Как сделать так, чтобы в наших школах дети не убивали друг друга и учителей? — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Как сделать так, чтобы в наших школах дети не убивали друг друга и учителей?

2020-05-06 140
Как сделать так, чтобы в наших школах дети не убивали друг друга и учителей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как сделать так, чтобы в наших школах дети не убивали друг друга и учителей?

 

И при этом не превратить школу в территорию тотального контроля, наблюдения и подавления личности, по типу антиутопий Оруэлла?

Автор несколько десятилетий работает в школах, начал вести детские группы боевого искусства еще в конце 80-х, и вел до 2018 года, с 2019 года преподает только китайский язык.

Опыт огромный, попробую его изложить кратчайшим образом.

 

Задачи исследования:

1. Выделить нравственный потенциал философии ушу, применимый для нравственного воспитания школьников 4-5 классов.

2. Систематизировать опыт и раскрыть возможности тренировок ушу в нравственном воспитании школьников 4-5 классов.

3. Разработать и экспериментально проверить технологию менеджмента тренировки ушу у школьников 4-5 классов, направленную на их нравственное воспитание.

4. Определить динамику развития нравственной воспитанности школьников 4 – 5 классов, занимающихся ушу.

5.

Теоретико-методологическая основа:

Учение А. С. Макаренко, его идеи о том, что для успешного воспитания молодёжи, выработки у неё сознательных устойчивых привычек достойного поведения, необходим здоровый коллектив и что он воспитывает даже лучше, чем благополучная семья.

Идеи Альберта Бандуры о научении через наблюдение, без обуславливающего подкрепляющего воздействия; самоидентификации.

Учение Конфуция о воспитании через выполнение коллективных ритуальных действий, моральных идеалах благородного человека.

Идеи Карен Хорни о том, что сотрудничество является главной здоровой стратегией взаимодействия между людьми, а агрессивность, уступчивость и избегание являются результатом срыва психологической адаптации.

Учение Ричарда Лазаруса о копинг-стратегиях, избираемых для преодоления стресса.

Идеи Виктора Франкла о важности смысла жизни, целеполагании, моральных идеалах.

 

Положения, выносимые на защиту:

1. Философия ушу базируется на учении Конфуция. Тренировки ушу воспитывают «воинские добродетели», суть которых сводима к принятию коллективных ценностей, альтруизму, взаимопомощи, честности, справедливости и доверии. Эти качества вырабатываются естественным путем в процессе взаимодействия в коллективе, актуализируются примером лидера, осуществляющего руководство тренировочным процессом, закрепляются в ритуале и повторении наставлений.

2. Задача менеджмента нравственного воспитания на тренировках ушу – создание и поддержание социальной структуры и социальных отношений, развивающих взаимопомощь, взаимное уважение и доверие. Практическим методом создания такой структуры является организация тренировок ушу, где ученики не соревнуются, но изучают потенциально опасные приемы защиты и нападения, взаимно обучаясь, и страхуя друг друга. Менеджер тренировочного процесса управляет социальной структурой коллектива, поддерживает детей с высокими моральными нормами, формирует у них навыки лидерства.

3. Технология менеджмента тренировочного процесса ушу, направленного на нравственное воспитание учащихся 4-5 классов средней школы, представляют собой комплекс управленческих мероприятий по организации процесса тренировок, целеполаганию, контролю результатов.

Стратегическое планирование направлено на нравственное воспитание учеников с учетом всех особенностей учебного заведения, основано на учете всех внешних неопределенностей в образовательной организации.

Оперативное управление основано на регуляции взаимоотношений в коллективе учеников, принимающих непосредственное участие в тренировках ушу, с учетом возможных изменений количественного состава занимающихся, с учетом их индивидуальных особенностей.

Контроль основан как на данных наблюдения, так и на использовании тестовых методик. Тестовое исследование морально-нравственных качеств школьников 4-5 классов на тренировках ушу осуществляется на основе анализа их копинг-стратегий.

Естественным управленческим циклом стадий менеджмента нравственного воспитания учеников 4-5 классов на тренировках ушу являются учебные четверти. Наиболее рациональными точками тестового контроля являются последние недели первой и третьей четвертей.

 

Новизна исследования:

Впервые в отечественной литературе дан перевод многих специальных терминов ушу, дан обзор темы китайского рыцарства с переводом терминов. Выявлена взаимосвязь учения Конфуция с боевыми искусствами, подробно рассмотрена тема «шести искусств». Использованы данные современных китайских исследователей, изучающих связь идей конфуцианства и «воинской добродетели». Разработана эффективная методика оценки морально-нравственных качеств школьников.

Теоретическая значимость. Разработаны методические принципы тренировки боевых искусств, позитивно влияющие на морально-нравственное состояние детского коллектива. Данные принципы являются универсальными, применимы к любым видам боевых искусств не соревновательного характера, в том числе и к отечественному рукопашному бою, национальным видам боевой подготовки.

Практическая значимость. Методика тренировок ушу способствует формированию морально-нравственных качеств школьников, повышает социальный статус и самооценку детей.

Методы и методики исследования: метод анализа и обобщения научной литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая и статистическая обработка данных.

 

Отношение к спорту.

Спорт в какой-то мере, является религией современного постхристианского мира. Собственно, он и развился из античных Олимпийских игр, которые вышли из более древних культов, и являли собой форму выбора безупречного кандидата для человеческого жертвоприношения.

(А Вы думали, венок из приправы к супу просто ради красоты одевался?)

Спортивные события собирают самые большие аудитории почитателей, спортивные передачи набирают наибольшее количество просмотров, спортсмены получают самые большие гонорары, спортивные сооружения обладают наибольшей вместимостью зрителей.

Основой идеологии спорта является «честная конкуренция».

В реальной жизни идеальная схема честной конкуренции не всегда может быть реализована, в силу того, что все люди обладают разным набором качеств. На примере школьной секции ушу видно, что дети не равны, не стандартизированы, и соревнования между ними не будут иметь характера «честной конкуренции».

Перенесение модели спорта в реальную жизнь вызовет цинизм и нигилизм – в условиях реальной жизни мы не сможем обеспечить принцип честной конкуренции. В условиях школьного коллектива это будет сразу замечено учениками.

В основе системы соревнований лежит пирамидальная схема. На самом верху находится чемпион, в основании – многочисленные проигравшие. И чемпион, и проигравшие, имеют психологические проблемы. У одного развивается «звездная болезнь», у других «синдром неудачников».

В основе традиционной школы лежит схема дерева. В корне находится основатель, а из ствола растут побеги молодых учеников. Разумеется, эта схема похожа на схему семейного дерева, и мы опять вспоминаем о конфуцианстве.

 

Воспитание волевых качеств.

Тренировки ушу закаляют волю, учат преодолевать дискомфорт, болевые ощущения, усталость, страх, ради достижения поставленной цели. Волевые качества способствуют самосовершенствованию. Самосовершенствование является универсальным качеством, и может быть реализовано не только в физическом плане, но и в интеллектуальном, духовном. Задачей педагога является помощь в развитии волевых качеств воспитанников. Слишком легкие и однообразные тренировки не способствуют росту волевых качеств. Но и чрезмерно тяжелые тренировки, реальная опасность травмы, непереносимые нагрузки также опасны в плане срыва адаптации, и разрушению волевой активности ребенка.

 

Развитие доверия.

Отечественные педагоги подчеркивают важную роль доверия в структуре личностных качеств. С другой стороны, доверие «синь» является одной из важнейших конфуцианских добродетелей. Без доверия невозможно существование нормального социума.

В изучении боевого искусства доверие играет важнейшую роль. Партнеры поочередно проводят друг на друге приемы, меняются ролями, позволяют партнеру атаковать себя, проводить болевые приемы, рассчитывают на его страховку при выполнении бросков. Без доверия невозможен технический прогресс в тренировках. Поэтому тренер должен показывать ученикам преимущества взаимного доверия, без которого успех в изучении боевого искусства невозможен.

 

Коллективные ценности.

Поговорка ушу говорит о «объединенной энергии, взаимной поддержке». В китайской философии коллектив – это объединенные мысли, и объединенная энергия, взаимная помощь, защита и поддержка.

В отечественной педагогической науке также рассматриваются взаимопомощь и поддержка, как существенные факторы, влияющие на развитие ребенка. Например, Л. В. Мардахаев считает, что «Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться насмешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению.

Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он приобретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей». [4]

С позиций современной психологии мы можем говорить о паре противоположностей – альтруизм и эгоизм. Альтруистическое поведение противопоставляется эгоистическому. Мы считаем, что альтруистические установки в социуме делают его более комфортным и безопасным для жизни, ассоциируются с положительными моральными ценностями.

Отечественная психология связывает взаимопомощь, коллективизм и альтруизм с высокими моральными установками.

В современной западной психологии рассматривается концепция реципрокного альтруизма, когда взаимопомощь обеспечивает выгоды всем членам социума.

Однако, в целом, современная массовая культура вписывается в концепцию постматериализма. Согласно этой концепции, в современном обществе самовыражение является самой важной ценностью, и чем больше общество продвинулось по пути самовыражения, тем более оно продвинулось и по пути демократии.

Согласно этой концепции, насильственное насаждение идей крайней степени самовыражения является одним из инструментов экспорта демократии.

В максимальном развитии тенденции происходит все большее обособление людей, подчеркивание различий, непохожести, вплоть до такого частного случая, как увеличение количества гендеров.

Взаимная борьба двух начал – упорядочивания и самовыражения, порядка и хаоса, тоталитаризма и анархии – является проявлением философского закона борьбы противоположностей. Нельзя запретить самовыражение. Но нельзя доводить его до абсурда, пренебрегая коллективными ценностями. Гармония состоит в разумном соотношении обоих начал. Не будет упорядоченности – разрушится социальная структура общества. Можно сказать и так: Современные люди стремятся к подчеркиванию различий, древние стремились подчеркнуть общее. Смысл ритуалов состоит в том, чтобы «привести людей к единым стремлениям», это главная практическая задача конфуцианства. [Конфуций. Беседы и суждения.]

Мы можем констатировать, что группа обучающихся ушу представляет собой единый социум, связанный общими моральными принципами, стремлениями, и нормами поведения. В такой группе осуществляется специфическое социальное воспитание. По В. Л. Мардахаеву, «специальное (специфическое) социальное воспитание… присуще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, модели, формирование соответствующего социального типа личности.

Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологическим климатом, установками, принципами, сложившимися традициями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного учреждения от подобного ему». [5]

Для людей, занимающихся ушу, социальным идеалом закономерно является рыцарь – идеалист и альтруист, имеющий высокий социальный статус, и уважение в обществе, моральный авторитет, подкрепленный уникальными воинскими навыками.

Другая современная концепция – постмодерн. Отрицание связи с историческими культурными корнями разрушает личность, разрывает культурные, социальные и личные связи, приводит к «атомизации» общества.

В боевом искусстве гармонично сочетаются самовыражение и коллективизм. Это регулируется ритуалами, которые вырабатывают чувство общности, принадлежности к единой непрерывной многовековой традиции.

Воспитание уважения к традиции носит системный характер, принятие коллективных ценностей не противопоставляет конфуцианскую традицию другим, не требует от ученика отказа от традиций своего народа. Если этот принцип нарушается, то это уже маскирующееся под боевое искусство сектантство.

В современном школьном курсе в настоящее время отсутствует начальная военная подготовка. Поэтому секция боевого искусства по определению выполняет функцию подготовки учащихся к военному делу. На простых примерах учитель показывает, что управление большой группой людей невозможно без обучения выполнению команд, соблюдения дисциплины.

 

Работа с лидерами.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть отличие понимание образа лидера в секции ушу от лидера в спортивных соревновательных единоборствах. В традиционном ушу лидер – это, прежде всего человек, организующий и структурирующий сообщество единомышленников, организующий и контролирующий процесс взаимного совершенствования. В спортивном единоборстве лидер обычно понимается как наиболее успешный спортсмен, победитель, выявивший свое преимущество в сравнении с остальными членами спортивного сообщества. То есть, в традиционном ушу лидер – это человек с организаторскими способностями, глубокими знаниями и высокими моральными качествами, в спортивном единоборстве это очередной сиюминутный победитель.

Разумеется, в школьной секции ушу лидером по определению является собственно преподаватель, педагог. Тем не менее, социум, а школьная секция ушу является микро-социумом, подразумевает процесс развития и усложнения социальных связей, и образование естественных лидеров среди учеников неизбежно.

В связи с этим, на практике перед преподавателем ушу стоят три задачи:

- Воспитание позитивных лидеров. Если ученик проявляет гуманность, серьезно относится к тренировкам, внимательно относится к наставлениям преподавателя, то его физические способности растут. Если он внимателен, то ему легко даются сложные упражнения на координацию движений, его владение своим телом становится более совершенным.

Если его эмоции находятся под контролем, он допускается к парным упражнениям, и его боевое мастерство растет. Постепенно старательный ученик приобретает качества лидера.

- Коррекционная работа с имеющимися лидерами должна проводиться на основе абсолютного уважения к личности учащегося. Не имеет никакого смысла высокомерно поучать, апеллируя к собственному опыту. Нужно указывать на прогресс, и пояснять, на основе каких личностных качеств можно добиться прорыва к новым вершинам.

- Уменьшение влияния негативных лидеров. Негативный лидер стремится к индивидуальному самовыражению, пренебрегая интересами коллектива. Терпение и постоянство не являются базовыми чертами его личности, что делает невозможным его прогресс в тренировках. При утрате лидерства такой учащийся обычно меняет свою социальную роль в коллективе. Частым вариантом является принятие роли шута, желание другими способами вернуть себя в центр внимания коллектива, в дальнейшем может произойти замыкание в себе, и здесь нужна серьезная психологическая поддержка и коррекция.

 

Агрессивность.

Согласно устным наставлениям старых мастеров, агрессивных учеников обучать нельзя. Но как поступать в условиях школьной секции дополнительного образования, где такой отказ невозможен?

Практическими методами являются:

- Гармонизирующие упражнения, связанные с контролем дыхания, выполнение индивидуальных комплексов, перенос внимания на работу над собой.

- В крайних случаях, когда у учащего нет никаких стимулов к тренировкам, кроме агрессии и желания дать ей выход, остается только ограничить выполнение упражнений боевого применения всей группой, сконцентрироваться на оздоровительных и координационных упражнениях. В такой ситуации агрессивный ученик прекращает посещение секции. В дальнейшем, когда коллектив преобразуется с появлением сильных и уравновешенных лидеров, общий деловой настрой секции, позитивная установка коллектива на самосовершенствование преобразуют эмоциональный настрой новичков, и проблемы с агрессивностью исчезают. Тем не менее, возможен негативный вариант развития агрессивных индивидуумов, когда агрессия такого ученика переносится в область компьютерных игр.

 

Гендерные роли.

Полезно при подготовке группы к реальным ситуациям боя, давать группе игровые задания по прикрытию девочек, выведению их из опасной зоны, защите от нападения. Интересно, что в таких упражнениях даже достаточно брутальные девочки-бойцы с удовольствием поощряют мальчиков к роли защитника, принимая роль опекаемых созданий.

 

Рыцарские идеалы.

Рыцарский кодекс поведения противоположен антикультурному поведению, «блатному укладу», криминальному кодексу. Задача тренера – не только подчеркивать долгосрочные преимущества следованию рыцарским идеалам, но и дать ученикам практические навыки лидерства, представления о стратегии и планировании, понимание долгосрочных социальных преимуществ следования истинным моральным ценностям.

Как пишет Л. В Мардахаев, «Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному изменению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития, чем их родители». [6]

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что преподавание боевого искусства в системе государственного дополнительного образования способствует выработке позитивных черт характера у учащихся, прививает им позитивные моральные нормы, способствует социализации и адаптации в коллективе. Преподавание ушу должно опираться на моральные нормы учения Конфуция, следует заботиться о постепенном коллективном прогрессе, а не выявлять лидеров путем соревнований.

 

 

Задача менеджмента нравственного воспитания – это не голословное декларирование постулатов, а создание и поддержание социальной структуры и социальных отношений, развивающих взаимопомощь, взаимное уважение и доверие.

Если мы будем призывать к нравственным идеалам на словах, но поместим ребенка в конкурентную среду, где альтруизм является препятствием в социальном росте, то мы получим только усиление цинизма, негативизма, нигилизма.

Менеджер осуществляет руководство,т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.

Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управляемого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны функционировать согласованно и эффективно.

При этом должно учитываться влияние на объект внешней среды. В нашем случае управляемым объектом является коллектив занимающихся. На него воздействуют следующие факторы:

 

- Предшествующий опыт поведения в семье и школьном коллективе: Этот опыт уникален для каждого члена коллектива, и на первом этапе социализации в новой среде оказывает важнейшее влияние на поведение занимающихся.

 

- Социальная структура школьного коллектива. Необходимо учитывать, что школьная социальная среда – это подгруппы, связанные внутригрупповой кооперацией и разделяемые межгрупповой конкуренцией. Баланс между конкуренцией и кооперацией определяется с одной стороны – усилиями педагогов, с другой стороны – влиянием социальной модели общества взрослых, в которое ученикам предстоит со временем войти.

 

- Общие тенденции возрастного развития личности, ближайшее культурное окружение, друзья, соученики, «улица» – в смысле «знакомые, объединенные местом проживания».

 

- Средства массовой информации, интернет, социальные сети, сетевые игры, которые тоже формируют сообщества и субкультуры.

 

- Авторитет тренера:

На первых порах это обычная реакция ученика на взрослого человека, наделенного правом отдавать команды. С точки зрения ребенка – тренер является очень значительной фигурой. От него зависит, будет ли ученик заниматься в его группе, или нет, он демонстрирует сложные и потенциально опасные движения, обладает большим опытом и силой. Однако, в дальнейшем, ученики понимают, что тренер работает в жестких рамках внутреннего распорядка, он подчиняется всем административным инструкциям, и, в сущности, ничем не отличается от обычных школьных учителей.

 

- Новый опыт, полученный в процессе тренировок, отработки страховок и потенциально опасных приемов:

Задачей тренера является дать ученику критерии оценки этого нового опыта. В этом вопросе у детей особое значение имеет как личный, непосредственный опыт тренера, так и его информация о коллективном опыте людей, практикующих боевое искусство.

Задача наставника – познакомить учеников с потенциальными опасностями, и методами их преодоления. Если наставник опирается на собственный опыт, то он вызывает к себе дополнительное доверие и уважение.

 

- Эффект «сплочения вокруг лидера»:

В отличии от обычных уроков, на которых созданы максимально комфортные условия для обучения, на занятиях ушу ребенок знакомится с потенциальной угрозой встречи с более сильным и опасным соперником. В ситуации осознания опасности, риска, группа занимающихся находит более психологически комфортным состояние, при котором самый старший, сильный, и опытный получает функции «вожака». В этом случае его рекомендации и замечания приобретают дополнительный вес.

 

- Стремление к совершенствованию:

Подготовка к реальному бою подразумевает готовность встречи с опасностью, агрессией, ребенок переносит на себя или дорогих ему людей увиденные им атакующие приемы, и переживает психологический дискомфорт, представляя, что они будут направлены против него. В таких условиях есть два пути уменьшения внутреннего напряжения.

Самый простой, но по сути, разрушительный, путь – производить еще большую агрессию, попытаться стать более страшным, чем потенциальный противник. Для этого в школах японского каратэдо, например, применяются громкие крики, для этого бойцы рукопашного боя демонстрируют высокий уровень агрессии.

В зале ушу наблюдается противоположная картина. Здесь агрессия понимается, как разрушительная сила, отрицательная энергия, вредное состояние. Боец ушу должен быть сконцентрирован и спокоен, мудр, и решителен. Поэтому в зале ушу обычно нет громких криков, эмоциональная атмосфера напоминает священнодействие. Смысл такого состояния – дать ученику прочувствовать свою ответственность, и необходимость совершенствования. Враждебную силу нужно преодолевать силой и мастерством, а сила и мастерство появляются от упорных тренировок.

Надо признать, что современное ушу очень широко, и среди школ, выступающих под общим брендом «ушу», есть и такие, в которых существует психологическая атмосфера, более характерная для каратэдо, или армейского рукопашного боя. Поэтому важно подчеркнуть, что в нашем исследовании мы подразумеваем под «ушу» классическое понимание этого искусства, в котором культура и философия контролируют силу, а смысл навыков борьбы – остановка агрессии.

 

Стоит отметить, что рассматривая менеджмент процесса тренировки коллектива, мы не должны забывать о пластичности психологии детей, находящихся на пороге перехода в подростковый возраст. Их поведение очень пластично, и они легко перестраиваются при переходе из одной социальной группы в другую, легко меняют социальную роль. Дети могут проявлять одни качества во время учебного процесса в классе; при переходе к занятиям в группе боевых искусств они меняют свою социальную роль в соответствии с принятыми там нормами, и совсем другими ролями они могут руководствоваться во дворе. Несомненно, необходимо учитывать суммарное влияние всех коллективов, в которые вовлечен ребенок, и всех социальных ролей, которые он играет.

 

Разберем процесс тренировок ушу с точки зрения менеджмента:

Общиефункции менеджмента отражают последовательность действий, методы и средства их выполнения. К ним относятся:

 

Формирование целей:

Как мы уже убедились, основная цель – это совершенствование. Это развитие силы и координации, но вместе с этим, в неразрывном комплекте, идет и развитие психологической устойчивости, доброжелательности, дисциплины, нравственных качеств. В спортивных единоборствах существуют простые и понятные цели победы в соревнованиях разного уровня. В  традиционных боевых искусствах существует два уровня целей. Первый уровень – это простое достижение силы, сдвиг в физическом и психологическом состоянии, готовность противостоять агрессии, умение защищаться от ударов и захватов, способность постоять за себя. Второй уровень покрыт некоей мистической дымкой – это достижение «мастерского уровня». Как правило, при достижении мастерского уровня снимаются простые проблемы противостояния агрессии. Мастер не испытывает проблем с самообороной – эффекты достижения мастерского уровня кроются в обретении дополнительных психологических качеств, кардинально меняющих его социальную адаптацию, уровень эмоций, показатели здоровья.

Достижение «мастерского уровня» зачастую не может быть проверено объективными методами оценки, и, чаще всего, определяется репутацией человека в среде людей, практикующих боевые искусства.

 

Планирование:

Преподаватель должен составить план последовательного восхождения учеников, их продвижения в плане изучения боевого искусства. Общее стратегическое планирование предусматривает этапы подготовки учеников от уровня начинающего до мастерского уровня. Разумеется, стратегическое планирование ближе к целеполаганию, оно не всегда может быть жестко расписано, как почасовое планирование тренировочного процесса.

 

Организация процесса тренировок:

Реальная школьная секция ушу существует в жесткой системе дополнительного школьного образования, и не может существовать вне общих организационных рамок. К таким общим рамкам относятся: требования к помещению, количество учеников в группе, медицинский допуск к тренировкам, расписание занятий, пропускной режим. Также существует обязательный инструктаж по технике безопасности, общие правила поведения в образовательном учреждении, требования к спортивной форме и внешнему виду. При организации процесса тренировок эти общие нормы должны быть учтены, и соблюдаться неукоснительно.

В начале учебного года преподаватель пишет программу своего курса, в которой он отражает:

- расписание, количество часов в неделю, продолжительность каждой тренировки, суммарное количество часов за учебный год;

- возраст учеников;

- длительность выполнения программы – обычно на один или на два года;

- почасовой план занятий;

- эффект от занятий;

- цели занятий;

- метод обучения;

- объем знаний, получаемых в результате обучения;

- методические пособия.

Также пишется пояснительная записка, в которой отражается сущность курса, его место в ряду схожих программ, история, и современное состояние данной дисциплины.

 

Контроль выполнения программы:

Контроль выполнения учениками программы курса включает индивидуальные и коллективные выступления, демонстрацию традиционных комплексов и парных упражнений.

Однако нам также важно получить представление о динамике морально-нравственных характеристик учеников, что не может быть выявлено в процессе выступлений. Для оценки их морально-нравственных и психологических качеств применяются следующие методы:

- наблюдение за поведением учеников в процессе тренировки, общении с товарищами по секции;

- общение с учителями-предметниками и классными руководителями;

- общение с школьным психологом.

Как отдельный метод, примененный в данной работе, можно выделить анкетирование, направленное на выявление динамики отношения учащихся к вопросам, связанным с самооценкой, отношением к агрессии, целеполаганию, планированию, взаимопомощи. Анкетирование не является абсолютным методом, это вспомогательный инструмент, дающий нам некоторые количественные показатели, которые можно обработать, и получить материал для анализа динамики отношения учащихся к данным вопросом.

В практическом же плане, разумеется, наблюдения тренера, контакт с преподавателями, психологом, беседы с детьми дают более точную качественную картину.

 

Регулирование процесса тренировок:

Методы менеджмента делятся на три большие группы:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Первый способоснован на иерархии: административныеметоды включают в себя несколько видов воздействия: распорядительное воздействие, организационно-стабилизирующее воздействие, дисциплинарное воздействие.

Распорядительное воздействие заключается в том, что менеджер, используя свои полномочия, непосредственно приказывает подчиненным действовать определенным образом (приказы, распоряжения). В случае работы со школьниками этот метод не является приемлемым. Детям нельзя приказать вести себя так или иначе.

Организационно-стабилизирующеевоздействие основано на регламентировании, которое определяет функциональные, должностные и структурные ограничения. Кроме того, регламентирование предполагает нормирование (нормы потребления ресурсов, нормы результата труда, нормативные соотношения) и инструктирование (ознакомление, объяснение, предостережение).

Данный метод применяется, он входит в обязанности педагога. Разъяснение принципов безопасности, правил поведения, закреплено в должностной инструкции. Функциональное построение тренировки, разумное чередование сложных и простых упражнений, пауз для отдыха, позволяет организовать тренировочные процесс, чтобы стимулировать интерес детей к тренировкам, не вызывать у них эмоционального отторжения, выгорания.

Дисциплинарное воздействие основано на системе наказаний и дисциплинарных требований.

Из методов дисциплинарного воздействия реально работает только отчисление из секции за невыполнение правил поведения, но эта мера в реальности применяется крайне редко, и обычно показывает, что преподаватель не справляется со своими функциями, не знает детской психологии, не способен правильно организовать тренировочный процесс, мотивировать детей.

 

Экономическое воздействие на объект менеджмента основано на экономическом интересе: экономические методы менеджмента предполагают прежде всего материальное стимулирование как отдельных сотрудников, так и структурных подразделений организации.

Этот метод воздействия неприемлем для детского коллектива. Мы не можем материально поощрять за выполнение моральных норм. Призы и мелкие подарки, дипломы, медали, имеют нематериальную ценность, служат воплощением одобрения, но не являются рыночной ценностью.

Социально-психологические методы воздействия на объект менеджмента основаны на сложившейся в организации системе ценностей или культуре. Этиметоды менеджмента предполагают установление гармонии в коллективе, основанной на признании баланса интересов всех участников коллектива. Для установления коллективного соглашения важное значение имеет четкое понимание миссии группы, общих целей, единых этических норм. Преподаватель должен постоянно возвращать внимание учеников к этим основам совместного функционирования коллектива.

К социально-психологическим методам менеджмента относятся все виды нематериального стимулирования (похвала, присвоение неформального статуса, горизонтальная карьера), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудниками организации.

Этот способ управления является основным в управлении школой ушу. Его суть – в установлении позитивного настроя, комфортной среды, гармоничного социального окружения для занимающихся.

Для управления процессом воспитания нужно учитывать и разные концепции менеджмента, учитывающие базовые философские принципы, различия в психологии, различия в идентификации. Сопоставление западной и восточной культур показывает значительные различия по многим базовым характеристикам. Сам принцип управления в китайской цивилизации зачастую противоположен западному лидерству.

Например, в философии Лао-цзы есть такое высказывание:

«Когда (мудрый человек) желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому, хотя он стоит над народом, но для народа он не в тягость, хотя он находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются».

 

Культура стран Юго-восточной Азии является синтетической, созданной на основе сосуществования различных религиозных и философских систем. Эти системы отражают взгляды на мир с принципиально разных точек зрения. В силу этого жители Юго-восточной Азии более склонны признать право других людей на иной образ мысли, что дает им настрой на скорейшего понимание других культур.

Конфуцианская культура построена на принципах «гуманности и справедливости» – «жэнь-и», уступчивости «жан», соблюдении ритуала «ли», воспроизведении в обществе структуры семьи.

Конфуцианская мысль две тысячи лет влияла на всю китайскую культуру, а так же и на боевое искусство, которое было частью китайской культуры.

Более того, внутри школ боевого искусства со временем появилось учение о воинской морали.

Людей, достигших мастерства в воинском искусстве, и приверженных воинским добродетелям, в Китае называли рыцарями «ся». Китайское рыцарство оставило огромный след в истории, философии Китая, а также в литературе. В китайской литературе есть отдельный жанр «вуся», в котором рассказывается о боевых искусствах, судьбах рыцарей. Этот жанр очень попу


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.