Никто не может служить двум господам. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Никто не может служить двум господам.

2020-05-06 132
Никто не может служить двум господам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I

То, что мы обладаем двумя натурами и постоянно перескакиваем от одной натуры к другой - это совершен­но ясно, это легко понять. Но теперь перед нами встаёт вопрос о том, чтобы узнать, как мы должны действовать по отношению к каждой натуре. В притче о неверном уп­равителе Иисус разъяснил этот вопрос, но естественно, что очень немногие смогли это увидеть, так как эту прит­чу можно понять только после того, как мы уже хорошо вникли в вопрос о двух натурах.

"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; И призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда упра­витель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь; Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда оставлен буду от управления до­мом. И призвав должников господина своего, каждого по­рознь, сказал первому: сколько ты должен господину мо­ему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою росписку и садись скорее напиши: пятьдесят. По­том другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою росписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управите­ ля неверного, что догадливо поступил: ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде.

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богат­ством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, при­няли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, ес­ли вы в неправедном богатстве не были верны, кто дове­рит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто 9аст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого Любить; или одному станет усердствовать, а о другом Мрадеть. Не можете служить Богу и маммоне"

Лука 16:1-13.

На первый взгляд эта притча кажется непонятной. Иисус приводит случай управителя, неверного своему Господину, но вместо того, чтобы сделать ему выговор, тОТ господин хвалит его, и кажется, что Иисус одобряет •ГО поведение, так как он говорит: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным". Но сразу же после эТОГО Он, наоборот, с одобрением высказывается о верности: "Верный в малом и во многом верен... Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное?" Что же, значит Иисус одновременно поОЩряет верность и неверность? И что является богатством праведным и богатством неправедным?

Когда человек приходит на Землю, он поступает на службу к своему господину, своей личности, которая состоит из тела физического, тела астрального и тела мен- тального. Но рано или поздно всё кончается тем, что его Отсылают обратно. А "отослать обратно" здесь означает " умереть. Если человек умён, он должен рассуждать точно так же, как этот управитель из притчи: "Что мне

делать? господин мой отнимет у меня управление до­мом: копать не могу, просить стыжусь..." Благоразум­ный человек знает, что однажды он будет изгнан из свое­го физического тела, этого слишком требовательного господина, но тем не менее не для этого он научился от­казываться от всех желаний, которые он мог удовлетво­рить, когда был ещё в этом теле. Когда у него не будет больше возможности работать, он будет подвергаться ис­кушению просить милостыню, то есть спуститься к тем, кто ещё живой, чтобы через них удовлетворить своё же­лание. Именно это случается с теми, кто слишком пре­дан, своей личности. После того как они покинули своё физическое тело, они начинают просить милостыню в ас­тральном плане: они отправляются в те места, где люди предаются всякого рода спекуляциям и извращённым удовольствиям, чтобы питаться их эманациями.

Чтобы не войти в категорию нищенствующих ду­хов, управитель из притчи решил перестать быть верным своему господину, приобретая себе друзей с помощью не­праведных богатств. Иными словами, он уменьшил дол­ги должникам своего господина. Что это значит? Это зна­чит, что он начал не полностью удовлетворять запросы своих физического, астрального и ментального тел, он уменьшил им дозы. Иначе говоря, он установил для лич­ности режим ограничения, то есть физические, эмоцио­нальные и ментальные энергии, а также и время, кото­рые он должен был отдавать этому ненасытному и погло­щающему его господину, управитель тайно их раздал "невидимым друзьям вечных обителей". Он сэкономил капитал, чтобы положить его в небесный банк, для того чтобы в тот день, когда ему понадобится предстать перед окошечком этого банка, его бы признали и приняли. Следовательно, часть своего времени, своих физических, эмоциональных и ментальных энергий он отдал индиви­дуальности, вместо того, чтобы предназначить их для личности. Он нарушил верность личности, чтобы, благо­даря накопленному им "неправедному" богатству, при­обрести себе друзей.

Именно так мы должны толковать слова этой прит­чи, чтобы суметь понять, почему господин похвалил уп­равителя. Кто же этот господин, который его похвалил? Конечно, это не личность: она не может его похвалить, поскольку её обделили. Это была индивидуальность, ко­торая ему сказала: "Ты очень умный, ты хорошо сде­лал". Речь идёт не об одном и том же господине, и, чтобы Правильно истолковать эту притчу, нужно понимать, что было два господина. Впрочем, Иисус заканчивает прит­чу словами о двух господах: "Никакой слуга не может, Служить двум господам: ибо или одного будет ненави­сть, а другого любить; или одному станет усердство­вать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и Маммоне" (Лука 16:13). Маммона является символом Материального богатства и здесь он противопоставлен Вогу, который представляет все духовные богатства. Че­ловек не может одновременно служить своей высшей и своей низшей натуре. Дозволена только одна неверность, Только одна неправедность, та, которая допускается по Отношению к личности, то есть к тому, что материально, Тленно.

Вы, может быть, задаётесь вопросом, что собою Представляют должники, которые вернули долг, и что 1Т0 был за долг. Должники - это низшие сущности физи­ческого, астрального и ментального планов, которые, Приходя к человеку, чтобы забрать у него для своего пи­тания некоторые духовные элементы, должны вернуть долг в форме более плотных энергий. Уменьшая долг втих сущностей, человек отказывается от сил, которые ОН мог бы от них получить, иначе говоря, он вступает на путь воздержания, молчания, молитвы, медитации. Эти ограничительные меры уменьшают траты энергий, в ко-

торых личность обычно нуждается. Когда низшая нату­ра отказывается частично удовлетворять свои аппетиты, то высшая натура, которой не надо больше столько по­ставлять материалов, становится сильнее. Если же низ­шая натура много ест и тратит много времени на развле­чения, то высшая натура теряет силу, потому что именно она поставляет энергии для низшей натуры. Материя всегда получает энергии только от духа.

Однако вы заметите, что в притче Иисус сказал, что неверный управитель сократил должникам не полно­стью весь долг, а только часть его. Это означает, что не следует чрезмерно применять ограничения. Иисус чётко указывает, что человек должен работать на первого гос­подина (индивидуальность), но не имеет права добро­вольно покидать второго господина (личность), то есть он не должен во всём себе отказывать и доводить себя путём отречения до смерти. Он должен быть неверным второму господину, но только в какой-то мере. Если до этого он думал, что должен своему господину - желудку - не­сколько дюжин устриц, килограмм икры, несколько цыплят, индюшек и т. д. и всё это обильно запить наи­лучшими винами, за которыми следуют ликеры и сига­ры, то пусть он постарается это меню немного сократить и, таким образом, он будет всё же хорошо накормлен и уменьшит долг существам, которые должны были обес­печивать его силами, необходимыми для переваривания подобной пищи. Таким путём он приобретёт себе друзей среди существ, которые позже примут его в вечные оби­тели.

Такой образный режим ограничения, касающийся желудка, должен применяться не только для удовлетво­рения физического плана, но и планов астрального и ментального, которые составляют личность.

И когда Иисус говорит: "Верный в малом и во многом верен... если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное?" - это означает, что если вы неверны индивидуальности, когда речь идёт о саМЫХ незначительных преимуществах, то вам нельзя будет доверить огромные богатства духа.

Этот вопрос о материальных и духовных богатствах Иисус также разъясняет и в другом тексте Евангелия, Когда Он говорит: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни Моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и Не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и серд­ца ваше... Никто не может служить двум господам: ибо Или одного будет ненавидеть, а другого любить; или од­ ному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не Можете служить Богу и маммоне" (Матфей 6:19-21, (4). И вы видите, что оба эти текста сопровождаются ОД­НИМ и тем же комментарием о двух господах: "Никто не Может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне".

Попытаемся увидеть, чему ещё учит нас этот текст. Куда обычно помещают свои богатства? В сейф, в банк, значит, Иисус советует нам доверять наши сокровища банку Неба. Но так же, как в одном и том же человеке на- хОДЯТся два господина неверного управителя - личность и Индивидуальность, - точно так же в нём находятся оба банка, и это тоже личность и индивидуальность.

Земной банк предлагает три различных вида обслу­живания. Первое - это хранение. Это сейфы, куда поме­щают запасы на хранение. Вторым является обмен капи­таловложений, выдача ссуд. Третье имеет отношение к финансовым операциям, торговым сделкам. Так вот, все ШТИ три службы как раз и находятся в структуре личнос­ти. Сейфы соответствуют запасам физического тела. Сфера обмена капиталовложений соответствует чувствам - астральному плану, миру сердца, которое постоян­но устанавливает отношения, основанные на интересе. Служба, имеющая отношение к торговым операциям, со­ответствует ментальному плану - интеллекту, который отдаёт все свои силы, чтобы производить подсчёты для извлечения наибольшей выгоды из складывающейся си­туации, даже если это должно произойти в ущерб дру­гим. Земные банки всегда обогащаются за счёт других, стараясь убедить весь мир в том, что их заботы, их махи­нации вызваны только заботой о выгоде ближнего. Ии­сус хотел заставить нас понять, что эти банки ненадёж­ные, наши сокровища не будут там в безопасности, так как им угрожает ржавчина, черви и воры.

А что такое ржа, черви и воры?

Понятие "ржа" может восприниматься и как обо­значение вещества, разрушающего металлы, и в более широком плане - как царство минералов. Однако царст­во минералов в иерархии царств природы соответствует физическому плану - воле. Следовательно, ржа обозна­чает всё, что парализует волю человека и мешает ему действовать.

Черви плодятся в сырости. С ними люди входят в мир астральный, мир желаний, чувств. Существо, серд­це которого наполнено эгоистическими желаниями, за­вистью, недоброжелательностью, является добычей чер­вей. И разве не говорят о человеке, который терзает себя дурными чувствами, что его гложет червь?

Воры, чтобы совершить свою кражу, ждут когда из дома все уйдут или когда все заснут. Человек, интеллект которого затуманился или задремал, станет жертвой во­ров - сомнения, недоверия, беспокойства. Все эти мыс­ли, которые грабят, обессиливают, истощают людей, разве они не являются ворами, которые пришли и унес­ли их богатства?

Индивидуальность

 

Ржа, черви и воры - враги воли, сердца и интеллек­та, и Иисус предостерегает нас от них, говоря: "Не соби­райте себе сокровищ на земле"... Под "землёй" подразу­мевается личность, которая всегда навлекает на себя ржавчину (безволие), червей (сердечные муки) и воров (затмение ума). И если мы будем им доверять, мы поте­ряем всё.

И Иисус сам даёт нам объяснение своим советом: "Ибо где сокровище ваше, там и будет сердце ваше". Да, человек всегда связывает своё сердце с тем, что он рас­сматривает как своё самое ценное благо, и если это благо от него каким-то образом, ускользает, его сердце страда­ет. Именно это и случается с человеком, который собира­ет сокровища на земле, то есть, который использует свою юлю и свой ум на то, чтобы удовлетворить свою лич­ность, ибо всё, что удовлетворяет личность, является мимолётным, преходящим. Сокровища, о которых говорит Иисус, могут быть приобретены только путём работы во­ли, сердца, интеллекта, так как деятельность мешает ржавчине разъедать, любовь убивает червей, а мудрость предохраняет нас от воров,

"Но собирайте себе сокровища на Небе..." Но что является в нас Небом? Где Оно? В другом тексте Еванге­лия Иисус говорит: "Всякий, приходящий ко Мне и слу­шающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать ею, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, ко­торый, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое" (Лука 6:47-48).

Дом, о котором говорит Иисус, это естественно не то здание, в котором человек укрывается со своей семьёй и своими ценностями, а это его внутреннее существо, кото­рое человек должен закладывать на прочном фундамен­те, а не на песке, где непогода, ненастье будут постоянно ему угрожать. Такими ненастьями являются, конечно, его собственные беспорядочные мысли и чувства, а так­же жизненные события, противостоять которым он не подготовлен. Чтобы иметь возможность защищаться, чтобы владеть ситуацией, он должен освободиться от ас­трального и ментального планов - личности, и поднять­ся до плана каузального - индивидуальности. Это и озна­чает "строить свой дом на камне"1.

Разумеется, вы не сможете обойтись без сердца и интеллекта, но, по крайней мере, не задерживайтесь там, перемещайтесь, поднимайтесь до верхних этажей, поселитесь в каузальном плане. Естественно, что это не так легко переместиться, потому что из поколения в по­коление люди привыкли строить свой дом в низших сфе­рах астрального и ментального планов, то есть жить сре­ди интриг, страстей и столкновений. Вот почему им ни­когда по-настоящему не удаётся разрешить свои пробле­мы. Те сферы, в которых они застаиваются, слишком от­крыты ветрам и ураганам. Они должны устраиваться вы­ше, в области, где царствуют истинный ум и любовь, по­тому что только там они будут располагать всеми средст­вами, для того чтобы действовать. Конечно, они будут продолжать сталкиваться с водоворотами жизни и нрав­ственными муками, но, поскольку их жилище - истина - будет уже в другом месте, они всегда будут одерживать победу над стихиями.

А теперь, если вы себя спросите, почему в вашей жизни происходит столько потрясений, я вам отвечу, по­тому что необходимо научить вас, как думать, на что рас­считывать, над чем работать. Всё должно служить тому, чтобы привести вас к более широкому, более разносто­роннему, более истинному пониманию. Поймите, что каждое событие является для вас возможностью под­няться выше, стать благороднее, сильнее, а главным об­разом, - свободнее. В такие моменты вы не должны жа­ловаться, а должны благодарить Небо, говоря: "Господи, •ели бы мне самому пришлось решиться подняться до Тебя, я думаю, что мне это не удалось бы ни в этом, ни в следующем воплощении. Господи, Ты такой добрый! Ты хочешь вытащить меня из трясины, в которой я погряз. Спасибо Тебе, Господи!" И вы хватаетесь за все возмож­ности, которые появляются перед вами, чтобы понять их I этом новом свете.

Вместо того, чтобы увеличивать причины для жа­лоб и возмущения, надо приучить себя к размышлени­ям, рассуждениям, изучению. И таким образом вы пере­мещаетесь в ту высшую сферу, которая является каузальным планом, на тот камень, о котором говорит Ии- сус. "Согласны, - скажете вы, - мы переезжаем на дру-

гую квартиру. Возьмём машину, чтобы погрузить в неё все свои вещи". Нет, мне кажется, что лучше, наоборот, ничего с собой не брать, потому что все эти старые вещи слишком тяжёлые. Лучше приобрести другую мебель, другие предметы из материи более лёгкой, более чистой, пропитанной светом, ибо она будет прочнее.

На Древе Сефирот каузальный план представлен сефирой Бина - регионом местонахождения Двадцати Четырёх Старцев, о которых говорит Святой Иоанн в Апокалипсисе: "И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы"2 (Иоан. откр. 4:4). Эти Двадцать Четыре Старца сидят на незыблемых скалах - престолах, символизирующих собою стабиль­ность. Бина - это область Ума, и туда-то вы и должны привезти свою маленькую тележку или, если хотите, по­ставить свою маленькую палатку. Бина - это ещё и Вы­сокое Прибежище, о котором говорится в 90 Псалме: Ибо ты сказал: "Господь -- упование моё; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим".

Да, я знаю, что это трудно, и недостаточно решить­ся переместиться. Именно здесь и видно, насколько лю­ди ещё привязаны к низшим регионам астрального и ментального планов. Они подобны рыбе, которой, если бы она надумала покинуть море или реку, надо сначала обрести себе лёгкие. Чтобы переселиться в каузальный план вы тоже должны развивать соответствующие орга­ны. Ибо даже если допустить, что вам удалось на какой- то момент подняться в высшие сферы, вы не сможете там оставаться, так как вы не обладаете необходимыми свой­ствами: едва поднявшись наверх, вы сразу же захотите спуститься обратно на Землю, говоря: "Но здесь безлюд­но, мне здесь скучно. Нет ни сигарет, ни кафе, ни ноч­ных клубов, а я хочу курить, хочу пить, обнимать хоро­шеньких женщин, нет, я хочу спуститься обратно". Что­бы суметь жить в возвышенных регионах, надо иметь другие потребности. Вот почему не все могут туда пересе­литься. И бесполезно некоторых переселять туда силой: они сразу же съедут с квартиры.

Но вы, по крайней мере, готовьтесь к переселению, совершенствуйтесь, приближая себя к божественному миру. Как только вы обретёте эту привычку, вы будете всё время идти дальше, иметь обо всём представление шире, глубже, яснее.,, до тех пор, пока вам не удастся окончательно поселиться в этих благословенных сферах. Итак, постарайтесь каждый день в своих медитациях, Своих молитвах подниматься всё выше, так высоко, как только это возможно3. И даже почему бы вам не вообра- зить, что вы совершаете восхождение на какую-то гору? Этот образ приведёт вас к другой горе, которая внутри вас, и вы достигнете вершины - каузального плана, ва­шего высшего "Я". В Каббале Бога всегда называют Все­вышним, потому что символически мощь находится Очень высоко. Следовательно, никогда не забывайте, что Только наверху вы найдёте истинную силу, истинную за­щиту.

Примечания

1. См. "Познай самого себя" - Джнани-йога. Полное

ообрание сочинений. Т. 18, глава V "Каузальный план".

|| См. Приближение града Небесного. Собрание сочинений "Извор" N1230, глава VII "Двадцать четыре старца и четыре священных животных"; От человека к Богу.

Собрание сочинений "Извор" N236, глава XV "Бина".

(> См. "В духе и истине". Собрание сочинений "Извор" N235, глава III "Связь с центром" и глава IV "Покорение вершины"; Язык геометрических фигур. Собрание сочинений "Извор" N218, глава V "Пирамида".

II

"Никто не может служить двум Господам..." Итак, теперь понятно, что мы должны поставить себя на службу Индивидуальности, и питать её нужно за счёт сокращения времени и энергий, которые мы име­ем обыкновение посвящать личности. Впрочем, как вы убедились, Иисус не сказал, что личности больше ни­чего не надо давать, для неё нужно только сократить рацион питания. Нельзя позволить умереть ей с голо­да, так как она чрезвычайно полезна, даже необходи­ма. Да, необходима как служанка. Разве служанку ос­тавляют без пищи и крова? Нет, но ей не позволяют уп­равлять домом.

Только вот личность - это служанка особого рода, настолько она ловкая, хитрая, упрямая! У неё нет дру­гого желания, как быть вашей хозяйкой, и она очень хорошо знает, как за это взяться, чтобы властвовать над вами. Каким образом? Рассказывая вам разные ис­тории. Вы наблюдали, как в жизни действуют люди, которые хотят властвовать над другими? Они им рас­сказывают о том, что те хотят услышать: они им обе­щают, что все их желания будут удовлетворены, они одобряют их поведение, которому они всегда находят оправдание. Так вот, личность использует точно такие же методы, чтобы прибрать кого-нибудь к своим рукам. Да, в чём она, действительно, непобедима, так это в искусстве находить аргументы, чтобы оправдывать шее свои дурные наклонности. Люди приходят в ярость? Но это очень хорошо, нужно повышать голос, Чтобы защищать правое дело... Они постоянно крити­куют решения и поведение других? Они правы, так как они лучше их видят реальность положения вещей... Они всегда всем недовольны? Это подтверждает, что они любят совершенство... Они завидуют материаль­ным преимуществам того или этого? Это не зависть, а Объективная оценка, так как те люди имеют привиле­гии, которых они не заслуживают... Они пьют, они Принимают наркотики? Это для того, чтобы обрести Вдохновение или потому, что окружающие сделали их Жизнь невыносимой... И все эти разумные доводы, ко­торые они придумывают, все они для того, чтобы уйти ОТ ответственности, чтобы обмануть или оставить му­жа или жену, чтобы эксплуатировать людей, отбрасы­вать их назад, уничтожать их!.. Да, хитрости личности - это что-то необыкновенное! Когда знаешь её махина­ции, то не дашь себя обмануть, но для этого надо ещё Потрудиться, понаблюдать за нею и изучить её методы.

Итак, не доверяйте личности. Она убеждает вас в ТОМ, что если вы будете слушать её рассуждения, сле­довать её советам, вы будете счастливы. И это верно: сначала у вас будут какие-то маленькие удовлетворе­ния, но некоторое время спустя опора рухнет, и вы поПадёте на землю. Личность - мастер выделывать но­мера и втягивать вас в свои дела, ибо она очень эруди­рованная, настолько сведущая, что может заставить сПуститься звёзды и с помощью этих потрясающих ар­гументов так вас убедить, что вы можете предаться всем своим дурным наклонностям. И она вас убедит, Потому что в личности есть учёные и художники; она Не одинока, она представляет целый мир. В своём оча­ровании и обольщении она может зайти даже очень да-

леко. Она умеет петь, танцевать, писать стихи, смот­реть с любовью. Но цель её - поработить вас и съесть вас. Почему она такая пленительная? Чтобы лучше вас захватить. Да, вы этого не знали? Это подобно одному из проявлений дьявола, мы это видели, он тоже демон­стрирует всякого рода обольщения. Если бы его боя­лись, он бы никого не сумел искусить. В индивидуаль­ности, конечно, тоже есть музыка, поэзия, танец и аро­маты, но там всё совсем иначе, там это не для того, что­бы вас закабалить и поработить вас, а для того, чтобы вас освободить, сделать красивее, воскресить вас.

Я вам уже говорил, что человек обладает высшей и низшей натурой и что он беспрестанно разрывается между ними обеими. Это легко понять, но в повседнев­ной жизни вопрос не так быстро решается. Тут нужно каждый раз уметь определять положение вещей и, сле­довательно, обладать знанием, которое позволит отде­лить проявление одной натуры от другой, и затем низ­шую натуру подчинить влиянию высшей натуры, а для этого понадобятся многие годы изучения и усилий. Итак, внимательно изучайте личность, взвешивайте её советы и вы увидите, что в действительности она не мо­жет спрятаться; у неё есть присущие ей способы проте­стовать, требовать, не отставать... И всем завладев, она всё ещё остаётся недовольной - всякий пустяк её ос­корбляет, обижает, и она думает - только о том, как бы за себя отомстить. Да, нет ничего более обидчивого и мстительного, чем личность, это бездонный колодец, мегера, чудовище неслыханной жестокости. Невоз­можно отыскать достаточно крепкие слова для её опре­деления. Вот почему вы не должны обольщаться, что, если вы решите сделать из нее служанку, она вам под­чинится.

Вы никогда не слышали, как некоторые хорошо обеспеченные люди жалуются на своих слуг? Между тем, прежде чем их нанять, они приняли все меры предо­сторожности. Вы скажете, что они преувеличивают... Иногда бывает так, но не всегда, и были случаи, когда олуги действительно причиняли зло своим господам. Что ж, да будет вам известно, что то же самое происходит И с личностью. Она будет вам служить не потому, что вы решите нанять её как служанку. Не доверяйте ей, скорее всего, это вы будете служить ей, так как её ничто не оста­новит, она - неутомима. Да, если и есть то, чему можно у личности позавидовать, так это её энергии: она неутоми­ма. Про всё остальное даже не будем говорить, но это ка­чество - неутомимость, у неё есть! Посмотрите на пре­ступников, бандитов, жуликов... какая у них актив­ность! Потому что ими управляет личность, которая не Оставляет их в покое. Тогда как честные люди сразу же устают, поскольку они не преисполнены никаким особенным желанием завладеть благосостоянием других, Отомстить за себя и т. п., и они остаются спокойными. Они зарабатывают себе на жизнь, занимаются своей се­мьёй и они довольны. Не делать зла другим - этого им достаточно. Но нет, этого недостаточно, и когда они решатсЯ служить своей высшей натуре, они поймут, что такое Истинная работа, работа на служение самому высокому Идеалу1. Тогда и они станут неутомимыми. Ну, а пока единственно, кто по-настоящему является неутомимой, НК это личность.

А, впрочем, как могла бы она, личность, оставаться в покое, когда видишь, как всё в жизни существует для тОГО, чтобы разжечь её вожделения? Вы повсюду теперь обнаружите проспекты, рекламы: "Возьмите это, попро­буйте то...". И это только приборы или продукты, пред­назначенные для улучшения комфорта вашего дома, ма­шины, чтобы сделать материальную жизнь более лёгкой, физическое тело более соблазнительным. А посмотрите На романы, фильмы, театральные пьесы и вообще на все

81

эти зрелища - большинство из них нацелены только на то, чтобы понравиться личности. Но люди, напичканные всем этим предлагаемым им изобилием предметов и раз­влечений, не становятся от этого счастливее, они стано­вятся даже невыносимыми. И это естественно, посколь­ку они питают только свою низшую натуру.

Отныне вы должны понять, что не питать личность не означает, что её надо уничтожать. Она является час­тью нас, и мы должны жить с ней. Без неё мы ничего не смогли бы сделать на Земле, так как она является храни­лищем всех наших возможностей. Это она обладает под­земными богатствами, сырьём, то есть инстинктами, ап­петитами, всем тем, что позволяет человеку закрепиться на Земле, это она бережёт, хранит и увеличивает его вла­дения. Её можно сравнить со старой бабушкой, которая хранит ключи от сундуков и шкафов. Она, естественно, пробуждает все вожделения и поэтому, в конце концов, ей удаётся одержать верх. Нужно научиться быть умнее её; чтобы подчинить её и суметь таким образом извлечь пользу из всех её богатств. Ибо не обольщайтесь: если вы не сумеете её подчинить, то это она целиком завладеет вами и не оставит от вас ни одной крошки. И даже когда вам удастся низвести личность до роли служанки, вы не сможете на неё рассчитывать: она неверная, хитрая, не­покорная. Это только внешне она соглашается на вашу власть. На самом деле она день и ночь старается вашу власть низвергнуть.

Когда две страны воюют, то кончается тем, что од­на из них одерживает победу, и побеждённая страна должна подчиниться: отдать свои территории, принять оккупацию, платить налог и т. д.... Да, но с таким поло­жением никогда окончательно не соглашаются: побеж­дённый народ не так легко принимает поражение, он со­противляется, он втайне работает над тем, как освобо­диться, и в один прекрасный день, когда гордый и прославленный победитель почивает на своих лаврах, он на­падает на него, и вот вам - резкое изменение обстановки. Такие явления в разных формах можно наблюдать в по­литической, экономической и общественной истории на­родов, но то же самое происходит и во внутренней жизни Человека, который не может окончательно покорить еаою низшую натуру: она никогда не отступает и продол­жает выполнять свою скрытую работу. Чтобы держать её в покорности, человек должен вооружиться до зубов и Никогда, ни на мгновение не ослаблять своей бдительносТИ. А это утомительно.

Даже святые, Посвящённые, великие Учителя, Случается, что и они иногда устают и вынуждены выпус­тить поводья из рук, и тогда личность снова поднимает Голову. Но в отличие от большинства людей они знают, как это предотвратить. Поскольку низшая натура обла- Дает неслыханным арсеналом, перед которым человек бессилен, надо, чтобы в этой неравной борьбе он искал; в себе союзников. Это то, что делает какая-нибудь страна ДО время войны: она заключает пакт с союзниками. За мНогие тысячелетия люди обрели мудрость всегда объе-: Диняться, чтобы помочь друг другу, так как в одиночку Ми слишком уязвимы. Точно так же и мы тоже в этой борьбе против личности должны знать, что в одиночку! |ММ не удастся одержать победу над этими тёмными и та­инственными силами, которые мы в себе укрываем2. [Единственное решение - это связаться с Господом, с не­явными сущностями, с Архангелами, божествами и дать им возможность вести войну. А мы в этот момент являемся зрителями, мы присутствуем на битве, мы смотрим, как Небо, то есть высшая в нас натура, одерживает победу.

Итак, не старайтесь подавлять свою личность, так вам это не только не удастся, но вы сами будете раз­давлены. Прежде всего свяжитесь с Небом, затем обрати-

тесь к личности абсолютно уверенные, что вы действи­тельно её господин, и она будет обязана вам повиновать­ся. Но надо, естественно, чтобы вы проявили свою уве­ренность и смелость, иначе она вас опрокинет на землю. Когда кто-то хочет взобраться на лошадь, но боится, ло­шадь сбрасывает его на землю, потому что она чувствует, что имеет дело с трусом, и чтобы преподнести ему не­большой урок... але... гоп... и на земле! Нужно быть по­добным Александру Великому, которому удалось укро­тить своего Буцефала. Эта лошадь была неукротимой, но Александру удалось на нее взобраться, и лошадь его не сбросила, потому что она почувствовала, что это Алек­сандр Великий.

Личность - это дикая лошадь, которую приручить могут только по-настоящему отважные люди. Но очень немногие способны на истинную смелость. Навредить другим, обмануть их, оскорбить, уничтожить - к этому они всегда устремляются. И чтобы навредить самим се­бе, здесь тоже их ничего не останавливает. Стоит только посмотреть, с какой лихостью они бросаются в разные авантюры, откуда выходят полностью раздавленными. Боязливыми они становятся только тогда, когда речь за­ходит об укрощении их низшей натуры. Тут они не осме­ливаются.

И ещё раз повторяю, чтобы вам стало ясно: смирить личность, чтобы заменить её проявления проявлениями индивидуальности, не означает её подавить, как это де­лали многие мистики и аскеты, которые полагали, что для своего спасения они должны жить в грязи, во всяко­го рода лишениях, бичевать себя, носить власяницу и т.п. Такое обращение подавляло бедную личность, она становилась ни на что не способной. В действительности же личность всегда будет сохранять какие-то корни в фи­зическом теле, потому что физическое тело является её первым убежищем. Даже когда в астральном теле не ос­танется больше никакого эгоистического чувства, даже когда не останется больше тёмной мысли в ментальном теле, личность сохранит свой фундамент на физическом плане. Именно там, в физическом плане, она продолжа­ет жить. И это необходимо, потому что если бы она исчез­ла также и из физического плана, то высшая натура - Сам Господь Бог - не смогла бы проявиться в нас. Эта за­мена, о которой я вам говорю, не является в действитель­ности ни полной, ни окончательной, так как в психичес­кой области личность заменяется для блага, но живёт Она в плане физическом и, следовательно, нужно дать ей Средства к существованию.

Взаимоотношение между личностью и индивиду- альностью лучше поможет понять другой образ - образ Дерева. Когда мы изучаем различные части дерева и их функции, то по аналогии можно сказать, что корни, ствол и ветви соответствуют личности, тогда как листья, Цветы и фрукты соотносятся с индивидуальностью. Личность играет роль материальной опоры, сосуда, провод­ника, а индивидуальность представляет духовный эле­мент, который лежит в основе всех проявлений.

Теперь рассмотрим связи, которые мы можем уста­новить между деревом и нашими различными телами. Корни соответствуют физическому телу, ствол дерева - астральному телу, а ветви - телу ментальному. Эти три тела - физическое, астральное и ментальное - составля­ет три части личности. Это они позволяют человеку действовать, иметь чувства и мысли, но в низших сферах. Далее идут листья, которые соответствуют каузальному плану, цветы, соответствующие буддхическому телу, и плоды, соответствующие телу атмическому. Они образу- юТ три стороны индивидуальности, и это благодаря им Человек может думать, чувствовать и действовать в выс­ших сферах.

Индивидуальность

 

Корни, ствол и ветви сохраняются во все времена года, тогда как листья, цветы и плоды появляются, а за­тем исчезают. Точно так же и личность, то есть наше фи­зическое, астральное и ментальное тела, остаётся как по­стоянная опора, тогда как индивидуальность, то есть вдохновения, которые даются нам нашими каузальным, буддхическим и атмическим телами, нас навещают и за­тем уходят.

Весной дерево начинает проявляться в форме лис­тьев, цветов и фруктов. Вот вам и индивидуальность. По­чему листья, цветы и плоды не остаются? Они уходят, за­тем возвращаются, как всякие поэтические вдохнове­ния, которые посещают нас время от времени на не­сколько минут, тогда как корни, ствол и ветви постоян­но на месте. Естественно, что, как и дерево, личность мо­жет расти, она может расширяться, но она всегда остаёт­ся одной и той же: корни (половые органы и живот), ствол (лёгкие и грудь) и ветви (мозг). И если через неё не пройдут силы духа, она останется обнажённой и бесплод­ной, как дерево зимой. Следовательно, мы должны рабо­тать, чтобы дать возможность духу войти в нас. Как дере­во, которое покрывается листьями, цветами и плодами, приносит всем большую радость, так и человек, откры­вающийся потокам духа, является благословением для тех, кто приближаетоя к нему4.

Подобно тому, как корни, ствол и ветви представ­ляют основу дерева, так и личность представляет основу человека, и не может быть и речи о том, чтобы разрушать этот фундамент. Значит, надо поддерживать личность, надо её кормить и поить, но главное время и усилия отда­вать для питания индивидуальности, пока она не станет настолько мощной, что завладеет личностью и обоснует­ся в ней как на завоёванной территории. И тогда подобно Святому Павлу мы сможем сказать: "И уже не я живу, но Живет во мне Христос" (Галат. 2:20). Но питая нашу Индивидуальность, мы не должны позволить нашей лич- ности умереть с голода, иначе мы умрём вместе с ней.

Вы скажете: "Хорошо, мы поняли, но как узнать, Что мы должны отдавать одной, а что - другой". Чтобы Ответить, я снова вернусь к отрывку из Евангелия. Од­нажды фарисеи задали Иисусу вопрос по поводу налога, Который нужно было платить Кесарю, надеясь, что Его Ответ позволит им Его обвинить. Они Его спросили: "Нужно ли платить налог Кесарю?" Но Он, зная их ли­цемерие, ответил им: "Принесите Мне динари<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.