Реконструкция уничтоженных храмов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Реконструкция уничтоженных храмов

2020-05-07 155
Реконструкция уничтоженных храмов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под термином реконструкция я понимаю строительство нового храма, являющегося копией, максимально приближённой к уничтоженному оригиналу с использованием иконографического материала, натурных исследований и т.д.

Реконструкция или воссоздание полностью уничтоженных храмов включена в раздел о новом строительстве по нескольким причинам:

1. Достаточно часто от храма не осталось не только стен, но даже фундаменты разобраны почти полностью.

2. В случае, когда фундаменты и даже фрагменты цоколя сохранились, их состояние может быть таково, что требуется полное удаление старой забутовки и устройство новых фундаментов. Это особенно относится к реконструкции колоколен.

3. Конструктивные элементы здания, в частности своды, разумеется, могут быть выполнены из современных материалов.

4. Сам процесс строительства ничем не отличается от постройки современного здания.

Если приход принимает решение об исторической реконструкции снесённого храма, то есть о максимально близком воспроизведении первоначального облика, то необходимо учитывать следующее:

1) Правомерность реконструкции на старом месте с историко-культурной точки зрения.

2) Специфика реконструкции с реставрационной точки зрения.

3) Целесообразность реконструкции.

Поскольку реконструкция – это воссоздание копии, максимально приближенной к уничтоженному храму, то сюда входит не только общий вид храма, но и отдельные детали убранства: профили карнизов, оконные решётки, кресты и т.д.

Разрешение на реконструкцию необходимо согласовать с Министерством Культуры, так как территория храма может являтся памятником археологии и культуры. В случае отказа, не стоит обвинять специалистов в атеизме, ненависти к Православной Церкви и т.д., а постараться понять причины, побудившие историков и археологов объявить место заповедным. К счастью, такие случаи практически не встречаются. В любом случае, при реализации такого проекта присутствие археолога обязательно. Проектные работы и архитектурный надзор может вести только архитектор-реставратор, поскольку современный архитектор некомпетентен в данной области.

Старые храмы имели большой набор тонко проработанных архитектурных элементов и деталей – наличников, карнизов, тяг и т.п., которые выполнялись в штукатурке, из белого камня, кирпича и т.д. Трудозатраты и, соответственно, стоимость велики и только немногие приходы могут себе позволить такие расходы. Кроме того, для проведения работ требуются рабочие высокой квалификации, найти которых достаточно проблематично.

Наглядными примерами исторической реконструкции могут служить Казанский собор на Красной площади или Иверские ворота.

Сегодня, к сожалению, для снижения стоимости, а также из-за низкого уровня общей культуры современных архитекторов, имеющих очень приблизительные знания по истории русской архитектуры, низкого уровня квалификации рабочих и их недобросовестности, архитектурные формы и детали максимально упрощаются. Правда, для оправдания собственной безграмотности регулярно выдвигается аргумент, что надо идти в ногу со временем и т.д.

В результате, архитектура храма выглядит ярко выраженной подделкой, и называть такое новое здание историчеческой реконструкцией не верно. Тем более, слово воссоздание часто имеет оттенок штампа церковной журналистики, а кроме того может ввести в заблуждение людей, не сведующих в истории русской архитектуры и истории конкретного храма. Вновь построенный храм воспринимается многими как копия ранее существовавшего храма. Например, на одном из сайтов я прочитал, что идёт воссоздание храма Зачатьевского монастыря в Москве. Это совершенно неверно, идет строительство нового храма по современному проекту весьма посредственного уровня на месте древнего храма, заменённого в начале 19 века храмом в псевдоготическом стиле и также разрушенного.

Настоятельно рекомендую, несмотря на дополнительные расходы, всё-таки стараться воссоздавать не только общий вид, но и прорабатывать детали. Даже если не хватает средств на первом этапе строительста, штукатурные наличники и карнизы можно всегда выполнить позже.

В ряде случаев целесообразность исторической реконструкции храма или колокольни в первоначальном виде может быть весьма спорной. Попытка заново построить огромный храм по образцу снесённого где-нибудь в небольшом городе, где население за последние 100 лет только уменьшается, не имеет никакого смысла, храм будет всегда стоять пустой, потребует огромных затрат при строительстве и эксплуатации и будет служить разве что символом тщеславия его строителя.

При строительстве храма по новому проекту на месте разрушенного, нередко высказывается пожелание, чтобы вновь построенный храм своими размерами соответствовал первоначальному. Как уже было указано выше, в небольших городах и сёлах такое пожелание редко бывает оправдано с практической точки зрения, так как обычно снесённые храмы были расчитаны на большое число молящихся. Если же приход значительно увеличится, то всегда можно пристроить придел, что характерно для русской архитектуры. Сегодня же число прихожан по сравнению с дореволюционным временем незначительно, храмы будут стоять пустыми. В крупных же городах в ряде случаев восстановление храма в первоначальных размерах оправдано.

Распространенной ошибкой при проектировании храма является механическое увеличение какого-либо древнего образца. Я неоднакратно видел проекты, когда берётся за образец, скажем, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры и при помощи компьютерной программы увеличивается в два раза. Это грубейшая ошибка, так как каждому размеру храма должна соответствовать его архитектура. Увеличте стул в два раза и попробуйте на него сесть... хотя выглядеть он будет всё равно стулом.

Хотелось бы отдельно остановиться на чрезвычайно важном (с моей точки зрения) вопросе высоты внутреннего пространства храма. Постоянно стремление строить храмы с максимально высоким внутренним пространством. Если храм предвидится летним, то с точки зрения основных эксплутационных расходов(отопление, вентиляция) высота не имеет значения. Если же храм зимний, то устраивать его внутри высоким – значит не думать о тех сложностях, с которыми столкнутся последующие поколения и настоятелей и прихожан. Стоимость энергоносителей сейчас стремительно растёт во всём мире, и тот невероятный перерасход газа, нефти и электроэнергии на отопление помещений, который достался нам от советских времён, постепенно будут заканчиваться. К сожалению, может случиться так, что очень скоро большая часть доходов храмов, имеющих значительные объёмы, будет уходить на отопление. К сожалению, перелом в сознании людей ещё не наступил и угроза энергетических проблем мало кем воспринимается серьёзно.

Отнюдь не призываю в целях экономии средств устраивать своды такой высоты, что храмы станут похожи внутри на современные квартиры. Важно соблюсти разумные пропорци. Сейчас, к сожалению, встречаются вновь построенные храмы, по пропорциям приближающиеся к водокачке.

С экономией энергоносителей прямо связано и остекление. В современном здании остекление обязательно должно быть тройным, а не двойным.

Не менее важной является теплоизоляция бетонных сводов. Помимо экономии энергии, хорошая изоляция способствует наименьшему загрязнению поверхности сводов. Чем лучше изолированы своды со стороны чердака, тем сильнее сдвигается точка росы и, соответственно, поднимающаяся копоть вытягивается в вентиляционные отверстия, а не прилипает к внутренней влажной поверхности свода (если свод слишком тонкий и не изолирован). Та же проблема возникает при плохо изолированных бетонных стенах храма. Разумеется, причины текущей копоти могут быть разными, в частности неграмотное устройство отопления в полах, повышенная влажность из-за плохой гидроизоляции фундаментов и т.д. Все эти вопросы должен решать специалист, в статье же даётся только общий обзор дефектов, вызванных неверными расчётами или же отсутствием таковых и любимым строительством «на глаз».

Замечания по поводу электропроводки были сделаны в разделе, посвящённом деревянному строительству.

Примечание. При строительстве современных храмов имеет место ярко выраженная тенденция максимального увеличения площади окон. Это абсолютно неверное решение, так как храм это не торговый центр. На протяжении всей истории строительства христианских храмов размер и положение окон способствовали тому, чтобы молящийся чувствовал себя в храме, а не во внешнем мире. Даже огромные окна готических соборов заполнены витражами, чтобы отрезать внешнее пространство от внутреннего. Большие окна храма св. Софии в Константинополе расположены в барабане и не отвлекают молящихся. Безусловно, есть храмы и с огромными окнами, тем не менее, это не характерно для церковной архитектуры. «Плетение словес» некоторых современных архитекторов о том, что огромные окна создают «полёт, перетекание пространства» и т.д. свидетельствует только об их нецерковности и не более того.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство храма из бетона безусловно имеет свои экономические преимущества, но при этом еще и очень большой архитектурный недостаток.

Храм из бетона имеет очень тонкие стены и лишает храмовую архитектуру той зрительной монументальности, «вечности», которя характерна для любой постройки, предназначенной для религиозных целей: будь то христианский храм, мечеть или буддистский храм. Кажется, что храм вырезан из картона и является временной постройкой, причём эта «картонность» видна как снаружи, так и изнутри. Кроме этого бетон имеет невероятно «мёртвую» поверхность, характерную для современной архитектуры. Задача, стоящая перед архитектором, строящим из бетона, невероятно сложна и далеко не каждый может с ней справиться. Если есть возможность, то лучще строить из кирпича. Своды же, как уже говорилось, вполне закономерно могут быть бетонными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей статье рассмотрен очень незначительный круг вопросов, связанных с реставрацией и строительством новых храмов.

К сожалению, литература на эту тему, рассчитаная не на специалистов-архитекторов, а на приходских священников практически отсутствует. Я надеюсь, что вопросы, поднятые в статье будут подвергнуты более детальной проработке, а неизбежные ошибки автора исправлены в дальнейших работах,как архитекторов-реставраторов, так и современных архитекторов. Очень важно, чтобы свои замечания высказало духовенство.

И последнее: я надеюсь, что никому из вас не придет в голову «сказать новое в церковной архитектуре», что сейчас так распространено на западе. Но это – отдельная тема...

 

Приношу благодарность за ценные советы и рекомендации И.А.Киселеву, Ю.Т.Комарову и И.Г.Стрельбицкому.


СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 1

I. НАЧАЛО РАБОТ ………………………………………………………………….…… 2

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ……………….…2

1. Настоятель и приход.……………………………………………………………...……2

2. Подрядчик или прораб……………………………………………………………….…3

3. Благотворитель (спонсор). …………………………………………………………..…3

ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ…………………………….….4

1. Составляющие реставрационного фонда прихода:.….………………………...… … 4

2.  Расход средств напроведение реставрационных работ……………………………… 5

РАБОТЫ НА ХРАМЕ. ФОТОФИКСАЦИЯ…………………………………………...…6

РАЗБОРКА ЗАВАЛОВ……………………………………………………………………..7

ОЧИСТКА СВОДОВ И ОБРУШЕНИЕ ФРАГМЕНТОВ. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

НА ХРАМАХ………………………………………………………………………………..9

РАСЧИСТКА ПАЗУХОВ СВОДОВ……………………………………………………..10

ОБРУШЕНИЕ АВАРИЙНЫХ ФРАГМЕНТОВ СТЕН И СВОДОВ …………………10

ИЗОЛЯЦИЯ ОКОННЫХ И ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ …………………………………11

II. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ………………………………………….. 11

АРХЕОЛОГИЯ……………………………………………………………………………..11

КОНСЕРВАЦИЯ ХРАМА ПРИ ВРЕМЕННОЙ ИЛИ СЕЗОННОЙ

ОСТАНОВКЕ РАБОТ……………………………………………………………………..12

ПРОТИВОАВАРИЙНЫЙ ВОДООТВОД……………………………………………….12

ИНЖЕНЕРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ХРАМА.

ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………….13

ФУНДАМЕНТЫ…………………………………………………………………………...14

1. Гидроизоляция фундаментов …………………………………………………….…..14

2. Инъектирование фундаментов………………………………………………………...15

3. Отклонение стен от вертикали………………………………………………………...15

ТРЕЩИНЫ В СТЕНАХ. УСТАНОВКА МАЯКОВ……………………………………16

ИНЪЕКТИРОВАНИЕ ТРЕЩИН       ………………………………………………………...16

СВОДЫ……………………………………………………………………………………..17

ВЫСОЛЫ…………………………………………………………………………………..18

ОСУШИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ…………………………………………………………….20

III.АРХИТЕКТУРНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИИ ……………….. 21

ВЫБОР ПРОЕКТНО-РЕСТАВРАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И

АРХИТЕКТОРА…………………………………………………………………………...21

АРХИВНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ………………………………………………………………22

ОБМЕРЫ И ОБМЕРНЫЕ ЧЕРТЕЖИ………………………………………………….…22

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ………………………………………………...22

1. Фасады …………………………………………………….……………………..........23

2. Завершение храма……………………………………………..………………………..23

3. Купола………………………………………………………...........................................23

4. Покраска храма …………………………………………………………………….…..24

5. Кровли …………………………………………………….……………………………25

6. Штукатурные элементы………………………………………………………………..26

7. Архитектурные детали………………………………………………………………....26

8. Отмостка вокруг храма…….…………………………………………………….….....27

9. Пристройки: разборка, новое строительство……………………………………........28

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СОХРАНИВШЕЙСЯ КОЛОКОЛЬНИ ПОД ЧАСОВНЮ..…...29

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СОХРАНИВШЕГОСЯ БОЛЬШОГО ХРАМА К

НУЖДАМ НЕБОЛЬШОГО ПРИХОДА       …………………………………………………30

ИНТЕРЬЕРЫ……………………………………………………………………………….30

РАБОЧИЕ ЧЕРТЕЖИ……………………………………………………………………..35

ОТОПЛЕНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ………………………………………..35

1. Отопление..………………………………………………….……………………..........35

2. Электропроводка.……………………………………………..………………………..36

3. Вентиляция…………………………………………………...…………………………36

ЗАКАЗ МАТЕРИАЛОВ И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ      …………………………………36

1. Кирпич..………………………………………………….……………….………..........36

2. Камень.……………………………………………..………………………………..…..38

3. Раствор.Оштукатуривание храма …………………...…………………...…………39

4. Металл.……………………………………………..……………………….…………..41

5. Дерево…………………………………………………...………………………………42

IV. СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕРЕВЯННЫХ ХРАМОВ И ЧАСОВЕН …………... 43

СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ БРЕВНА…………………………………………………………43

ОЦИЛИНДРОВАННОЕ БРЕВНО………………………………………………………..44

ХРАМЫ ИЗ БРУСА……………………………………………………………………….45

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ      …………………………………46

ПОЛЫ ХРАМА…………………………………………………………………………….48

ВНУТРЕННИЕ ПОВЕРХНОСТИ СТЕН ХРАМА……………………………………....48

ПОТОЛОК ХРАМА…………………………………………………………………….…49

ГЛАВЫ И КРОВЛИ……………………………………………………………………….49

ДВЕРИ……………………………………………………………………………………...49

ЭЛЕКТРОПРОВОДКА……………………………………………………………………49

ОТОПЛЕНИЕ ХРАМА……………………………………………………………………50

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАЛЛА ПРИ ДЕРЕВЯННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ…….....…50

РАЗМЕРЫ ХРАМА………………………………………………………………………..51

ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАСОВНИ……………………………………………………………….51

1. Выбор проекта………………………………………….……………….………..........53

2. Размер часовни.………………………..………………………………..…………….54


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.