Девиантное поведение детей и подростков и его преодоление в ходе консультативной работы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Девиантное поведение детей и подростков и его преодоление в ходе консультативной работы

2020-05-07 149
Девиантное поведение детей и подростков и его преодоление в ходе консультативной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Девиантное поведение – это действия, не соответствующие официально установленным и фактически сложившимся в данном обществе нормам и приводящие нарушителя к изоляции, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного (отклоняющегося) поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция. Любая девиация приводит к нарушениям социально-психологической адаптации. Девиантное поведение подразделяется на две категории:

- поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, – патологическое поведение;

- антисоциальное поведение, нарушающее социальные, культурные или правовые нормы, – делинквентное (противоправное) и криминальное (преступное) поведение.

Социальные отклонения в девиантном поведении делятся на следующие группы:

1) отклонения корыстной ориентации, связанные со стремлением получить определенную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

2) отклонения агрессивной ориентации – это действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

3) отклонения социально-пассивного типа, связанные со стремлением уйти от проблем, с уклонением от обязанностей, нежеланием противостоять трудностям (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Психологи исследуют причины и условия формирования этих девиаций, используя этимологический подход. Весьма продуктивной представляется модель, включающая направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с уточнением этиологии отклонений. В диагностической работе используются опросник Р. Кеттела, патохарактерологический опросник А.Е. Личко, проективный тест М. Люшера и другие методики и тесты. Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Девиантное поведение детей и подростков – явление комплексное и сложное, оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних факторов (социально-экономические условия, влияние окружающей среды) и внутренних факторов (ценностные ориентации, установки, потребности). Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении, осложняющим социализацию подростков в обществе. Примером такой устойчивой формы отклонения в поведении является аддиктивное поведение детей и подростков.

Аддиктивное поведение – вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания и деформированной формой удовлетворения потребностей через употребление психоактивных веществ. Аддиктивное поведение представляет собой вид нарушения адаптации подростков, характеризующийся злоупотреблением психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости. В психологическом плане это поведение может рассматриваться как свое­образная регрессивная форма психологической защиты. Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу, поведенческие реакции группирования (неформальные молодежные объединения) и реакции эмансипации.

Наркомания – это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отнесенных к списку наркотических. Под воздействием наркотика изменяется состояние сознания, формируется физическая и психологическая зависимость, разрушается личность. Наркомания очень трудно поддается лечению и коррекции, поэтому необходимо осуществлять профилактику наркомании среди подростков, принимать превентивные меры различного характера. В психологическом смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве сознания. Последствиями наркомании являются: высокая смертность (отравления, передозировки, несчастные случаи, самоубийства), соматические осложнения, деградация здоровья и значительное сокращение продолжительности жизни; криминогенное поведение наркоманов; деструктивные изменения личности, разрушение личности в физическом, психологическом и социальном плане.

Основная цель психокоррекционной работы – тренировка механизмов сопротивления. Наиболее эф­фективными формами психологической коррекции являются проведение групповой психотерапии и работа с родителями девиантных подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое поведение; расширение временной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии – научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Аддиктивное поведение может оцениваться подростком со стороны позитивных последствий: удовольствие от приема наркотика, приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов привыкания, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками. Наличие синдрома зависимости для подростка имеет минимальное значение. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений. Помощь человеку должна опираться на компенсаторные возможности организма, выступают как движущие силы развития (конечная цель – социальная полноценность). Ценность для человека имеет преодоление страданий, связанных с дефектом; испытание является средством пробуждения сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов.

Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Суицид – осознанный акт устранения из жизни, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, под воздействием острых психотравмирующих ситуаций или под влиянием психического заболевания. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности – таких как личностная тревожность, фрустрационная толерантность; негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения. Все это усугубляет криминальные явления подросткового и юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних. Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти. Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальных поступков.

Анализ причин суицида с этой точки зрения позволяет сгруппировать их вокруг трех основных факторов: взаимоотношения с родителями (степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отноше­ний), проблемы в школе (связанные с социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости), взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола. Личностные особенности подростков, расположенных к суицидальному поведению, – это повышенная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятель­но найти пути решения задачи. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, уходе, выключении из тяжелой жизненной ситуации. Когда совершается попытка суицида демонстративного характера, агрессия подростка направлена вовне: отомстить, навредить, заставить страдать кого-либо, привлечь к ответственности и т.п. Среди подростков с суицидальными попытками преобладают лица с пограничными состояниями, расстройствами нервной системы, ситуационными реакци­ями. При этом истинное желание смерти отсутствует. В контингенте завершенных суицидов преобладает агрессия против собственного «Я». Желание умереть, отход от жизни связаны с потерей жизненного смысла, протестом, желанием избежать страданий, самонаказанием. Для истин­ных суицидов характерно наличие пресуицидального периода – достаточно продолжительной конфликтной ситуации, психологического дискомфорта, незащищенности, чувства одиночества, ощущения субъективной невыносимости существования, отсутствия желания жить.

От пассивных рассуждений человек переходит к формированию суицидального замысла. В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет много­численные бесплодные попытки справиться с ситуацией, основной смысл его последнего действия – уход, отказ от борьбы. Профилактика суицидального поведения осуществляется в следующих направлениях: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении. Кризисные ситуации разнообразны, как сама жизнь человека, – кризисы развития, кризисы отношений, кризисы состояния души, кризисы утрат, кризисы смысла жизни, психические кризисы, морально-этические кризисы. Важно научить детей способам психологической защиты, познакомить их с методами саморегуляции, развить у них способность управлять своим эмоциональным состоянием, сформировать такие качества, как стрессоустойчивость, оптимизм, жизнелюбие.

Психопрофилактическая работа осуществляется на специально организованных занятиях с группами или классами. Примерные темы: «Кризисные ситуации в жизни человека и способы их преодоления», «Психологическая защита», «Человек в поисках смысла», «Учитесь властвовать собой!» и др. На занятиях происходит групповое обсуждение предложенной психологом темы, проводится беседа с элементами активного, эмпатического слушания, выполнение индивидуальных творческих заданий (разыгрывание и обсуждение историй с последующей интерпретацией переживаний), обмен впечатлениями в процессе анализа ситуаций.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ  К


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.