Глава II. Разработка программы для автоматизации деятельности таксопарка — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава II. Разработка программы для автоматизации деятельности таксопарка

2020-05-06 272
Глава II. Разработка программы для автоматизации деятельности таксопарка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Анализ требований заказчика

 

Программа Автоматизированное рабочее место диспетчера такси разработана по спиральной модели жизненного цикла автоматизированных информационных систем. На каждом этапе создания были проведены следующие действия:

определение требований.

В соответствии с техническим заданием были определены основные требования и методы реализации этих требований.

Основные требования к программе:

Разделение рабочих мест на два режима: "Администратор" и "Диспетчер";

Вход по логину и паролю в двух режимах;

Заполнение карточки водителя и диспетчера, только в режиме администратора;

Печать сводных отчетов по диспетчерам, по водителю, формирование "черного списка", только в режиме администратора;

Заполнение карточки заказа, только в режиме диспетчера;

Изменение статуса заказа, только в режиме диспетчера;

Регистрация прибывших на смену водителей, только в режиме диспетчера;

Печать отчета за смену, только в режиме диспетчера;

анализ.

На этапе анализа были проведены:

Анализ предметной области, где были выявлены необходимые функции для работы таксопарка.

Анализ аналогов, где были проанализированы достоинства и недостатки продуктов, применяемых в данной предметной области. Пример интерфейса.

Построена схема в BPWin, которая иллюстрирует все нюансы работы таксопарка.

 

Проектирование системы автоматизации деятельности таксопарка

В программе Автоматизированное рабочее место сотрудника такси есть два режима работы: "Диспетчер" и "Администратор". Каждый режим выполняет свои действия в зависимости от специфики должности.

Диспетчер напрямую работает с клиентами, в его обязанности входит регистрация заказов с последующей передачей их водителям. После каждой смены диспетчер создает и помещает общую базу отчетов (Рис.2).

 

Рис. 2 Деятельность диспетчера

 

К задачам администратора относится работа с соискателями на вакансии водителей и диспетчеров, а так же создание сводных отчетов для высшего руководства (Рис.3).

База данных Taxi состоит из следующих сущностей (таблиц): " Водители", "Диспетчеры", "Заказы", "Водители_Смены" и "admins".

 

Рис. 3 Деятельность администратора

 

Для детализации контекстных диаграмм нижнего уровня были использованы миниспецификации:

Для деятельности диспетчера:

А1:

Название: Генерация отчетов

Входы: Данные из базы заказов

Выходы: Отчеты; Запросы в базу заказов.

Алгоритм:

По завершению смены запросить сведения из БД заказы

Генерировать отчет

Занести отчет в базу

А2:

Название: Обработка заказов

Входы: заказы; отчеты от водителей.

Выходы: Обработанные заказы; записи в базу клиентов;

Алгоритм:

Принять заказ

Выбрать водителя и передать заказ

Занести заказ в базу

Занести в базу информацию о клиентах.

Принять отчет от водителей, поставить статус заказу "отменен" или "выполнен"

Для деятельности администратора:

А1:

Название: Работа с кадрами

Входы: Резюме соискателей

Выходы: Ответ о принятии на работу/отказе; Записи в базу сотрудников.

Алгоритм:

Обработать резюме соискателей

Если резюме соответствует, внести его в БД

В случае поступления заявления об увольнении удалить сведения о сотрудники из БД, выдать трудовую книжку.

А2:

Название: Подготовить отчет

Входы: Отчеты

Выходы: Запросы об отчетах; Сводные отчеты; Черный список

Алгоритм:

Для подготовки отчета за период;

Запросить отчет из БД за период;

Формирование сводного отчета по полям: имя диспетчеров предоставивших отчет, общее количество заказов, сумма заказов;

Создать "Черный список" абонентов из числа тех, кто отменили заказ.

Схема связей базы данных Taxi, показывает какие сущности соединены между собой и по каким атрибутам (рис.4).


Рис. 4 Схема базы данных Taxi

 

Каждая таблица необходима для выполнения конкретных функций.

В таблицу "заказы" заносятся все сведения о поступивших заказах: когда и от кого прибыл, какой диспетчер принял, и какой водитель будет исполнять заказ, имя и контактный телефон абонента, места отправления и назначения, статус и стоимость. На основании данных этой таблицы формируются все отчеты данного приложения: Сводный отчет по диспетчерам, Сводный отчет по водителю, "Чёрный список" и отчет диспетчера за смену. Атрибуты и их домены показаны на таблице 1.

Таблица 1. Заказы

наименование атрибута тип данных описание
номер заказа счетчик регистрирует порядковый номер заказа
дата и время поступления заказа дата/Время генерируется автоматически
дата и время назначения заказа дата/Время время, на которое назначен заказ
место отправления текстовый вводиться вручную
место назначения текстовый вводиться вручную
абонент текстовый вводиться вручную
телефон абонента тестовый так как при заполнении используются знаки препинания
стоимость заказа денежный  
фамилия водителя текстовый необходима для формирования сводных отчетов
диспетчер текстовый не отображается, но необходима для формирования сводных отчетов
статус текстовый принимает одно из трех значении: "Выполняется", "Выполнен", "Отменен"

 

Таблицы "Водители" и "Диспетчеры" выполняют схожие функции - это хранение данных о сотрудниках, работающих в данном таксопарке, естественно данные различаются по специфике выполняемых операций. Например, у водителей существуют поля, в которых находятся сведения о транспортном средстве, а у диспетчеров наличие полей "Login" и "Password", так как они необходимы для входа в систему. Атрибуты таблиц "Водители", "Диспетчеры"и их домены представлены ниже (Таблица 2, Таблица3).

 

Таблица 2. Водители

наименование атрибута тип данных описание
позывной числовой идентификационный номер
фамилия текстовый фамилия водителя
имя текстовый имя водителя
отчество текстовый отчество водителя
дата рождения дата/время дата рождения водителя
серия паспорта числовой серия паспорта водителя
номер паспорта числовой номер паспорта водителя
кем выдан паспорт текстовый УВД выдавшее паспорт
дата выдачи дата/время когда был выдан паспорт
адрес текстовый где фактически проживает водитель
марка автомобиля текстовый марка автомобиля водителя
номер автомобиля текстовый номер регистрации в ГАИ
цвет текстовый Цвет автомобиля водителя

 

Таблица 3. Диспетчеры

наименование атрибута тип данных описание
Табельный номер числовой идентификационный номер
фамилия текстовый фамилия диспетчера
имя текстовый имя диспетера
отчество текстовый отчество диспетчера
дата рождения дата/время дата рождения диспетчера
серия паспорта числовой серия паспорта диспетчера
номер паспорта числовой номер паспорта диспетчера
кем выдан паспорт текстовый УВД выдавшее паспорт
дата выдачи дата/время когда был выдан паспорт
адрес текстовый где фактически проживает диспетчер
login текстовый ник для входа в программу
password текстовый индивидуальный код для входа в программу

 

Таблица "Водители_Смены" необходима для регистрации водителей прибывших на смену, при начале работы диспетчер заносит в эту таблицу водителей прибывших на конкретную смену, из списка всех существующих водителей. Она состоит из четырех атрибутов показанных на таблице 4.

 

Таблица 4. Водители_смены

наименование атрибута тип данных описание
ID счетчик номер смены
фамилия текстовый фамилия водителя прибывшего на смену
имя текстовый имя водителя прибывшего на смену
позывной числовой Идентификационный номер прибывшего на смену водителя

 

Атрибуты "Фамилия" и "Имя" не обязательны в данной таблице, потому что есть связь по полю "Позывной", но их наличие позволяет существенно сократить программный код для процедуры принятия заказа.

Данная таблица отображается в нижней части формы "Рабочее место диспетчера" и заполняется диспетчером в начале каждой смены.

Так же содержимое этой таблицы отображается на форме "Новый заказ" для выбора водителя который будет обслуживать заказ, из списка прибывших на смену.

Пользовательский интерфейс режима "Администратор" представлен ниже (Рис.5).


Рис. 5 Интерфейс режима "Администратор"

2.3 Создание программы "Автоматизированное рабочее место диспетчера такси"

 

Основная связь используемая в программе - это связь с базой данных по средствам технологии ADO. Основное преимущество подобной связи в том, что через связь установленную в ADO Connection средствами ADO Query и ADO Table, можно вносить изменения в базу данных, и получать из нее необходимые данные, а так же проводить сравнивания данных и прочие операции. Примером этого является проверка логина и пароля компонентом АDO Query:

В свойстве SQL добавляем строку: S ELECT * FROM admins WHERE Login=: Login, и прописываем код:

 

If Combobox1. Text='Администратор' then begin

ADOQuery2. Active: =False;

ADOQuery2. Close;

ADOQuery2. Parameters. Items [0]. Value: =Edit1. Text;

ADOQuery2. Open;

if (not ADOQuery2. IsEmpty) and (Edit2. Text=ADOQuery2. FieldByName ('Password'). AsString) then

begin

Form2. show;

Form1. Visible: =False;

end

else

begin

showmessage (Неверный имя пользователя или пароль)

end;

end;

 

Связь с базой осуществляется при помощи многоступенчатой связи. Многоступенчатая связь с базой технологией ADO выглядит следующим образом:

Компонент ADOConnection устанавливает связь приложения с конкретной базой, адрес которой прописывается в строке Connection String, это первая ступень. К компоненту ADOConnection присоединяются один или несколько компонентов ADOTable и ADOQuery, это зависит от количества атрибутов базы, которые нужно отобразить в приложении с последующим внесением изменений в них. Это компоненты второй ступени. Компонент ADOTable устанавливает связь с конкретной таблицей, подсоединенной базы. Компонент ADOQuery необходим для создания запросов, сравнения данных в двух различных атрибутов одной базы, либо вставка, выборка и другие действия реляционной алгебры. Третьей ступенью являются компоненты из вкладки data Access, в частности Data Source, как более часто используемый при создании приложений. Этот компонент своего рода служит переходником от компонентов второй ступени к компонентам четвертой ступени. Компоненты четвертой системы - это компоненты отображающие содержимое базы на форме приложения. Они выглядят и называются как компоненты находящиеся в вкладке Standart, только с приставной DB, что указывает на их взаимосвязь с базой. Это такие компоненты как: DBEdit, DBGrid и DBCombobox. Помимо отображения содержимого атрибутов базы данных, с их помощью можно вставлять, редактировать, удалять данные из базы. Для этого необходимо компонент ADOTable ввести в состояние Insert или Edit.

Для печати отчетов используется технология работы с Microsoft Word через Delphi. Благодаря установлению этой связи можно импортировать данные из таблиц тестовой базы данных в виде запроса, что и используется при составлении отчетов в режимах "Администратора" и "Диспетчера". Используя свойство RecordCount компонента ADOTable, задаем переменную цикла с параметров и выполняем сравнивание каждой записи с условием, в случае положительного исхода данные импортируются в Word.

Помимо компонентов связи с базой данных использовались компоненты:

Button: Все кнопки выполняющие действия закрытия, занесения данных в базу, переход между формами.

Label: Все надписи, которые служат подсказками или появдляющейся информацией, преимущество - пользователь не может изменить содержание Label.

Main Menu: для создания всплывающего меню вверху окна, выполняет переключения между окнами и дублирует действия некоторых кнопок.


Заключение

 

Данная программа предназначена для автоматизации рабочего места диспетчера такси, с целью уменьшить долю ручного труда и количества бумажных документов и наглядно демонстрировать занятость водителей.

Программный продукт " Автоматизированное рабочее место диспетчера такси" выполняет поставленные задачи:

Регистрация новых водителей и диспетчеров в режиме администратора;

печать отчетов по диспетчерам или по конкретному водителю;

Формирование "Чёрного списка" администратором.

В режиме диспетчера при входе на рабочем месте появляется имя и фамилия работающего диспетчера.

Прием заказов

Регистрация водителей прибывших на смену.

Диспетчер не сможет закончить смену пока не напечатает отчет.

Недостатки: Очень большую роль играет "Человеческий фактор" при халатном ведении базы данных заказов и введение неккоректных данных могут забить базу названиями не существующих улиц, именами водителей и диспетчеров типа "ывпрапрваор" и т.д.


Список литературы

 

1. Тельнов Ю. Т Реинжиниринг бизнес процессов / Москва. "Финансы и Статистика" 2004.

2. Калашян А. Н., Калясов Г. Н Структурное моделирование бизнеса: DFD-технология/ Москва. "Финансы и Статистика" 2001.

3. Фаронов, Delphi 7. Программирование баз данных.

4. Дарахвелидзе П., Марков Е. Программирование в Delphi 7/Санкт-Петербург "БХВ-Петербург 2003;

5. Филонович С.Р., Использование моделей жизненного цикла в организации и диагностике /Москва 2005;

6. Батлер Э., Microsoft Office Access 2007: профессиональное программирование / Вильямс 2009;

7. Кириллов В.В., Громов Г.Ю., Введение в реляционные базы данных /Москва BHV 2009;

8. Автоматизированное рабочее место в системе управления предприятием, Сборник научных трудов, СПб, 2002 г;

9. Гофман В., Хомоненко А., Работа с базами данных в Delphi/ Санкт-Петербург "БХВ-Петербург 2003;

10. Коннолли Т., Бегг К., Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение / Москва, Санкт-Петербург, Киев 2003;

11. Кантарь И.Л. Автоматизированные рабочие места управленческого аппарата, 1990.

12. Рапопорт Э.Я. Структурное моделирование объектов и систем управления. М: финансы и статистика, 2003 г.


Приложения

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ

Скопируйте папку АРМ диспетчера такси на рабочий стол, убедитесь, что в этой папке находятся два файла: АРМ диспетчера такси. exe и база данных Taxi;

База данных должна обязательно находиться в одной папке с файлом АРМ диспетчера такси. exe;

Переместите папку с файлами в папку Program files, находящуюся в корневом каталоге диска С: \;

Создайте ярлык файла АРМ диспетчера такси. exe и поместите его на рабочий стол;

Запустите АРМ диспетчера такси. exe и начните работу;


Приложение 2


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.