Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Османские султанши - черкешенки

2020-05-07 625
Османские султанши - черкешенки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Османо-черкесское генеалогическое взаимодействие на протяжении XVI-XIX вв. составляло один из важнейших компонентов в отношениях двух стран.

Хафса, супруга османского султана Селима Явуза и мать Сулеймана Великолепного, согласно В. Аллену, была дочерью Менгли-Гирея, рожденной его женой-черкешенкой. Отсюда Аллен выводит «типично черкесский профиль» султана Сулеймана58.

Учитывая давние генеалогические связи Гиреев с черкесскими княжескими династиями, мать Сулеймана могла быть черкешенкой на 3/4 и даже более того. Очень характерно, что источники подчеркивают ее черкесское происхождение и, скорее всего, для большинства современников, она была просто черкешенкой. Не случайно, у такого признанного специалиста по генеалогии Османов как Годфри Гудвин, Хафса отмечена как черкешенка.

Аллен приводит еще одну версию по поводу происхождения матери Сулеймана: согласно Альдерсону (Babinger, and Alderson, Structure of the Ottoman Dynasty) дочь Менгли-Гирея Айше, в современных исследованиях часто фигурирующая как мать Сулеймана, первоначально была женой не Селима, а его брата Мехмеда, а матерью Сулеймана была Хафса - дама османо-черкесского происхождения.

В тот же период, когда Сулейман занимал пост бейлербея Каффы, его отец был бейлербеем Трабзона. Известно, что Селим навещал в Каффе своего сына. Находясь в непосредственной близости от Черкесии, Селим и Сулейман не могли не интересоваться политической ситуацией в этой стране, не могли не общаться с различными князьями. В числе таких знакомых могли быть их непосредственные родственники по линии жены Менгли-Гирея, то есть тещи Селима. Они могли общаться с родственниками черкесского султана Египта Кансава ал-Гаури. Ибн Ийас ал-Ханафи сообщает о задержании крымским ханом родственников султана Кансава во время их путешествия в Египет.

Состав черкесской аристократии этого времени очень интересен в плане ее вовлеченности в международные отношения на обширном пространстве от Стамбула до Каира.

Зная стремление Селима расправиться с мамлюкским султанатом, мы можем быть уверены в том, что он не мог быть равнодушен и инертен в отношении Черкесии, находясь в Трабзоне и Каффе. Он проплывал мимо черкесского берега много раз. У Челеби содержится очень важный рассказ о кораблекрушении, постигшем Селима во время, скорее всего, его последнего путешествия из Трабзона в Каффу. Его выбрасывает на черкесский берег на крайнем западе страны и он находит самый теплый прием у князя Темрюка. Согласно Челеби, он живет в его доме целый год и черкесский князь помогает ему взойти на трон. Был ли Темрюк родственником Хафсы? Селим в память о друге назвал крепость, построенную на Тамани, Темрюком.

В каких отношениях пребывал Темрюк (родственных и политических) с Кансавуком, старшим князем Жанетии, упоминающимся у Реммал-Ходжи в 30-е гг. XVI в.? Имя Темрюк вполне традиционно для черкесской знати: в 1561 г. племянник Сибока Кансавуковича Темрюк Шимекович упоминается в связи с посольством в Краков. Вполне вероятно, что Темрюк 1511 г. был дедом Темрюка 1561 г. В таком случае речь идет об одном княжеском семействе с многочисленными ответвлениями по всему западу Черкесии.

Следующий важный вопрос: проследить, каким образом повлиял каффинский опыт на политику Сулеймана в отношении Черкесии. Как и дядя Мехмед, он мог потерпеть сокрушительное фиаско. Он мог лично убедиться в невозможности оккупации страны адыгов без крайнего напряжения всех сил армии и флота империи Османов. При этом он мог иметь вполне рациональную оценку ситуации вокруг и внутри Черкесии, и понимать, что нет никакого смысла в ее захвате. Страна, лишенная городов, не могла дать османам больших источников дохода. В то же время, горная, лесистая страна с воинственным народом, могла стать незаживающей раной на теле империи.

Сулейман мог понять самое важное в черкесской политике: ни в коем случае нельзя было допустить территориального государственного сращивания Крыма и Черкесии. Именно такой и стала политика Сулеймана в Черкесии: он не вел там военных действий, сохранял каффинский буфер, и за счет торговли получал максимум пользы от соседства с такой страной: строевой лес, зерно, рабов.

Имея бабушку-черкешенку и мать-черкешенку, Сулейман женился на черкешенке. Ее черкесское имя нам неизвестно, а в гареме у нее было два персидских имени - Махидевран (по Ф. Манзэлу) и Гюльбахар (по Г. Гудвину). Итальянские источники середины XVI в. отмечают ее черкесскую принадлежность - «una donna circassa».

Е. Н. Кушева высказала вполне обоснованное предположение о ее принадлежности княжескому бесленеевскому роду Кануко. Ее сын Мустафа официально считался наследником престола. Ф. Манзэл, автор истории османского Константинополя, отмечает, что причиной гибели принца Мустафы были клеветнические нападки со стороны соперницы его матери Хуррем. Последняя, как предполагают, было урожденной Александрой Лисовской, дочерью православного священника украинского происхождения, жившего близ Львова. Она была захвачена во время очередного грабительского рейда крымских татар. Вскоре после того, как ею увлекся Сулейман, Махидевран, мать шахзаде Мустафы, расцарапала ей лицо, назвав при этом «изменницей» и «куском грязного мяса». Когда, в очередной раз, Сулейман послал за Хуррем, она отказалась прийти, заявив, что в отличие от султанской фаворитки она всего лишь «кусок грязного мяса». В конечном счете, султан спросил у Махидевран правда ли, что у нее с Хуррем произошла стычка. Согласно венецианскому источнику, «она ответила, что ссора действительно имела место и, что она поступила с Хуррем много мягче, чем та заслужила. Она верила, что все женщины должны подчиняться ей и признавать в ней госпожу с тех пор, как она родила Его Величеству сына». В результате, Махидевран была выдворена из дворца и умерла, всеми забытая, в Бурсе в 1581 г..

Шахзаде Мустафа был популярен в народе. Более того, он слыл умным и компетентным правителем. Современники буквально пришли в ужас от бесчеловечной акции Сулеймана. Этим своим поступком, как отмечает Кристина Вудхид, Сулейман нанес тяжелейший удар по своему имиджу справедливого правителя. Несколько поэтов тут же откликнулись на гибель Мустафы и быстро сочинили мерсии (mersiye) или элегии в его честь.

Мустафа вместе со своим малолетним сыном был казнен по приказу отца в октябре 1553 г. Возможно, что первые посольства черкесских князей в Москву были, во многом, следствием гонений на черкесскую партию в Стамбуле.

В лице Мустафы османский трон в зените могущества империи мог занять практически 100% черкес. Как сложилась бы собственно история Черкесии в этой связи и как это правление могло повлиять на развитие османо-черкесских отношений? Начиная с Мустафы османская династия могла фактически стать черкесской при почти неограниченной подпитке солдатами удачи и невольниками из Черкесии. Мамлюк ский сценарий таким путем мог повториться в Стамбуле. В конце 50-х гг. в Турции появился самозванец, выдававший себя за шахзаде Мустафу. Известно, что самозванца поддерживали черкесы, служившие у Сулеймана.

В Египте Сулейман откровенно благоволил черкесским беям, восхищаясь их военным искусством и отвагой. Публично он высказывался на тему того, что его отец был несправедлив по отношению к черкесским мамлюкам.

 Хотя надо признать, что Селим, будучи действительно очень жестоким человеком, в отношении египетских черкесов поступил очень для себя нетипично. Фактически он дал им автономию в виде королевства и вчерашних своих заклятых врагов оставил повелевать их прежней вотчиной. Этот поступок Селима вызвал недоумение со стороны арабов и негодование со стороны османских генералов.

Черкесская община в Турции опиралась во многом на гаремные связи черкешенок. Черкешенки, достигая положения кадин, валиде-султан либо валиде-эфенди (матери хедива, правителя Египта) оказывали протекцию своим соплеменницам и воспитывали в своих дворцах юных соотечественниц. Так, в Каср-и-Али, каирском дворце матери хедива, находилось до 300 черкешенок. Жена хедива Исмаила (1863-1879), в свою очередь, воспитывалась в Стамбуле в черкесской семье.

Невольничество черкешенок, как правило, носило лишь номинальный характер: существовала устойчивая тенденция попасть в Стамбул и выйти замуж за богатого пашу или сановника. Технически это осуществлялось при посредстве работорговцев, в данном случае выступавших в роли посредников. Сениха-ханум приводит историю своей тетушки, черкешенки, которая целенаправленно отправилась в Стамбул, желая сделать выгодную партию: «Тетя Майла была черкешенкой и говорила по-турецки с заметным акцентом...Она очень хорошо помнила свою родную страну и как она рассказывала мне, она хотела, чтобы ее отвезли в Стамбул, потому что она слышала, что черкешенки выходят там замуж за пашей. Она была продана в дом Субхи-паши, который выдал ее замуж за своего старшего сына Айетуллу. Айетулла имел возможность жениться на более прекрасной черкешенке, но он предпочел Майлу».

Черкешенки в общей массе невольниц составляли 1-2 %. Реда Мовафи, автор монографии «Работорговля и попытки ее отмены в Египте и Судане», отмечала, что из 8092 рабов обоих полов, черных и белых, ввезенных в Египет с августа 1877 г. по ноябрь 1882 г., лишь 76 были черкесскими невольницами. Цена этих девушек была необычайно высока и колебалась от нескольких сот до нескольких тысяч золотых фунтов.

Торговля черкешенками в Турции в середине XIX в. была признана незаконной. Но это не останавливало работорговцев, и они доставляли девушек из Черкесии под видом своих жен. Многие знатные мусульманки в Турции приобретали невольниц и воспитывали в них все те достоинства, что так высоко ценятся мужьями. Как правило, невольниц обучали шитью одежд, вышиванию золотом. Все они обязательно получали религиозное образование. В круг предметов во многих случаях входили европейские языки, история и география. По достижении совершеннолетия эти девушки продавались, хотя внешне это выглядело как выдача замуж, миллионерам из разных мусульман- ских стран, тунисским беям, египетским принцам и мамлюкским эмирам.

Мать Абдул-Азиза (1861-1876), она же вдова Махмуда II, была кабардинкой, о чем сообщает российский посланник в Стамбуле Н. Игнатьев в донесении от 28 июля 1873 г.: «Горские депутаты нашли доступ в дворец султана и, при помощи соотечественниц своих, находящихся в гареме, заинтересовали даже в свою пользу мать его величества (валиде-султан), пользующуюся очень большим влиянием на государственные дела. Султанша валиде - родом кабардинка и считает всех кавказских выходцев за своих земляков, а себя обязанною им помогать и им покровительствовать».

Абдул-Азиз, рожденный кабардинкой, женился на шапсуженке, о чем сообщает историк черкесской диаспоры Магомет Ечерух: «Любимая жена султана Абдул-Азиза, черкешенка из племени шапсугов, много способствовала своим единоплеменникам, и в короткое время дворец наводнился выходцами с Кавказа».

Старший сын султана Махмуда, Абдул-Меджид, правивший в 1839-1861 гг., также был рожден черкешенкой. «Абдул-Меджид, - сообщает Садык-паша, - получил западное воспитание на французском языке. Своей матери, черкешенке, он переводил газеты с французского на турецкий язык»4. Помимо Садык-паши, о черкесском происхождении матери султана писала Мелек-ханум, жена великого визиря Кипризли Мехмед-паши. Соответственно она приходится бабушкой следующим султанам, сыновьям Абдул-Меджида: Мураду V (1876), Абдул-Хамиду II (1876-1909), Мехмеду V (1918-19226. Черкешенка Бесми-Аллем являлась весьма влиятельной валиде-султан. Своих невесток она подбирала из черкешенок. Черкешенками были мать Мурада V, Абдул-Хамида II, Мехмета VI.

В XIX в. большинство черкесов смотрели на османского султана не только как на своего духовного главу (халифа) и верховного правителя, но и как на соплеменника. Современники Эдмунда Спенсера подчеркивали: «Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать - черкешенка, его гарем состоит из черкешенок; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы. Он глава нашей веры, а также нашего народа».

 

Примечания:

 

1. Зевакин E. C., Пенчко Н. А. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и XV веках // Исторические записки. 1938. Т. 3. С. 128.

2. Некрасов А. М. Международные отношения... С. 52.

3. Зевакин E. C., Пенчко Н. А. Очерки... С. 128.

4. Некрасов А. М. Международные отношения... С. 73-74.

5. Там же. С. 75.

6. Там же. С. 81.

7. Челеби Э. Книга путешествия. Вып. 2. С. 17-18.

8. Некрасов А. М. Международные отношения... С. 84-85. 

9. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа... С. 216.

10. Там же. С. 221.

11. Lemercier-Quelquejay Chantal. Co-optation of the Elites of Kabarda and Daghestan in the Sixteenth Century // The North Caucasus Barier. The Russian Advance towards the Muslim World. L., 1992, p. 29.

12. Kirzioglu M. F. Osmanlilar'in Kafkas - Elleri'ni Fethi (1451-1590). Ankara, 1998. S. 442.

13. Фарзалиев А. Южный Кавказ в конце XVI в. Османо-сефевидское соперничество. СПб., 2002. С. 43.

14. Бакиханов Аббас-Кули-ага. Гюлистан-и Ирам. Баку: Элм, 1991. С. 102-103.

15. Kirzioglu M. F. Osmanlilar'in Kafkas... S. 314, 317, 439-442.

16. Ibidem. S. 312.

17. Фарзалиев А. Южный Кавказ... С. 87.

18. КРО. Т. 1. С. 34, 47.

19. Фарзалиев А. Южный Кавказ... С. 107, 127.

20. Там же. С. 111-114.

21. Там же. С. 99.

22. Челеби Э. Книга путешествия Вып. 2. С.

23. Там же. С. 50-51.

24. Бартольд В. В. Халиф и султан // Бартольд В. В. Сочинения. Т.VI. М., 1966. С.63-25. Hammer Joseph. Histoire de l'Empire Ottoman. Depuis son origine jusqu'a nos jours. T.VI. P., 1836, p. 367.

26. Holt P. M. Egypt and the Fertile Crescent, 1516-1922. A Political History. N.-Y., 1966, p. 54.

27. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран, 1516-1574. М., 1984. С. 127.

28. Allen W. E. D. Problems of Turkish Power in the Sixteenth Century. L., 1963, p. 56; Алкадари Гасан-Эфенди. Асари Дагестан: (Исторические сведения о Дагестане) / Пер. и прим. Али Гас. Гасанова. Махачкала, 1929. С. 34-41.

29. Izzet Aydemir. Соc. Ankara, 1988. S. 201-207; Allen W. E. D. Problems of Turkish Power..., p. 36, 56.

30. Оссон М. де. Полная картина Оттоманской империи / Пер. с франц. М. Веревкина. Т.1. СПб., 1795. С. 258-260; Inalcik H. Osmanli-Rusrekabetinin mensei ve Don-Volga kanalitesebbusu // Belletin. Turk tarihkurumu. 1948. Cilt 12. № 46. S.74;

Allen W. E. D. Problems of Turkish Power..., p. 53.

31. Садиков П. А. Поход татар и турок на Астрахань в 1569 г. // Исторические записки. 1947. Т. 22. С.139-140.

32. Inalcik H. The Ottoman Empire. The Classical Age, 1300-1600. L., 1963, p. 39-40; Статейный список И. П. Новосильцева // Путешествия русских послов XVI-XVII вв.: Статейные списки. М.-Л., 1954. С. 63-99.

33. Асколи Э. де. Описание Черного моря и Татарии. 1634 г. // АБКИЕА. С. 63.

34. Цит. по: Аталиков В. М. Страницы истории. Нальчик, 1987. С. 138.

35. Челеби Э. Книга путешествия. Вып. 3. С. 232-233.

36. Там же. С. 229.

37. Шушарин В. П. Трансильвания в соперничестве Османской империи и Габсбургов (1648 - 50-е гг.) // Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в. Ч. 1: Главные тенденции политических взаимоотношений. М., 1998. С. 230-231.  

38. Cantimir Dm. Histoire de l'Empire Ottoman ou se voyent les causes de son aggrandissement et de sa decadence. Traduite en Fransois par M. de Joncquieres. Т. II. Paris, 1743, p. 293, 267, 306-307; Izzet Aydemir. Сос. S. 203. Смирнов В. Д. Крымское ханство... Т. 1. С. 452, 479, 492. 

39. Смирнов В. Д. Крымское ханство... Т. 1. С. 487. Т. 2. С. 19-21.  

40. Автобиография графа Семена Михайловича Воронцова // Русский архив. М., 1876. № 1. С. 41.

41. Журнал константинопольских происшествий и новостей. Февраль 1782 г. Извлечение из приложения к всеподданнейшему донесению Я. Булгакова // Дубровин Н. Присоединение Крыма к России. Т. IV. С. 397.

42. Там же. С. 762.

43. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 59.

44. Легенда о черкесе. (Легенда о черкесе). Teply, Karl, Turkische Sagen und Legenden um Wien, die Stadt des Goldenen Apfels der Deutschen, in: Osterreichische Zeitschrift fur Volkskunde 31 (1977), 225 - 284; Kreutel, Richard F., Im Reiche des goldenen Apfels (Osmanische Geschichtsschreiber, Bd. 2), Graz 2. A. 1963, S. 77 f.

45. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI - 30-е годы XVII века. М., 1963. С. 222.

46. Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века / Пер., вступ. ст. и комм. Е. В. Бахревского. Симферополь: «Доля», 2008. С. 174-175.

47. Из статейного списка русского посла в Турцию Б. П. Благово о переговорах в Крыму и в Турции // КРО. Т. I. С. 45.   

48. Смирнов В. Д. Крымское ханство... С. 382. 

49. Список с статейного списка великого государя его царского величества посланников: стольника и полковника и наместника Переяславского Василья Михайлова сына Тяпкина, дьяка Никиты Зотова // ЗООИД. Т. 2. Одесса, 1850. С. 654. 

50. Там же. С. 608.

51. Inalcik H. Cerkes. III. Ottoman period // The Encyclopaedia of Islam. Vol. II. Leiden, London, 1965, p. 25.

52. Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II. Т. III: 1781-1786 гг. Нальчик: «Эль-Фа», 2000. С. 160.

53. Там же. С. 175.

54. Там же. С. 206.

55. Челеби Э. Книга путешествия. Вып. 2. С. 46. 

56. Веселовский Н. И. Военно-исторический очерк города Анапы // Записки разряда военной археологии и археографии императорского русского военно-исторического общества. Т. III. Петроград, 1914. С. 37. 

57. Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Извлечения. Нальчик, 2001. С. 243.

58. Allen W. E. D. Problems of Turkish Power..., p. 48.

59. Goodwin G. The Private World of Ottoman Women. L., 2006, p.10.       

60. Allen W. E. D. Problems of Turkish Power..., p. 73.

61. Ibn Iyas al-Hanafi. Journal d'un bourgeois du Caire, traduit en fransois et annote par Gaston Wiet. P., 1957, p. 411.

62. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа... С. 150, 201.

63. Mansel Ph. Constantinople. 1453-1924. L., 1963, p.48.

64. Woodhead C. Perspectives on Suleyman // Suleyman the Magnificent and His Age. L., N.-Y., 1995, p. 178-179.

65. Дзамихов К.Ф. К генеалогии западноадыгских Черкасских княжеских родов в XVI-XVII века // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Ростов-на-Дону, 1990. № 2. С. 61.

66. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа... С. 216.

67. Winter M. The re-emergence of the Mamluks following the Ottoman conquest // The Mamluks in Egyptian politics and society. Cambridge University Press, 1998, pp. 91-92.

68. Davis F. The Ottoman Lady. A Social History from 1718 to 1918. N.-Y., L., 1986, p. 109, 54.

69. Ibid., p. 101.

70. Mowafi R. Slavery. Slave Trade and Abolition Attempts in Egypt and the Sudan 1820-1882. Stockholm, 1981, р.18.

71. Ibid., p. 12.

72. Тридцать лет в турецких гаремах: Автобиография жены великого везиря Кипризли Мехмет-паши, Мелек-ханум / Пер. с англ. СПб.,1874. С. 95.

73. Ечерух М. Роль кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции // Мусульманин. № 6. Париж, 1910. С. 145.

74. Турецкие анекдоты. Из тридцатилетних воспоминаний Михаила Чайковского (Садык-паши). М, 1883.С.6.

75. Тридцать лет... С. 139-140.

76. Mansel Ph. Constantinople, p. 442.

77. Shmueli A. In the Harem of the Sublime Porte, p. 264; ГАКК. Ф. 348. On. 1. Д. 9. Л. 4об.-5; Wittlin A. Abdul Hamid. The Shadow of God / Transl. from the German by Norman Denny. L., 1940, p. 17.

78. Spencer E. Travels in Circassia. L., 1838. Vol. 1, p. 341.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.