Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ц — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ц

2020-05-07 146
Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звуки с, сь – з, зь. "Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с.)

"А недавно две газели позвонили и запели" (Корней Чуковский "Телефон"), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?" (Звук з.)

Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух.

Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц, произносит слова: кольца, концы, ножницы.

"Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки: "Ц-ц-ц-ц" (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят: "Цып-цып-цып". И насыплем им зернышек. Пусть клюют.

Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? "Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап ". Что сказала кошка? Скажите ей: "Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!" (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:

А мышонок вымыл рыльце

Без водицы и без мыльца.

Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?" (Самуил Маршак. "Сказка об умном мышонке".)

Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц.

Затем педагог предлагает поиграть. "Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка ". (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)

Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.

"В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки", – завершает занятие воспитатель.

Примечание. В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака):

Знаешь буквы А, Бе, Це?

Сидит кошка на крыльце,

Шьет штанишки мужу,

Чтоб не мерз он в стужу.

Когда дети запомнят стихотворение, можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения.

Для индивидуальной работы с детьми можно использовать:

• скороговорку: "Из соседнего колодца целый день водица льется";

• загадки:

Девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Не зверь, не птица,

И нос, как спица.

(Комар)

• страницу из рабочей тетради "Уроки грамоты для малышей. Средняя группа" (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук ц ").

Детям, которые нечетко произносят звук ц, можно предложить проговаривать звуки т и с сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно.

Занятие 3. Рассказывание по картине "Собака со щенятами" [3]. Чтение стихов о поздней осени

Цель. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

Ход занятия

Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.

При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали.

По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

"Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться", – начинает занятие педагог.

Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: "Собака и ее щеночки", "Собачий двор", "Про собачек" и т.п.

Затем дает свое название: "Собака со щенятами". Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами.

"Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор, – объясняет педагог. – Итак, внимание на собаку".

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.

"А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки", – подсказывает педагог. Он следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.).

Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов: "Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе".

Дети выслушивают рассказ педагога, затем рассказ ребенка (по желанию).

Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени.

Воспитатель читает стихотворение А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…" (или стихотворение А. Кольцова "Дуют ветры…"). Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока "Зайчик".

Занятие 4. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение "Что из чего?"

Цель. Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Ход занятия

"На предыдущих занятиях мы учились составлять рассказы об игрушке, – напоминает воспитатель. – Давайте проверим, как это у вас получится без моих подсказок".

Педагог ставит перед детьми несколько игрушек: куклу, медвежонка, чебурашку и т. п.

"Не забыли, как мы рассказывали? – интересуется воспитатель. – Вспомните рассказ про неваляшку – красивую, нарядную, веселую игрушку".

Педагог по очереди вызывает детей, которые выбирают игрушки и составляют рассказы. Если какая-то игрушка окажется невостребованной, можно обратиться к ребенку примерно так: "А Хрюша так мечтал, чтобы про него рассказала Арина! Неужели откажешь ему?!"

"Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит?" – спрашивает воспитатель.

Выслушав ответы детей, уточняет: "Апельсиновый сок – из апельсинов, яблочный… (из яблок), грушевый… персиковый… вишневый… сливовый…"

Варенье из черники… (черничное), брусники… ежевики… малины… абрикосов…"

Примечание. Вне занятий полезно поиграть с детьми в игру "Кафе-мороженое". Воспитатель выбирает двоих детей на роли официантов и сообщает им и будущим посетителям кафе, что выбор мороженого, соков, джемов – самый разнообразный.

Педагог учит детей вежливым формам обращения к посетителям: "Вам мороженое? Шоколадное, сливочное, фруктовое? С джемом, с медом? С каким джемом? Если нужен сок, его продают рядом", и т.п.

Декабрь – январь – февраль

С русскими народными песенками, рекомендованными для чтения в зимние месяцы, детей можно познакомить следующим образом. Например, песенку "Сидит, сидит зайка…" можно включить в подвижную игру.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый.

Под кустом, под кустом.

Педагог читает стихотворение, указывая на присевшего под кустом ребенка.

 

Игра повторяется. Теперь роль зайчика исполняет другой ребенок. Его выбирает воспитатель или ребенок, исполнявший роль зайца. Зайчика можно выбрать и с помощью считалки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик ускакал.

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С.

Воспитатель дотрагивается до ребенка, а дети называют его имя (до тех пор, пока не встретится имя, начинающееся со звука с).

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Русская народная песенка "Ножки, ножки, где вы были?" тоже представляет собой игру-диалог с движениями-импровизациями.

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали. (Дети "срывают", "срезают" грибы.)

– А вы, глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели, (Дети оглядывают пенечки, наклоняются.)

Все пенечки оглядели.

Песенки "Кот на печку пошел…", "Сегодня день целый!.." следует неоднократно читать детям как присказки. Отдельные строчки из этих песенок можно включать в занятия по звуковой культуре речи при решении самых разных задач. Например:

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком. (Закрепление слов со звуком с).

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел. (Закрепление произнесения звука ш в словах.)

Песенка "Пальцы" (из немецкой народной поэзии, в пересказе Л. Яхнина) помогает детям запомнить, как называется тот или иной палец. Если при чтении песенки педагог держит ребенка за руку, массирует его пальчики, то малыш получает от этого и пользу, и удовольствие.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик,

Господинчик,

В землю косточки сажает.

Перед сном следует читать детям спокойные, не будоражащие их воображение произведения, например, стихотворения И. Сурикова "Зима", С. Есенина "Поет зима – аукает…", Ю. Мориц "Дом гнома, гном дома"; главы из "толстых книг" российских и зарубежных писателей (А. Милн "Винни-Пух и все-все-все", пер. с англ. Б. Заходера; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей"; Э. Блайтон "Знаменитый утенок Тим", пер. с англ. Э. Паперной; Т. Энгер "Приключения в лесу Елки-на-Горке", пер. с норв. Л. Брауде) [4]. Общение с детьми перед сном желательно завершить чтением колыбельных. Например:

Колыбельная (в сокр.)

Я сейчас начну считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Только кончу я считать,

Все давайте спать! Спать!

По дорогам ходит сон -

Раз, два, три, четыре, пять.

Всем приказывает он:

Спать, спать, спать, спать…

А. Введенский Или:

Уж ты, галочка… (в сокр.)

Уж ты, галочка,

Трепыхалочка,

Голохвосточка,

Белокосточка.

Помоги как-нибудь

Ты Никитушке (Аленушке, Николеньке и др.) уснуть.

Н. Крандиевская

Произведения, заставляющие детей переживать вместе с героями (К. Ушинский "Бодливая корова" и др.), или от души смеяться над услышанным (С. Маршак "Багаж", Л. Пантелеев "На море" и др.), целесообразнее читать перед выходом на дневную или вечернюю прогулку.

В удобное для детей и воспитателя время следует проводить индивидуальные занятия, помогая дошкольникам освоить материал того или иного раздела программы (например, выполнить задания из рабочей тетради "Уроки грамоты для малышей"; помочь запомнить стихотворение; рассмотреть рисунки в книге и рассказать о рисунке, который понравился, и т. д.).

Дети уже освоили многие культурно-гигиенические навыки, но далеко не всегда выполняют их так, как хотелось бы взрослым. И в этом случае может помочь поэзия:

Петя и слова (в сокр.)

Если руки мыли ВЫ,

Если руки моем МЫ,

Если руки моешь ТЫ,

Значит руки ВЫ-МЫ-ТЫ.

В. Лифшиц Наряжая елку, можно помочь детям запомнить следующее стихотворение:

Мы нарядим елку (в сокр.)

Мы нарядим елку

У себя в саду.

Мы зажжем на елке

Красную звезду…

Солнечные блики

Вспыхнут, как цветы.

У людей хорошие

Сбудутся мечты.

Пер. с чувашского Ю. Кушака В. Давыдов-Анатри

Детям пятого года жизни следует рассказывать о Российской армии, о том, как почетно быть воином, охранять нашу огромную страну.

Дошкольники с удовольствием слушают стихотворение "Февраль" С. Маршака:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать рабочую тетрадь "Уроки грамоты для малышей. Средняя группа" (М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук ш ").

Полезно также провести подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева "Гуси-лебеди" (в сокращении):

Гуси-лебеди, спешите,

Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,

Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,

Серый волк под горой!

Январь

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки "Зимовье"

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Зимовье" (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок "Колобок", "Гуси-лебеди" и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки "Лиса и заяц" и предлагает назвать произведение: "Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал";

– поет песенку лисы из сказки "Кот, петух и лиса":

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

"Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ".

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – "Зимовье". Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.