Раствор.Оштукатуривание храма. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Раствор.Оштукатуривание храма.

2020-05-07 471
Раствор.Оштукатуривание храма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Применение неправильно составленного раствора со временем может вызвать на храме катастрофические последствия. Причём речь идёт как о кладочном, так и о штукатурном растворе.

Подавляющее большинство храмов в России было сложено на известковом растворе. Собстенное производство цемента (портландцемента) было начато в России в 1863 г., а до этого цемент завозился из западной Европы. Достаточно широкое распространение цемента наблюдается к 1900-м годам. В 1900 году в России выпускалось 670 000 тонн цемента, а в 1913 г, - 1 670 000 тонн. Поэтому некоторые храмы, построенные в начале XX века, сложены уже на цементе. К сожалению, цементным раствором в эти годы были оштукатурены многие храмы, сложенные на известковом растворе. Последствия многие настоятели наблюдают у себя на приходе, когда от храма откалываются целые пласты цементной штукатурки, увлекая за собой значительную часть лицевой кирпичной кладки, намертво соединённой с цементом.

При реставрации храмов, сложенных на известковом растворе, категорически запрещено применение чисто цементных растворов. Результаты низкокачественного ведения работ при реставрации мы сегодня наблюдаем регулярно: очень большие части здания, сложенные на цементном растворе целиком выпадают из существующего храма. Мне нередко приходилось видеть здания, отреставрированные в 60-80 годах: порталы и наличники, иногда единым блоком, лежат на земле, поскольку при реставрации они были сложены на цементном растворе.

Другая крайность – это попытка вести кладку на чистой извести. Поскольку известь требует длительной обработки, да и контроль за исходным сырьём практически невозможен, то использование сейчас чистой извести практически не встречается. Не стоит забывать, что кладку на известковом растворе прекращали за 2-3 месяца до морозов, чтобы известь набрала прочность.

В настоящее время в реставрационной практике используется сложный цементно-известково-песчаный раствор. Сложный раствор начал использоваться в строительстве с 80-х годов XIX в., как за рубежом, так и в России. Например, в Петербурге в 1895-96 г. были построены дома на растворе 1ц: 5и: 8п., то есть - 1часть цемента/5частей извести/ 8частей песка.

Хотелось бы напомнить, что сейчас эта технология практически полностью утрачена, поэтому желательно перед началом работ поинтересоваться у подрядчика, знаком ли он со сложными растворами для кладки. Если подрядчик будет вас убеждать, что всё это ненужно и устарело, лучше отказаться от такого подрядчика.

Напоминаю, что пропорциональный состав сложных растворов различен и определяется как поставленными задачами, так и исходными материалами.

Храмы, сложенные на известковом растворе могут быть оштукатурены только известковой штукатуркой. Напоминаю, что известковая штукатурка обладает хорошей паропроницаемостью. Благодаря этому влага, находящаяся в кладке стены, легко проходит сквозь штукатурку и испаряется.

Необходимо также отметить, что многие храмы были не оштукатурены, а покрыты обмазкой. Обмазка – это нанесение извести тонким слоем прямо по кирпичу. Обмазка наносится специальной кистью. Обмазка может быть белой, но может также в дальнейшем окрашиваться. Штукатурить храмы, которые были покрыты обмазкой, с реставрационной точки зрения -неправильно. В некоторых случаях все же допускается оштукатуривание обмазанной поверхности, в частности - когда лицевой слой кладки стен сильно разрушен. Тем не менее, этот вопрос должен быть согласован со специалистом –реставратором.

Как уже отмечалось, катастрофические последствия для храма, сложенного на известковом растворе вызывает оштукатуривание цементной штукатуркой. Влага, постоянно поступающая через фундамент, поднимается капиллярно по стенам и под действием солнца устремляется к нагретой поверхности стены и испаряется.Если стена оштукатурена цементом, а цемент не пропускает влагу, то влага остается или в толще стены, или скапливается под цементеой штукатуркой. В результате этого кладка остаётся постоянно сырой и разрушается. Регулярное замерзание воды, скопившейся под штукатуркой весной и осенью во время суточного цикла, и увеличение льда в объеме вызывает быстрые обрушения штукатурки со значительными фрагментами лицевой части кирпича. Особенно тяжелые разрушения такого типа бывают на углах храма на уровне кровли из-за большего объёма воды, попадающего под цементную штукатурку.

Кроме этого, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда прорабы, пришедшие из современного строительства, пытались применять современные методы и требования на храмах. В частности, на одном из храмов к поверхности фасадов пристрелили металлическую сетку, причём сделано это было из самых лучших побуждений. Достаточно легко представить себе последствия для храма, сложенного на известковом растворе, от подобных действий. Встречаются случаи, когда делается попытка вывести внутреннюю поверхность храма идеально по отвесу – как говорят «в ноль». Поскольку все храмы имеют достаточно неровную поверхность стены, что особенно характерно для нашего провинциального и сельского строительства, то для получения идеально прямой поверхности неопытные строители наносят в некоторых местах слой штукатурки, достигающий 50мм и более толщины, тогда как на расстоянии 2-3м он может уже иметь толщину 10мм. Это желание подогнать поверхность под современные нормы совершенно недопустимо. Для русской архитектуры как раз характерна «кривая прямая поверхность», повторяющая прогибы стены. Только опытный строитель, проработавший в реставрации не один год, не будет возмущаться в ответ на требование соблюдать строительные особенности, характерные для старой русской архитектуры. Храмы, имеющие в плане углы точно в 90 гр. в старой русской архитектуре также явление достаточно редкое.

Металл.

Приобретение металлического сортамента менее сложно, чем приобретение большемерного кирпича, в основном вопрос касается своевременного изготовления металлических изделий. Обычно с весны все кузнечные мастерские перегружены работой, поэтому очень трудно разместить заказ. Многие металлические изделия устанавливаются во время кирпичных работ, например оконные решётки, подставы дверей и т.п. По непонятной причине изготовление металлических изделий часто откладывается на последний момент. Имне регулярно приходится наблюдать, как рабочие сверлят уже выложенную кладку, чтобы завести в неё, например, подставы для двери. Совершенно очевидно, что качество таких работ невысокое, металлические изделия имеют низкую степень сцепления с кладкой и т.д.

Кроме этого необходимо отметить и такой важный вопрос, как сечение металлических изделий. Дело в том, что качество металла в старых постройках ниже современного. Старый металл по своему составу ближе к чугуну. Соответственно, чтобы обеспечить прочность конструкции – будь то подставы, или металлические связи, сейчас можно было бы использовать металл меньшего сечения. Тем не менее, это абсолютно неверно и с точки зрения эстетической, и сточки зрения реставрационной, если идёт речь о видимых элементах. Напоминаю несколько регулярно встречающихся ошибок. В храме можно часто видеть металлические связи, идущие от одной стены до другой. Располагаются они на уровне пят сводов. В годы Советской власти, когда храмы использовались под склады, мтс и т.д., связи часто вырезались по самым разным причинам. При восстановлении храма необходимо использовать то же сечение металлических брусьев, остатки которых всегда торчат из стен, так как при использовании небольших сечений будет казаться, что под сводами натянули верёвки. Ещё хуже с эстетической точки зрения выглядят восстановленные металлические ограды храма, решётки окон или решётки ограждений ярусов звона колокольни. Очень часто их делают из металлических прутьев очень маленького сечения, что сразу выдаёт их позднее происхождение, да и с художественной точки зрения нет той основательности и солидности, что свойственно традиционному искусству. С реставрационной точки зрения это просто очень грубая ошибка.

Дерево.

Закупку, по крайней мере, части пиломатериалов лучше производить заранее. При использовании пиломатериалов для тех или иных работ, влажность древесины не должна превышать норм, установленных ГОСТом. К сожалению, слишком часто заявленные продавцом характеристики древесины не соответствуют реальности и обнаруживается это уже после того, как материалы использованы в дело. Поэтому для ответственных работ, например устройства каркаса иконостаса, лучше приобрести материалы с таким расчётом, чтобы они успели просохнуть.

При заказе столярных изделий: окон, дверей и т.д., также приходится сталкиваться с недобросовестными столярными мастерскими, использующими низкосортный сырой материал. Рекомендую очень внимательно подойти к этому вопросу, так как регулярно приходится видеть, как вновь изготовленные окна и двери или не открываются (и не закрываются), или растрескиваются. Кроме этого, нередко столярная мастерская всеми силами старается навязать вам изделия, изготовленные из дуба под предлогом, что из сосны получится изделие низкого качества. Предложение это связано обычно с желанием заработать побольше. Разумеется, изделия из дуба более долговечны, тем не менее окна и двери прекрасного качества можно изготовить и из сосны, если она соответствует ГОСТам для столярных изделий. За многолетнюю практику, я и мои уважаемые коллегидостаточно редко встречали столярные изделия из дуба. Подавляющее большинство изделий было выполнено из сосны – приблизительно 95%. Об этом я уже писал выше.

Аргумент столяра, что дуб красивый материал, в данном случае не имеет значения, так как столярные заполнения в России практически всегда окрашивались.

Установку пластиковых стеклопакетов надо избегать любой ценой. Это современная система, внешний вид которой абсолютно не соответствует архитектуре старого храма. Кроме того, пластиковые окна и двери герметичны, что снижает проветривание храма через неплотности окон и дверей. Наиболее опытные архитекторы-реставраторы считают, что пластиковые окна – это медленная гибель старого храма, кладка в течение нескольких десятилетий может превратиться в кирпичную труху. Для повышения теплоизоляции возможно устраивать тройное остекление. Изготовить правильно деревянные стеклопакеты большинству приходов не покарману. Если уж в силу экономических причин вы вынуждены установить пластик, то по крайней мере, пусть переплёты будут светлые, если возможно, слегка серые. Устанавливать пластик под дуб или другую породу дерева – абсолютно неверно, поскольку переплёты обычно красились в белый цвет, да и подделка под другой материал всегда выглядит фальшиво. Во вновь строящихся храмах пластиковые окна возможны, но эстетически они всё равно не выдерживают никакой критики.


НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.