Политико-правовая природа главы государства в современных странах. Становление института президентства в Российской Федерации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Политико-правовая природа главы государства в современных странах. Становление института президентства в Российской Федерации

2020-05-07 461
Политико-правовая природа главы государства в современных странах. Становление института президентства в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция: «Глава государства в РФ и за рубежом».

(23.03.2020 г. – 2 курс в/о бакалавры)

Политико-правовая природа главы государства в современных странах. Становление института президентства в Российской Федерации

Во всех современных странах существует институт главы государства. Как правило, это должностное лицо (или государственный орган), занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов, осуществляющие верховное представительство как внутри страны, так и за рубежом.

В конституционно-правовой институт главы государства входят нормы, определяющие его место и роль, взаимоотношения с другими государственными органами, порядок замещения, полномочия и ответственность.

Роль главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления, политического режима. В соответствии с конституционно-правовыми актами глава государства может олицетворять законодательную и исполнительную власти (Великобритания, Индия), только исполнительную власть (США, Бразилия), находиться вне ветвей власти (Россия, ФРГ).

Помимо выполнения представительских функций глава государства обычно является символом единства государства, а также может выступать арбитром для нормального функционирования государственной власти, служить гарантом независимости, международных договоров, территории государства, осуществлять так называемую функцию резерва власти, т.е. в экстраординарных случаях реализовывать свои «спящие» полномочия, которые в повседневной практике им не применяются.

Исходя из занимаемого главой государства места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, конституции обычно закрепляют его неприкосновенность, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление главой государства принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Наиболее распространенными юридическими формами главы государства являются монарх и президент.

В советский период институт президентства отсутствовал, поскольку был неприемлем с точки зрения господствующей тогда коммунистической идеологии. В необходимых случаях главу государства олицетворял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета СССР.

В нашей стране институт президента впервые появился в СССР в марте 1990 г. Постепенно этот институт был учрежден и в союзных республиках бывшего СССР. В России первоначально инициатива введения поста Президента России была отвергнута Съездом народных депутатов РСФСР. После чего этот вопрос был вынесен на всероссийский референдум, который состоялся 17 марта 1991 г. На этом референдуме было принято решение о введении поста Президента РСФСР, на основании чего были внесены соответствующие изменения в действующую тогда Конституцию РСФСР 1978 г. и приняты Закон РСФСР от 24 апреля 1991 № 1098-1 «О Президенте РСФСР» и Закон РСФСР от 24 апреля 1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР». Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» и соответствующие поправки в Конституцию РСФСР 1978 г. были приняты 24 апреля 1991 г. На всеобщих выборах 12 июня 1991 г. был избран первый российский Президент — Б.Н. Ельцин. Вместе с Президентом РСФСР избирался вице-президент, им стал А.В. Руцкой. Согласно поправкам, внесенным в Конституцию РСФСР 1978 г., вице-президент осуществлял по поручению Президента РСФСР отдельные его полномочия, замещал Президента РСФСР в случае его отсутствия.

Конституционно-правовой статус Президента РСФСР по Конституции РСФСР 1978 г. существенно отличался от статуса Президента России по Конституции России. В соответствии со статьей 1211 Конституции РСФСР 1978 г. Президент РСФСР являлся высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти в Российской Федерации, а не главой государства (как это устанавливается Конституцией России). В отличие от Конституции России Президент РСФСР согласно Конституции РСФСР 1978 г. был подотчетен Съезду народных депутатов.

 

 

Лекция: «Глава государства в РФ и за рубежом».

(23.03.2020 г. – 2 курс в/о бакалавры)

Политико-правовая природа главы государства в современных странах. Становление института президентства в Российской Федерации

Во всех современных странах существует институт главы государства. Как правило, это должностное лицо (или государственный орган), занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов, осуществляющие верховное представительство как внутри страны, так и за рубежом.

В конституционно-правовой институт главы государства входят нормы, определяющие его место и роль, взаимоотношения с другими государственными органами, порядок замещения, полномочия и ответственность.

Роль главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления, политического режима. В соответствии с конституционно-правовыми актами глава государства может олицетворять законодательную и исполнительную власти (Великобритания, Индия), только исполнительную власть (США, Бразилия), находиться вне ветвей власти (Россия, ФРГ).

Помимо выполнения представительских функций глава государства обычно является символом единства государства, а также может выступать арбитром для нормального функционирования государственной власти, служить гарантом независимости, международных договоров, территории государства, осуществлять так называемую функцию резерва власти, т.е. в экстраординарных случаях реализовывать свои «спящие» полномочия, которые в повседневной практике им не применяются.

Исходя из занимаемого главой государства места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, конституции обычно закрепляют его неприкосновенность, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление главой государства принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Наиболее распространенными юридическими формами главы государства являются монарх и президент.

В советский период институт президентства отсутствовал, поскольку был неприемлем с точки зрения господствующей тогда коммунистической идеологии. В необходимых случаях главу государства олицетворял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета СССР.

В нашей стране институт президента впервые появился в СССР в марте 1990 г. Постепенно этот институт был учрежден и в союзных республиках бывшего СССР. В России первоначально инициатива введения поста Президента России была отвергнута Съездом народных депутатов РСФСР. После чего этот вопрос был вынесен на всероссийский референдум, который состоялся 17 марта 1991 г. На этом референдуме было принято решение о введении поста Президента РСФСР, на основании чего были внесены соответствующие изменения в действующую тогда Конституцию РСФСР 1978 г. и приняты Закон РСФСР от 24 апреля 1991 № 1098-1 «О Президенте РСФСР» и Закон РСФСР от 24 апреля 1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР». Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» и соответствующие поправки в Конституцию РСФСР 1978 г. были приняты 24 апреля 1991 г. На всеобщих выборах 12 июня 1991 г. был избран первый российский Президент — Б.Н. Ельцин. Вместе с Президентом РСФСР избирался вице-президент, им стал А.В. Руцкой. Согласно поправкам, внесенным в Конституцию РСФСР 1978 г., вице-президент осуществлял по поручению Президента РСФСР отдельные его полномочия, замещал Президента РСФСР в случае его отсутствия.

Конституционно-правовой статус Президента РСФСР по Конституции РСФСР 1978 г. существенно отличался от статуса Президента России по Конституции России. В соответствии со статьей 1211 Конституции РСФСР 1978 г. Президент РСФСР являлся высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти в Российской Федерации, а не главой государства (как это устанавливается Конституцией России). В отличие от Конституции России Президент РСФСР согласно Конституции РСФСР 1978 г. был подотчетен Съезду народных депутатов.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.