Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий

2020-03-31 87
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Государственные аспекты регулирования инвестиционной деятельностивключает в себя ряд характеристик, определяющих отношение государства к отечественным и зарубежным инвесторам, работающим на российском рынке в качестве участников экономических отношений. Одним из существенных факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является система законодательства, отражающая взаимоотношения государства и инвесторов. Правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в России в настоящее время составляет система законодательных и подзаконных актов, различающихся между собой многими признаками, но, тем не менее, способствующих регламентации правовых норм.

 

Рис. 1.3 Классификация правовых актов в зависимости от ряда характеристик

В зависимости от ряда характеристик (рисунок 1.3) приведена классификация правовых актов в области регулирования инвестиционной деятельности в России. В соответствии с мировой практикой правовые основы инвестиционной деятельности базируются на основных принципах государственной инвестиционной политики, существующей системы законодательства, регламентирующей деятельность отечественных и иностранных инвесторов на территории нашей страны.

Совокупность государственных органов и учреждений, которым разрешено правовое регулирование инвестиционной деятельности и издание правовых актов, выглядит следующим образом:

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

-  Президент Российской Федерации;

-  Правительство Российской Федерации;

-  Центральный банк Российской Федерации;

-  Фонд федерального имущества;

-  отраслевые министерства и ведомства.

По форме и назначению правовые акты подразделяются на законодательные правовые акты (Кодексы, федеральные конституционные законы, федеральные законы), акты ратификации международных соглашений, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения исполнительной власти, правовые акты других федеральных органов и учреждений.

Вертикальные и горизонтальные взаимоотношения государства и инвесторов по характеру правового регулирования различаются. В настоящее время существуют:

- односторонние административно-правовые распорядительные акты федеральных органов и учреждений;

-  гражданско-правовые акты, включающие инвестиционные договоры и контракты.

Одним из наиболее важных видов классификации правовых актов представляется вид актов по задачам и объему правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этой области имеются:

- во-первых, комплексные законодательные и подзаконные акты, имеющие универсальный характер. Например, Гражданский кодекс, Федеральные Законы РФ «Об акционерных обществах», «О валютном регулировании и валютном контроле» и т. п. К таким актам относятся также правовые акты Президента. Например, Указы «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»;

- во-вторых, система правовых актов составляет предметные или рамочные законодательные и подзаконные акты, ориентированные на собственно инвестиционную деятельность. К таким актам можно отнести Законы РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях в РСФСР», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях о разделе продукции», а также Указы Президента, например, «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации».

Обращает на себя внимание то, что большинство регионов относится к созданию инвестиционного законодательства формально, ограничиваясь общей декларацией наличия специального закона об инвестициях и не вдаваясь в суть тех возможностей, которые предоставляет сбалансированность последовательной инвестиционной политики и благоприятного инвестиционного законодательства, учитывающего все современные новации. Массив регионального инвестиционного законодательства не приведен в соответствие с федеральными законами и иными нормативно-правовым актами.

Нормативные акты и законы, действующие на территории регионов РФ часто имеют приоритеты в инвестиционной деятельности по сравнению с Российским законодательством.

Среди недостатков инвестиционного законодательства обращают на себя внимание несовершенство практического применения налогового законодательства, ограничения в предоставлении льгот инвесторам, отсутствие ответственности за неисполнение законодательства об инвестиционной деятельности органами государственной власти и управления, дублирование полномочий органов исполнительной власти, ведающих вопросами инвестиционной политики, невозможность передавать споры в международный арбитраж.

По нашему мнению, региональное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, должно предусматривать:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

-  установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

-  защиты интересов инвесторов;

-  предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

-  расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально - культурного назначения;

-  создания и развития сети информационно - аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

-  создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие региона в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых совместно с РФ и иностранными государствами;

-  проведения экспертизы инвестиционных проектов;

-  защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

-  разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых аймов;

- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Не все из вышеперечисленных преимуществ реализуются на практике российскими инвесторами, например, совершенно не происходит вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; у инвесторов нет никакого доверия к выпускаемым регионами облигационным займам и т.д.

Большинство экспертов считают, что в целом в последние годы произошли позитивные изменения, к которым относят некоторое снижение налогового бремени, темпов инфляции, криминализации бизнеса.

В программах государственной инвестиционной политики РФ регулярно намечается создание и поддержание условий для достижения такого предложения на рынке капитала, который полностью удовлетворял бы потребность экономики в инвестициях. Расчеты показывают, что только для поддержания текущего уровня прироста производства в 4-5% при модернизации и замене выбывающих мощностей экономике требуется до 10% валовых инвестиций в основной капитал. По оценкам Минфина России необходимо порядка 15-20 млрд. долл. инвестиций ежегодно. Согласно Энергетической стратегии России до 2020 года только на развитие топливно-энергетического комплекса РФ в период до 2020 года необходимо 700 млрд. долл.

Приоритетами государственной инвестиционной политики, должны быть: облегчение налогового пресса без сокращения государственных расходов рассчитанного на то, что увеличение прибыли, оставляемой предприятиям, будет способствовать росту производства и увеличению налогов, компенсирующему снижение налоговых ставок. Для сравнения: США и Япония успешно развивались при степени налогообложения немногим более 30% [15, c. 14].

Одним из ключевых вопросов государственной инвестиционной политики является рекапитализация банковской и финансовой сферы, которая не справляется с задачей перелива капитала из капиталоизбыточных в капиталодефицитные сектора. В результате навес денежной массы, эмитированной Центробанком для покупки валюты у экспортеров, оторван от инвестиционных нужд развития реального сектора. Российские банки дают кредиты на срок не более 3 лет и под 16-18% [5, c. 79]. Поэтому основным источником инвестиций для российских предприятий остаются собственные средства.

Программой инвестиционной политики предусмотрено повышение эффективности фондового рынка за счет создания новых инструментов фондового рынка и развития инвестиционных институтов (инвестиционных, страховых и пенсионных фондов), рассчитанных на консолидацию и перераспределения в реальный сектор сбережений граждан - по разным подсчетам, на руках у населения находится от 50 до 150 млрд. долларов [6, c. 44].

По-прежнему остается нерешенной проблема "теневой" экономики". Фактически доходы федерального, регионального и местных бюджетов значительно ниже заложенных в бюджет. По оценкам Госкомстата Российской Федерации, размеры "теневой" экономики приближаются к 25% ВВП. По оценкам Всемирного банка, эта цифра оставляет 40% [14, c. 25].

Вышеизложенное позволяет обобщить вывод о том, что государственные законодательные акты, постановления, проекты и программы недостаточно эффективно регулируют инвестиционную политику промышленных предприятий, непреодолимыми препятствиями мы считаем фискальную политику, коррупцию, административные барьеры.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.