Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе

2020-06-05 323
Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе. Введение ……………….…... 4

1. Программа психолого-педагогической практики ………………………….…13

1.1. Задачи практики и ее организация ……………………………………...….....13

1.2. Критерии оценки деятельностистудентов на практике ……………….….16

1.3. Примерный план проведения практики ……………………………………...17

2. Методическое обеспечение …………………………………………………….…22

2.1. Оформление отчетной документации ………………………………………...22

2.1.1. Оформление дневника наблюдений по психолого-педагогической практике …………………………………………………………………………22

2.1.2. Оформление конспекта воспитательного занятия …………………….23

2.1.3. Оформление психолого-педагогической характеристики младшего школьника ………………………………………………………………………24

2.2. Психолого-педагогический анализ урока ………………………………….…25

2.3. Психолого-педагогический анализ воспитательного дела …………………..27

2.4. Памятка по подготовке и проведению воспитательного дела ………...…….29

2.5. План психолого-педагогической характеристики личности младшего школьника ……………………………………………………………………………30

2.6. Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника ………………………………………………………………..30

2.7. Анализ школьной документации ………………………………………………35

2.8. Схемы наблюдений за учащимися …………………………………………….36

2.8.1. Схема наблюдения свойств темперамента ……………………………..37

2.8.2. Схема наблюдения интеллектуальной активности школьников на

уроке ……………………………………………………………………………..38

2.8.3. Схема наблюдения общительности ……………………………………..40

2.8.4.Схема наблюдения за эмоциональными проявлениями школьника ….42

2.8.5. Схема наблюдения за поведением ребенка в процессе экспресс-диагностики ……………………………………………………………………..43

2.9. Экспресс-диагностика личности младшего школьника ………………..…….44

Задание № 1. Ознакомительная беседа с ребенком ……………………………….46

Задание № 2. Изучение школьной мотивации …………………………………….48

Задание № 3. Изучение сформированности понятия учебной задачи …………...49

Задание № 4. Изучение кратковременной речевой памяти ………………………50

Задание № 5. Изучение кратковременной зрительной памяти …………………..51

Задание № 6. Изучение мышления (способность к обобщению) ………………..52

Задание № 7. Изучение мышления (способность устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные закономерности) …………………53

Задание № 8. Изучение направленности личности ……………………………….55

Задание № 9. Изучение крупной моторики и координации движений ………….55

3. Из опыта проведения воспитательных дел студентами факультета начальных классов ГОУ ВПО МГПУ ……………………………………………57

3.1. Воспитательные занятия, включенные в индивидуальный план воспитательной работы классного руководителя начальной школы …………….58

3.1.1. Воспитательное занятие «Наши права и обязанности» ………………..59

3.1.2. Воспитательное занятие «Кафе-Этикет» ……………………………….60

3.2. Воспитательные дела, проведенные в рамках общешкольного воспитательного проекта «Русский лес» …………………………………………...64

3.2.1. Воспитательное занятие «В гостях у Бабы-Яги» …………………………64

3.2.2. Воспитательное занятие «Путешествие в сказочный лес» ………………67

3.2.3. Воспитательное занятие «Сказочные существа леса» ……………………70

3.2.4. Воспитательное занятие «Русский лес» …………………………………...75

3.2.5. Воспитательное занятие «Путешествие по сказочным королевствам» …77

3.2.6. Общешкольная игра «Лабиринты русского леса» ………………………..82

Рекомендуемая литература ………………………………………………………..84

Литература по диагностике личности младшего школьника ………………...84

Литература по проведению воспитательной работы ………………………….85

Приложение № 1 ……………………………………………………………………..87

Приложение № 2 ……………………………………………………………………..89

Приложение № 3-а …………………………………………………………………..90

Приложение № 3-б …………………………………………………………………..90

Приложение № 4 ……………………………………………………………………..91

Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе

«Один опыт я ставлю выше,

Чем тысячу мнений,

 рожденных только воображением»

М.В. Ломоносов

Роль взаимосвязи и взаимодействия теории и практики в любом обучении велика. Обучение будущего педагога, педагога 21 века, на наш взгляд требует глобальных изменений в этом соотношении. Мы считаем, что в основе подготовки учителя должно быть практико-ориентированное обучение.

Практико-ориентированное обучение студентов стало насущной потребностью образования, которая возникла под влиянием конкретной ситуации в учебном процессе. Реализация практико-ориентированного обучения будет способствовать снятию обострившегося противоречия между необходимостью реализовать цели высшего образования, направленные на формирование познавательного интереса, на овладение учащимися необходимым уровнем систематизированных научных знаний, на развитие мышления, творческих способностей и недостаточной разработанностью системы обучения.

В рамках традиционного подхода к изучению науки целью деятельности педагога является передача студентам в «готовом» виде определенных знаний, навыков, умений и организации восприятия этих знаний. В процессе практико-ориентированного обучения деятельность педагога направлена на организацию поиска и приобретения новых знаний, формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем. Учебный процесс в рамках практико-ориентированного обучения связан с формированием внутренних мотивов учения, функционированием знаний в мышлении студентов и использованием их в практической деятельности.

При традиционном обучении происходит четкое распределение функций педагога и студентов, при этом доминирует деятельность педагога. Практико-ориентированное обучение в значительной степени ориентировано на самостоятельную деятельность студентов под руководством педагога. Студены под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

Если к важнейшим принципам традиционного обучения относятся: единство обучения и воспитания, логико-научная обусловленность содержания образования, систематичность и последовательность, наглядность и преемственность в обучении, то практико-ориентированное обучение основывается на принципах мотивационного обеспечения учебного процесса, проблемности, наглядности, доступности, прочности, связи обучения с практикой, сознательности и активности студентов в обучении. Таким образом, при организации традиционного и практико-ориентированного процессов обучения, педагоги руководствуются разными целями и принципами, что влияет на формирование содержания учебного материала.

Сущность парктико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении различных задач и проблем. Ситуация пробы личностью своих сил и возможностей влияет на «Я-концепцию», дополняет, корректирует или, вообще, изменяет. Практико-ориентированное обучение предоставляет широкие возможности студенту для своеобразной «проверки» «Я-концепции», для уточнения образа «Я» (реального и идеального), для самопознания, расширения диапазона знаний о профессии и ее требованиях к человеку, самообразовании и накоплении практического опыта.

Реализация практико-ориентированного подхода выводит обучение на уровень личностно-ориентирвоанный, так как способствует формированию субъектных отношений к получаемым знаниям и навыкам. Педагогически грамотно организованное обеспечение учебной деятельности способно вызвать к жизни личностно-ориентированную задачу, значимую для субъекта и связанную с его профессиональным будущим. Профессиональная «Я-концепция» личности включает мнение индивида о себе, то есть образ «Я», представление о сущности профессии и самооценку собственного опыта.

Реализация практико-ориентированного обучения в педагогическом вузе заставляет шире взглянуть на роль практики в обучении и использовать ее следующие характеристики:

1. Практика сама по себе может быть источником познания, когда предоставляет факты.

2. Практика может выступать предметом познания при комплексном подходе к анализу фактов, требующих предметного знания.

3. Практика способна быть средством познания, когда становится «критерием истины».

Развитие поисковой активности студента, способности соотнести личностный уровень развития с профессией происходит по большей мере во внеаудиторной деятельности, к которой можно отнести психолого-педагогическую практику.

Психолого-педагогическая практика является первым этапом непосредственной практической подготовки студентов к работе учителями начальных классов. В этот период закладываются основы опыта профессиональной педагогической деятельности, развиваются умения и навыки, формируются качества учителя и отношение к педагогической профессии. От степени успешности работы на данном этапе зависит профессиональное становление студентов, повышение их заинтересованности в саморазвитии на последующих этапах педагогической практики.

Организация психолого-педагогической практики как одной из составляющих практико-ориентированного подхода предусматривает:

· расширение диапазона общих и профессионально ориентирующих знаний студентов;

· обогащение опыта студентов в доступной деятельности;

· формирование положительной мотивации;

· создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала каждого студента;

· стимулирование потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующей профессиональному самоопределению.

В соответствии с поставленными задачами определение содержания деятельности практической внеаудиторной работы строится с учетом следующих принципов.

Принцип целенаправленности, предполагающий целенаправленное методическое оснащение внеуадиторной деятельности как пространства для «выхода» в профессию.

Принцип субъектности, означающий постоянное внимание к тому, что центральной фигурой практической работы является практикант со свойственными ему личными интересами, склонностями, способностями.

Принцип контекстности, где контекст (термин А.А. Вербицкого) рассматривается как реальная социально-психологическая ситуация, в которой находится практикант в момент получения профессионального образования. В рамках данного принципа вектор направленности образования идет не от знаний к практике, а от опыта, стимулирующего потребность познать больше в этом направлении, осуществить познание «вглубь» деятельности.

Принцип целостности, при котором деятельность студента и деятельность педагога взаимодополняют друг друга, объединяются и становятся основой для личностных новообразований.

Сущность психолого-педагогической практики заключается в формировании педагогических умений студентов в области организации и проведения воспитательной работы с младшими школьниками.

Содержание практики на втором году обучения в вузе взаимосвязано с преподаваемым курсом педагогики. На этапе подготовки к выходу в школу максимальное использование возможностей лекционных и семинарских занятий необходимо студентам для того, чтобы научиться связывать теорию с реалиями школьной жизни, целенаправленно наблюдать и анализировать отдельные формы организации учебно-воспитательного процесса и педагогические явления. Но педагогическая практика – это не только практика применения теоретических знаний и развития профессиональных умений.

Теоретические основы являются одной из предпосылок качественного выполнения студентами заданий на практике. Опыт, полученный в школе, переосмысливается на семинарах, обогащает теорию, при этом его влияние выходит за рамки когнитивной сферы личности будущего педагога. Существенные изменения наблюдаются в мотивационной сфере. В процессе реализации содержания программы практики развивается творческий потенциал студентов, формируются личностно-педагогические ценности, выступающие как психологические образования, в которых отражаются цели, установки, личностные смыслы и другие мотивационно-мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций. Можно утверждать, что наиболее сильно студентами переживаются ценности самореализации и общения.

Формирование ценности самореализации связано с творческим характером педагогической деятельности; разнообразием педагогических ситуаций, требующих осмысления и конкретных действий педагога; осознанием необходимости саморазвития, широкими возможностями приложения профессионально-творческих способностей и умений; возможностью помощи социально неблагополучным детям и др.).

Ценность общения формируется в результате реализации потребности студентов в общении с детьми и значимыми сверстниками и взрослыми. Важную роль имеет характер отношений, а именно: доброжелательность, взаимный интерес практикантов и учеников, переживание детской привязанности, признания, удовольствия, восторга, восхищения, чувства благодарности, которые демонстрируют младшие школьники в ходе воспитательных дел и при непосредственным общении с будущими педагогами. Не оставляет равнодушным особый детский юмор, критичность и неожиданно многочисленные, по-взрослому серьезные, суждения о разных сторонах жизни.

Наш опыт анализа рефлексии практикантов позволил выделить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение будущих педагогов. Это полное «погружение в практику»; профессионально-педагогическая направленность, новизна и творческий характер заданий; взаимодействие студентов с реальными партнерами по профессиональному общению – со школьниками и коллегами; развитие самосознания.

Студенты факультета начальных классов имеют возможность безотрывно наблюдать и общаться с учениками в течение двух недель в урочное и во внеурочное время. За этот небольшой промежуток многие успевают почувствовать и осознать свое профессиональное «Я» в контексте школьной жизни и на итоговых конференциях обычно выражают желание продлить практику, делятся яркими впечатлениями о работе с детьми. Конечно, успешность проведения практики в столь сжатые сроки во многом зависит от хорошо продуманной организации. Для этого в программе перечислены задания и предложены материалы в помощь практикантам.

Профессионально-педагогическая направленность, новизна и творческий характер заданий существенно отличают самостоятельную работу студентов на практике от учебной работы. Самостоятельная работа в рамках психолого-педагогической практики предполагает свободу выбора последовательности, сроков выполнения заданий, осознание полной ответственности за качество ее выполнения. Например, при проведении разных форм внеурочной работы с младшими школьниками, в том числе при подготовке воспитательных занятий, студенты реализуют свои индивидуальные способности, таланты и предпочтения, увлекаются делом вместе с детьми. В процессе проведения воспитательных дел у практикантов, учеников и групповых руководителей практики, как правило, складываются особые отношения эмоциональной близости, сопереживания и сотрудничества, основанные на совместном творчестве, поиске новых идей и путей их реализации. Можно сказать, что в этот период студенты выходят на качественно новый, более высокий, уровень активности, инициативности, авторства идей.

Творчество в самостоятельной работе студентов на психолого-педагогической практике органично связано с целями воспитательного процесса. Групповые руководители при необходимости могут помочь практикантам конкретными практическими рекомендациями по вопросам установления контакта с детьми, методике воспитательной работы. Особенно эффективно творческое обсуждение в группе актуальных проблем жизни школы, совместный поиск ответов на острые вопросы, которые ставят студенты в ходе практики. Понимание целей и задач воспитательной деятельности в классе, коллективный психолого-педагогический анализ урока или воспитательного дела, дополняемый анализом и оценкой студентом своей деятельности помогают избежать обыкновенной развлекательности. Самоанализ студента предполагает соотнесение задач и результатов собственной деятельности, сопоставление самооценки с оценкой группового руководителя и коллег-практикантов, поиск причин недостатков в выполненной работе и возможных вариантов улучшения своей деятельности.

Взаимодействие будущих педагогов с реальными партнерами по профессиональному общению – со школьниками и коллегами - существенно пополняет представления студентов о себе, открывает неожиданные стороны их личности, расширяет горизонты их саморазвития. От степени адекватности самооценки студента зависит осознание им уровня своей подготовленности к самостоятельной педагогической деятельности. При глубоком самоанализе воспитательной деятельности необходимость в профессиональной подготовке к работе с детьми становится для будущих учителей на практике очевидной.

Центральным связующим звеном между теорией и практикой в школе является оперирование студентами психологическими и педагогическими понятиями, освоение аналитической стороны будущей профессиональной деятельности. К окончанию психолого-педагогической практики студенты предоставляют групповому руководителю отчетные документы: дневник педагогической практики, развернутый конспект и анализ зачетного воспитательного дела, психолого-педагогическую характеристику младшего школьника. Одним из главных критериев их оценки является качество психолого-педагогического анализа наблюдений за педагогической действительностью. Как показывает наш опыт руководства практикой, в данном виде деятельности студенты сталкиваются с трудностями, однако количество суждений аналитического характера на семинарах по педагогике после практики увеличивается, следовательно, можно рассчитывать, что на следующих этапах подготовки к будущей профессии студентам будет легче придерживаться научного стиля мышления.

Самостоятельная работа, связанная с обнаружением и решением актуальных проблем обучения и воспитания учащихся может быть эффективной для обучения студентов применению знаний по педагогике и психологии на практике, для реализации творческого подхода к отбору, систематизации и анализу педагогических фактов и явлений. Такие особенности ее организации, как «погружение» практикантов в педагогический процесс школы, творческие задания, применение теории при решении практических проблем, отношения сотрудничества и другие, призваны обеспечивать повышение у студентов мотивации к будущей профессии, формирование основ исследовательской деятельности и развитие умений в области воспитания.

Такое накопление отношений и опыта превращает исходную предметную деятельность в личностно значимое действие.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оформление отчетной документации

Оформление дневника наблюдений по психолого-педагогической практике

             Оформление                                                          Оформление

      титульной страницы                                            второй страницы

     
Московский комитет образования ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»   ДНЕВНИК психолого-педагогической практики студентки____ курса ______г.п. Соловьевой Веры Ивановны                                            Начат: __________                                             Окончен: ________
 
  Школа № _________ Телефон школы _______________ Адрес школы ____________________ ________________________________ Директор _______________________ Завуч ___________________________     Класс ________ Классный руководитель ____________________   Руководитель практики _______________________

 

 


             Оформление                                                          Оформление

        третьей страницы                                            четвертой страницы

     
  Список учащихся класса: 1. 2. 3. …
  Расписание звонков в школе:   1 урок _________ 2 урок _________ 3 урок _________ 4 урок _________ 5 урок _________   Расписание уроков в дни практики:   1 урок _________ 2 урок _________ 3 урок _________ 4 урок _________ 5 урок _________

 


Оформление конспекта воспитательного занятия

 

             Оформление                                                          Оформление

      титульной страницы                                            второй страницы

     
Московский комитет образования ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»   КОНСПЕКТ воспитательного занятия в ____ классе школы № _____ проведенного студенткой ____ курса ______г.п. Соловьевой Верой Ивановной     Дата: ________ Оценка: ______   Групповой руководитель (подпись)
 

 


             Оформление                                                          Оформление

       содержания занятия                                          последней страницы

     
 
Этап/ время Ход занятия Примечания
     

 

 
Самоанализ проведенного воспитательного дела

 


Оформление психолого-педагогической характеристики

Младшего школьника

 

               Оформление                                                          Оформление

      титульной страницы                                          последней страницы

     
Московский комитет образования ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ученика ___ класса школы № _____ Иванова Василия                                Выполнила:                            студентка __ курса __ г.п.                            Соловьева Вера Ивановна                              Групповой руководитель:                            ст. преп. Михайлова Е.В.                            Оценка: ______________   Москва, 2008
 
  ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 


План психолого-педагогической характеристики младшего школьника

Общие данные

Фамилия, имя __________________________________________________

Школа ______________ класс ______________ возраст ______________

Краткий словесный портрет ______________________________________

Состав семьи ___________________________________________________

Личностные характеристики.

Направленность.

Эмоциональная сфера.

Общительность.

Освоение норм поведения.

 

Экспресс-диагностики

(Составлена на основе схемы наблюдения, разработанной М.Р. Битяновой.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.)

 

 

Оцениваемый параметр Поведенческие проявления Оценка Примечание

 

Произвольность психических процессов

Работает активно и заинтересованно    
Понимает и принимает условия работы.    
Работает внимательно, сосредоточенно.    
Может «собраться» после того, как отвлекся.    
Проявляет упорство и терпение при выполнении заданий.    

 

Развитие мышления и речи

Может построить связный и развернутый ответ.    
Использует речь как инструмент мышления (объясняет, уточняет, делает выводы).    

Развитие мелкой моторики

Правильно    
Управляет движениями своей руки во время рисования.    
Умственная работоспособность Может работать в одном темпе все время обследования.    

 

Освоение

норм

поведения

Слушает, не прерывает взрослого.    
Относится к взрослому уважительно, настроен выполнять требования.    
Соблюдает принятые в школе правила вежливости.    
Контролирует и сдерживает свои движения во время выполнения заданий и в общении со взрослым.    
       

 

*В графе «оценка» знаком «+» или «-» фиксируется наличие или отсутствие в поведении ребенка указанных проявлений.

 

Задание № 1. Ознакомительная беседа с ребенком

(Составлена на основе методики «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний». Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х книгах. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.)

 

1. Как твоя фамилия, имя и отчество?

2. С кем ты живешь в одной квартире?

3. Как зовут твою маму? Сколько ей лет? (Можно спросить о каком-то другом члене семьи.)

4. На какой улице находится ваш дом?

5. Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? (Должна быть названа полная дата рождения.)

Для учащихся 1 классов:

6. Какое это время года?

7. А в какое время года обычно появляется снег и когда он начинает таять?

8. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

9. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестности твоего дома? (Необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех инструментов.)

Для учащихся 2 классов:

6. Какое это время года?

7. А в каком месяце появляются почки на деревьях, и в каком месяце начинают желтеть листья?

8. В котором часу обычно возвращаются с работы твои мама или папа?

9. Как называются животные, которые живут в лесу?
Каких из них ты знаешь? (Необходимо назвать не менее четырех животных.)

10. Назови электроприборы, которые есть у вас в доме (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех приборов.)

Для учащихся 3 классов:

6. Какое это время года?

7. А в каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

8. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь?

9. Как называются рыбы, которые живут в реке? Каких из них ты знаешь? (Необходимо назвать не менее четырех рыб.)

10. Какие виды транспорта ты знаешь? Какие из них ты используешь, когда добираешься до школы? (правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех видов транспорта.)

Для учащихся 4 классов:

6. Какое это время года?

7. Какие страны мира считаются самыми холодными и самыми теплыми? (правильный ответ предполагает название хотя бы по одной стране.)

8. В котором часу, по субботам или воскресеньям, начинаются твои любимые передачи?

9. Как называются животные, которые живут в море? Каких из них ты знаешь? (необходимо назвать не менее четырех животных.)

10. Где можно прочитать что-то интересное? (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех источников.)

Анализ выполнения задания.

Оцениваются:

· Общие сведения о ребенке (вопросы 1,2,3,5).

· Общая осведомленность (представления об окружающем мире, пространстве и времени, предметах домашнего обихода и пр.; вопросы 4,6,7,8,9,10).

Каждый правильный ответ на вопросы 4,6,7,8,9,10 оценивается в 1 балл. Сумма баллов говорит об уровне развития общей осведомленности.

 

Задание № 2. Изучение школьной мотивации

(Дается на основе методики изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.)

 

Необходимый материал: лист белой бумаги (формат А4), цветные карандаши.

Инструкция: Нарисуй то, что тебе нравится в школе.

Ход выполнения задания. Ребенку предлагается лист белой бумаги и цветные карандаши. Во время работы вмешиваться в ее процесс не рекомендуется. А после того как ребенок закончит рисовать, можно задать уточняющие вопросы.

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Учебная мотивация

· Мелкая моторика

Оценка школьной мотивации

Содержание рисунка Мотивация Баллы
1. Рисунок соответствует теме    
Учебная ситуация. Высокая школьная мотивация (можно предположить учебную активность и наличие познавательных мотивов) 3
Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами. Положительное отношение к школе, но внешняя мотивация. 2
Игровые ситуации в школе. Положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. 1
2. Рисунок не соответствует теме.    
Изображение игрушек, узоров, военных действий, машин и пр. Школьная мотивация отсутствует, преобладают другие, чаще всего игровые мотивы. 0
Ребенок нарисовал то, что лучше всего умеет и любит рисовать. Отсутствие школьной мотивации. Завышенный уровень притязаний, трудности в приспособлении к школьным требованиям. 0
Ребенок не понял задание и ничего не нарисовал. Отсутствие школьной мотивации. Трудности в понимании задачи. 0

 

Для оценки мелкой моторики необходимо наблюдать за ребенком во время выполнения рисунка: насколько ловко ребенок достает карандаши из коробки, меняет карандаши, держит карандаш во время рисования, проводит линии и пр.

Задание № 3. Изучение сформированности понятия учебной задачи

(Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.)

 

Стимульный материал: незаконченные предложения.

Инструкция: Послушай внимательно каждое предложение, которое я прочитаю. Продолжи эти высказывания так, чтобы с полученным утверждением ты был полностью согласен. Можно предложить различные варианты окончаний.

Ход выполнения задания. Ребенку предъявляютсяпредложения, все ответы фиксируются в протоколе («Бланк ответов»).

1. Стихотворения следует учить наизусть, чтобы …

2. На уроках математики я решаю задачи потому, что …

3. Учитель физкультуры на уроках заставляет делать физические упражнения, чтобы …

4. На дом задают пересказывать тексты художественных произведений для того, чтобы …

5. Устный счет нужен для …

6. Правила по русскому языку учить надо потому, что …

7. На уроках изобразительного искусства я выполняю требования учителя для того, чтобы …

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Сформированность понятия учебной задачи.

· Речь.

Если ребенок заканчивает предложения высказываниями типа: чтобы научиться запоминать, думать, грамотно писать и т.д., то смысл учебной задачи ему ясен. Подобные ответы оцениваются в 1 балл. Сумма балов показывает, понимает младший школьник смысл действия как учебную задачу или нет.

 

Задание № 4. Изучение кратковременной речевой памяти

(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем

обучения в начальной школе. Методическое руководство. Спб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.)

 

Стимульный материал: ряд из десяти не связанных между собой слов (куст, зонт, лук, шелк, гром, нос, лес, мак, стул)

Инструкция: Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай вни­мательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке.

Ход выполнения задания. Четко произнесите слова с интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».

Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.

Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он при­думал сам, повторы и т. п.) в протокол («Бланк ответов»). Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Это было очень трудное задание, ты молодец, хорошо справился»(даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова).

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Уровень развития кратковременной речевой памяти.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, воспроизведенных ребенком с первого предъявления, с теми сло­вами, которые ему были зачитаны. За каждое совпадение начисляется 1 балл. Порядок воспроизведения не учитывается. Засчи­тываются только точно воспроизведенные слова, допустимы лишь незначительные отклонения, например, «зонтик» вместо «зонт». Если ребенок говорит «гроза» вместо «гром» или «шерсть», «ткань» вместо «шелк», то за такие ответы не оцениваются.

Оценка уровня развития кратковременной памяти производится по общему количеству баллов: 0-2 - низкий уровень, 3- 4 - средний уровень, 5-7 - хороший уровень, 8-9 - высокий уровень.

 

Задание № 5. Изучение кратковременной зрительной памяти

(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем

обучения в начальной школе. Методическое руководство. Спб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.)

 

Стимульный материал: таблица с 16 картинками (Приложение 2).

Инструкция: Здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке.

Ход выполнения задания. Положите перед ребенком таблицу с 16 картинками. Время предъявления таблицы с картинками - 20-30.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.