Путешествие как социально-культурный феномен в развитии цивилизации. Путешествия и туризм — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Путешествие как социально-культурный феномен в развитии цивилизации. Путешествия и туризм

2020-05-07 844
Путешествие как социально-культурный феномен в развитии цивилизации. Путешествия и туризм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того, чтобы определить: чем и каким образом должна заниматься трэвел-журналистика, нам необходимо определить само понятие «путешествие». С точки зрения семантики, это слово состоит сложносоставное. Состоящее из двух корней, объединенных в одну лексему они и производят тот смысл, которым наполняется вот уже десятки столетий перемещения человеческого индивидуума из одной точки пространства в другую в режиме реального времени. То есть путешествие обозначает «шествие по пути». Проще говоря, само перемещение имеет смысл только в том случае, если исполняющий его субъект имеет какую-либо цель. Тем самым перемещения обретают прагматический смысл. При этом необходимо понимать одно важное обстоятельство: путешествие в истории человеческой цивилизации имело порою совершенно различные цели, а тех, кто в них отправлялся, выполняли весьма несхожие друг с другом функции – от военно-политических до познавательных и спортивных.

Следует также понимать, что развитие способов передвижения с точки зрения научно-технического прогресса также существенно корректировало смысл путешествия как организационно-пространственного акта, совершаемого индивидуумом или группой индивидуумов. Одно дело отправится на поиски нового морского пути в Индию на парусных кораблях (Христофор Колумб) в 15-м веке, и совсем другое – отправиться в перелет на воздушном шаре в 21-м столетии (Ф. Конюхов) «в сопровождении» соответствующей техники и аппаратуры и страховки спасателей. Тем не менее, мы не станем усложнять наше понимание ключевого термина и дадим ему следующее определение.

Путешествие – это передвижение одного физического лица (или численно неопределенной группы лиц) по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, политическими, экономическими, научными, спортивными и другими целями.

Следует учитывать, что данное определение корректируется по отношению к той или иной эпохе, которую мы предполагаем изучать и рассматривать исключительно с интересующей нас позиции – знакомство с теми способами сбора, обработки, анализа, структурирования и распространения максимально полезной информации о сути и смысле путешествия. В данном случае мы определили объектом нашего анализа современную трэвел-журналистику в том состоянии, в котором она находится и функционирует в начале нынешнего столетия, то есть с 2000 года по настоящее время. При этом мы намерены рассматривать и упоминать и более ранние этапы развития этого направления журналистской деятельности, так как его интенсивное и экстенсивное развитие существенно корректирует цели, содержание и смысл профессиональной деятельности, как самих журналистов, так и СМИ.

Соответственно, с помощью данного определения мы можем ввести и понятие «путешественник». В нашем случае мы так будем именовать отдельного индивидуума, того, кто совершает или совершал путешествие. Путешественником, очевидно, можно считать только того человека, который так или иначе прошел (в прошлом) или проходит через испытания перемещением в пространстве с определенной целью в сознательном состоянии. Следует различать понятия «путешественник» и «турист». К этому мы еще вернемся далее. А пока мы отметим принципиально различие между путешествием как видом деятельности в период до пика индустриальной революции (начало ХХ века) и интерпретацией подобного вида деятельности в дальнейший исторический период – до конца ХХ века и начала следующего столетия.

До начала прошлого века путешествия были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении, истории, хозяйстве, общеполитическом устройстве, обычаях, традициях и т.п.), общем характере и очертании поверхности Земли, отдельных регионов и районов. Соответственно полученные данные фиксировались теми способами, которые технологически были возможными в конкретный период развития науки и техники. На протяжении столетий таким способом являлась письменность, а с внедрением и распространением книгопечатания в практику сбора, обработки и распространения информаций, к ней добавились и книги.

Из античной эпохи до нас дошли описания путешествий Геродота, а также тех учёных, которые сопровождали Александра Македонского в его походах по Европе и Азии. В средние века путешествия достаточно часто использовались термины «странствия» и «хождения». Классические примеры подобных перемещений по просторам Евразии — истории странствований итальянского купца Марко Поло (ХIII-ХIV вв.) и его тверского коллеги Афанасия Никитина (ХV в.). Результатом стали написанные путешественниками книги – «Книга о разнообразии мира» и «Хождение за три моря» соответственно.

Параллельно развивался такой вид путешествий как религиозные паломничества характерные для христианства и ислама. Некоторые паломники, в числе которых были и наши соотечественники, оставляли путевые записки о своих путешествиях, получившие название «хожений». Совсем по-иному следует интерпретировать Эпоху Великих географических открытий характерна многими путешествиями, в корне изменившими представление о планете. За относительно короткий промежуток истории человеческой цивилизации благодаря специально организованным экспедициям, принявшим на вооружение парадигму путешествия с целью исследования и обретения новых знаний о месторасположении различных географических объектов – от целых континентов до океанов, люди существенно расширили представления о том, как устроена наша планета, что и где находится и на ее земной, и на ее водной поверхности. Хотя некоторые принципиальные открытия и обретения новых знаний о геообъектах были совершены много позже Эпохи великих географических открытий[1].

С развитием и совершенствованием средств передвижения и средств сбора фиксации и передачи информации расширяется и номенклатура целей и задач путешествий. Характерна в этом смысле история путешествий по Африке британского ученого Дэвида Лингвинстона, сделавшего немало открытий, в корне изменивших представления о Черном континенте. В самый критических момент его экспедиции он лишился возможности связи с внешним миром и почти два года считался пропавшим. На его поиски в Африку отправился в 1871 году его соотечественник Генри Мортон Стэнли. Показательно, что этот путешественник совершил свою экспедицию будучи ангажирован в качестве специального корреспондента газеты «Нью-Йорк Геральд». То есть в данном случае моно уже утверждать, что мы имеем дело с явлением трэвел-журналистики, ибо Стэнли в результате спасательной экспедиции стал не только автором соответствующих опубликованных репортажей, но издал книгу с весьма выразительным названием «Как я нашел Лингвинстона» (1872).

Вторая половина ХIХ столетия – период окончательной дифференциации целей и задачей путешествия как социально-культурного феномена, как организационной формы исследований различных географических пространств, и образования того вида путешествий, которое позже получило название «туризм». Эту разницу чувствовали более полутора веков назад и сами путешественники, для которых экспедиции были фактическим не только образом жизни, но и методом исследования неизвестных с точки географии сфер эмпирической действительности. Показательно, что уже во второй половине ХIХ века известный русский географ Пржевальский называл свои путешествия научными рекогносцировками, так как они могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории. Именно в указанный период по мере углубления исследований, конкретизации и специализации научных целей и задач, путешествия стали приобретать характер научных экспедиций. При этом вовсе не исключались и иные задачи – от политико-экономических до гуманитарно-просветительских.

Именно в данный период начинает складываться и такая особая сфера путешествий как туризм. Нам очень важно разграничить это понятие с термином «путешествие». Строго говоря, туризм – это специфическая организационная форма путешествия, более модернизированная и более зависимая от той инфраструктуры, в которой оказывается лицо (или группа лиц), совершающее туристическую поездку. Под термином «туризм»[2] мы будем понимать совокупность перемещений(я) человеческого индивидуума (или количественно определенной группы индивидуумов) в другую страну, или местность (регион), отличные от места постоянного жительства данного индивидуума (ов), с ограничением в пространстве и во времени, а также соблюдением условия обязательного возвращения в пункт перманентного обитания субъекта туристической деятельности.

Соответственно человек, осуществляющий подобные действия именуется туристом (реже – путешественником), или посетителем для статистического учета. А отрасли экономики, связанные с обеспечением туристической деятельности во всех ее аспектах, в своей современной совокупности и составляют туристическую отрасль. Во многих странах мира (и даже – регионах) туризм составляет существенную часть национальной (региональной) экономики. Так, в 2017 году по данным Всемирной туристской организации общее число зарубежных поездок с туристической целью составило 1,323 миллиардов прибытий.

Необходимость научного определения туризма возникла в первой половине XX века и была обуслов­лена повсеместным увеличением туристических потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц. Особенно активно обсуждалась данная дефиниция в период бурного развития всей туристической отрасли, который начал обозначаться вскоре после окончания Второй мировой войны[3].

С середины XX века, в связи с бурным развитием туризма, термин обретает вполне самостоятельное существование, по-своему коррелируя с термином «путешествие». Путешественниками в настоящее время называют людей, участвующих в самостоятельных поездках, рискованных перемещениях в пространстве (например, Т. Хейердал, А. Бомбар, И. Ганзелка, М. Зикмунд, Ф. Ф. Конюхов, Д. Шпаро)[4].

Каким же образом можно сегодня отличить путешественника от туриста, соответственно, номинировать образ их действий во время современных странствий? Обратимся к различным примерам, позволяющим ощутить различие в сути интересующих нас определений. Так, например, в фильме Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес» (1990)[5] между супругами -американцами Портом и Кит Морсби - происходит следующий диалог во время их путешествия в Сахаре:

«Мы, наверное, первые туристы здесь со времён войны.

— Мы не туристы, мы — путешественники.

— А какая разница?

— Турист, как только приезжает куда-нибудь, сразу думает о доме…

— …а путешественник, может, вообще никогда не вернется домой».

При этом существуют и не менее образные примеры, как можно различать путешествие и туризм. Английский писатель Гилберт Честертон, например, утверждал, что «путешественник видит то, что видит; турист видит то, что приехал увидеть». Экономическая составляющая такого вида человеческой деятельности была ясна большинству в обществе еще тогда, когда термин «туризм» еще входил в привычную лексический набор терминов второй половины ХIХ века. Сошлемся на мнение знаменитого французского писателя Виктора Гюго, утверждавшего, что «в чужой стране путешественник – мешок с деньгами, который все норовят поскорее опорожнить».

Для того чтобы определить принадлежит ли явление к миру туризма, или его можно номинировать как путешествие, следует принимать во внимание, что «туристическими» являются несколько критериев. Перечислим их:

- обязательное перемещение в место, которое находится за пределами постоянной среды перемещающегося человека;

- место туристического пребывания не может быть местом длительного или постоянного нахождения;

- турист (в подавляющем числе случаев) производит оплату предоставляемых ему услуг в местах его дестинации, или при перемещении из одного пункта в другой;

- туристическая поездка (при всех различиях возможных целях) обязательно носит законченный характер по времени и пространству перемещения.

Кроме того, в теории туристической профессиональной деятельности принято считать, что человека нельзя ни в коем случае именовать «туристом» в том случае, если он в месте своей дестинации получает оплату за осуществляемую деятельность, то есть фактически осуществляет оплачиваемую трудовую деятельность. Однако, на наш взгляд, данный критерий представляется спорным, так как при таких видах туризма как научный или конгресс-туризм индивидуум может получать денежное вознаграждение за свои выступления, доклады, лекции мастер-классы и другие виды научно-педагогической деятельности. Иначе говоря, целью классической туристической поездки, по мнению экспертов, не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельности.

В современных условиях развития принципов шоу-цивилизации стоит говорить о генетически близких понятиях «путешествие» и «туризм». В первом случае, мы имеем более широкое и более традиционное понятие, имеющее обширную смысловую нагрузку. Тогда, как во втором варианте, термин описывает более конкретные, исторически детерминированные и организационно-конкретные варианты перемещения людей в хронотопе, именуемым «время-пространство». То есть каждая туристическая поездка независимо от ее статуса и характера есть по факту осуществления путешествие как таковое. Тогда как не каждое путешествие может считаться явлением, имеющим непосредственное отношение к сфере туристической деятельности. Эта семантическая дихотомия, как увидим в дальнейшем, определяет и наш дифференцированный подход к главному термину нашего текста – что такое трэвел-журналистика? И, прежде всего, современная.

Мы определяем современную трэвел-журналистику как специальную сферу профессиональной журналистики, имеющей своей целью сбор, обработку, структурирование и распространение информации всех видов и типов о различных аспектах путешествий и туризме как особого вида деятельности. То есть трэвел-журналистика – это отрасль журналистики, имеющая свой специальный предмет. Его мы можем с некоторой долей условности определить: это совокупность сферы туризма и сферы путешествий в их современных видах и форматах и связанных с ними конкретных действий, субъектов данных видов деятельности, включая сами объекты дестинации, сопутствующая их достижению инфраструктура, а также конкретные пространственно-временные, культурно-исторические и иные обстоятельства, характерные для того или иного географического контекста, в котором оказываются турист или путешественник.

В данном учебном пособии мы предполагаем, что по умолчанию туризм является доминирующей сферой внимания субъектов трэвел-журналистики, коими являются медиа всех видов и типов, а также сами профессиональные журналисты, занимающиеся разработкой подобной тематики в своей творческой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.