Третья пара копинг-стратегий: самообвинение – принятие ответственности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Третья пара копинг-стратегий: самообвинение – принятие ответственности.

2020-05-06 126
Третья пара копинг-стратегий: самообвинение – принятие ответственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эти вопросы имеют четкие параллели в учении Конфуция: «Благородный муж руководствуется добродетелью, и не сожалеет о сделанном». Для восточной культуры, в целом, характерно принятие ответственности, с последующим активным исправлением допущенных ошибок, либо принятием справедливого наказания. Для современной европейской культуры воспитания больше характерны попытки пересмотра оценки ситуации, попытки найти самооправдание. К сожалению, практические тренировки ушу в настоящее время не являются уроками философии, и не позволяют осветить этот вопрос. Но проблема самообвинения, поведения, направленного на деконструкцию, становится очень важной в подростковом и юношеском возрасте. В данном исследовании эта проблема изначально не ставилась, и не нашла отражение в методике проведения тренировок и тестовом исследовании.

Четвертая пара копинг-стратегий: дистанцирование – эмпатия. В данном исследовании эмпатия исследовалась, и ожидалось, что она возрастет. На практике оказалось, что этого не произошло, наоборот – появились сигналы развития у части учеников эмоциональной черствости, дистанцирования от чужих эмоций, цинизма. Мы можем связать это явление с тем, что ученики развиваются не в изолированном коллективе единомышленников, а в более широком коллективе школы. По данным американского психолога Дэниэла Голдмана, существует «заражение эмоциями», «во время взаимодействия двух людей настроение передается от того, кто более экспрессивен в проявлении своих эмоций, тому, кто пассивнее». [7] Наиболее активно передаются те эмоции, которые сильнее выражаются. Так как носители позитивных эмоций более воспитаны и сосредоточены, то негативные эмоции передаются больше. Поэтому «заражение цинизмом» может произойти и непосредственно, так и в результате «закрытия» от неприятных эмоций, как реакция на избыточное эмоциональное окружение, скученность, избыток эмоциональных контактов. В любом случае, этот параметр заслуживает более внимательного изучения.

В заключение можно обобщить, что морально-нравственные ценности в детском коллективе более перспективно изучать в более широком плане копинг-стратегий. Разделение по четырем противоположным копинг-стратегиям даст более цельную и стандартизованную картину, предоставит данные в виде, более удобном для математического анализа.

 

В результате критического анализа, анкета изменена на более информативную, которая и предлагается для последующих исследований:

Анкета: поставьте «галочку» þ

0 – «совершенно не согласен»; 10 – «полностью согласен»; 5 – «не знаю» или «все равно».

 

 

Эта форма предлагается для оценки морального состояния учащихся средней школы, может быть применена как для индивидуального тестирования, так и для изучения групп, хорошо показывает динамику показателей при неоднократном тестировании.

 

Выводы:

На данном этапе изучения проблемы мы должны отметить, что не стоит ожидать радикального улучшения таких моральных качеств, как эмпатия, справедливость, альтруизм у всех занимающихся, особенно у учеников с негативным исходным настроем. Реально действующий механизм улучшения социальной среды состоит в том, что те члены детского социального коллектива, которые исходно имеют высокие моральные качества, путем овладения навыками боевого искусства повышают свою личную самооценку, налаживают связи горизонтальной поддержки в своем микро-социуме, повышают свой рейтинг, добиваются большего авторитета и уважения. И, уже под влиянием возросшего числа авторитетных членов социума, имеющих высокие моральные идеалы, остальные начинают подстраиваться под изменившуюся реальность. Вначале это будет только внешнее подражание, но «привычка рождает характер».

Поэтому, задача менеджера – обеспечить не только процесс отбора в тренировочную группу, не только процесс тренировок, но и контролировать самооценку учеников, способствовать их социальному росту. Задачей менеджера также является анализ и контроль ситуации лидерства в более широком школьном коллективе, поддерживать позитивных лидеров, и ослаблять влияние негативных лидеров.

 

Выводы по второй главе:

Достаточно трудно измерить количественно гуманность, доверие, справедливость. Для адекватной оценки морально-нравственного состояния школьного коллектива мы разработали анкету, где изучаются как позитивные стратегии поведения, так и негативные. Мы можем отслеживать сигналы выбора негативных поведенческих стратегий – это более очевидные показатели.

Сотрудничество – это основная стратегия развития отношений между здоровыми людьми. Три «невротические» стратегии – уступчивость, обособленность и враждебность являются переразвитием естественных защитных реакций до патологических масштабов.

Причиной перехода к таким патологическим стратегиям поведения у школьников мы можем считать срыв адаптации в школьном коллективе.

Агрессию, избегание, и обособленность мы рассматриваем как варианты развития дистресса, выбор патологической защитной реакции.

 

Ученики приходят в секцию ушу с завышенными моральными нормами и идеалами, которым будет суждено либо подвергнуться конструктивному пересмотру, либо разрушиться под влиянием реалий окружающего социума. Это может быть как адекватная переоценка реальности, либо это будет крах иллюзий с падением самооценки, и снижением общего уровня адаптации в социуме.

Задача организатора учебного процесса – не морализация, а поддержка детей с высокими моральными нормами, повышение их самооценки, улучшение их приспособленности в социуме, предупреждение срыва адаптации в школьном коллективе. Организатор создает элиту, ориентированную на сотрудничество.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моральное воспитание в традиционном ушу опирается на идеи Конфуция. Структура традиционных школ построена по семейной схеме вертикального управления и горизонтальной поддержки.

Конфуций не перевоспитывал своих учеников. Он задавал им высокие моральные нормы, и требовал их выполнения. Миссией своих учеников он считал распространение моральных норм на все общество, путем личного примера и проведения ритуалов.

Параллельно с установкой на высокие моральные нормы, Конфуций давал своим ученикам практические методы повышения социального статуса, обучал их, формировал элиту общества, ориентированную на коллективные ценности.

Таким образом, высокие моральные нормы обладали привлекательностью принадлежности к элите, были непременным условием восхождения по социальной лестнице, и тиражировались в народе путем проведения коллективных ритуальных действий, задававших критерии добра и зла.

Высшей формой воинской морали стал литературный образ рыцаря.

Задача менеджмента нравственного воспитания на тренировках ушу – это не голословное декларирование постулатов, а создание и поддержание социальной структуры и социальных отношений, развивающих взаимопомощь, взаимное уважение и доверие.

Менеджер поднимает социальный статус учеников, ориентированных на коллективные ценности, взращивает позитивных лидеров, которые являются примером для подражания в коллективе. Тренировки ушу воспитывают «воинские добродетели», суть которых сводима к принятию коллективных ценностей, альтруизму, взаимопомощи, честности, справедливости и доверии. Эти качества вырабатываются естественным путем в процессе взаимодействия в коллективе, актуализируются примером лидера, осуществляющего руководство тренировочным процессом, закрепляются в ритуале и повторении наставлений.

Технология менеджмента тренировочного процесса ушу, направленного на нравственное воспитание учащихся 4-5 классов средней школы, представляют собой комплекс управленческих мероприятий по организации процесса тренировок, целеполаганию, контролю результатов.

Стратегическое планирование направлено на нравственное воспитание учеников с учетом всех особенностей учебного заведения, основано на учете всех внешних неопределенностей в образовательной организации.

Оперативное управление основано на регуляции взаимоотношений в коллективе учеников, принимающих непосредственное участие в тренировках ушу, с учетом возможных изменений количественного состава занимающихся, с учетом их индивидуальных особенностей.

Естественным управленческим циклом стадий менеджмента нравственного воспитания учеников 4-5 классов на тренировках ушу являются учебные четверти. Наиболее рациональными точками контроля являются последние недели первой и третьей четвертей.

Достаточно трудно измерить количественно гуманность, доверие, справедливость. Для адекватной оценки морально-нравственного состояния школьного коллектива мы разработали тестовую методику, где изучаются как позитивные стратегии поведения, так и негативные. Мы можем отслеживать сигналы выбора негативных поведенческих стратегий – это более очевидные показатели.

Сотрудничество – это основная стратегия развития отношений между здоровыми людьми. Три «невротические» стратегии – уступчивость, обособленность и враждебность являются избыточным развитием естественных защитных реакций до патологических масштабов. Причиной перехода к таким патологическим стратегиям поведения у школьников мы можем считать срыв адаптации в школьном коллективе. Агрессию, избегание, и обособленность мы рассматриваем как варианты развития дистресса, выбор патологической защитной реакции.

Ученики приходят в секцию ушу с завышенными моральными нормами и идеалами, которым будет суждено либо подвергнуться конструктивному пересмотру, либо разрушиться под влиянием реалий окружающего социума. Это может быть как адекватная переоценка реальности, либо это будет крах иллюзий с падением самооценки, и снижением общего уровня адаптации в социуме.

Задача организатора учебного процесса – не морализация, а поддержка детей с высокими моральными нормами, повышение их самооценки, улучшение их приспособленности в социуме, предупреждение срыва адаптации в школьном коллективе.

Данное исследование не исчерпывает всей проблемы и нуждается в разработке следующих аспектов:

- Необходимо более сравнить результаты использования данной методики в различных учебных заведениях, получить представление о границах ее применения, целесообразности использования в детских коллективах с низкими исходными моральными нормами.

- Нужно сравнить результативность данной методики и результатами воспитания в группах боевых искусств, практикующих соревнования.

- Имеет смысл изучить выбранную методику тестирования как в групповом, так и в индивидуальном применении, получить отзывы специалистов.

- Важно проверить, применимы ли принципы построения неконкурентной среды, где лидеры ориентированы на сотрудничество, в более широком коллективе школьников. Будет ли неконкурентная среда в классе и школе способствовать во-первых – улучшению морально-нравственных характеристик коллектива; во-вторых – как это скажется на показателях успеваемости.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Боевые искусства: Китай, Япония / Сост. В. В. Малявин М.: АСТ, Астрель, 2004. — 416 с

2. Голдман, Д., Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. / Дэниэл Голдман, перевод с английского А. П. Исаевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 560с.

3. Далай-лама, П. Экман Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия. – СПб.: Питер, 2011. – 304с.

4. Долин А.А., Попов Г. В. Кэмпо - традиция воинских искусств, М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 432 с

5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 320с.

6. История Китая: Учебник / Под редакцией А. В Меликсетова. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 736с.

7. Казючиц М. Ф. Ушу: проблема философских оснований // Материалы XI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». 12—15 апреля 2004 г. Том 2. М.: Издательство МГУ, 2004. С. 414—416.

8. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М.: Издательство Эксмо 2005. – 958с. – (Антология мысли).

9. Кузьмин А. Ю. «Морально-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения в школьной секции ушу». / Михаило - Архангельские чтения: материалы IX международной научно-практической конференции (18ноября 2014г., г. Рыбница) – Рыбница: 2014. –577с, стр 98 – 103.

10. Кузьмин А. Ю. «Развитие нравственных качеств у учащихся начальной и средней школы на занятиях ушу». // «Имидж национального единства и процветания России», Международный симпозиум по имиджелогии, (12;2014;Севастополь;Москва). Материалы 12-го Международного симпозиума по имиджелогии "Имидж национального единства и процветания России", 12-14 июня 2014/под научной редакцией профессора Е. А. Петровой. – 2014, 277 с.

11. Майерс Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб .: Питер ,. 2013. - 793 с.

12. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.

13. Маслов А. А. Социально-исторические и политические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая. Дис. д-ра историч. наук (на правах рукописи). М., 1995. 692 с.

14.  Менеджмент. Дорофеева Л. И., Бгашев М. В. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 403 с.

15.  Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой Педагогическая психология: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2011. – 416 с.

16. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2009. – 672с.

17.  Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с анг. И нем. Д. А Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана.. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с

18.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2013. – 607с.

19.  Ян Хиншун «Древнекитайская философия: В 2 т.» / Сост. Ян Хин-шун. Переиздание М: Принт, 1994. 748 с.

20.  Ян Хин Шун. Древнекитайский философ Лаоцзы и его учение. М.—Л: Издательство Академии Наук СССР, 1950. 150 с.

 

Видеоуроки Алексея Кузьмина:

Уроки китайского языка, ушу, семинары по самообороне

https://www.youtube.com/user/AalleekksseeyMOSCOW/featured

На китайском языке:

21. 任瑛;儒家文化对中国传统武术的影响[J];武术科学(搏击·学术版);2004年02期

Жэнь Ин; «Влияние философии конфуцианства на традиционные боевые искусства Китая», журнал «Ушу кэсюэ» (издательство научной литературы по единоборствам); 2004 год, второй выпуск

22. 劉若愚著,周清霖譯:《中國之俠》(上海:三聯書店上海分店,1991)。Автор – Лю Жуо-ю (англоязычный автор), переводчик на китайский – Чжоу Цинлинь: «Китайские рыцари» Шанхай: Шанхайский издательский дом Санлянь, 1991. – 487с.

23.  馬幼垣:《中國小說史集稿》(台北:時報文化出版事業有限公司,1980),〈话本小说里的侠〉。Ма Ю-юань: «Заметки о истории китайского романа»,глава〈Описание рыцарей на основе данных художественной литературы〉Тайбэй: Китайская издательская компания Время (China Times Publishing Co.) 1980. – 520с.

24.  增淵龍夫著,孔繁敏譯:〈漢代民間秩序的構成和任俠習俗〉,載劉俊文編:《日本學者研究中國史論著選譯.卷三.上古秦漢》(北京:中華書局,1993),〈汉代民间秩序的构成和任侠习俗〉。Автор – Maсубучи Татсуo (японский язык), переводчик – Кун Фаньминь, под редакцией Лю Цзюньвэнь: «Избранные переводы исследований японских ученых по истории Китая», глава〈Народные обычаи и рыцарские традиции времен династии Хань〉, Пекин: Издательство Чжунхуа, 1993., 612с.

25. 作者 : 孙琦 胡勇刚Author: SUN Qi HU Yong-gang儒家思想对武术道德的影响The Influence of Confucianism on the Ethics of Martial Arts.

作者单位 : 河南农业大学,河南,郑州,450002刊 名:平顶山Journal:JOURNAL OF PINGDINGSHAN UNIVERSITY年,卷(期) : 2006, 21(5) 

Сунь Ци и Ху Юн-ган; «Влияние философии конфуцианства на этику ушу» из Хэнаньский аграрный университет, Чжэнчжоу, журнал: Университет Пиндиншань, 2006, 21 том, пятый выпуск.

26. 徐幹, 新編中論, 五南圖書出版股份有限公司, 2000 – 745 стр

Сю Гань, «Новый сборник изречений», издательство Унань, компания с ограниченной ответственностью, 2000 – 745 стр.

27. 田运涛;李云霄;徐永超;;基于儒家伦理思想视角对中国武术伦理道德的影响[J];内江科技;2012年07期

Тянь Юнтао; Ли Юньсяо; и Сю Юаньчао;; «О развитии конфуцианской этики, ее влияние на боевые искусства, и ее отражение в категории воинской добродетели»; Журнал Нэйцзянского технологического университета 2012;07 выпуск.

28. 黄鹂;浅谈中国伦理思想下的武德[J];搏击(武术科学);2010年04期

Хуан И; «Обсуждение влияния китайской этики и морали на воинскую добродетель» журнал «Ушу кэсюэ» (издательство научной литературы по единоборствам) 2010 год, четвертый выпуск.

29. 金常政. 百科全书的故事. 北京: 北京图书馆出版社. 2005. ISBN 7501326231. 页数: 231 Цзинь Чанчжэн, Энциклопедия книг по древнейшей истории. Пекин: изд. Пекинская библиотека. 2005. – 231 с.

30. 金庸:《笑傲江湖》新修版,台北:遠流出版事業股份有限公司,2010。Цзинь Юн: «Смеющаяся гордость рек и озер», Тайбэй: Издательство Юаньлю, корпорация с ограниченной ответственностью, 2010. В 4 томах.

31. 钱穆,《国史新论》出版社: 生活·读书·新知三联书店, 出版年: 2001-6, 页数: 372 Цянь Му «Новая теория национальной истории», Издательство Жизнь. Чтение. Новое знание, книжный дом Саньлянь, 2001, – 372с.

32. 钱穆,《朱子学提纲》出版社: 三联书店, 出版年: 2002-08, 页数: 228 Цянь Му, «План учения Чжу-цзи», издательство «Санлянь», 2002, 228с.

33. 余英時:《現代儒學的回顧與展望》(北京:三聯書店,2004),〈俠與中國文化〉。Ю Иньши: «Ретроспективы и перспективы современного конфуцианства» ,глава〈Рыцарство в китайской культуре〉Пекин: Издательский дом Санлянь, 2004. – 492с.

Интернет-ресурсы:

 

34. Видеоотчеты тренировок ушу в школьных группах 2010 – 2014гг. [Электронный ресурс]. / YouTube / А. Ю. Кузьмин. – Видеоотчеты тренировок. – 2010 – 2014. – Режим доступа:

http://www.youtube.com/playlist?list=PL5LpOIKDNJS8JRPIexWjk77bB4sj5-xSQ (дата обращения: 28.05.2015)

35. «История династии Мин. Избранные заметки». [Электронный ресурс]. /《明史`選舉志》– Режим доступа:

http://www.guoxue.com/shibu/24shi/mingshi/ms_069.htm (дата обращения: 28.05.2015) (дата обращения: 28.05.2015)

36. Михаило - Архангельские чтения: материалы IX международной научно-практической конференции (18ноября 2014г., г. Рыбница) – Рыбница: 2014. –577с, [Электронный ресурс]. / Михаило - Архангельские чтения: материалы IX международной научно-практической конференции (18ноября 2014г., г. Рыбница) – Рыбница: 2014. –577с, / Кузьмин А. Ю. «Морально-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения в школьной секции ушу». стр 98 – 103. – Режим доступа:

http://rfpgu.ru/files/downloads/nauka/sbornik_materialov_9_mezhdunarodnoj_nauchno-prakticheskoj_konferencij.pdf (дата обращения: 28.05.2015)

37. Орлова Екатерина Игоревна, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи «Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы» [Электронный ресурс]. / Человек и наука / Культурология / теория и история культуры Москва – 2009. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/tsennostnaya-spetsifika-rytsarskogo-ideala-i-ego-kulturnye-formy (дата обращения: 28.05.2015)

38. Перевод избранных глав романа «Смеющаяся гордость рек и озер» 笑傲江湖 [Электронный ресурс]. / Проза. Ру. / А. Ю. Кузьмин. Xiao ao jianghu. Переводы с китайского. – Режим доступа: http://proza.ru/avtor/alexeykuzmin&book=4#4 (дата обращения: 28.05.2015)

39. «Ритуалы Чжоу», глава «Чиновники Земли», раздел «Клан Дай»  [Электронный ресурс]. / 《周禮·地官·保氏》/ Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=2eej3C6Vt-wC&pg=PA245&dq=%E5%91%A8%E7%A6%AE%E2%80%A2%E5%9C%B0%E5%AE%98%E2%80%A2%E4%BF%9D%E6%B0%8F&hl=ru&sa=X&ei=95llVcCUEMaxsAHnrYG4BA&ved=0CCQQ6AEwAQ#v=onepage&q=%E5%91%A8%E7%A6%AE%E2%80%A2%E5%9C%B0%E5%AE%98%E2%80%A2%E4%BF%9D%E6%B0%8F&f=false   (дата обращения: 28.05.2015)

40. Сыма Цянь, «Исторические записки», «Род Конфуция». [Электронный ресурс]. / 司馬遷《史记·孔子世家》 – Режим доступа: 

http://www.edb.gov.hk/attachment/tc/curriculum-development/kla/pshe/nss-curriculum/chinese-history/module3_3.pdf (дата обращения: 28.05.2015)

41. «Танский кодекс», двадцать первый свиток. [Электронный ресурс]. /《唐六典》《卷二十一》 – Режим доступа: 

http://zh.wikisource.org/wiki/%E5%94%90%E5%85%AD%E5%85%B8/%E5%8D%B721 (дата обращения: 28.05.2015)

42. Установление о школьной системе династии Мин. [Электронный ресурс]. / 明代的学校教育制度 – Режим доступа: http://media.open.com.cn/media_file/rm/fushi0703/zhongguojyjs/c/web/lesson/char7/j2.htm (дата обращения: 28.05.2015)

43. Цзя И, «Новый канон», раздел «Шесть искусств». [Электронный ресурс]. 国学宝典·子部·诸子 / 贾谊《新书·六术篇》/ – Режим доступа:

http://www.guoxue.com/?book=xinshu (дата обращения: 28.05.2015)

44. Цянь Му, «План учения Чжу-цзи».  [Электронный ресурс]. / 钱穆,《朱子学提纲》 – Режим доступа:

http://nccur.lib.nccu.edu.tw/bitstream/140.119/49873/7/53007207.pdf

(дата обращения: 28.05.2015)

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.