Особенности функционирования отечественной периодической печати в условиях рынка — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности функционирования отечественной периодической печати в условиях рынка

2020-05-07 623
Особенности функционирования отечественной периодической печати в условиях рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего, определим понятие «медиарынок». Медиарынок - это глобальное пространство, в рамках которого функционируют и свободно конкурируют между собой субъекты (издательства, телекомпании, интернет-ресурсы, информагентства и т. д.), занимающиеся выпуском периодических изданий, производством медиаконтента, публикацией web-сайтов и т.п. Данный термин прочно укоренился в социально-экономической сфере. Причина этого очевидна: подавляющее большинство российских СМИ носят коммерческий характер, а издательское дело в постсоветскую эпоху превратилось в бизнес, приносящий порой внушительные доходы. Как замечает С.М. Гуревич, «рынок периодических изданий в России продолжает расширяться. Количество представленных на нем газет и журналов, телерадиокомпаний, информационных агентств возрастает год от года. Если в 1991 г. в России выходило свыше 8 тысяч газет и журналов, то в конце 2002 г. это количество возросло до 33.318 печатных периодических изданий, в числе которых 20.132 газеты, остальные – журналы. А в начале 2003 г. количество изданий возросло до 37.425. К этому времени было также зарегистрировано около 1500 радиостанций и почти 1000 телекомпаний, а также около 1500 информационных агентств»[54].

Однако по прошествии десяти лет наметилась тенденция, которую отмечают исследователи отечественного медиарынка: «…Пресса по-прежнему играет определенную роль в российской медиасистеме, хотя в целом тиражи и популярность печатных СМИ резко снизилась в 1990-2010-х гг. По данным Роскомнадзора, в 2016 г. их общий тираж составил 6 844 620 экз. (для сравнения в 2006 г. – примерно 8 млн. экз. Значительная часть обшенационального тиража выпускалась в регионах. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в конце 2000-х гг. 2/3 тиражей общественно-политических газет приходилось на региональные и местные издания»[55]. Российский газетный рынок демонстрирует, к сожалению, негативную динамику в течение последних лет. Есть несколько причин, объясняющих данную ситуацию. И, прежде всего, соревнование в скорости, которые печатные СМИ проигрывают сетевым ресурсам. Проигрыш выражается в некоторых количественных показателях. Так, по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) падение рынка продаж периодических изданий с 2015 по 2016 гг. оценивается в 6% в денежном эквиваленте и в 14% по объему реализованных тиражей. Всего в 2016 г. в стране по подписке и в розницу было продано около 1,8 миллиардов экземпляров газет и журналов[56].

Слабым утешением для журналистов и их работодателей может служить то обстоятельство, что данная тенденция наблюдается во многих странах мира.

Однако наша пресса не только в этом аспекте находится в русле генерального тренда развития мировых СМИ. Здесь роль серьезных воздействующих факторов играют изменения в социальной структуре российского общества, качественные и количественные технологические и технические достижения в деятельности как журналистов, так и самих медиа. Подобные причины в немалой степени способствуют экспансии трэвел-медиа в отечественное информационное пространство.

В предыдущих главах мы уже не раз использовали термин «туриндустрия», который свидетельствуют о серьезном экономическом фундаменте и целях анной сферы человеческой активности. Поэтому в современной ситуации сама по себе трэвел-журналистика является, с одной стороны, существенной частью этой самой индустрии. А с другой, мы можем утверждать, что журналистика туризма и путешествий на сегодняшний день является немаловажной частью медиаиндустрии. И это неудивительно, так как сегмент массовой аудитории, заинтересованный в материалах такого рода, увлекается путешествиями, а финансовое благополучие некоторой части аудитории формирует как потребность, так и возможность заграничных поездок. Происходит диверсификация туристической деятельности ввиду доступности средств передвижения, их технического усовершенствования, улучшения условий для туристов. Это не может не сказаться на желаниях людей совершать определенные передвижения. В эпоху глобализации и шоу-цивилизации туризм как формат людского поведения и передвидения в пространстве потеснил путешествия, но не смог их полостью заменить. По сути повсеместное развитие туризма есть одна из форм проявления глобализации и уже обозначенной нами шоу-цивилизации. А это, в свою очередь, вследствие развития туристического бизнеса превращает туристическую поездку (по стране или за ее пределы) в некое квазипутешествие.

Стоит обратить и на то, что экономическая ситуация в стране, а именно - нестабильные курсы валют, ряд санкций, наложенных на Россию странами Запада и, как следствие, значительное повышение цен на подавляющее большинство товаров и услуг, напрямую влияет на туриндустрию. Например, по данным РИА Новости[57], поток туристов из России в Египет сократился почти вдвое, а эксперты сайта www.rbcdaily.ru[58] летом 2014 года заявили, что туристический рынок покинуло сразу несколько крупных туроператоров. Существенно повлияло на снижение доходности «египетского» направления и прекращение полетов в эту страну после известного террористического акта, когда в небе над Синаем был взорван российский авилайнер. Вряд ди можно утверждать, что сегодня туриндустрия находится в состоянии кризиса, но определенные негативные тенденции очевидны[59]. Эксперты определяют одну из них как разрыв между уровнем потребностей населения к совершению заграничных поездок и невозможностью их реализовать в силу ряда объективных факторов. А это логически ведет к кардинальному снижению количества выезжающих за границу[60]. Поэтому для людей, которые не могут путешествовать, так и для тех, кто вовсе никогда не выбирался за пределы страны наилучшим способом может стать знакомство с разными частями света опосредованно. Например, через просмотр трэвел-программы или же посредством прочтения материалов определенного трэвел-издания.

Сегодня рост популярности трэвел-тематики в отечественных медиа обусловлен, прежде всего, тем, что заинтересованность аудитории в жизни других стран и народов заметно выросла. Сегодня читатель, слушатель, зритель, пользователь хочет получать информацию нетривиальную, не стереотипную и не клишированную, а оригинальную, из первых рук. Получение знаний такого рода можно отнести к удовлетворению потребности аудитории в познании нового и открытию незнакомых раннее данных, фактов и т. д. Зачастую именно травелог[61] как особый печатного издания выполняет функцию гида, а качественный материал, наполненный авторскими впечатлениями и снабженный эксклюзивной информацией о той или иной стране, становится ценным справочником-путеводителем. Современная трэвел-журналистика в России — это средство, которое позволяет массовой аудитории приобщиться к культуре и истории других стран, получить редкую и достоверную информацию о традициях, обычаях, укладе жизни других народов, их знаменитых достопримечательностях, уникальных природных объектах, памятниках историко-культурного значения, событийных дестинациях.

На сегодняшний день трэвел-медиа заполняют собою конкретный сегмент в отечественном информационном пространстве: они представляют собой сравнительно большое количество периодических изданий, радиостанций, телеканалов, а также интернет-ресурсов. При этом мы четко разделяем в трэвел-журналистике наличие двух определяющих групп СМИ – медиа общего интереса (принцип «все для всех») и медиа специального интереса (принцип «не все и не для всех»). В первую очередь, данная типология касается всей совокупности отечественных печатных СМИ (газеты и журналы), функционирующих в настоящий момент времени,

По авторитетному мнению С.Ю. Лучинской, «возрастающая конкуренция печатных периодических изданий приводит к появлению однотипных изданий в наиболее перспективных сегментах медийного рынка»[62]. Следовательно, мы можем заключить, что наличие на российском медийном рынке ряда журналов-травелогов, придерживающихся схожей концепции, также может говорить о том, что рассматриваемый нами тип СМИ — это перспективный сегмент медиарынка, который в дальнейшем будет только развиваться. Среди числа наиболее популярных трэвел-изданий мы можем выделить журналы «National Geographic Россия», «Вокруг света», «GEO», «National Geographic Traveler», «Всемирный следопыт»; телеканалы «Моя планета», «Телепутешествия»; интернет-издания «Журнал “Вояж”» (http://www.voyagemagazine.ru), блог Григория Кубатьяна (http://kubatyan.livejournal.com), а также информационный портал redigo.ru. Позже мы вернемся к анализу их основных особенностей и различий.

Для понимания объективной картины возможностей и перспектив развития данного сегмента медиарынка, необходимо знать, что печатные издания данного типа в большинстве своем принадлежат зарубежным издательским домам. По словам Н.Н. Мироненко, «около 75 процентов журналов в России контролируют зарубежные инвесторы»[63]. Резкая активация зарубежных компаний началась еще в середине 1990-х, и с тех пор на отечественный рынок их вышло значительное количество. К числу таких медиахолдингов можно отнести: «Conde Nast», «Alex Springer», «Independent Media», «Select Media» «Hachette Filipacchi Shkulev» и «Gruner + Jahr». Как считает уже упоминавшаяся нами С.Ю. Лучинская, данная тенденция обусловлена тем фактом, что «крупные игроки в журнально-издательском бизнесе предпочитают диверсифицировать свои активы, предполагая колебания читательского спроса и процессы формирования целевой аудитории, связанные с повышением дохода населения и развитием уровня потребления товаров и услуг»[64]. Помимо диверсификации активов зарубежные медиакомпании придерживаются разработанной их топ-менеджерами конкретной бизнес-стратегии, цель которой – освоение и заполнение определенных ниш российского медиапространства. Пример опыта «Independent Media» в этом смысле весьма показателен. Иностранный медиахолдинг запускает газету или журнал общего тематического профиля, изучают поведение аудитории, а затем начинают постепенно внедрять издания более специализированные, рассчитанные на определенный сегмент целевой аудитории[65]. Так, в феврале 1998 года немецкий издательский дом «Gruner + Jahr» начал выпуск в России журнала «Geo». В 2003 году в нашей стране начал издаваться культовый американский журнал о географии и путешествиях «National Geographic Россия». Первоначально тендер на выпуск журнала получила отечественная издательская группа АСТ. Однако затем Национальное Географическое общество США, которому принадлежат права на издание «National Geographic», передала журнал в ведение «Independent Media Sanoma Magazines», так как было не удовлетворено количеством читателей, число которых, по данным «TNS Gallup Media» в декабре-апреле 2005 года составляла 307000 человек.

Любопытен опыт вхождения в медиарынок такого популярного и солидного трэвел-издания как журнал «Вокруг света». Он является стратегическим партнером Русского Географического общества и с апреля 2003 года принадлежит ООО «Издательство “Вокруг света”», а собственником издания является Сергей Васильев. Сотрудничество с РГО приносит журналу определенную выгоду и делает его более популярным ввиду закономерного расширения целевой аудитории. «Вокруг света» также читают члены РГО: ученые, исследователи, путешественники.

Отметим также, что в 2012 году Владимир Путин, который является главой попечительского совета Русского Географического общества, предложил наладить распространение журнала в школах Москвы и Московской области. Им было предложено оформлять подписки для учеников. По подсчетам газеты «Известия», «годовая выручка ООО «Издательство „Вокруг света“» вырастет на 22,5 млн рублей, если каждая школа оформит хотя бы пять подписок»[66].

Теперь мы переходим к рассмотрению тех типов и видов печатных СМИ, которые на сегодня существуют и функционируют в качестве либо субъектов трэвел-журналистики, либо как публикаторы соответствующих материалов по тематике туризма и путешествий.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.