Типология современной периодики о туризме и путешествиях — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типология современной периодики о туризме и путешествиях

2020-05-07 778
Типология современной периодики о туризме и путешествиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система отечественных СМИ в 1990-е годы значительно преобразовывается в связи с новым политическим курсом страны. Первый этапом становления новой российской печатной периодики можно охарактеризовать период с 1990 по 1993 гг.., то есть еще при советской власти[67].

Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации»[68] в значительной степени изменил систему СМИ в стране. Стала возможной свободная конкуренция на рынке прессы, была отменена цензура, допускалось создание СМИ частными лицами. Положения союзного законодательного акта были развиты и закреплены через полтора года в Законе РСФСР «О средствах массовой информации». Он был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 года, в тот же день подписан Президентом РСФСР Б.Н. В обоих документах пресса объявлялась свободной.

В условиях рыночной конкуренции, каждое издание должно было найти свою целевую аудиторию. Все это были предпосылки к возникновению новой группы туристической прессы, которая была нужна как субъектам туриндустрии, так и потребителям, представляемых ею услуг. Их контент полностью подчинялся нуждам и запросам тех, кто профессионально занимался данным видом бизнеса. Появление новых журнальных изданий свидетельствует об огромной прибыльности этого вида бизнеса. Они не отличались высоким профессионализмом, что приводило к потери качества, появлялись и исчезали. Лишь после 1993 года экономическая обстановка стабилизировалась и журналам стало выгодно размещать на своих страницах тексты о путешествиях и рекламу. В 1994 году выходит журнал «Вояж», «Спортивный туризм». Стремительно стали издаваться каталоги и справочники о туризме. Туристский рынок быстро развивался и требовал оперативного информирования. Возникают журналы для работников турбизнеса – «Турбизнес» (1998), «Волшебное путешествие» (1995), «Лазурный берег» (1995), также рекламно- информационное издание «Туризм» и др. Так началось развитие специализированной прессы.

В современных условиях некоторой стабилизации рынка специализированной прессы мы можем указать на те виды журналов путешествий, которые отличаются друг от друга по тематическому признаку.

- научно – популярные и литературно – художественные («Вокруг света»);

- профессиональные («Турбизнес», «Туризм: практика, проблемы, перспективы»);

- рекреационные («Вояж»);

- спортивные («Спортивный туризм», «Горные лыжи»);

-любительские («Туризм» и рыбалка»);

- рекламно – информационные («Туризм и отдых», «Где отдыхать?»).

Однако типология трэвел-изданий не стоит на месте. И в обиходе появляются и становятся популярными новые типы журналов (например, травелоги). Соответственно может быть взята на вооружение и более дробная система классификации интересующего нас типа изданий. К ним относятся:

1. массовые издания универсального типа – научно–популярного содержания («Вокруг света», «Всемирный следопыт и др.);

2. специализированные издания:

- спортивные журналы («Приключения в горах»);

- издания о хобби («Охотничьи просторы», «Рыболов – спортсмен» и др.);

- гастрономические журналы («Первое, второе, третье», «Гастрономъ»);

- партворки (коллекционные издания[69]);

- -сервисные - «бортовые» и другие издания, распространяющиеся в круизных лайнерах, в аэроэкспрессах, поездах и пр. («бортовой» журнал («Ural Airlines Magazine» и др.);

3. узкоспециализированные (профессиональные) для специалистов туристского, ресторанного и гостиничного бизнеса («Турбизнес» «Отель», «Гостиница и ресторан» и др.);

4. рекламно–информационные туризм и отдых («Туризм и отдых» и др.);

5. оперативно-справочные (каталоги, буклеты и пр.).

В настоящее время печатная пресса путешествий на российском медиарынке представлена по преимуществу научно-популярными и научно-познавательными журналами, разнообразными гидами, а также рекламно-справочными изданиями, несущими в себе информацию, как для потенциальных туристов, так и для профессионалов индустрии туризма. Заметим также, что специализированные газетные издания в статусе федеральных СМИ практически отсутствуют. Как правило, они выходили в 1990-е годы в регионах, где развивался туризм, наличествовала определенная структура и находились объекты дестинации. Тираж таких печатных СМИ был небольшой и, в основном, такие газеты, ориентированные на интересы субъектов туристической индустрии, распространялись бесплатно как информационно-рекламные бюллетени. Они не могли составить реальной конкуренции как специализированным журнальным изданиям, так и общественно-политическим газетным изданиям, в которых так или иначе затрагивалась тематика туризма и путешествий. Статус, репутация и узнаваемость подобной газетной периодики были очевидными конкурентными преимуществами перед «новичками» туристической информации. Читатель более охотно покупал «Комсомольскую правду», «Известия», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», чем региональную газету «Туринформревю». Успешно разрабатывали трэвел-тематику и такие относительно новые газеты как «КоммерсантЪ», «Независимая газета», «Ведомости».

Свою лепту в развитии трэвел-журналистики сыграло и появление на рынке целой группы «глянцевых» журналов как проводников особого, так называемого «гламурного образа жизни». Сегодня, с некоторой времЕнной дистанции, можно понять, что именно открытие и легализация свободной конкуренции между СМИ всех форм собственности, видов и типов способствовали институализированию целых сегментов журналистской деятельности. В частности, выходу в свет качественных, «глянцевых» изданий. Тому было несколько причин. Главная же, на наш взгляд, заключалась в следующем.

С 1990 года наблюдается резкая активность зарубежных издательских домов, которые имеют опыт с многопрофильной холдинговой стратегией. Большинство журналов контролируется иностранными инвесторами такими, как «Burda», «Independent Media», «Hearst Shkulev Media» и др.. Композиционно-модель таких журналов справедливо получила номинацию «глянец». Издания подобного типа отличались не только качеством самих журналистских материалов, наличием громких имен среди авторов и персонажей публикаций, но еще и отменным качеством полиграфического исполнения. Вплоть до выбора бумаги самых высоких кониций для печати тиража.

С приходом «Independent Media» на российский медийный рынок в 1994 году выпускается первый глянцевый журнал «Сosmopolitan». Основной инструмент спроса на глянцевый журнал – это культура подражания – картинка в журнале. Голодный по «красивой жизни» российский читатель активно был вовлечен в эту игру, тем самым положив начало к формированию рынка глянца в нашей стране. В настоящее время «Independent Media» выпускает журналы: «Домашний очаг», «Магия Cosmo», «Вкусно и полезно», «Yes!», «Gloria».

В 2006 году издательским домом «Independent Media Sanoma Magazines» была приобретена лицензия на выпуск знаменитого журнала «National Geographic», что дало им право осваивать рынок перспективного направления. На отечественном медийном рынке появляются конкуренты таких крупных изданий о путешествиях как: National Geographic, затем GEO, Discovery.

В таблице 1 показан показатель аудитории ведущих научно – популярных журналов путешествий в России на протяжении пяти лет с сентября 2011 по февраль 2015 года.

 

Таблица 1. Топ 10 ИД России по суммарному показателю аудитории журналов

Издание

Сентябрь 2011 – Февраль 2012 Сентябрь 2012– Февраль 2013 Сентябрь 2013 –Февраль 2014 Сентябрь 2014 - Февраль 2015 Декабрь 2014- Апрель 2015

Тыс. человек

1 Discovery 1,413.5 1,333.2 1,412.1 1,529.7 1,638.4
2 Geo 1,033.0 1,146.5 1,249.5 1,153.9 466.3
3 National Geographic Traveler* 450.2 519.1 607.9 720.0 723.0
4 National Geographic Россия 1,822.2 2,054.6 2,285.3 2,202.8 2,350.0
5 Вокруг света 5,042.9 4,721.5 4,231.6 3,975.4 4,015.7

Источник: TNS России (сентябрь 2011 –февраль 2012 г. / сентябрь 2014 – февраль 2015 г.)

Как видно из таблицы, по данным TNS России по показателю аудитории журналов ведущий журнал путешествий «Вокруг света» в 2012 году достиг рекордной для себя отметки в 5,042 тыс. человек, и к 2015 году потерял небольшую часть читателей, и остановился на отметки в 4,015 тыс. человек. Остальные ведущие журналы, несмотря на кризисные условия, смогли увеличить свои показатели по аудитории, пусть даже и незначительно. Журнал «Вокруг света», безусловно, является лидером по количественному показателю читательской аудитории среди научно – популярных журналов путешествий в России. На сегодняшний день тираж журнала составляет 237 488 экземпляров. Четыре раза подряд журнал был победителем конкурса «Тираж – рекорд года». Национальная Тиражная Служба присудила журналу звание победителя в номинации «Научно–популярное издание». Возрождение этого старинного журнала началось в 2001 году. Учредителем и издателем журнала является ООО «Издательство «Вокруг Света». Главный редактор издания, Александр Монахов, характеризует «Вокруг света», как журнал, способный удивлять каждого человека. Каждый номер заставляет искушенного читателя удивляться, посмотреть на мире с другой стороны. В коротких заметках журнал находит что – то необычное, удивительное, и в этом составляющая журнала - видеть в привычных вещах необыкновенное. На обложку журнала выносится анонс главной темы номера.

Основные тематические направления издания - география, история, путешествия, военное дело, медицина, физика, биология, астрономия, интернет. Журнал имеет более сорока постоянных рубрик, но редакция постоянно экспериментирует над созданием новых увлекательных разделов журнала. Вот ведущие рубрики журнала:

1. «Один кадр» - фотографии участников мировых конкурсов, фестивалей и др.;

2. «Зверь» - заметки о животных;

3. «Круговой обзор»;

4. «Британские ученые» – статьи об известных научных открытиях;

5. «7 чудес».

В журнале есть ряд рубрик, посвященных культуре, литературе и искусству. Это рубрики: «Очаги цивилизации. Рассказы о выставочных центрах мира»;

Культурный код. Интересные факты и анализ произведений искусства». Новым экспозициям отведена рубрика «Искусство для искусства».

Интересна рубрика «Местные жители», в ней главным героем является горожанин. Кроме того, в структуре отдельных номеров журнала можно встретить следующие рубрики:

- «На краю света» - путевые заметки Леонида Круглова, журналиста, ведущего проекта «Семь великих русских путешественников» о необычных обрядах и ритуалах разных народов;

- «Большое путешествие» - путешествия по городам мира;

- «Место» - заметки о самых известных местах и достопримечательностях мира;

- «Национальное достояние»;

- «Фотопроект»;

- «Дело вкуса» - кулинарные традиции народов мира;

- «Путешествия вместе с писателем» - рассказы, отрывки из романов известных писателей;

- «Космос»;

- «Зоология»;

- «Вопрос – ответ» - здесь публикуются интересные вопросы с ответами для любознательных читателей;

- «Проект Русского географического общества»;

- «Прорыв» - научные открытия и занимательные факты;

- «Историческая драма»;

- «Суть вещей» - как правило, короткая, но очень любопытная заметка о привычных вещах, рассмотренных более внимательно.

Заметим, что последняя из упомянутых нами рубрик может быть номинирована как главная цель издания в целом: пытаться увидеть в привычных вещах, событиях, явлениях нечто новое, прежде неизведанное.

Для материалов журнала «Вокруг света» характерен научно–популярный стиль изложения. Достоверность и качественность текстов достигается профессионализмом журналистов и опорой на компетентные и достоверные источники информации. Авторами публикаций являются ученые, профессора, кандидаты наук. В редакции работает специальная контрольная группа, которая отвечает за точность и достоверность информации. Основные жанры, используемые в практике журнала – заметка, очерк, статья и обозрение.

Принципиальной позицией редакции журнала является использование визуализированного языка иллюстраций и дизайна. Красочные иллюстрации «Вокруг света» - необходимая и определяющая компонента композиционно-графической модели данного печатного издания. Креолизованные тексты – опорные элементы его структуры. В редакции существуют строгие требования к техническому качеству и художественной стороне фотографий. Специальная фотослужба занимается отбором иллюстраций к каждому номеру. В верстке номеров практически постоянно используется инфографика, рисунки, карты. Варианты компоновки иллюстраций различны: снимки в тексе, распределение по всему тексту публикации, под углом, друг на друга и другое. Материалы ряда рубрик журнала представляют собой фотоинформацию, текст в них лишь комментирует иллюстрацию, которая является смыслом материала. Это рубрики: «Один кадр», «Культурный код». Такое повышенное внимание к иллюстрациям объясняется тем, что современные читатели предпочитают просматривать картинки, а не читать текст. В этом смысле редакционная политика данного издания отвечает тем вызовам, которые мы сегодня встречаем в медийной практике в связи с феноменом шоу-цивилизации.

Что приводит к особенностям расположения текста, его соотношения на пространстве полосы с визуальным рядом. Журнал «Вокруг света», как и другие издания этой целевой группы, ориентируются на интернет-версии своих номеров, так как в Сети материалы служат для визуализации контакта с читательской аудиторией. Поэтому элементы визуального ряда издания должны быть максимально информативными[70].

Теперь перейдем к рассмотрению одного из самых известных в мире травелогов — журналу «National Geographic». Стоит сразу сказать о том, что до появления в России в октябре 2003 года издание уже имело более чем вековую историю и огромную аудиторию по всему миру. Первый выпуск журнала вышел в США в октябре 1888 года вскоре после образования Национального географического общества и стал официальным изданием данной организации. В первое время «National Geographic» являлся строго научным изданием, в котором печатались соответствующие статьи. Однако в 1905 году на его страницах появился репортаж о далеком и в то время никому не известном Тибете, и впервые были опубликованы фотографии Лхасы, столицы государства — в журнале оставалось одиннадцать пустых полос. С того момента издание начало приобретать более массовый характер, а красочные и профессиональные фотоматериалы стали его визитной карточкой.

На сегодняшний день «National Geographic» - это сетевой журнал, который, помимо США, издается в 31 стране мира. Контент журнала уже давно вышел за рамки популяризации науки, а его концепция стала намного сложней, чем у типичного научно-популярного издания. Цель «National Geographic» - показать Землю во всей ее многогранной красоте, привлечь население планеты к ее глобальным проблемам. Также журнал пропагандирует толерантное отношение к самобытным этносам и культурам. Материалы издания написаны простым и доступным языком, а ряд терминов, явлений или устройств описываются с помощью наглядных схем и инфографик. Читателем журнала может стать любой человек, которого интересуют путешествия и познание окружающего мира.

Право издавать его в России принадлежит издательскому дому «Sanoma Independent Media». Показатели размера тиража в России претерпевали изменения: в 2004 году количество экземпляров составило 200000, в 2006 упало до 120000, а к 2015 году поднялось до 140000, что примерно на сто тысяч меньше, чем тираж журнала «Вокруг света». Количество полос варьируется: так, апрельский выпуск 2015 года составил 124 полосы. Стоит отметить, что апрельский и декабрьский номера за 2013 год составили 176 и 192 полосы соответственно, а сентябрьский выпуск за 2014 год - 160. Из этого мы можем заключить, что в настоящее время наблюдается тенденция уменьшения объема «National Geographic Россия».

Структура журнала за то время, что он выходит в России претерпела радикальных изменений. До 2012 года в журнале существовало более разветвленное деление на рубрики. К их числу мы можем отнести «Лики земли», «История», «Культура», «Наука», «Путешествия», «Технологии», «Здоровье», «Фотомастер», «Голоса», «Экспедиция», «Природа», «За кулисами», «Новости» и т. д. В настоящее время ряд коротких информационных заметок на различную тематику объединен в одну большую рубрику «Факты», а более объемные материалы и тема номера не обозначаются каким-либо названием раздела. Помимо этого, сегодня в журнале довольно значительное место занимают рубрики «Фото», «Фото Мастер», «Фото читателя». Последняя появилась в журнале в 2011 году. Таким образом, прежде значительное количество постоянных разделов «National Geographic Россия» в настоящее время сокращено до минимума и делится по принципу текстовый/фото-контент.

Что касается самостоятельности контента российского «National Geographic», то данный журнал отличается внушительным количеством переводного материала. Это обусловлено интернациональным характером издания и зависимостью сетевых редакций от головного офиса, находящегося в США. Соотношение переводных материалов и материалов, исполненных в России, не является строго закрепленной характеристикой издания. Так, в февральском номере за 2004 год было опубликовано 6 материалов за подписью российских журналистов и 11 принадлежащих зарубежным авторам, а в ноябрьском выпуске за 2010 год соотношение составило 8 к 17. В подавляющем большинстве случаев тема номера — чаще всего статья — является переводным текстом. Таким образом, «National Geographic Россия», являясь сетевым изданием, не обладает в полной мере самостоятельностью в редакционной политике относительно формирования контента и ввиду своей специфики постоянно публикует переводные материалы, оригинальные тексты которых используются дочерними редакциями для дальнейшего перевода на свой язык и печати в журнале. Вывод очевиден: материалы зарубежных авторов в российской версии «National Geographic» являются доминирующей частью публикуемого контента.

Стоит отметить тот факт, что данное издание на протяжении почти всей своей истории славится фотографиями и фотопроектами. Для журнала одним из приоритетов было высокое качество фотоиллюстраций, их оригинальность и эксклюзивность с точки зрения мастерства авторов снимков. Доказательством высочайшего уровня фотографов «National Geographic» служит знаменитый на весь мир снимок афганской девочки по имени Шарбат Гула, чей портрет запечатлел Стив Мак-Карри в 1984 году. Помимо этого, в октябре 2013 года вышел спецвыпуск журнала, приуроченный к 125-летию журнала, и он оказался полностью посвящен историям опубликованных в разное время снимков. В нем был напечатан очерк Роберта Дрейпера «Власть фотографии», в котором автор оценил роль визуальной составляющей в журнале: «Снимки “National Geographic” представили мир во всем его дивном многообразии. При этом они все чаще подтверждают истину: стремление к глобализации угрожает самобытным обществам и природным ландшафтам. Сотрудники журнала часто получают задания запечатлеть затерянные уголки мира потому, что всего через одно поколение они могут остаться лишь на этих страницах»[71].

На протяжении существования журнала в России роль и количество фотоизображений в журнале практически не изменились. Фотографии были и остаются смысловым и визуально-композиционным центром как полосы, так и всего номера в целом. Однако, в отличие от «Вокруг света», снимки и прочие графические составляющие в «NG» не создают эффект перегруженности полосы: их количество на развороте обычно не превышает 1-3, и они довольно крупные. Также в рубрике «Фото» и в объемных материалах фото зачастую верстаются на разворот, что дает читателю разглядеть их во всех подробностях. В подавляющем большинстве случаев авторы снимков — зарубежные фотографы, работы соотечественников встречаются крайне редко.

Что касается жанровой составляющей в деятельности издания, то в «National Geographic Россия» вполне успешно сочетаются такие разные виды журналистского творчества научно-популярная статья и путевой очерк, информационная заметка и репортаж. Но практически не встречаются интервью. Что касается темы номера — то она легко идентифицируется по изображению на обложке. Далее заявленная тема «разворачивается» внутри конкретного выпуска, когда публикуется репортаж или же статья, в которой поднимаемая проблема рассматривается со всех сторон, а также привлекаются мнения соответствующих экспертов.

Каждый номер журнала не обходится без рекламных текстов и трэвел-медиатекстов, которые чаще всего несут в себе скрытую рекламу. Их особенность в том, что под видом заметки или репортажа читателю рассказывается об исключительно положительных качествах какого-либо товара и о необходимости его покупки ради приобретения определенного статуса, спасения планеты, удачной поездки и т. д. Например, в августовском номере за 2012 год были размещены несколько подобных материалов: «Эко-тренды» - реклама компании «Amway»; «Удачная командировка или 1,65 кг приятных удивлений» - ноутбук от «Samsung»; «С олимпийским размахом» - поезд «Aeroexpress»; «За чистое будущее озера Байкал» - минеральная вода «BonAqua»; «Москва-Мадрид, или как я проехал 4340 км» - автомобиль «KIA Ceed»; «Лабиринты русского Севера» - автомобиль «Volvo»; «Зов Эвереста» - компания «Alpari». Помимо этого, с 2010 года в «National Geographic Россия» существует рекламная рубрика «Пульс планеты», содержание которой представляет собой обзор товаров, способных вызвать интерес широкого круга потребителей. Так, в апрельском номере за 2013 год в данной рубрике были представлены часы, средство для ухода за волосами, куртка известной фирмы, шоколадные конфеты, пылесос, настенный газовый котел, косметическая марка и походный рюкзак. Это позволяет нам говорить о том, что журнал получает дополнительные средства за счет составления рекламных текстов и обзора определенных товаров.

Если рассматривать основные тенденции в деятельности издания «National Geographic Россия», то следует сказать о том, что журнал, даже после смены главного редактора в 2010 году, практически не изменил принципов своего внутреннего наполнения полос и сохранят прежнюю композиционно-структурную модель. Уменьшение объема текстов, значительное увеличение визуальной составляющей и ребрендинг, особенно характерные для «Вокруг света», почти не коснулись данного издания. Главные изменения связаны с фоторубриками — журнал предоставляет возможность читателю поучаствовать в наполнении его контентом. Помимо этого, как мы говорили раннее, в 2012 году появляется Ipad-версия журнала, в которой предоставляется дополнительная аудиовизуальная информация о материалах, размещенных в печатном номере. Совокупность данных трансформаций позволяет нам говорить о том, что «National Geographic» становится не только более открыт для своей читательской аудитории, но и продолжает поиск актуальных и действенных форматов ее привлечения.

Опыт журнала «National Geographic Россия» демонстрирует возможность адаптации концепции издания, сформированной американскими обладателями данного «зонтичного издательского бренда», к реалиям российского рынка печатной прессы. Опыт подобного типа издания еще более ценен тем, что в принципе данный журнал можно считать одним из ярких явлений современной трэвел-журналистики.

В этом сегмент выделял на протяжении достаточного длительного времени и научно–популярное издание «Всемирный следопыт»[72]. Журнал был возрожден. Редактор Игорь Данилов в одной из редакционных статей писал: «В издательском бизнесе коммерческий успех неразделим с ответственностью. Перед читателями, обществом, в конце концов - перед собой. Журнал позиционирует себя как увлекательное популярное историко – литературно приключенческое издание о загадочных фактах мировой истории и неизведанных сторонах нашей планеты. Научно – популярные заметки, основанные на исторических свидетельствах, чередовались на журнальных полосах с комментариями специалистов. Большинство публикаций, как и в старом «Всемирном следопыте», строились на материалах экспедиций. Появлялись и новые проекты, такие, как фотоконкурс «Я очевидец», перед участниками которого – профессиональными фотографами – ставилось единственное задание: показать людям пока еще не известный мир. В 1999 году «Всемирный следопыт» организовал экспедицию в Центральную Африку. Подготовкой занялась группа, в которую вошли историк Ф. М. Лурье, литературовед Н. К. Телетова и редактор журнала И. Данилов. Целью этой поездки, получившей одобрение Пушкинского дома и Кунсткамеры, стал поиск генеалогических корней Ганнибала. Среди результатов экспедиции – статья в журнале, бурные дискуссии в научном мире и СМИ, книга «Прадед Пушкина Ганнибал». Собранные этнографические материалы оказались настолько ценными, что часть их пополнила коллекции Музея Антропологии и Пушкинского дома. Участники второй, подводно–археологической, экспедиции отправились изучать дно Ладожского озера и Финского залива. Следующая экспедиция была направлена в Финляндию для сбора оставшихся материальных свидетельств жизни и деятельности там графа Суворова. Сотрудники журнала раскрывают интересные темы о царице Хатшепсут, о Жанне д Арк и трудной майорской зимы Шопена, о сопернице Нефертити Кай и поисках могилы Александра Македонского.

«Всемирный Следопыт» был инициатором реставрации старинной карты Санкт – Петербурга, принимал деятельное участие в организации Всероссийского конкурса по истории мировой художественной культуры «Золотое руно», оказывал спонсорскую помощь Музею народов Востока.

Тиражи журнала растут от номера к номеру, достигнув к концу 2005 года почти 80 тысяч экземпляров. «Всемирный Следопыт» участвовал в проекте, посвященном 180–летию восстания декабристов. Он проходил под девизом, взятым из письма декабриста Николая Бестужева из сибирских рудников: «Если жить, то действовать».

В августе 2005 года в рамках редакции журнала образовано издательство под названием «Библиотека журнала «Всемирный следопыт» специализирующееся на выпуске книг и путеводителей. Были изданы две книги серии «Всемирная история в таблицах» и туристический путеводитель по городу Турин.

В качестве темы каждого номера журнала «Всемирный Следопыт» выбирается страна, находящиеся на пике популярности и актуальная для российских туристов на момент выхода журнала, рассказ о стране ведется через призму определенной исторической эпохи. Основная рубрика журнала: «Города мира». Рассказ о современном городе – памятнике истории, его достопримечательностях, знаменитых людях, нравах и обычаях жителей. Описание национального колорита, архитектурных и бытовых особенностей народа через яркие авторские впечатления, передающие самобытность и особенности именно этого города. Очерк – путешествие по историческим достопримечательностям, связанным с личностью из «Темы номера». Акцент на исторически сложившихся особенностях города. В структуре номеров журнала постоянно присутствуют фиксированные рубрики.

«Тема номера». Рассказ об исторической личности, прославившей выбранную страну, с упором на неизвестные широкой читательской публике факты биографии. Материал строится на описании одного из периодов жизни героя рубрики и его нравственных исканий, содержит осмысление прошлого с позиций современности.

«Персона». Рассказ об известном деятеле политики, науки, культуры или искусства, оказавшем влияние на развитие человечества в целом, ставшего гордостью своей страны.

«Лабиринты истории». Очерки о знаменитых личностях прошлого и связанных с ними исторических событиях. Тайны исчезнувших экспедиций, обстоятельств смерти великих людей; загадки и достоверные подробности событий, изменивших ход истории; рассказы о роковых ошибках в истории; версии и вымыслы в истории и литературе.

«История одной достопримечательности». Очерк об одной из самых известных достопримечательностей страны: соборе, дворце, садово – парковом ансамбле, памятнике. Рассказ об исторических персонажах и событиях, связанных с ними. История создания и последующая судьба памятника, особенности архитектуры, современное состояние и проблемы сохранения исторического наследия.

«Нравы эпохи». Рассказ об особенностях национального колорита эпохи. Эссе о том, как мог бы выглядеть один день из жизни героев статей темы номера.

«Сфера жизни». Описание поведения, особенности характера, повадок и привычек животных, ареал обитания которых – страна темы номера. Рассказ о животных и растениях, упомянутых в рубрике «Тема номера». Статьи, посвященные экологии, эволюции флоры и фауны, проблемам взаимоотношений человека и природы, о природных ресурсах и их изменениях.

«Мир на тарелке». Кулинарное путешествие в страну темы номера. История знаменитых ресторанов, особенности национальной кухни, советы отправляющимся в поездку.

«Кунсткамера». Удивительные факты, события, предметы, люди, исторические анекдоты; новости истории, антропологии, биологии и зоологии. Разъяснение терминов и неологизмов, встречающихся в номере журнала, знакомство с прошлым России, ее культурой, религией, бытом. В форме коротких заметок.

«Адреналин»(с 2006 года). Иллюстрированная статья об одном из самых модных и популярных видов активного отдыха, включающая исторический экскурс. Советы специалистов для начинающих, рассказ о необходимом снаряжении. Словарь спортивного сленга.

«Дольче Вита» (с 2006 года). Рубрика для тех, кто предпочитает отдых с комфортом. Лучшие места страны номера для любителей красивой жизни. Рассказ о знаменитых отелях, spa –курортах, пляжах, местах отдыха звезд, шоп – турах, новых видах туризма (гастрономический, экологический туризм, эксклюзивные и экзотические виды отдыха). Советы, цены и другая полезная информация для отдыхающих.

«Другая страна». Путевые заметки об экзотическом и нестандартном путешествии в страну, косвенно связанную со страной номера. В раздел «Справочник путешественника» входит карта страны, интервью, путешествие, полезная информация, достопримечательности, праздники и фестивали.

Как мы видим, четкое тематическое деление всей журнальной площади – намеренная позиция редакции с целью увеличения привлекательности для читательской аудитории. Она характерна не только для трэвел-журналов, но и для большинства специализированных печатных изданий. Однако даже при твердом соблюдении такой установки изданию не гарантирована стабильность существования и дальнейшего его развития. Важен его внешний вид, то, что называется «подачей материала», в конце концов, даже качество типографских работ и сорт бумаги, на которой выпускается журнал. К сожалению, «Всемирный следопыт» в 2012 году прекратил свое существование.

Совсем недавно появился особый вид специализированного издания – гастрономического журнала путешествий. Сейчас в туристском бизнесе активно развиваются так называемые гурме – туры. Гурме – путешествия – интересное и познавательное направление в туризме. Каждая страна гордится своими кулинарным традициями. Людмила Кириллова, директора Art Business Travel Café, объясняет преимущество такого тура: «Каждая страна имеет свою интереснейшую историю, национальные особенности и, конечно же, кулинарные традиции и пристрастия. Путешествуя по той или иной стране, мы получаем информацию о ней не только через визуальные образы, захватывающие рассказы экскурсовода, но и знакомимся с ней через вкусовые рецепторы, пробуя ее на вкус»[73]. Издания, посвященные кулинарным путешествиям, только лишь нащупывают свою нишу на журнальном рынке.

Одним из ярких представителей гастрономического издания является журнал «Первое, второе, третье», детище журнала «Вокруг света». Журнал был создан в честь 150-летия журнала «Вокруг света» Это кулинарный путеводитель по разным странам мира. Красочное оформление журнала и динамичность подачи материала, позволяет ощутить всю атмосферу гастрономического путешествия. Все рецепты кулинарных блюд разработаны редакцией совместно с BBC Magazines Good Food и адаптированных к российским условиям. Главный редактор, ресторанный критик - Светлана Кесоян. По формату журнал «Первое, второе, третье» — это не только рецепты, прежде всего, он о гастрономических путешествиях. С одной стороны, казалось бы, очень узкий ракурс, а с другой — безразмерное пространство для потрясающих экспериментов. Основное тематическое содержание данного издания – базовые в современном мире удовольствия — еда и путешествия. Журнал имеет расширенную аудиторию, также подходит и для семейного чтения. Журнал публикует яркие фотографии из журнала Good Food, но сами кулинарные блюда проверяются и готовятся в Москве. Журнал разделен на три раздела: «Первое», «Второе», «Третье». Основные рубрики: «Мои впечатления»; «Мои владения»; «Земля;» «Сезон»; «Комикс рецепт»; «Как это было»; «Меры объема и веса». Среди журналов данного тематического направления отметим журнал «Гастрономъ». По формату - это российский ежемесячный кулинарный журнал[74].

 «Гастрономъ» позиционируется как глянцевое издание максимально практической направленности. Именно поэтому статьи журнала посвящены не только вкусной и здоровой пище: отдельные материалы и рубрики рассказывают о правилах этикета, диетах и системах правильного питания, ресторанах и шеф-поварах. Каждый номер содержит интервью со звездами и их фирменные рецепты, рассказы о кулинарных традициях мира и любимых блюдах знаменитых деятелей истории и культуры прошлого. Одна из особенностей журнала — в том, что все публикуемые рецепты проходят проверку, а получившиеся блюда фотографируются непосредственно в редакции.

Назовем основные разделы журнала: «Рецепты»; «Продукты»; «Здоровье»; «Дети»; «Путешествия»; «Рестораны»; «NEW»; «Тесты»; «Кулинарная школа»; «Конкурсы»; «Рецепты». В раздел «Путешествия» включены рубрики: «Кухни мира», «Куда съездить, что попробовать», «Заметки путешественника».

Очень важный раздел печатных трэвел-изданий представляют узкоспециализированные или профессиональные журналы для специалистов туристского, ресторанного и гостиничного бизнеса. Эта группа журналов предназначена для специалистов туристского бизнеса. Основные издания в этом сегменте журнальной периодики: «Турбизнес», «Турбизнес на Северо – Западе», «Туризм», «Business Travel» Международный деловой туризм и журналы для профессионалов в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса: «Отель», «Гостиница и ресторан», «Гостиница и ресторан: бизнес и управление» Здесь же существует подвид - рекламно–информационные издания «Туризм и отдых», «Турнавигатор» и др.

Одним из оригинальных профессиональных изданий путешествий является информационно – аналитический журнал «Business Travel» для специалистов. В каждом номере публикуются аналитические материалы по различным аспектам индустрии MICE (Meetings – Incentives – Conferences – Exhibitions), новости делового туризма, новости отелей, полезная информация для корпоративных клиентов, использующих услуги business travel-компаний. Тираж журнала составляет 9000 экземпляров, выходит один раз в два месяца. Основные рубрики издания: «Регион» (аналитические статьи о курортных регионах); «Направление (статьи о географии, достопримечательностях, гостиницах определенного города)».

Для специалистов гостиничного сервиса выпускается журнал «Отель». Журнал гостиничного бизнеса «Отель» - первое профессиональное издание, появившееся на российском рынке в 1997 году. Многолетняя успешная работа принесла журналу авторитет и признание профессиональной аудитории. В течение многих лет «Отель» является участником всех основных российских и международных специализированных выставок, спонсором и партнером общественных и научных мероприятий. При участии журнала работает информационно-аналитический портал гостиничного бизнеса HOTELLINE. RU, выпускается деловая литература, Каталог «Лучшие отели России. С 2010 года журнал «Отель» является официальным изданием Российской Гостиничной Ассоциации. Выходит 1


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.