Интеллектуальная деятельность — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Интеллектуальная деятельность

2020-04-03 104
Интеллектуальная деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе экономического развития общества формируются сферы чисто интеллектуальной деятельности, такие как наука, искусство и информационные технологии.

Содержание раздела:

Наука  (необходимость науки, основные принципы науки, истина, структура научной деятельности, финансирование науки).

Искусство  (необходимость искусства, непосредственные причины искусства, основные принципы искусства, красота, финансирование искусства, свобода и необходимость в искусстве).

Информационные технологии  (естественные программы, программы в человеческой деятельности, философия программирования, виртуальные миры, управление человеком).

 

НАУКА

 

Наука – это сфера интеллектуальной деятельности человека, основная цель которой – познание Вселенной и построение общей теории ее существования.

Содержание главы:

1. Необходимость науки  (адекватность механизма мышления человека окружающему миру).

2. Основные принципы науки  (формальный язык, модель, теория, механизм вывода, интерпретация).

3. Истина  (истинность, вероятность и достоверность).

4. Структура научной деятельности  (логика, философия, математика).

5. Финансирование науки  (мораль и деньги).

 

1. Необходимость науки

 

Будем считать (большинство людей в этом убеждены), что события в окружающем мире объективно связаны причинно-следственными отношениями. Это означает, что каждое следующее событие следует из предыдущего логически, то есть на основании некоторого естественного вселенского правила вывода. Важно понять, что логика окружающего мира имеет место быть до появления человека в этой Вселенной. Эта логика была заложена человеком (разумным существом) предыдущей Вселенной, и именно эта логика становится основой мышления человека новой Вселенной.

Механизм мышления человека формируется в процессе наблюдения им и его ближайшими предками окружающего мира. Постепенно он начинает замечать, что за днем следует ночь, появление туч предвещает дождь, цветы заменяются плодами и т. д. – между явлениями окружающего мира есть причинно-следственная связь «если факт 1, то факт 2». Эта связь в совокупности с «факт 1» позволяет вывести «факт 2». Очевидно, такая совокупность со временем преобразуется в логическое правило вывода, известное под названием modus ponens. Таким образом, природный принцип следования, обусловленный реальным механизмом вывода, отображается в интеллекте человека в логическое правило вывода, которое и составляет основу мышления. Вторичность логического правила вывода человека позволяет ему строить адекватное представление об окружающем мире, поэтому человек может на основании происходящего делать выводы о том, что будет происходить в следующую секунду, минуту, час и т. д. Поскольку все люди наблюдают один и тот же мир, в основе их мышления лежит одно и то же правило вывода, а это, в свою очередь, дает возможность им понимать друг друга независимо от естественного языка.

Логическая система человека состоит из логического правила вывода и множества аксиом, которое формируется на основе генетических особенностей конкретного человека и его опыта жизни, поэтому, несмотря на то что принципы мышления одинаковы для всех людей, логическая система каждого человека уникальна. Эта уникальность является причиной разногласий в обществе – люди вечно спорят и ссорятся, дискутируют и враждуют между собой на всех уровнях общественной жизни, в семье, коллективе, между государствами. Если бы можно было построить множество аксиом логической системы человека, то можно было бы определить и причину разногласий. Степень уникальности соответствует свободе общества, поэтому до тех пор, пока свобода не связана полностью, противоречия будут сохраняться.

Для разрешения противоречий необходимо основание, используя которое большинство людей может прийти к консенсусу. Таким основанием является наука.

 

2. Основные принципы науки

 

Главная особенность науки как сферы деятельности заключается в том, что сначала ученые приходят к соглашению относительно формы представления знаний и логики, после чего формальный логический вывод принимается всеми как доказательство.

Основной формой, в которой в науке представляются знания об окружающем мире, является теория. Прежде чем дать определение теории, необходимо уточнить значение таких понятий, как факт, знания и механизм вывода.

Под фактом будем понимать элементарное утверждение об окружающем мире, выражаемое простым предложением, например «Иванов – человек», «Казахстан – государство» и т. д. Под конкретным знанием будем понимать утверждение, связывающее два факта в причинно-следственное отношение и выражаемое сложноподчиненным предложением типа: «Если Некто – человек, то Некто смертен».

Если заменить конкретные слова естественного языка символами, то факты можно представить в форме «X – c», а знания – в форме «(X – c) —> (X – d)». Назовем эти формы, соответственно, формальными фактом и знанием.

Любой предмет (объект или явление) можно описать в виде некоторой совокупности конкретных знаний. Назовем совокупность конкретных знаний о предмете его моделью. Если теперь заменить все конкретные значения в модели на формальные символы, как это было проделано выше, получим некоторую совокупность формальных знаний. Очевидно, замена всех символов на первоначальные значения приведет к восстановлению первоначальной модели.

Назовем совокупность формальных знаний теорией, если существует конкретизация символов, такая, что полученная при этой конкретизации совокупность конкретных знаний представляет собой модель реального предмета. Если заменить символы теории другими значениями, можно получить модель аналогичного предмета или модель другого предмета. Таким образом, одна и та же теория может лежать в основе существования многих объектов или явлений окружающего мира. Наука занимается построением общих теорий в предметных областях окружающего мира, а главная цель науки – построение общей теории Вселенной.

Для «оживления» модели, построенной интеллектом, необходимо задать некоторое начальное состояние этой модели и последовательно применять к ней логический механизм вывода аналогично тому, как в реальном мире переход из одного состояния в другое осуществляется применением вселенского механизма вывода. Процесс применения логического механизма вывода к модели назовем исполнением модели.

Логический механизм вывода позволяет формально из известных фактов и знаний выводить новые факты. Используя введенные выше обозначения, простейший механизм вывода можно представить следующим образом: из известных факта «X – c» и знания «(X – c) —> (X – d)» следует (выводится) факт «X – d».

Работу правила вывода на конкретных фактах и знаниях демонстрирует следующий пример. Человек знает, что все люди смертны, или, другими словами, есть знание «Если Некто – человек, то этот Некто смертен». У него есть знакомый по фамилии Иванов, то есть имеет место факт «Иванов – человек». Если подставить в первое предложение «Иванов» вместо «Некто», получим «Если Иванов – человек, то Иванов смертен». Работа правила вывода заключается в том, что оно позволяет констатировать, что «Иванов смертен».

Примером исполнения модели является развитие человека. Геном человека представляет собой некоторую совокупность закодированных знаний о физических, интеллектуальных и других характеристиках человека. Развитие человека можно представить как последовательное применение некоторого правила вывода к этой совокупности, в результате чего развивается человек с заданными физическими, интеллектуальными и другими характеристиками.

Предположим, что модель Вселенной можно представить в виде совокупности знаний, закодированных в Геноме Вселенной. Тогда существование Вселенной является исполнением этой модели. Другими словами, развитие Вселенной можно представить в виде последовательности состояний, каждое из которых получается из предыдущего применением к нему Вселенского механизма вывода с использованием знаний, содержащихся в Геноме Вселенной, начиная с момента Большого взрыва.

 

3. Истина

 

Наблюдая реальную Вселенную (исполнение реальной модели), интеллект решает обратную задачу – строит некоторую теорию будущей Вселенной. В каждый момент времени существует одна или несколько таких теорий Вселенной, которые признаются большинством людей, например: когда-то земля покоилась на трех китах, или Солнце вращалось вокруг Земли. Следовательно, необходимо определить, в какую теорию верить.

Назовем факт выводимым (доказуемым), если он может быть выведен в теории с помощью логического правила вывода. С другой стороны, факты должны подтверждаться наблюдениями. Назовем факт достоверным, если подавляющее большинство людей либо наблюдали этот факт, либо признают свидетельства очевидцев (факт имеет место быть в модели). Факты, достоверные в модели и вместе с тем выводимые в соответствующей этой модели теории, назовем относительно истинными. Достоверность не влечет за собой выводимость, и обратно – выводимость не означает достоверность. Абсолютная истина недостижима, но для практических целей всегда можно прийти к соглашению об относительной истинности. Теорию, в которой выводятся все достоверные факты соответствующей модели, назовем относительно истинной, или адекватной.

Результаты науки с одной стороны, должны подтверждаться экспериментально, когда достаточное количество людей, доверяя своим ощущениям, подтверждает факты, а с другой стороны, быть выводимыми на основании принятых в данной науке соглашений и базовых понятий. Всегда можно декларировать факты, которые одни люди будут считать достоверными, а другие нет. Эти люди, соответственно, имеют различные модели Вселенной. Тем не менее, в науке, как правило, существует некоторая адекватная модель Вселенной, которая поддерживается большинством ученых.

Ученый ищет новые факты в окружающем мире. Если такие факты повторяются и находят другие подтверждения, то они принимаются достоверными. Теперь необходимо попытаться вывести (доказать) их в рамках принятой теории. Для этого нужно, во-первых, найти истинные в данной теории факты, которые неизменно связаны с новыми фактами и потому могут трактоваться как причина, во-вторых, индуктивно сформулировать причинно-следственное отношение в виде элементарного знания, содержащего в качестве причины истинные факты, а в качестве следствия – новые факты. Если это удается, то теория расширяется добавлением нового знания, и новые факты становятся истинными относительно данной теории.

Если не удается доказать новые факты в рамках принятой теории (новое знание противоречит совокупности знаний этой теории), то необходимо скорректировать знания так, чтобы новая теория сохраняла непротиворечивость и при добавлении нового знания, – таким образом, истинность теории будет восстановлена. В истории науки это происходит постоянно.

Наука – это процесс поиска и добавления к общей теории Вселенной новых знаний и поддержание этой теории в состоянии относительной истинности, бесконечный поиск постоянно ускользающей истины.

Если бы знания и механизм вывода были столь однозначны, как представлено выше, мир был бы на сто процентов детерминирован. Очевидно, это не так, и определенная степень свободы всегда имеет место в развивающейся Вселенной. Для представления свободы в модели Вселенной будем считать, что каждому ее знанию соответствует вероятность (некоторое число от 0 до 1) успешности применения к нему механизма вывода. Например, знание «Такие-то условия ведут к дождю» с вероятностью 0,7 приведет к тому, что только в семи случаях из десяти механизм вывода сработает, и в таких-то условиях будет дождь.

Вероятность характеризует среднее число успешных использований знания. В действительности значение успешных использований изменяется в зависимости от многих обстоятельств, в результате чего значения успешных применений, которые наблюдает каждый человек, отличаются друг от друга. В одном месте наблюдается семь случаев дождя, в другом может быть шесть или восемь.

Каждому факту или знанию будем приписывать некоторое число от 0 до 1, характеризующее степень нашей веры в то, что эти факт или знание соответствует действительности. Назовем это число достоверностью. На значение достоверности влияют как собственные наблюдения и выводы, так и свидетельства и мнения других людей (родители, учителя, ученые и др.). Значение достоверности общезначимых утверждений (фактов или знаний) определяется простым голосованием.

Будем считать, что в адекватной модели среднее значение достоверности знания соответствует (является достаточно близким по значению) вероятности применения этого знания в реальной Вселенной. Другими словами, факты, выводимые из знания, имеющего некоторую достоверность, в реальности будут следовать с вероятностью, равной этой достоверности.

Наука объединяет усилия всех индивидов в построении единой теории Вселенной. В свою очередь, на основании единой теории каждый индивид благодаря воспитанию и образованию строит свою.

 

4. Структура научной деятельности

 

Окружающий мир структурирован. В его структуре можно выделить уровни развития материи – физический, молекулярный, органический и др. Внутри каждого уровня существует свое разделение на предметные области, например, на физическом уровне есть элементарные частицы, атомы, твердое тело и др.

Очевидно, для того чтобы построить общую теорию Вселенной, вся сфера научной деятельности должна соответствовать структуре окружающего мира. Уровням развития материи соответствуют естественные науки – физика, химия, биология и др. Внутри каждой науки можно выделить естественные предметные области, такие как физика элементарных частиц, физика твердого тела и т. д.

Предметную область человеческого познания будем считать наукой, если:

– основная цель деятельности в этой области – поиск новых знаний и расширение теории Вселенной с сохранением ее адекватности (относительной истинности);

– в этой области существует общепринятая, разделяемая большинством ученых логика данной предметной области.

Особую роль в научной деятельности играют логика, математика и философия, которые не являются науками в приведенном выше смысле.

Логика является основой науки, так как именно в ней развиваются такие понятия, как модель, теории, истина и др., составляющие основу научного подхода, но логика не извлекает новых знаний из окружающего мира.

Математика также не дает новых знаний об окружающем мире. Например, в геометрии из аксиом выводится любое утверждение. В природе отсутствует даже одно из основных математических понятий – число. Два – это не число, это просто наличие противоположностей, например, свобода и необходимость, ноль и единица. Любое число – это просто удобная запись комбинации нулей и единичек, комбинации противоположностей. Рано или поздно любое доказательство будет делать компьютер. Математика предоставляет всем конкретным наукам инструмент для построения и исследования теорий. Только математически доказанные наблюдаемые факты могут быть приняты как относительно истинные. Логика и математика представляют необходимость в научной деятельности.

Основная мотивация развития философии – поиск общей идеи существования, из которой можно было бы вывести смысл жизни конкретного человека. Несмотря на то, что большинство людей согласны с тем, что все существующее в этом мире подчиняется действию каких-то общих принципов, всеобщего согласия относительно общей идеи нет. Именно поэтому философия всегда останется совокупностью предположений, в обоснование или опровержение которых можно привести только рассуждения или факты, но не доказательства, и именно поэтому философия не является наукой.

В науке можно либо измерить, либо констатировать, либо доказать, причем предполагается согласие всех занимающихся этой наукой по интерпретации фактов, методам доказательства и по конкретному доказательству. В философии это практически исключено. Все доказанное переходит в область науки, тогда как все, что принципиально нельзя ни доказать, ни опровергнуть, остается в области философии.

Общепринятой теории Вселенной пока нет, каждый философ строит что-то свое, а основные проблемы неразрешимы ни логически, ни экспериментально. Философы ищут смысл существования, в рамках которого можно было бы объединить знания всех наук в единую теорию Вселенной. Философия в отличие от логики и математики олицетворяет свободу в научной деятельности.

 

5. Финансирование науки

 

Законы существования Вселенной, познаваемые наукой, не могут быть проданы – они принадлежат всему человечеству. Открытия в науке могут принести авторам какое-то вознаграждение, но не могут быть основой бизнеса, по крайней мере, для самих авторов. Ученые стремятся скорее к признанию, чем к извлечению выгоды, поэтому основным стимулом, способствующим развитию науки, является честолюбие, подогреваемое тщеславием, которое удовлетворяется не материальными благами, а моральным признанием – званиями, наградами, премиями.

Стимулировать исследования, которые не могут быть проданы, способно только общество. Государство морально обосновывает необходимость научных исследований в области освоения космоса, создания новых видов оружия, обеспечения безопасности, поиска новых источников энергии и т. д. и финансирует эти исследования из государственного бюджета. Финансируя науку, государство берет ее под контроль. Оно решает, что перспективно, а что – нет, кому и сколько платить, вводит всевозможные правила, запреты и цензуру. Нет ничего более абсурдного и вредного для науки, чем министерство науки, управляющее научной деятельностью, определяющее приоритетные направления, распределяющее ресурсы и т. д. Тем не менее, другого способа финансирования науки пока нет.

Так называемая прикладная наука стимулируется деньгами. Она имеет непосредственное применение и продается, но главная ее задача – проверка положений фундаментальной науки.

Вторая сторона интеллектуальной деятельности (прикладные дисциплины) связана с улучшением условий существования человека. Человек изобретает продукты питания, одежду, жилье, коммуникации и т. д. для улучшения качества своей жизни. Любое достижение в этой сфере деятельности может быть предметом бизнеса, поэтому деньги, а следовательно, частный бизнес определяют выгодные направления инвестиций.

В этой прикладной деятельности используются результаты науки, которые, таким образом, проходят еще одну проверку. Косвенный эффект прикладной интеллектуальной деятельности заключается в тестировании и совершенствовании теории Вселенной.

Мои диссертации  

Мои диссертации – это не научные работы, это описания моих программных комплексов с некоторыми обобщениями. Интересно, что приличные ученые пропускали мои работы спокойно и даже с пожеланиями, а люди мелкие, как правило, даже не понимающие, о чем идет речь, выступали против. Там не было теорем, и это приводило их в ужас. Нервы я попортил изрядно. Я бы и не взялся, если бы знал заранее, чего это будет стоить.

Первую свою систему я сделал в рамках одного договора, причем руководитель этого договора сказал, что на ней можно защитить диссертацию, в чем я сильно сомневался, не видя здесь никакой науки. Тем не менее, я сделал систему, написал и защитил диссертацию. Мне это стоило мучительных моральных переживаний и страшной нервотрепки. На банкете после защиты шеф сказал, что он рисовал мне возможность подготовки диссертации на базе этой работы, но что на самом деле он не ожидал, что это действительно можно сделать.

В это время я уже работал в Академии наук, и мне не хотелось программировать просто так. Я никогда не был ученым, но, к сожалению, довольно долго на этой ниве подвизался. Тем не менее, совесть моя не напрягается сильно. Во-первых, настоящих ученых не просто мало, а очень мало. Из этих настоящих еще меньше тех, которым действительно улыбнулась удача что-то в этом мире познать.

Мне повезло работать в Академии наук. До нее и теперь я хожу на службу и выполняю служебные обязанности.

Начитавшись о всяких принципах искусственного интеллекта и освоив новомодный язык логического программирования «Пролог», я ринулся в область так называемых экспертных систем и представления знаний.

В это время началась «перестройка», почти все мои сотрудники стали зарабатывать намного больше в различных творческих молодежных коллективах, и мне пришлось расстаться с ними. Оставшись фактически один, я, стиснув зубы (работал по двенадцать часов в день, в то время не пил и не курил), доделал-таки последнюю свою систему – ею я доволен. Под занавес развала мои академические шефы предложили мне оформить докторскую диссертацию на базе последних работ. Сделать это надо было за два месяца. Черт меня дернул ввязаться в это мероприятие, но уж больно мощная была поддержка. Два месяца вылились в два года сплошной нервотрепки, о которых даже вспоминать не хочется.

Я, конечно, не ученый и никогда им не был, но я понимаю это и все же сделал что-то интересное на хорошем уровне, тогда как те, кто тормозил меня, не понимают даже этого и не сделали ничего полезного. Когда я получил диплом доктора, моя зарплата опустилась до пятидесяти долларов в месяц, нам не на что было купить колбасу. Наука больше не кормила, и все псевдоученые (я в том числе) побежали с корабля. Интересная работа для меня на этом закончилась. Работа вообще для меня на этом закончилась (работа – это когда я лично делаю что-либо собственными руками или головой). Началась служба.

 

ИСКУССТВО

 

Предметом искусства является познание формы объектов и явлений окружающего мира. Содержание главы:

1. Необходимость искусства  (форма и содержание, искусство и наука).

2. Красота  (привлекательность и форма, красота и функциональность).

3. Основные принципы искусства  (язык, произведение, теория, интерпретация, классика и поп-культура).

4. Музыка  (гармонический лад).

5. Искусство, поп-культура и классика  (связь между искусством и поп-культурой).

6. Мораль в искусстве  (цензура и безнравственность).

7. Финансирование искусства  (приложения искусства, деньги и мораль).

 

1. Необходимость искусства

 

Непосредственная причина возникновения и развития искусства, очевидно, заключается в том, что человек получает удовольствие, воспринимая произведения искусства. Природа этого удовольствия, как и всех других удовольствий, так или иначе обусловлена удовлетворением инстинктов.

Процесс удовлетворения инстинкта предполагает наличие возбуждающего объекта или явления (пища, женщина и др.). Само возбуждение является приятным ожиданием удовольствия от контакта с соответствующим объектом, который вызывает возбуждение одним только своим материальным представлением через зрение, слух и другие органы чувств. Аналогичное возбуждение, видимо, испытывает любое живое существо. Но человек имеет память и может вообразить отсутствующий объект. Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения инстинктов человека (вода, пища, женщина и др.), вызывает в его интеллекте представление желаемых объектов, что вызывает эмоции, сравнимые с эмоциями ожидания. Чем сильнее воображение, тем сильнее эмоции. Например, в наибольшей степени стимулирует воображение особое состояние влюбленности, связанное с невозможностью немедленного контакта с реальным объектом.

Под формой будем понимать представление объектов и явлений окружающего мира в пространстве и времени, воспринимаемое человеком посредством органов чувств. В этом представлении осуществляется содержание объекта, его нематериальная сущность, заложенная в теории Вселенной. Форма объекта ассоциируется у человека с удовольствием, полученным им во время предыдущих контактов с этим или аналогичными объектами и потому сама по себе может вызывать эмоциональное возбуждение ожидания, предвкушение контакта.

Следующий шаг – материальное воспроизведение воображаемой формы объекта (картина, скульптура и т. д.). Некоторым людям – назовем их художниками (под художником подразумевается представитель любого вида искусства – композитор, поэт, балетмейстер, дизайнер и др.) – удается так воспроизвести форму, что она вызывает соответствующие эмоции у других людей. Непосредственная причина искусства – это выражение эмоционального состояния художника через воспроизведение формы объекта или явления для оказания эмоционального воздействия на других людей. Индивидуальные переживания обобщаются.

Таким образом, в искусстве воспроизводятся формы объектов и явлений окружающего мира и исследуется связь формы объекта с его содержанием. Основная миссия искусства – познание законов соответствия формы объектов и явлений окружающего мира их содержанию и включение этих законов в общую теорию Вселенной.

Если наука, имея логическую, рациональную основу, представляет необходимость, то в основе искусства лежит свобода – интуиция, иррационально связанная с ощущениями, получаемыми от конкретных субъектов. Это противоречие интеллектуальной деятельности отражается и в физиологии головного мозга, который состоит из двух половин. Несмотря на общие принципы работы и выполняемые функции и даже, в большой степени, взаимозаменяемость, одна из них больше подавляет, другая – отражает стремление к свободе. Подавляющая половина основана на логическом мышлении и отвечает за науку, свободная половина основана на образном мышлении и отвечает за искусство.

 

2. Красота

 

Объекты окружающего мира могут быть привлекательными для человека или нет. В основе привлекательности объекта лежит ожидание удовольствия, которое может быть получено от контакта с этим объектом. Определим привлекательность как свойство формы объекта вызывать положительные эмоции ожидания контакта.

Первые произведения искусства могли быть привлекательными в той степени, в которой были привлекательны объекты или явления, отображаемые в этих произведениях. Очевидно, привлекательность реального объекта носит материальный характер (ожидаемое удовольствие от контакта с ним реально), тогда как привлекательность произведения искусства материальной привлекательностью обладать не может. Тем не менее, произведения искусства вызывают положительные эмоции, сравнимые с эмоциями ожидания контакта.

Но есть нечто большее, чем просто привлекательность. Каждый объект в материальном мире выполняет определенные функции и представлен в форме, способствующей выполнению этих функций. Естественно предположить, что качество функционирования объекта отображается в его форме, так что качество функционирования объекта можно определить, не только тестируя его функциональность, но и оценивая его форму. Назовем красотой свойство формы объекты отражать качество его функционирования. Например, красота женщины связана с ее функциональностью в продолжении рода, красота фруктов отражает их вкус и полезность и т. д. Лучше функционирующему объекту соответствует более красивая форма. Подлинная красота характеризует не просто форму, но соответствие формы объекта его содержанию.

В формировании чувства красоты большое значение имеет либидо. Созревающие юноши впадают в транс от прикосновения девушки, и объект этого прикосновения становится для него эталоном красоты. Без либидо красоты нет. Для маленьких детей олицетворением красоты является мама. Напротив, старый человек и сам некрасив, а вместе с угасанием либидо сначала все молодые женщины становятся для него одинаково привлекательными, а затем все они теряют всякую привлекательность. Без либидо красота – это память интеллекта о прошедших эмоциях. Эстетическое чувство возникает в результате интеллектуализации либидо.

Красота является объективным критерием совершенства формы. Искусство – это культ красоты, благодаря которому вырабатываются общие соглашения и принципы оценки красоты объектов, явлений и произведений искусства. Все, что человек создает, должно быть красивым. Сначала возникает идея объекта (например, жилище, одежда, автомобиль), затем уточняются его функциональные характеристики, после чего проектируется материальная форма. Естественно, форма создаваемых объектов должна в максимальной степени соответствовать содержанию, обеспечивая необходимую функциональность, то есть должна быть красивой.

 

3. Основные принципы искусства

 

Объекты и явления окружающего мира существуют в пространстве и времени. Соответственно, искусство можно разделить на изобразительное и повествовательное. К изобразительному искусству отнесем живопись, архитектуру, танец, дизайн и другие жанры, связанные с изображением пространственной формы объектов и явлений окружающего мира или с их фиксированным представлением.

К повествовательному искусству отнесем литературу, музыку, театр, кино, в которых объекты и явления представляются в виде последовательности событий во времени, отражающей динамику процесса.

В жизни любого человека можно выделить запоминающиеся, значимые для этого человека истории; их можно представить в виде последовательности событий, которой, в свою очередь, соответствует последовательность испытанных при этом чувств. Человек может описать нечто увиденное или услышанное, рассказать историю и вызвать аналогичные чувства у слушателя. Но сопереживание можно вызвать не только словами. Если каждому чувству приписать (поставить в соответствие) некоторые элементарные изображение или звук, то картина или история могут быть представлены в виде полотна (совокупности элементарных изображений) или музыкального произведения (последовательности звуков). Такие произведения могут вызывать в другом человеке схожую последовательность чувств.

В каждой области искусства вырабатываются свои базовые элементы – жесты в танце, цвета и линии в живописи, ноты в музыке, слова в поэзии и т. д., на основе которых каждый художник создает свой язык, выбирая подмножество базовых элементов и изобретая свои правила объединения этих элементов в предложения (цветовые гаммы, последовательности жестов, аккорды и т. д.). На этом языке художник выражает свое представление о взволновавших его объектах и явлениях окружающего мира. Произведение искусства, таким образом, представляет собой теорию формы объектов или явлений окружающего мира.

Слушатели и зрители, воспринимая произведения искусства, строят свои интерпретации по представленной художником теории. При этом каждый человек может представить свою картину или историю, о которой художник не подозревал. Эти интерпретации вызывают определенную гамму чувств, доставляющую удовольствие. Серьезное музыкальное произведение – это история, которую нельзя рассказать словами, ее можно лишь прочувствовать. Для того чтобы строить интерпретации необходимо получить определенную культуру и приложить некоторые интеллектуальные усилия. Чем глубже произведение (чем выше уровень теории), тем больше интерпретаций возникает при его восприятии, тем большее количество слушателей или зрителей испытывают схожие переживания. Искусство благодаря свободе допускает множество языков и теорий для представления одних и тех же объектов и явлений, тогда как в науке в силу необходимости вырабатывается единая точка зрения.

Общие теории в искусстве не доказываются – они проверяются временем.

 

4. Музыка

 

Очевидно, звуками можно описывать явления природы – щебетание птиц, журчание ручья, радость, грусть и др. Еще до языка человек представлял зрителям истории в сопровождении звуков различной частоты и громкости. Зритель (слушатель) интерпретировал услышанное на основании своих опыта и чувств. Звуки в природе всегда привязаны к какому-либо контексту, но в природе нет никакой системы, в рамках которой они становятся объектом необходимости.

Человек ставит построение звуковых историй на систематическую основу – выбираются основные звуки и создаются правила их соединения в мелодию. Назовем мелодией систематичную последовательность звуков, предназначенную для передачи последовательности чувств, соответствующих процессам в окружающем мире, в том числе в человеческом обществе. Музыкальная система эволюционирует через системы из пяти и семи звуков (они до сих пор используются в фольклоре разных народов) до современной системы из двенадцати звуков, в основе которой лежит гармонический лад. Гармонический лад изучается с первого класса музыкальной школы (в принципе, любой человек должен знать и понимать, что это такое), а большинство людей воспринимают музыку только через мажорные и минорные мелодии. Для музыкантов гармонический лад является азбукой чувств – они могут читать мелодии, записанные нотами, и даже сочинять, не слыша звуков.

Больше всего поражает неравномерность и отсутствие какой-либо математической системы в распределении частоты между звуками гармонического лада, но именно это обстоятельство является основой мажора и минора – частота распределяется так, чтобы можно было воспроизвести мажор и минор на всем диапазоне звуковой частоты. Можно сказать, что гармонический лад является самой бессистемной системой.

Мажор и минор человек просто слышит, подобно тому, как он осознает жизнь и смерть.

Жизнь отображается в светлых тонах и мажоре, в которых представляются рождение, смех детей, не достигших половой зрелости, предчувствие любви и счастья, щебетание птиц, призывные и победные голоса самцов. Смерти соответствуют мрачные тона и минор, в которых отражаются понимание бренности существования, грусть по поводу проходящего и прошедшего, плач по поводу смерти близких, вой одиночества, стоны свершившегося и уходящего оргазма. Жизнь неизбежно заканчивается смертью, и искусство должно примирить человека с этой необходимостью и подготовить его к ней. В противостоянии мажора и минора отражается противоречие между свободой и необходимостью.

Тем не менее, мелодия в музыке, а с ней и гармонический лад, исчерпана классиками и поп-культурой. Композиторы вновь возвращаются к построению произведений вне гармонического лада, воспринимаемых только в интеллектуальной интерпретации. Изобретаются другие музыкальные системы, например, система с любым количеством звуков в октаве с равномерным распределением по частоте. В такой системе нельзя создать противоречие, в мелодии нет чувства, и сентиментальные люди, а они пока составляют большинство, такую музыку слушать не будут. Возможно, человек эволюционирует в «бессердечное» существо абсолютной необходимости, для которого главным в музыке будет наличие математической системы в распределении частоты по звукам. Такая музыка будет передавать не чувства (их не будет), а ощущения.

Музыкальный опыт  

Как и многие дети из интеллигентных или считающих себя таковыми семей, я попал в музыкальную школу. До сих пор не могу определить свое отношение к этому факту – хорошо это или плохо. Музыка является частью культуры и, конечно, то, что я узнавал сольфеджио, учился слушать музыку, изучал музыкальные шедевры и биографии великих композиторов – это, безусловно, хорошо. Это вполне можно и нужно изучать в средней школе в рамках специального предмета – музыкальная культура, так же, как изучается литература. Другое дело – игра на конкретном инструменте. В течение пяти лет меня мучили преподаватели (к счастью, у нас были очень мягкие преподаватели, которые мучили не сильно, прекрасно понимая, что ничего из меня и таких как я – а их было подавл


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.