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
5. Дети с нарушениями ЦНС «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями ЦНС в домашних условиях. Предварительная работа:  подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки; разработка анкеты; подбор упражнения для сплочения родителей; подбор притчи, способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру;изготовление буклета для родителей. Игра «Волшебная шляпа» Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой. Ситуация «Невротический ребёнок». предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей. Обсуждение очень интересных и необходимых вопросов, связанных с развитием познавательной деятельности дошкольников. - Как понимаете выражение познавательная деятельность? (варианты ответов и их краткий анализ) Проведение игры с родителями на развитие внимания Проведение игры с родителями на развитие восприятия:Игра «Чудесный мешочек» проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнением: - по наглядному образцу; - по словесной инструкции; - определение незнакомого предмета и его описание. Проведение игр с родителями на развитие памяти: игра «Запомни картинки»,«Запрещенное движение». Проведение игры с родителями на развитие мышления: игра «Что снаружи, что внутри?» Проведение игры с родителями для развития речи: «Картинки-загадки». Проведение игр с родителями на развитие воображения: «Клякса», «Несуществующее животное». Притча о двух ангелах.Цель: Оказание помощи родителям в осознании отношений к собственному ребенку и окружающему миру; преодоление негативных позиций в отношении собственных детей. (анализ притчи, рассуждения родителей). Анкета Поделиться своим мнением и комментариями. Мониторинг удовлетворенности родителей проведенным семинаром-практикумом
6.     7. Дети средней группы   Дети инвалиды "Развитие творчества у детей средней группы"     "Развитие и обогащение словаря ребёнка" Цель мероприятия:привлечение родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения; создание доброжелательной обстановки и положительных взаимоотношений между родителями и детьми. Подготовительный этап: 1.Изготовление детьми пригласительных билетов для родителей в виде цветных ладошек. 2.Подготовка компьютерной презентации занятий по изобразительной деятельности и детских работ. 3.Подготовка драматизации сказки «Репка». 4.Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Какой игрушки не стало», «Расскажи о любимой игрушке». 5.тение детям стихов об игрушках А. Барто, В. Маяковского. Основная часть.Ход семинара-практикума. Под звуки спокойной музыки родители и дети проходят в зал. Открывает  вечер презентация занятий по изобразительной деятельности и детских работ. После просмотра родителям предлагается короткая дискуссия: «Что такое творчество?», «Нужно ли творчество ребёнку?» «В чем оно проявляется?», «Можно ли говорить, что детям присуще творчество?» (высказывания и впечатления родителей). Воспитатель: А сейчас предлагаю вашему вниманию драматизацию сказки «Репка». Участвуют все дети (представляю основных персонажей). После просмотра сказки приглашаю детей и родителей присесть за столы. Воспитатель: Ребята, вы знаете, как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? Дети: Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять. Воспитатель: Да, ребята, в давние времена игрушки делали своими руками из разного материала, из того, что было под рукой, лепили из глины, мастерили из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток, делали из ткани. Конечно, сейчас очень много игрушек в магазине, но представляете, как интересно сделать игрушку своими руками. Воспитатель: А вы хотели бы вылепить игрушку в подарок брату, сестре, другу? Дети: Да, конечно, хотим. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, каким способом можно вылепить игрушку (выслушиваю ответы детей, дополняю, ещё раз повторяю способы лепки - раскатывание прямыми и круговыми движениями, оттягивание, сглаживание поверхности). Воспитатель: Подумайте, на сколько частей вы разделите пластилин? Физминутка «Мячики» (выполняется вместе с родителями) Предложение родителям вместе сдетьми слепить игрушку, используя различные способы лепки (в процессе лепки звучит спокойная музыка, создающая эмоциональный настрой.).По завершению лепки предлагаю поставить игрушки на стол, полюбоваться ими, настраиваю родителей на дискуссию, обмен мнениями. Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях. План: 1.Сообщение темы. 2.Информационная часть. 3.Практическая часть. · Обучение практическим умениям родителей: Игра «Шаги» · Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек» · Педагогический диктант: «Ассоциации» · Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ» 4.Заключение. · Обратная связь «Вопрос-ответ»

 

3. Разработать сценарий проведения семинара-практикума (тема – из таблицы).

Вводная часть.

Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…»                              

Цель: знакомство, сообщение стабильности положительного состояния малышей в

период адаптации.

Ход: каждый родитель по кругу передает маленькую куколку, называя свое имя и

сообщая о психо-эмоциональном состоянии своих детей в период адаптации.

Далее педагог- психолог предлагает родителям поиграть дома с детьми в

подвижные игры.

Подвижные игры:

- «Соберем листочки»;

- «Села птичка на ладошку»;

- «Дождик».

П/и «Соберем листочки»

Цель: развитие двигательной активности детей, умения собирать листочки в корзинку,

 

сенсорных эталонов: цвет (красный, желтый), размер (большой, маленький),

количество(один, много), мелкой мускулатуры рук, создание положительного

эмоционального настроя.

П/и «Села птичка на окошко»

Цель: развитие двигательной активности детей, умения ходить по группе стайкой, не

наталкиваясь друг на друга, искать спрятанную игрушку, проявление положительных

эмоций (радость, восторг) при виде найденной игрушки.

Села птичка на ладошку,

Посиди у нас немножко,

Посиди не улетай,

Улетела птичка – ай!

П/и «Дождик»

Цель: развитие двигательной активности детей, умения собирать шарики в ведерко,

мелкой мускулатуры рук, создание положительного настроя.

Ход: детям на ладошки «капает» дождик:

Дождик, дождик

Кап-кап-кап.

Мокрые ладошки.

Дети собирают мячики в ведро.

 

-Играйте с детьми в игры с водой. Например, налейте в тазик воды, запустите туда

водоплавающие игрушки – вылавливаем игрушки из тазика. Можно устроить

«фонтан» из бутылочки, «дождь» из губки.

- Можно порисовать пальцем на большом листе. Важен не рисунок, а эмоциональный

выплеск ребенка.

- Можно поиграть в пальчиковые игры, они тоже хорошо снимают эмоциональное

напряжение.

 

Игры с соленым тестом дома:

Берут комочек теста и просто мнут его в руках, рвут на кусочки

2. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями

надавливают на середину и края лепешечки).

3. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону

ладони.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

- Еще можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох,

гречку (рис) и пусть малыш ищет их.

 

Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают.

Используется художественное слово. Например:

-Посмотрите, кого нашла Маша? Кто это?

-Правильно, это собачка.

-Как собачка лает?

-Гав, гав!

-Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: гав, гав!

Педагог-психолог предлагает родителям поиграть в пальчиковые игры дома:

«Ладушки»

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)

Где были?

У бабушки.

Спали на ладошке (руки кладем на щеку)

Ели колобушки (хлопаем ладонями по коленям)

«Гули-гули»

Гули, гули, полетели (взмахните перед собой кистями рук)

На головку гули сели (положите обе руки на голову)

Сели, посидели (покачайте головой)

Опять полетели (взмахните перед собой кистями рук)

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка, (поглаживание по голове)

Умой мое личико, (поглаживание по лбу)

Чтобы щечки краснели, (гладят щечки)

Чтобы глазки блестели (гладят бровки)

Чтоб смеялся роток, (гладят губы, подбородок)

Чтоб кусался зубок (улыбаются)

«Дай ладошечку»

Дай ладошечку, (дети подают ладошечку)

Моя крошечка,

Я поглажу тебя (взрослый гладит малыша по ладошке)

По ладошечке.

На ладошечку, (взрослый подает ладошки)

Моя крошечка,

Ты погладь меня (ребенок гладит взрослого по ладошке)

По ладошечке.

«Похлопаем в ладошки»

Похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)

Похлопаем немножко.

 

Похлопаем в ладошки,

Очень хорошо.

И пальчики попляшут, (Размахивание пальчиками)

И пальчики попляшут

У маленьких ребят.

 

Педагог-психолог продолжает:

- если ребенок капризничает дома, не бойтесь брать его на руки, гладить – телесный

контакт с вами ему необходим в этот период. Можно сделать ребенку расслабляющий

массаж: погладить спинку, ручки, ножки, животик, голову;

- можно включить негромко классическую, спокойную музыку на 10-20 минут;

- поиграйте с ребенком с жатой фольгой (мягкой!) Фольгу можно сжать в комочки и

сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить;.

А вечером обязательно спойте мелодичную, спокойную колыбельную песенку.

Малыш с удовольствием заснет под ласковые слова и спокойный мамин голос.

С радостью используйте потешки и прибаутки в сочетании с терпением, вниманием и

лаской, это позволит ребенку более спокойно и безболезненно привыкнуть к группе и

воспитателю!

Педагог-психолог предлагает поиграть родителям в музыкально-ритмические

игры: «С.С. Железнов, Е.С. Железнова «Ладушки-Ладошки», «Попрыгаем»,

«Упражнение на дыхание», «Тихо-громко», «Ходим, ходим, стоп».

Педагог-психолог предлагает родителям испечь пирог из соленого теста и сделать

надпись (Нашим детям!, Наши крохи!, Наши малыши! и т.д.) и украсить его

горохом, гречкой.

Заключительная часть. Сейчас уважаемые родители мы с вами посмотрим занятие,

режимные моменты в детском саду, как привыкают, развиваются наши дети.

Экран «Вот так мы и живем».

Напишите, пожалуйста ваши отзывы о нашей встрече, что было интересного и нового

для Вас.

И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей.

Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

                                                Семинар-практикум для родителей

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями ЦНС в домашних условиях.

Задачи:

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями ЦНС.

3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

4. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ЦНС.

Предварительная работа:

подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки;разработка анкеты; подбор упражнения для сплочения родителей; подбор притчи, способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру; изготовление буклета для родителей.

Оборудование: шляпа,   бумага и ручки по количеству участников, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», 10 картинок к игре «Запомни картинки», лабиринты по количеству присутствующих, музыка к игре «Запрещенное движение», релаксационная музыка.

Ход семинара-практикума:

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

 

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребенка.

- Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

Ситуация «Невротический ребёнок».

- Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с матерью пришла на берег моря.
- Мама, можно я поиграю в песке?
- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
- Мама, можно я побегаю по воде?
- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
- Нет. Ты затеряешься в толпе.

- Мама, купи мне мороженое.
- Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:
- Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?

(рассуждения родителей, характеристика «невротической» личности, определение неверного поведения со стороны матери)

- Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без     кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Эрнст Легуев говорил: «ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

- Исходя из вышесказанного, сегодня мы будем обсуждать с вами очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.

- Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

(варианты ответов и их краткий анализ)

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

- Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Проведение игры с родителями на развитие внимания:

1. 1. Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел за столом? Кто стоял около стола? Какого цвета рубашка у Пятачка? Что ел Винни-Пух? Что держал в руках Кролик? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).

2. 2. Посмотрите внимательно на другую картинку. Кот с мышатами играют в жмурки. Помоги коту найти всех мышат (называют места, где спрятались мышата).

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

Игра « Чудесный мешочек » проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнением:

- по наглядному образцу;

- по словесной инструкции;

- определение незнакомого предмета и его описание.

 

От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

- Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игр с родителями на развитие памяти:

Игра «Запомни картинки». Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени взрослый (ребенок) запоминает, а потом должен назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

Игра «Запрещенное движение». Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

 

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести–семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Проведение игры с родителями на развитие мышления:

Игра «


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.