По грамматике русского языка — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

По грамматике русского языка

2020-05-07 177
По грамматике русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С. И. ГЕОРГИЕВСКОГО

Кафедра русского языка

Сборник

Тренировочных упражнений

По грамматике русского языка

для иностранных студентов

В тетрадях

Тетрадь 7

Сложное предложение

 

Симферополь, 2016

Составители:

Проф. Ховалкина А. А., доц. Пономаренко Е. А., доц. Баранова Л. А.,

Ст. преп. Чуреева О. А., ст. преп. Филиппова Н. В., преп. Гадомская Г. П.,

Ст. преп. Литвинова Л. Б., преп. Майборода С. В., преп. Герасименко Ю. А.

Под ред. Н.В. Филипповой.

Аннотация

Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке. В сборнике использованы следующие материалы:

1. Алексеенко Т. Н., Васецкая Л. И. Практическое пособие по грамматике русского языка. Медико-биологический профиль обучения: Учебное пособие / Т. Н. Алексеенко, Л. И. Васецкая. – Харьков: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2008. – 188 с.

2. Белевицкая-Хализева В. С. Употребление уступительных союзов и частиц в сложном предложении / В. С. Хализева // Русский язык за рубежом. – 1978. – № 2. – С. 35-44.

3. Пономаренко Е. А. Русская грамматика: для студентов. Изучающих медицину на английском / Е. А. Пономаренко. – Симферополь, 2003. – 44 с.

4. Рабочая тетрадь по конструированию сложного предложения для аудиторных и внеаудиторных занятий студентов I-II курсов. – Симферополь, 2000.

5. Русская грамматика: В 2-х тт.: Том 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. Том 2: Синтаксис / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Издательство «Наука», 1980.

6. Русский язык. Синтаксис сложноподчинённого предложения / М. Н. Аникина, Н. В. Кутукова, Л. Н. Ольхова и др.; под ред. М. Н. Аникиной. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 173 с.

7. Ховалкина А. А. Сборник тренировочных упражнений по грамматике русского языка для иностранных студентов в тетрадях. Тетрадь 6 / А. А. Ховалкина, Е. А. Пономаренко и др. – Симферополь, 2013.

8. Методические разработки преподавателей Лежнёвой Г. В., Лустиной В. Ф., Гадомской Г. П.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Сложносочинённое предложение: соединительные, разделительные и противительные отношения………………………………………………….. 3
ТЕМА 2. Отношения подчинения в сложном предложении. Сложные предложения со значением места и направления движения…………. 10
ТЕМА 3. Сложные предложения со значением времени…………………………….. 13
ТЕМА 4. Выражение определительных отношений в сложном предложении…. 16
ТЕМА 5. Выражение объектных отношений в сложном предложении...………… 21
ТЕМА 6. Выражение целевых отношений в сложном предложении……………… 24
ТЕМА 7. Выражение причинно-следственных отношений в сложном предложении………………………………………………………………………… 27
ТЕМА 8. Выражение значения условия в сложном предложении…………........... 31
ТЕМА 9. Выражение значения уступки в сложном предложении…………........... 35

 

ТЕМА 1. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Сложносочинённое предложение: соединительные, разделительные и противительные отношения

 

Грамматический комментарий

 

В русском языке предложения бывают простыми и сложными. Простые предложения содержат один субъект (S) и один предикат (P). Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. В сложном предложении как минимум два субъекта (S1, S2) и два предиката (P1, P2).

Существует 2 типа сложных предложений, которые соединены между собой при помощи союзов или союзных слов: сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга. В сложноподчинённом предложении придаточная часть зависит от главной.

 

1. Сложносочинённое предложение: части не зависят друг от друга

 

 

 


                     И, А, НО, ИЛИ

 

                          S1                             P1                                                         S2                   P2

Например: Преподаватель объяснял новую тему, а студенты слушали.

 

2. Сложноподчинённое предложение: придаточная часть (S2, P2) зависит от главной (S1, P1), от главной части к придаточной можно задать вопрос:

 

 

 


                  КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, КОТОРЫЙ,

 

                  ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ПОЭТОМУ, ЕСЛИ, ХОТЯ

 
S2 P2  

 


                      S1                 P1                                               P2                      S2

Например: Студенты слушают (ЧТО?), что говорит преподаватель.

 

Задание 1. Прочитайте предложения. Скажите, какие предложения являются простыми, а какие сложными. Объясните, почему.

а)

1. Он недавно начал изучать русский язык.

2. Преподаватель объясняет новый материал, а студенты слушают.

3. Я не знаю, почему мой друг не пришёл на занятие.

4. Вчера они встретили профессора и долго беседовали с ним.

5. Мой друг много занимался, поэтому он получил «отлично» на экзамене.

6. Родители хотели, чтобы я учился в медицинском университете.

7. Я был на лекции, а потом пошёл в библиотеку.

б)

1. Черепная коробка защищает головной мозг.

2. Организм человека состоит из различных тканей.

3. Больной пришёл к врачу, чтобы врач выписал рецепт.

4. Позвоночник – основа скелета.

5. Переваривание пищи происходит в желудке.

6. Эпителиальная ткань покрывает тело и внутреннюю поверхность органов.

7. Внутри клетки располагается ядро, которое хранит генетическую информацию.

 

 

I. Сложносочинённые предложения с соединительным союзом И

 

Задание 2. Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление соединительного союза и. Определите, какие отношения существуют между частями сложносочинённого предложения: одновременности или последовательности. Обратите внимание на вид глагола.

1. В аудиторию вошёл преподаватель, и студенты встали.

2. Шёл сильный снег, и было очень холодно.

3. Мне нужна попутная машина, и я не свожу глаз с дороги.

4. Лекция закончилась, и студенты поблагодарили преподавателя.

5. Дождь шёл несколько дней, и настроение у всех было невесёлое.

6. На деревьях распустились листья, и земля покрылась травой.

7. На улицах было много народа, и все спешили по своим делам.

8. Я позвонил другу, и мы решили встретиться.

9. Автобус остановился, и мы вышли.

10. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин)

ЗАДАНИЕ 3. Восстановите предложения. Используйте нужный глагол. Обращайте внимание на виды глаголов.

Глаголы для справок: появляться – появиться; уезжать – уехать; аплодировать – зааплодировать; оценивать – оценить; выходить – выйти; благодарить – поблагодарить; наступать – наступить; (не) задавать – задать; встречаться – встретиться.

 

1. Расписание занятий изменилось, и у студентов _______________ свободное время.

2. Учебный год закончился, и студенты _______________ на родину.

3. Мы пели на концерте национальные песни, и зрители _______________ нам.

4. Студенты написали тесты, и преподаватель ________________ их на «отлично».

5. Лекция зако́нчилась, и мы ________________ из аудито́рии.

6. Конце́рт зако́нчился, и ребя́та ________________ арти́стов.

7. Наступа́ет ле́то, и дни́ ________________ длинне́е.

8. Профе́ссор прочита́л ле́кцию, и никто́ ________________ ему́ вопро́сов.

9. Анто́н позвони́л А́нне, и они́ _________________.

ЗАДАНИЕ 4. Выберите из скобок глагол нужного вида так, чтобы сказуемые в обеих частях предложения выражали одновременность действия.

1. Уче́бный год зака́нчивается, и студе́нты (уезжа́ть – уе́хать) _________________ на ро́дину.

2. Мы сиде́ли в кафе́, и Ви́ктор (расска́зывать – рассказа́ть) _________________ о свое́й пое́здке в Лива́н.

3. Идёт ле́кция, и студе́нты (слу́шать – послу́шать) _________________ профе́ссора.

4. Наступа́ет о́сень, и дни (стано́виться – стать) _________________ коро́че.

5. Све́тит со́лнце, и (петь – спеть) _________________ пти́цы.

 

ЗАДАНИЕ 5. Выберите из скобок глагол нужного вида так, чтобы сказуемые в обеих частях предложения выражали последовательность действий.

 

1. Конце́рт зако́нчился, и зри́тели (выходи́ли – вы́шли) из за́ла.

2. А́нна интере́сно рассказа́ла об И́ндии, и мне (хоте́лось – захоте́лось) побыва́ть там.

3. Студе́нт написа́л контро́льную рабо́ту, и профе́ссор (оце́нивать – оцени́ть) её на «отли́чно».

4. Ви́ктор написа́л письмо́ дру́гу, и (получа́ть – получи́ть) приглаше́ние прие́хать в го́сти.

5. Мать пришла́ домо́й, и де́ти о́чень (ра́доваться – обра́доваться).

 

ЗАДАНИЕ 6. Закончите предложения. Обращайте внимание на:

 

а) отношения одновременности

1. На у́лице шёл дождь, и _________________________________________________________.

2. Семе́стр зака́нчивается, и _______________________________________________________.

3. Наступа́ет о́сень, и _____________________________________________________________.

4. Студе́нты чита́ют текст, и _______________________________________________________.

5. Мой друг приходи́л ко мне́, и ____________________________________________________.

б) отношения последовательности

1. Наступи́л ве́чер, и _____________________________________________________________.

2. Заня́тие зако́нчилось, и _________________________________________________________.

3. Друг получи́л телегра́мму, и _____________________________________________________.

4. Анто́н придёт ко мне́, и _________________________________________________________.

5. Дверь откры́лась, и ____________________________________________________________.

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте отрывок стихотворения, соблюдая правильную интонацию. Определите, почему поэт часто употребляет сложносочиненные предложения с союзом И. Какова роль этого союза?

 

 

Когда закат прощальными лучами Спокойных вод озолотит стекло, И ляжет тень ночная над полями, И замолчит веселое село, И на цветах, и на траве душистой Блеснёт роса, посланница небес, И тканью тумана серебристой Оденется тёмнокудрявый лес, – С какой отрадой непонятной На мир я в этот час гляжу И в тишине природы необъятной Покой уму и сердцу нахожу… И. С. Никитин

II. Сложносочинённые предложения с противительным союзом а

 

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте сложносочинённые предложения с союзами А и И. Определите, какое различие в смысловой связи наблюдается между частями сложносочинённых предложений левого и правого столбцов.

 

1. Я живу́ в большо́м промы́шленном го́роде, и сестра́ моя́ живёт здесь. 1. Я живу́ в большо́м промы́шленном го́роде, а сестра́ моя́ живёт в ма́леньком ти́хом го́роде.
2. Мой друг сего́дня убира́л ко́мнату, и я то́же убира́л сего́дня. 2. Мой друг сего́дня убира́л ко́мнату, а я убира́л вчера́.
3. В школе́ я вы́учил мно́го стихотворе́ний Пу́шкина, и до сих пор хорошо́ по́мню их. 3. В шко́ле я вы́учил мно́го стихотворе́ний Пу́шкина, а сейча́с почти́ все их забы́л.
4. Его́ оте́ц был врачо́м, и ма́ма была́ врачо́м. 4. Его́ оте́ц был врачо́м, а ма́ма была́ преподава́телем.
5. На кани́кулах он пое́дет в И́ндию, и я то́же пое́ду туда́. 5. На кани́кулах он пое́дет в И́ндию, а я пое́ду в Кита́й.
6. Сего́дня он приходи́л ко мне́, и за́втра опя́ть мы встре́тимся. 6. Сего́дня он прихо́дил ко мне́, а за́втра я пойду́ к нему́.
7. Моему́ отцу́ пятьдеся́т лет, и мое́й ма́ме пятьдеся́т лет. 7. Моему́ отцу́ пятьдеся́т лет, а мое́й ма́ме со́рок пять лет.

 

ЗАДАНИЕ 9. Восстановите предложения, вставляя вместо точек необходимый по смыслу союз а или и.

 

1. Преподава́тель задава́л вопро́сы студе́нту, _____ студе́нт отвеча́л.

2. Я рабо́таю в университе́те, _____ моя́ сестра́ у́чится.

3. Сестра́ была́ в ки́но, _____ брат смотре́л телеви́зор.

4. Все ушли́ домо́й, _____ я оста́лся.

5. Оте́ц был инжене́ром, _____ сын стал врачо́м.

6. Мой друг живёт в большо́м промы́шленном го́роде, _____ его́ роди́тели то́же живу́т в большо́м го́роде.

7. Дни бы́ли о́чень жа́ркие, _____ но́чи прохла́дные.

8. В кафе́ я купи́л бутербро́д и ко́фе, _____ Ви́ктор купи́л бутербро́д и ко́фе.

9. Я пришёл на заня́тия во́время, _____ мой друг опозда́л.

ЗАДАНИЕ 10. Закончите предложения.

1. Сейча́с я живу́ в Росси́и, и моя́ сестра́ ____________________________________________.

Сейча́с я живу́ в Росси́и, а моя́ сестра́ ____________________________________________.

2. Я изуча́л анато́мию в чита́льном за́ле, и мой друг __________________________________.

Я изуча́л анато́мию в чита́льном за́ле, а мой друг __________________________________.

3. Преподава́тель говори́л гро́мко, и студе́нты _______________________________________.

Преподава́тель говори́л гро́мко, а студе́нты _______________________________________.

4. Вы уезжа́ете сего́дня, и мы _____________________________________________________.

Вы уезжа́ете сего́дня, а мы _____________________________________________________.

5. Анто́н игра́л на гита́ре, и Ви́ктор ________________________________________________.

Анто́н игра́л на гита́ре, а Ви́ктор ________________________________________________.

6. Мне два́дцать лет, и моему́ дру́гу _______________________________________________.

Мне два́дцать лет, а моему́ дру́гу _______________________________________________.

7. В мое́й стране́ всегда́ тепло́, и в стране́ моего́ дру́га ________________________________.

В мое́й стране́ всегда́ тепло́, а в стране́ моего́ дру́га ________________________________.

 

ЗАДАНИЕ 11. Прочитайте пословицы. Скажите, есть ли в вашем языке похожие.

 

1. Труд челове́ка ко́рмит, а лень по́ртит.

2. Уче́нье – свет, а неуче́нье – тьма.

3. Оди́н ум хорошо́, а два – лу́чше.

4. Не верь слова́м, а верь дела́м.

5. Уче́нья ко́рень го́рек, а плод сла́док.

 

ЗАДАНИЕ 12. Прочитайте текст. Дайте ему название.

______________________________________

Жили на свете Оптимист и Пессимист. Оптимист очень любил жизнь. Он говорил: «Жизнь – как птица. Сегодня она здесь, а завтра там. Сегодня ей весело и она поёт, а завтра – грустно и она молчит. Как это прекрасно!». А Пессимист говорил: «Жизнь – как трамвай. Едет, останавливается на остановках и потом снова едет. Один и тот же маршрут. Одни и те же остановки. Как это скучно!»

III. Сложносочинённые предложения с противительным союзом НО

ЗАДАНИЕ 13. Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление противительного союза НО. Определите, какие отношения существуют между частями сложносочинённого предложения.

1. Мой друг нигде́ не учи́л ру́сский язы́к, но знал его́ прекра́сно.

2. Вода́ в мо́ре была́ тёплая, но никто́ не купа́лся.

3. Мой брат ещё мо́лод, но уже́ рабо́тает хиру́ргом.

4. Дом был большо́й, но в нём жил то́лько оди́н челове́к.

5. Я уста́л, но ну́жно бы́ло продолжа́ть рабо́ту.

6. Заня́тие давно́ зако́нчилось, но студе́нты продолжа́ли сиде́ть в аудито́рии.

7. Начина́лся дождь, но мы пое́хали на экску́рсию.

8. Спекта́кль был неинтере́сный, но в за́ле не бы́ло свобо́дных мест.

9. У моего́ дру́га за́втра экза́мен, но он не подгото́вился.

 

ЗАДАНИЕ 14. Восстановите предложения, вставляя вместо точек необходимый по смыслу союз А или НО.

1. Преподава́тель объясня́л но́вую те́му, _______ студе́нты слу́шали.

2. Вода́ в мо́ре была́ тёплая, _______никто́ не купа́лся.

3. По́чта нахо́дится пе́ред на́ми, _______ Генба́нк – за угло́м.

4. На по́езде до Москвы́ е́хать одни́ су́тки, _______ на самолёте мо́жно долете́ть за два часа́.

5. Брат до́лго гото́вился к экза́мену, _______ получи́л плоху́ю оце́нку.

6. Э́ту кни́гу вы мо́жете взять в библиоте́ке на второ́м этаже́, _______ сего́дня она́ закры́та.

7. Он шёл пешко́м, _______ его́ брат е́хал на велосипе́де.

8. Э́та ко́мната небольша́я, _______ в ней всегда́ хо́лодно.

9. Моя́ сестра́ за́мужем, _______ брат нежена́т.

 

ЗАДАНИЕ 15. Восстановите предложения, вставляя вместо точек необходимый по смыслу союз И или НО.

1. Пого́да тёплая, со́лнечная, _______ все хотя́т пое́хать на мо́ре.

Пого́да тёплая, со́лнечная, _______мне о́чень гру́стно.

2. Авто́бус останови́лся, _______ никто́ не вы́шел.

Авто́бус останови́лся, _______ я вы́шел.

3. Вода́ в мо́ре была́ тёплая, _______ никто́ не пла́вал.

Вода́ в мо́ре была́ тёплая, _______ мы с удово́льствием пла́вали в ней.

4. Преподава́тель объясня́л, _______ мы ничего́ не по́нимали.

Он объясни́л, _______ мы всё по́няли.

5. У моего́ дру́га за́втра экза́мен, _______ он не подгото́вился.

У моего́ дру́га за́втра экза́мен, _______ он подгото́вился к нему́ о́чень хорошо́.

 

ЗАДАНИЕ 16. Восстановите предложения, вставляя необходимый по смыслу союз  А или НО.

Жизнь – прежде всего творчество, ___ это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, ____ может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. (Д. С. Лихачёв)

 

ЗАДАНИЕ 17. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: что говорили россияне о Москве и Санкт-Петербурге?

Москва́ и Санкт-Петербу́рг

В восемна́дцатом и девятна́дцатом ве́ке Петербу́рг был столи́цей Росси́и, но россия́не хорошо́ по́мнили, что ста́рая столи́ца, полити́ческий и культу́рный центр – э́то Москва́. Москву́ люби́ли. Говори́ли, что Петербу́рг – «голова́», а Москва́ – «се́рдце» Росси́и.

В 1918 году́ Москва́ сно́ва ста́ла столи́цей. Сейча́с Москва́ – полити́ческий, экономи́ческий и культу́рный центр, а Петербу́рг стал си́мволом ру́сской культу́ры восемна́дцатого – девятна́дцатого веко́в. Россия́не лю́бят Петербу́рг: Петербу́рг – го́род-музе́й, го́род прекра́сный и романти́ческий, «Се́верная Вене́ция».

 

ЗАДАНИЕ 22. Прочитайте стихотворение. Найдите сложносочинённые предложения и определите в них значение союзов.

Не видно птиц. Покорно гаснет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.   Глушь стала ниже и светлее, в кустах свалялася трава, и, под дождем осенним тлея, чернеет тёмная листва.   А в поле ветер. День холодный угрюм и свеж – и целый день скитаюсь я в степи свободной, вдали от сёл и деревень.                                          И. А. Бунин
ТЕМА 2. Отношения подчинения в сложном предложении. Сложные предложения со значением места и направления движения

 
S1 P1

 


                                                                                   ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

 
где, куда, откуда S2 P2

 


Задание 1. Прочитайте предложения, подчеркните конструкции, обозначающие место действия и направление движения.

1. Корабль двигался к крутому повороту реки.

Корабль двигался туда, где река делает крутой поворот.

2. На месте прежней маленькой деревни вырос современный город.

Там, где прежде была маленькая деревня, вырос современный город.

3. Делегация возвратилась оттуда, где ведётся крупное строительство.

Делегация возвратилась из района крупного строительства.

 

Задание 2. Восстановите предложения с помощью недостающих слов где, куда, откуда. Запомните указательные (находятся в главной части) и союзные (находятся в придаточной части) слова:

место – где?

направление – куда?

исходная точка – откуда?

там, везде, всюду,

ГДЕ

туда,

ГДЕ

оттуда,

ГДЕ
КУДА КУДА КУДА
ОТКУДА ОТКУДА ОТКУДА

1. Мы направились туда, ____________ вела дорога.

2. Он поехал учиться туда, ____________ учился его брат.

3. ____________ дождь, оттуда и снег.

4. ____________ ты, туда и я.

5. ____________ тонко, там и рвётся.

6. Хорошо там, ____________ нас нет.

7. ____________ бы мы ни были, везде нам улыбается удача.

8. Все посмотрели туда, ____________ вставало солнце.

9. Везде, ____________ бы я не приезжал, меня встречали радушно и дружелюбно.

Задание 3. Восстановите предложения с помощью недостающих слов: там, туда, оттуда, везде, всюду.

1. Мы остановились ____________, где дорога поворачивала налево.

2. Мы пошли ____________, куда нас повела тропинка.

3. Весёлый смех и крики слышались ____________, где играли дети.

4. Наши друзья неожиданно появились ____________, откуда мы их не ожидали.

5. Я сидел на балконе и смотрел ____________, где люди катались на лодках.

6. Все стали смотреть ____________, куда полетел воздушный шар.

7. ____________, где мы отдыхали, прекрасное озеро.

8. ____________, где мы были, нас приветливо встречали.

9. Где отвага, ____________ и победа.

 

Задание 4. Объедините простые предложения с помощью слов там, туда, оттуда и где, куда, откуда.

1. Он посмотрел на стол. На столе лежал анатомический атлас. _________________________ ________________________________________________________________________________

2. Нас попросили пройти в зал. В зал постепенно заходили все приглашённые на праздник. ________________________________________________________________________________

3. Студенты проходили практику в больнице. В больницу их направил декан. _____________ ________________________________________________________________________________

4. Он поднял голову и посмотрел в окно. Из окна лился свет. _______________________ ________________________________________________________________________________

5. Нет истины. Нет любви. _________________________________________________________

 

Задание 5. Закончите предложения.

1. Он посмотрел туда, где ________________________________________________________.

Он посмотрел туда, куда _______________________________________________________.

Он посмотрел туда, откуда _____________________________________________________.

 

2. Он жил там, где _______________________________________________________________.

Он жил там, куда ______________________________________________________________.

Он жил там, откуда ____________________________________________________________.

 

3. Все пошли туда, откуда ________________________________________________________.

Все пошли туда, куда __________________________________________________________.

Все пошли туда, где ___________________________________________________________.

Задание 6. Восстановите предложения, указав на место действия.

1. Чаще всего я возвращался, конечно, туда, ________________________________________.

2. Там, _________________________________________________, строится новая больница.

3. Письмо пришло оттуда, _______________________________________________________.

4. Хорошо жить там, ____________________________________________________________.

5. Мне хотелось уйти туда, _______________________________________________________.

6. Везде, ___________________________________________________, нас встречали друзья.

 

Задание 7. Завершите пословицы, соединив части сложного предложения из левого и правого столбцов.

1. Где много слов, а) там вырастет яблоня.
2. Смелый там найдёт, б) там мало мудрости.
3.   Куда иголка, в) её не ценят.
4.   Где упадёт яблоко, г) туда и нитка.
5.   Земля цветёт там, д) где есть герои.
6.   Там, где роза растёт, е) туда и глаз глядит.
7.   Куда сердце летит, ж) где робкий потеряет.

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте стихотворение. Найдите сложные предложения со значением направления движения.

Итак, поэт унылый мой!

Тот скоро час примчится,

Когда тебе с родной страной,

С друзьями должно разлучиться;

Лететь туда, куда ведёт

Рука судеб неумолимых;

Туда, где страшный гор хребет,

Среди степей необозримых…

Н. М. Языков

ТЕМА 3. Отношения подчинения в сложном предложении. Сложные предложения со значением времени

S1 P1
 

 

 


                                                                     КОГДА? С (ДО) КАКОГО ВРЕМЕНИ? КАК ДОЛГО?

 
S2 P2

 

 


Задание 1. Прочитайте предложения. Какие из них выражают одновременность (полную или частичную), а какие – разновременность? Объясните, по каким признакам вы это определили.

а)

1. Пока я буду готовить обед, ты сходишь в магазин.

2. В то время как по телевизору шёл новый фильм, мы были на занятиях.

3. В то время как фильм уже заканчивался, мы вернулись домой.

4. По мере того как он приближался к морю, становилось всё холоднее.

5. Когда они проводили эксперимент, неожиданно погас свет.

б)

6. Когда повышается температура, повышается давление любого газа.

7. Пока ребёнок находился в тяжёлом состоянии, врачи не отходили от его постели.

8. Когда человек страдает ожирением, дыхание у него затруднено.

9. Когда организм ослаблен, он плохо сопротивляется болезням.

10. По мере того как нормализуется сердечная недостаточность, состояние больного улучшается.

 

Задание 2. Восстановите предложения, используя союзы КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПО МЕРЕ ТОГО КАК. Запомните:

когда 1) полная одновременность действий; 2) повторяемость действий;
пока 1) ограниченная одновременность (действие в придаточной части служит временнЫм пределом для действия в главной части); 2) полная одновременность (= когда);
в то время как сопоставление одновременных действий;
по мере того как постепенность одновременных действий

 

1. _______________ у больного появляются первые признаки гриппа, тогда необходимо немедленно обращаться к врачу.

2. Мы встали, ___________ всходило солнце.

3. ____________ приезжал брат, наша жизнь изменялась.

4. _____________ я играл в шахматы, товарищи смотрели телевизор.

5. __________________________ ему заваривали чай, он сидел и молчал.

6. _____________________ поезд приближался к станции, он уменьшал скорость.

7. _____________________ я узнавал этого человека, он всё больше нравился мне.

8. ___________________ мой друг на меня обижен, он со мной не разговаривает.

9. _________________ человек счастлив, он хочет поделиться своим счастьем с другими.

 

Задание 3. Восстановите предложения, выразив отношения:

а) совпадения действий по времени

1. Вчера, когда я ________________________ реферат, я ________________________ его новой информацией (переписывать – переписать; дополнять – дополнить).

2. Когда я ________________________ трудный текст, я ________________________ словарём (читать – прочитать; пользоваться – воспользоваться).

3. По мере того как ________________________ человеческая мысль, физический труд ________________________ умственным (развиваться – развиться; сменяться – смениться).

4. В то время когда мы ________________________ в лаборатории, наш преподаватель ________________________ контрольные работы (работать – поработать; проверять –проверить).

б) несовпадения действий по времени

1. Пока я ________________________ в больнице, мои товарищи _______________________ первый экзамен (лежать – полежать; сдавать – сдать).

2. Пока ты ________________________ текст, я ________________________ на несколько минут к товарищу (переводить – перевести; заходить – зайти).

3. Когда больной ________________________ в состоянии клинической смерти, врачи ________________________ непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких (находиться; начинать – начать).

4. В то время когда мы ________________________ с моря, солнце ________________________ (возвращаться – возвратиться; заходить – зайти).

5. Когда ________________________ функция поджелудочной железы, человек ________________________ диабетом (нарушен(-а,-о,-ы); страдать – пострадать).

Задание 4. Передайте содержание двух простых предложений одним сложным. Используйте нужные по смыслу союзы.

 

1. Я буду говорить с преподавателем. Я попрошу разрешения присутствовать на операциях. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Врач делает записи в истории болезни. Больной одевается после осмотра. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. Мой брат закончил институт. Я учился на первом курсе. ____________________________ _____________________________________________________________________________

4. Было уже очень поздно. Мы вернулись домой. _____________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Он читал. Его лицо становилось всё серьёзнее. ___________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 5. Закончите предложения.

1. Было ещё совсем рано, когда ____________________________________________________

2. Пока меня не было дома, _______________________________________________________

3. По мере того как я поправлялся после болезни, ____________________________________

 

Задание 6. Что вы скажете в следующих ситуациях? Используйте изученные конструкции времени.

 

1. Вы хотите позвонить по телефону. Предложите товарищу в это время купить газету. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Посоветуйте товарищу, чтобы он, читая медицинские статьи, делал выписки. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

3. Объясните, что вы не можете уйти из лаборатории: вы ещё проводите эксперименты. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 7. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

1. Когда пьёшь воду, помни об источнике.

2. Пока можно договориться о мире, не стучись в двери войны.

3. Когда я ем, я глух и нем.

4. Пока трава подрастёт, много воды утечёт.

5. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.

 

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте текст и озаглавьте его. Найдите и подчеркните сложные предложения со значением времени.

________________________

Пожилой мужчина с 20-летним сыном вошли в вагон поезда и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. Когда поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха, и вдруг восхищённо закричал:

– Папа, видишь, все деревья идут назад!

Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были удивлены тем, что юноша ведёт себя как маленький ребёнок. В то время когда они проезжали мимо озера, молодой человек снова закричал в восторге:

– Папа, видишь, озеро и животные! Облака едут вместе с поездом!

После того как юноша произнёс эти слова, соседи удивлённо переглянулись.

Когда пошёл дождь и капли дождя коснулись руки молодого человека, он воскликнул:

– Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа?!

По мере того, как рос восторг молодого человека от поездки, росло и удивление супругов. Желая хоть чем-то помочь, они спросили пожилого мужчину:

– Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию? Пока он молод, ему ещё можно помочь.

Пожилой мужчина ответил:

– А мы только что из клиники. Сегодня мой сын обрёл зрение и впервые увидел мир.

 

ТЕМА 4. Выражение определительных отношений в сложном предложении

 

 

 


                                                                                          КАКОЙ?

 
который S2 P2

 

 


ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения. Какое существительное из первой части сложного предложения заменено словом КОТОРЫЙ? Подчеркните его. Обратите внимание на род и падеж существительного.

1. Мы ходи́ли в теа́тр, кото́рый нахо́дится в це́нтре го́рода.

2. Я зна́ю студе́нта, кото́рый прекра́сно говори́т по-ру́сски.

3. Студе́нтка, кото́рая победила в конкурсе, у́чится в на́шей гру́ппе.

4. Он чита́ет письмо́, кото́рое получи́л от роди́телей.

5. Здесь живу́т студе́нты, кото́рые у́чатся на междунаро́дном факульте́те.

6. В аудито́рию вошёл студе́нт, кото́рого никто́ не зна́л.

7. Мы чита́ли текст, в кото́ром бы́ло мно́го незнако́мых слов.

8. Я купи́л автомобиль, о кото́ром давно́ мечта́л.

9. Друг, с которым я говорил по скайпу, живёт в Лива́не.

10. Я вы́учил русскую песню, которую очень любит мой отец.

11. Мы посмот


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.32 с.