Диагностика развития речи у детей 6 лет — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Диагностика развития речи у детей 6 лет

2020-06-05 157
Диагностика развития речи у детей 6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы понять, развита ли речь вашего ребенка в соответствии с возрастными требованиями, обратитесь к логопеду или проведите первичную диагностику самостоятельно. Я вам предлагаю диагностику по определению уровня развития речи к поступлению в школу. Все это вам пригодится не только для понимания уровня развития своего ребенка, используйте данный коррекционно‑развивающий материал для занятий со своим малышом. Отмечайте для себя, что у ребенка легко получается, а над чем долго думает, но все же находит ответ, чего он не понимает и что у него не получается.

Как тебя зовут? Напиши, если сможешь, свое имя.

Когда у тебя день рождения?

Имя и отчество родителей.

Что лишнее? Почему?

• Ива, тополь, смородина, липа;

• Береза, елка, дуб, клен;

• Час, минута, лето, секунда;

• Кошка, лиса, корова, собака.

Закончи предложение:

• Мы пойдем в кино, если…

• Я пошел гулять, когда…

• Мы вышли во двор, куда…

Что бывает колючим? Кислым?

Что бывает круглым? Низким?

Какой день недели между вторником и четвергом?

Какое время года идет после лета?

Один – много:

• 1 олень – 8? (оленей),

• 1 зеркало – 5? (зеркал),

• 3 шара – 5? (шаров),

• 2 уха – 6? (ушей),

• 1 капля – 10? (капель).

Закончи слово (если сможешь, допиши):

• НО______,

• КИ______,

• ______СА.

Продолжи:

• Лимон кислый, а сахар…

• Утром мы завтракаем, а вечером…

• Тетрадь на стол положили, а со стола на тумбу…

• Зимой идет снег, а летом…

• Певец поет, а повар…

• Композитор сочиняет музыку, а музыкант…

Что общего и чем отличаются:

• Белка и кошка;

• Молоток и топор;

• Самолет и птица.

Кто кем был раньше?

• Корова (теленком);

• Цыпленок (яйцом);

• Листик (почкой);

• Лошадь (жеребенком);

• Лягушка (икрой, головастиком);

• Овца (ягненком).

Прочитай рассказ (если не умеешь, то послушай его) и ответь на вопросы.

 

«Цапка‑царапка»

Гале подарили котёнка. Она хотела нацепить ему бант. Котёнок глядел, глядел на ленту. Да как кинется. Как вцепится в ленту. Как царапнет Гале палец! Галя дала ему имя Цапка‑царапка.

• Как ты думаешь, почему рассказ так называется?

• Кому подарили котенка?

• Кто хотел нацепить ему бант?

• Кто оцарапал Гале палец?

• Почему котенок царапался, ведь Галя хотела сделать его красивым?

• Какое имя Галя дала котенку?

Отметьте, что ваш ребенок умеет:

читает (слог + слово)

читает (слог)

читает слоги

знает буквы

не знает буквы

Какое число стоит до, после, между? 2__, 4,6, __, 8,5, __3.

Объясни смысл слов (определи понятия).

• Что такое зонт? Как выглядит? Зачем нужен?

• Что такое кастрюля? Как выглядит? Зачем нужна?

• Кто такой друг? Как выглядит? Зачем нужен?

• Что такое велосипед? Как выглядит? Зачем нужен?

Выкладываю 7 монет.

– Посчитай.

– Закрой глаза.

Закрываю ладонью 4 штуки.

– Сколько монет я закрыла?

Найди ошибку, исправь ее.

• Он пошла на реку.

• Там увидел маленькую рыбка.

• Из реки выскочил зеленый лягушка.

Что значит фраза?

• Золотые руки;

• Длинный язык;

• Короткая память;

• Теплая встреча.

Кто как ест?

• Собака кость… (грызет);

• Кошка молоко… (лакает);

• Курица зерно… (клюет);

• Гусь траву… (щиплет).

 

Логопедический массаж

 

Для проработки трудностей, которые вы выявили у ребенка, для коррекции речевых нарушений обязательно используйте на занятиях различные виды логомассажа и артикуляционной гимнастики. Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем головного мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Для коррекции речевых нарушений, для развития речевых процессов важно проводить курсами логопедический массаж и гимнастику. Этими приемами владеют специалисты логопеды и дефектологи. Но предлагаю вам освоить хотя бы несколько приемов логопедического массажа и гимнастики, которые вы будете проводить со своим ребенком. Массажные логопедические приемы взяты из практики логопедов Е. Ф. Архиповой и Е. А. Терехиной.

 

Важно! Главное – не количество проведенных упражнений, а правильность их выполнения.

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный треугольник или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж язычной мускулатуры проводите с речевым сопровождением в виде прочтения потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений.

«Дождик»: точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи – Брызни в поле пуще: Станет травка гуще.

«Дорога»: большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами другой руки скользить вверх‑вниз по боковым краям языка.

От города дорога в гору, А из города – с горы. Из деревни дорога с горы, А в деревню – в гору.

«Ноги и ножки»: точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню.

Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

«Дрова»: горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще‑похлопывающие движения.

На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова, На траве двора!

«Волк»: язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.

Хлещет, хлещет дождь. Скрылся волк под хвощ. Хвост под хвощом, А сам под дождем.

«Щенок»: потирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки.

Щеткой чищу я щенка. Щекочу ему бока.

«Мыло»: потирать язык между большим и указательным пальцами – круговые движения.

Милая Мила Мылилась мылом. Намылилась, смыла – Так мылилась Мила.

«Болтунья»: выполнять спиралевидные движения указательным пальцем от середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.

Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Болтала, болтала, Да не выболтала.

«Баран»: большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево‑вправо.

У барана рога Скручены – перекручены, Вверчены – переверчены.

«Гармошка»: указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине – имитация игры на гармошке.

Веселый Парамошка Играет на гармошке.

«Оса»: надавливать указательным пальцем на середину языка 8–10 раз.

Ужа оса ужалила. Ежу ужасно жаль его.

«Змея»: выполнять «змеевидные» движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню.

Змея ползет по травке, Змея везет подарки: Змеенку и змеючке Зелененькие брючки.

«Барабан»: выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами.

Обрадован баран. У барана барабан, И баран в барабан барабанит, Барабанит баран в барабан. И баран гремел, стучал – Вдруг порвался барабан!

«Молния»: двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику, и наоборот, от кончика языка к корню.

Я рко молнии сверкают, Тучи стрелы посылают. Небо светится огнем, Искры сыплются дождем.

«Виноград»: большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.

На горе Арарат Рвет Варвара виноград.

«Веник»: указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево.

Валя веником метет, Валя песенку поет: «Я мету, мету, мету, Быть неряхой не хочу!»

«Пироги»: ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине.

Съел молодец Тридцать три Пирога с пирогом. Да все с творогом.

«Елочка»: большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.

В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная Зеленая была.

«Гуси»: большим и указательным пальцами пощипывать язык.

Шлепают гуськом Гусак за гусаком. Смотрят свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусак у гусака.

Совмещение нескольких массажных движений «Курочка»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать.

(Точечное покалывание языка указательным пальцем.)

А за ней цыплятки – Малые ребятки. – Ко‑ко‑ко, ко‑ко‑ко, Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите.

(Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям).

«Борщ»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Боря борщ варил, варил Да недоварил.

(Круговые движении указательным пальцем по центру языка.)

Боря борщ солил, солил Да недосолил.

(Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки.)

Толя борщ варил, варил Да переварил.

(Круговые движения пальцем.)

Толя борщ солил, солил Да пересолил.

(Пощипывание языка.)

Массаж, направленный на растягивание подъязычной уздечки «Крот»: выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Во дворе горка,

(Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.)

Под горой норка.

(Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.)

В этой норке Крот стережет норку.

(Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая ее.)

 

Важно!

Логопедические массажи и гимнастику проводите курсами, ежедневно. Обязательно делайте между курсами перерыв не менее 10 дней, затем можете повторить еще несколько раз до получения положительного результата.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.