Глава 1. Терминология исследования — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Терминология исследования

2020-03-31 146
Глава 1. Терминология исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение

Глава 1. Терминология исследования

1.1 Социальная работа

1.2 Христианские конфессии

1.3 Пенитенциарные учреждения

Глава 2. Христианские конфессии как субъект социальной работы в пенитенциарных учреждениях

2.1 Исторические предпосылки становления христианских конфессий как субъекта социальной работы в пенитенциарных учреждениях

2.2 Современные предпосылки участия христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях в качестве субъекта социальной работы

2.3 Основные направления деятельности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях

2.3.1 Классификация по видам деятельности

2.3.2 Классификация по сферам деятельности

2.3.3 Классификация по охвату

2.3.4 Классификация по каналам воздействия

2.3.5 Христианские конфессии как субъект социальной работы в пенитенциарном учреждении

Глава 3. Социальная работа христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях

3.1 Потребности пенитенциарных учреждений в социальной работе

3.2 Компоненты организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях

3.3 Отличительные характеристики христианских конфессий как субъектов социальной работы

3.4 Опыт социальной работы христианских конфессий в пенитенциарной системе РФ

3.4.1 История деятельности христианских конфессий как субъекта социальной работы в пенитенциарной системе России

3.4.2 Проблемы обобщения современного опыта

3.4.3 Опыт деятельности РПЦ в пенитенциарных учреждениях

3.4.4 Опыт деятельности католичества и протестантизма в пенитенциарных учреждениях

3.3.5 Обобщение опыта социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях

3.5 Потребности пенитенциарной системы в социальной работе и деятельность христианских конфессий по их восполнению

3.6 Пробемы анализа практических результатов участия христианских конфессий в в процессе социальной реабилитации осужденных

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Десятилетие тому назад, пенитенциарная система Российской Федерации, некогда одна из наисекретнейших областей тоталитарного общества, со всеми своими нуждами и проблемами стала открываться навстречу общественным и религиозным объединениям. Изменение философии пенитенциарной системы было закреплено в новом Уголовно-исполнительном кодексе РФ от 18.12.1996, в том числе гласящем, что “Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма. осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. общественные объединения. принимают участие в исправление осужденных”. Общественные объединения, проникая через заборы и колючие проволоки, обнаружили обширное поле для деятельности, так как в пенитенциарной системе находится большое количество нуждающихся в социальной, психологической и духовной поддержке людей.

Это десятилетие стало временем создания законодательного пространства как для работы самой пенитенциарной системы, так и для общественных и религиозных объединений, чтобы они могли участвовать в реинтеграции девиантных слоев населения с социумом. К таким событиям можно отнести присоединение России к Совету Европы (4.11.1996), принятие нового Уголовно-исполнительного кодекса (18.12.1996), “Концепции реорганизации УИС МВД Российской Федерации на период до 2005 г.", принятие законов об “Общественных объединениях” и “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Проблема полноценного возвращения в социум (покаяния) преступников - острейшая проблема современного общества, в котором различные формы преступности (от наркомании и проституции до организованных бандитских группировок) продолжают расти, а существующая система по их исправлению в силу недостаточного финансирования, недостатка кадров и необходимости перестройки структуры и методов воздействия на личность не всегда успешно справляется с поставленными задачами.

Большую активность в работе пенитенциарных учреждений и попечительских советов при них принимают различные религиозные организации, в том числе и христианской направленности. Поэтому, на фоне необходимости поддержания пенитенциарной системы РФ, чрезвычайно важным представляется обратить внимание на социальные аспекты работы христианских конфессий в тюрьмах, колониях и следственных изоляторах.

Для обеспечения более эффективного взаимодействия администрации пенитенциарных учреждений с руководителями христианских конфессий, для улучшения качества ресоциализации осужденных и их успешной интеграции с социумом по освобождению, необходимо доскональное исследование социальной работы в пенитенциарных учреждения и изучение роли христианских конфессий в этом процессе.

Тема этого исследования - социальная работа христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях. Ограничениями темы является рассмотрение социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях в свете современной российской конкретики с теоретической точки зрения.

Объектом этого исследования является социальная работа в пенитенциарных учреждениях.

Субъектом исследования является изучение роли христианских конфессий в социальной работе в пенитенциарных учреждениях.

Гипотеза этой работы состоит в том, что потребности пенитенциарных учреждений в социальной работе могут быть частично восполнены христианскими конфессиями благодаря особенностям их вероучения, богатству их исторического опыта, особенностями интегрально-холистичного восприятия индивида и особенностям структурной организации христианских конфессий (см. схему №1).

В доказательстве этой гипотезы - большое практическое значение этого исследование. Ведь теоретическое обоснование желательности участия христианских конфессий в процессе социальной реабилитации осужденных ускорит процесс налаживания конструктивного взаимодействия между пенитенциарными учреждениями и социальными конфессиями на благо общества. В налаживании такого практического взаимодействия - огромный потенциал.

Цель исследования социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях состоит в изучении потребностей пенитенциарной системы в социальной работе и выделении особенностей христианских конфессий как субъектов социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Задачи работы, следовательно, следующие:

Определение ключевых понятий исследования (социальная работа, пенитенциарные учреждения, христианские конфессии).

Изучение потребностей пенитенциарных учреждений в социальной работе.

Рассмотрение исторических предпосылок заинтересованности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях.

Рассмотрение современных предпосылок заинтересованности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях.

Категоризация основных направлений деятельности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях.

Описание особенностей восприятия личности в христианской конфессии.

Рассмотрение особенностей христианской конфессии как субъекта социальной работы.

Обобщить полученную информацию о социальной работе в пенитенциарных учреждениях и христианских конфессиях как субъекте социальной работы.

Последовательное решение задач исследования позволит нам проверить правильность предполагаемой гипотезы о том, что потребности пенитенциарных учреждений в социальной работе могут быть частично восполнены христианскими конфессиями благодаря особенностям их вероучения, богатству их исторического опыта, особенностями интегрально-холистичного восприятия индивида и особенностям структурной организации христианских конфессий как субъекта социальной работы.

Новизна исследования состоит в том, что несмотря на попытки налаживания взаимодействия между пенитенциарными учреждениями и христианскими конфессиями, в современной литературе отсутствует теоретическое обоснование этого процесса и, собственно, разработка моделей взаимодействия как с точки зрения христианских конфессий, так и с точки зрения пенитенциарных учреждений. В результате не изученности этой темы (за исключением ряда упоминаний этой проблематики в научных трудах), тема и результаты нашего исследования представляются новыми и интересными как для последующего всестороннего изучения, так и для практического применения результатов исследования.

В качестве методов исследования социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях используется наблюдение, систематизация, абстрагирование, анализ (законодательного поля функционирования пенитенциарной системы и религиозных организаций, исторического и современного опыта работы христианских конфессий), моделирование (методологии социальной работы и принципов функционирования христианских конфессий). В качестве источников информации для исследования используются печатные источники по смежным темам, наблюдения за динамикой развития отношений пенитенциарной системы и христианских конфессий, официальные статистические данные и данные проведенных опросов.

христианская конфессия пенитенциарное учреждение


Социальная работа

 

Определение термина “социальная работа в Российской научной практике складывается во многом под влиянием западного мышления. Ш. Рамон и Т. Шанин (английские ученые) определяют социальную работу как “организацию личностной службы помощи людям”. Российский ученый В.А. Никитин полагает, что социальная работа является “особым видом деятельности, социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации”. С.И. Григорьев же истолковывает социальную работу как “деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности”.

А.И. Яковлев предлагает простое определение, утверждающее, что “социальная работа как вид деятельности направлена на человека, нуждающегося в помощи, не способного решить свои проблемы без посторонней помощи”. Такой человек (или группа индивидов) являются объектами социальной работы, выражающейся преимущественно в помощи.

С нашей точки зрения, сам вопрос о субъект-объектном отношении в категоризации донора помощи (субъекта социальной работы) и ее рецепиента (объекта) вряд ли достоверно и непредвзято отражает суть проблемы взаимодействия нуждающегося в социальной реадаптации и индивида (системы), производящего социальную работу в этом процессе. Само понятие субъект-объектных отношений подразумевает известную подчиненность и одностороннюю направленность деятельности социальной работы (что, по мнению Суворова А.В., влечет явные негативные последствия и противоречит гуманистической направленности социальной работы), а поэтому такая классификация вряд ли полезна. Но для удобства использования принятой терминологии и в этой работе мы будет говорить о субъекте социальной работы как об индивидуме (или их группе, или организованной структуре), выполняющим функции социальной работы по отношению к ее объектам.

Само слово “помощь”, столь часто используемое в определениях социальной работы, может нести разнообразную смысловую нагрузку. Так, например, словарь Ожегова определяет помощь как “содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь”. В этой работе под помощью мы будет понимать “участие, приносящее облегчение и нормализацию”.

Таким образом, определение социальной работы формулируется следующим образом: это процесс, направленный на дезинтегрированного с обществом индивида, с целью холистичного участия в его жизни, приносящего нормализацию, ре-интеграцию с социумом и решение его социальных проблем. Следует заметить, что ради изучения особенностей социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях мы будем рассматривать этот процесс как обладающий конечными хронологическими характеристиками, осуществляемый преднамеренно. Несомненно, в реальной жизни социальная работа не всегда носит целевой и законченный характер, и не всегда четко определяется временными характеристиками (так, деятельную помощь человеку может оказать событие, происшедшее с ним десятилетие назад).

Христианские конфессии

 

Продолжая терминологическое развитие темы работы, необходимо определить понятие “христианской конфессии”. Следует заметить, что последнее десятилетие стало временем бессистемности в области религиоведческих терминов в РФ. Эта терминологическая неразбериха отражена и в законодательстве Изменение значения слова “религия” от резко негативного до положительного, устрашающее применения слова “секта" по поводу и без повода в средствах массовой информации и религиоведческая малограмотность населения мало способствуют ясному и четкому определению основных терминов, которые будут использоваться в данной работе. Проблема терминологии настолько остра, что нередки примеры терминологического несоответствия федеральных и региональных законодательных актов (закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” РФ и закон о “Миссионерской деятельности на территории Свердловской области" - яркое тому подтверждение).

В современном законодательстве “Закон о свободе слова и вероисповеданий" (см. Приложение 1) используются такие термины, как религиозная организация (местная или централизованная), религиозное объединение и религиозная группа. Правом осуществления проповеднической деятельности в государственных учреждениях (в том числе, и пенитенциарных) обладают религиозные организации. Это несколько противоречит гл.2. ст.14 УИК РФ, так как там не указываются критерии ограничения вероисповедной практики осужденных. Итак, для получения статуса религиозной организации установлены соответствующие временные квоты или признаки вхождения в централизованную религиозную организацию. Такие организации регистрируются министерством юстиции РФ как на федеральном (централизованные) так и на региональном уровне.

В данной работе под христианскими конфессиями мы будем понимать все ответвления христианского вероучения, которые в Российской конкретики имеют статус религиозной организации (централизованной или местной). Сюда, соответственно, будут отнесены Российская Православная Церковь (РПЦ), Римско-католическая церковь, все ответвления традиционного протестантизма (лютеранство, баптизм, методизм, армия спасения), новые протестантские движения (пятидесятничество, харизматизм, адвентизм). Такое определение в целях этого исследования умышленно основывается на действующем законодательстве и на практике его применения, а не на религиоведческих и теологических основаниях. Исходя из предопределенной ущербности такого определения религиозных конфессий, оно выбрано нами во избежания перекосов в одну из религиоведческих либо теологических крайностей и поддержания некой меры объективности в описании христианских конфессий.

Под христианскими конфессиями (направлениями исповедания, или деноминациями) мы понимаем все множество легально действующих на территории РФ церквей, их миссий и объединений христианского вероисповедания (см. Приложение 2). Эти общины могут разниться в литургических и доктринальных вопросах, а также в вопросах практического осуществления личной и институализированной церковной жизни - общим для нас признаком будет исповедание Никео-Царьградского символа христианской веры (Credo) и признание книг Ветхого и Нового заветов в качестве Священного Писания, и отсутствие иного Священного писания (речь здесь идет не о предании). Именно такие группы и их представители, осуществляя деятельность в пенитенциарной системе будут идентифицировать себя как “христианские церкви” или “христианские общины”.

Несомненно, представители некоторых христианских конфессий, например РПЦ, могут называть других “сектантами”. Такое клеймо можно рассматривать лишь как внутритеологическое построение РПЦ (между прочим, использование таких и подобных им слов в пропагандистских целях противоречит Конституции и ряду законодательных актов РФ), но не как статусную функцию названной “сектой" христианской конфессии. Определимся, что в целях данного исследования непонимание одной христианской конфессии другой не влечет за собой автоматического исключения “заклейменной" деноминациии из когорты христианских конфессий.

1.3 Пенитенциарные учреждения

 

Понимание современной Российской пенитенциарной системы крайне затруднено в связи с последними сменами парадигмы исправительных учреждений, переведения их из под ведомства МВД в ведение Министерства Юстиции.

Последний век нашего государства был богат опытом использования тюрем как репрессивного механизма, а частая смена режимов и политических направлений делала пословицу “от сумы да тюрьмы не зарекайся" чрезвычайно актуальной. Поэтому при рассмотрении современной сути “пенитенциарной системы" и учреждений, ее составляющих, необходимо отметить последние законодательные и государственные изменения в этой области.

Само слово “пенитенциарная" происходит от лат. penitentio - покаяние, тем самым подразумевая, что система предназначена для покаяния (от греч. metanoia - обращение, изменение пути и направления движения) оступившегося человека. Традиционное понимание покаяния хорошо прослеживается в работах Фомы Кемпийского (Thomas O’Kempis). В нашем государстве эта система называется “пенитенциарной”, но официальное название - “Управление исполнения наказаний”, что, несомненно, несет в себе некоторый ореол репрессивности, а не пенитенции. Перевод этих учреждений из МВД в Министерство юстиции в 1998 году (см. Приложение 1) имеет фундаментальный смысл, но проблемы кадров, недостаточного финансирования и исторического наследия продолжает держать УИН на грани между системой пенитенциарной и репрессивной.

Но, возвращаясь к теме законодательства, можно сказать о том, что положено хорошее основание. Это уже упомянутые “Концепция реорганизации УИС МВД Российской Федерации" и “Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации”. Вот некоторые выдержки из последнего документа, имеющие отношение к нашей теме (гл.2, ст.14): “Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедывать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь, и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение”, и еще (гл.15, ст.109): “Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и повышения их образовательного и культурного уровня.”

Итак, в пенитенциарную систему современной РФ входят учреждения УИН Министерства юстиции РФ, действующие в соответствии с федеральными законодательными и прочими нормативными актами, предусматривающими, среди прочих, и свободу вероисповедания осужденных и предоставление необходимых для этого условий.

Таким образом, под социальной работой христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях, мы будем понимать процесс, направленный на дезинтегрированного с обществом индивида (или их группу), лишенного свободы и находящегося в системе УИН, через холистичное участие легально действующих религиозных организаций христианского исповедания в его жизни, приносящее нормализацию, ре-интеграцию с социумом и решение его социальных проблем.


Глава 2. Христианские конфессии как субъект социальной работы в пенитенциарных учреждениях

 

2.1 Исторические предпосылки становления христианских конфессий как субъекта социальной работы в пенитенциарных учреждениях

 

Говоря об исторических предпосылках участия христиан в работе пенитенциарных учреждений, нельзя пройти вниманием тот факт, что современная “тюремная" система складывалась в христианизированном историческом пространстве Европы. И само название “пенитенциарная" имеет несомненные христианские корни, так как в понятии “покаяние" - упор не на наказание, а на исправление и возвращение к нормальному человеческому социуму.

Истоки особого отношения христиан к тюремным учреждением следует искать в Еврейской истории. Как известно, в истории еврейского народа были многочисленные случаи масштабного пленения (см. Исаия, Иеремия, Иезекииль, Бытие), так же и пленение Патриархов (например, Иосиф) и пророков. Поэтому в еврейском менталитете (см. Например Мидраш и поздние талмудические писания а так же работы таких исследователей Иудаизма, как Steinten Milton), сохраняется милосердие к заключенным в тюрьме людям.

Уже в самой христианской письменности, в 25-ой главе Евангелия от Матфея мы видим следующие слова: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный. ибо я был болен, и в темнице, и вы не посетили меня”. На протяжении веков христиане понимали и понимают эту заповедь как повеление для посещения тюрем и ободрения и помощи находящимся в них заключенным.

Образ тюрьмы был связан у первых христиан и с пребыванием там Иисуса Христа, первых апостолов (Петра и Павла). Апостолы свидетельствовали о Боге в тюрьмах и помогали как заключенным, так и их стражникам (см. Деяния апостолов).

Далее тюрьмы становятся местом пребывания многих верных христиан и руководителей христианских общин в эпоху гонений (1-2 вв. н. э) и находящиеся на свободе члены общин заботятся о их духовном и физическом состоянии. Не избежали заключения Поликарп, епископ Смирнский, мученик Иустин и Ириней Лионский. Из исторических писаний следует, что христиане часто поддерживали своих заключенных собратьев, иногда путем влияния на стражу стремились улучшить условия их содержания. В те времена христианская община истолковывала заповедь Христа в контексте собственной гонимости, и понимала ее как обязательство посещать своих собратьев по вере, находящихся в заключении, и всячески поддерживать их в суровых условиях тюремного быта.

Со времен огосударствления церкви она становится мощным социально-политическим институтом. Монастыри из обителей святых вскоре становятся оплотом церковной власти, и используются властью светской для регуляризации политических процессов. Становление средневековой мысли можно проследить в сочинениях отцов церкви, см. подробнее таких авторов, как Г.Г. Майоров и Eteine Gilson, и сами произведения этого периода (патристика и поздние средневековые произведения). Так, монастыри становятся местом покаяния и исправления (пенитенции) для согрешивших священнослужителей и мирян. Ссылки туда носят иногда временный, а иногда постоянный характер, притом функция покаяния нередко является вторичной по отношению к изоляции нарушителя общественного порядка. Итак, церковь обретает опыт социально-политического института, весьма схожего с опытом современных тюрем.

Еще одним важным фактором в историческом вовлечении церкви в жизнь тюрем является институт тюремных священников, или капелланов. В их функции входило исповедание заключенных (конфессионарий), свершение таинств и предсмертных ритуалов, попечение о духовных нуждах заключенных. История знает не мало случаев, когда отдельные священнослужители, а так же их ордена (например, орден Францисканцев) уделяли особое внимание условиям содержания заключенных под стражу, заботясь не только об их духовных, но так же и о физических нуждах. Итак, к средним векам церковь приобрела опыт духовного и социального попечения в тюрьмах, разработала методику и технологию пенитенции в монастырях.

С появлением протестантизма и социально-направленного христианства в Англии XVII вв., особенно при распространении методистского движения (положившего в последствии основание Армии спасения), церковь стала уделять особо пристальное внимание социальным причинам преступности и нечеловеческим условиям содержания заключенных. Так, например, основатель методизма Джон Весли сам посещал тюрьмы, кормил заключенных, жертвовал им одежду, обще развивающую и духовную литературу, призывая к этому своих последователей. Учение Христа о “посещении темниц” приняло совершенно иную окраску - посещать тюрьмы надо не только ради своих мучеников, но и просто ради холистичного служения ближнему.

В XIX и XX вв., особенно в США, религиозные организации особенно активно влияли и на формирование законодательного поля в целях реформирования системы исправления осужденных. Именно под влиянием противостояния светской и разносторонних религиозных мироощущений предлагаются и отвергаются различные системы социальной помощи осужденным.

В Российской исторической практике (до переворота 1917) существовала обширная практика общественного призрения тюрем, движимого христианскими и ценностями. Наиболее яркими примерами таких движений и личностей, их возглавлявших, можно назвать о. Иоанна Кронштадского (Кронштадт и Санкт-Петербург - православный священник), и доктора Гааза (Москва, католик - врач). Эти люди действительно стремились исполнять заповеди Христа, посещая своих ближних в тюрьмах и относясь к ним, как к себе. Попечительские советы, создаваемые при тюрьмах (с 1819г.) были возглавлены видными церковными деятелями, чаще всего в архиерейском сане. В эпиграфе “Попечительного о тюрьмах общения" стояла цитата из Библии, а вице-президентом его стал Преосв. Филарет, Архиепископ Тверской и Каширский.

Итак, рассмотрев все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что для оправдания современного участия христианских конфессий в деятельности пенитенциарной системы есть не только достаточное количество исторических прецедентов, но и солидная практика, накопленная за двадцать веков.

2.2 Современные предпосылки участия христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях в качестве субъекта социальной работы

 

Ответив на вопрос об исторических предпосылках заинтересованности христианских конфессий в пенитенциарной системе, можно приступить к рассмотрению причин их современного участия в деятельности пенитенциарной системы.

Во-первых, указанные выше причины не устарели за двадцать веков. Все так же сильна заповедь Христа о посещении тюрем, остается в силе чувство идентификации осужденных с героями веры Ветхого и Нового заветов (убийца - Моисей, раскаявшийся на дереве преступник).

Среди современных причин можно назвать свидетельство опыта церкви в тюремном служении, особенно в последние два века, потребность общества в церковном обновлении.

Среди мотиваций участия христианских конфессий в деятельности Российской пенитенциарной системы можно перечислить следущие: идеологические, исторические, политические, личностные.

К идеологическим можно отнести уже упомянутые выше желание следовать заповеди Христа, видение в согрешившем преступнике образа Божьего, утверждение о Божьей милости по отношению к любому грешнику, осознание недостойного человеческого звания содержания заключенных.

К историческим причинам работы христианских конфессий в колониях можно отнести уже упомянутый выше опыт предыдущих поколений верующих, вспоминание бывших заключенных о своей тюремной жизни и желание поделиться ею, история предания Церкви о покаянии преступников и их последующее освящение и канонизацию.

В современной Российской конкретики особую роль играют причины политические. Наличие служения в тюрьме является для многих церквей статусным символом признания их влияния, или попытка утвердить свое влияние на власть. Так, Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) в период с 1998 по 1999 заключила договоры о стратегическом сотрудничестве на местном и федеральном уровне со многими государственными структурами (министерство образования, министерство внутренних дел, министерство юстиции). В настоящее время можно свидетельствовать и влияние христианских конфессий на законодательные процессы, так например в феврале 2000 предстоятель РПЦ МП выступил с политической инициативой об объявлении амнистии некоторым категориям осужденных.

При оценке факторов участия христианских конфессий в работе пенитенциарных учреждений нельзя недооценивать фактор личностного участия руководителей и членов христианских общин. У ряда этих лиц - близкие родственники находятся или находились в заключении, кто-то сам провел несколько лет в условиях лишения свободы. Все эти люди стремятся работать как представители христианских конфессий в тюрьме отчасти и для удовлетворения своих личностных психологических потребностей.

Итак, отвечая на вопрос о причинах участия христианских конфессий в работе пенитенциарных учреждений мы пришли к выводу, что иногда христианскими конфессиями движет призвание и понимание необходимости такого рода служения и это призвание подкреплено историческими прецедентами, а иногда причины нужно искать в политических или личностных аспектах. Тем не менее, несмотря на причины, христианские конфессии активно участвуют в работе УИН министерства юстиции РФ.

2.3 Основные направления деятельности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях

 

Классифицируя участие христианских конфессий по видам деятельности можно выделить просветительскую, керигматическую, катехизаторскую, догматическую, сакраментальную, мартиологическую и диаконскую функции, по сферам деятельности - духовную, социальную, психологическую и политическую, по охвату - личностную и общинную, по каналам воздействия - на прямую и опосредованную, и т.д. (см. табл. №1).

Прежде чем разбирать эти понятия подробнее, нужно обратить внимание на то, что главное призвание христианских конфессий - проповедь и утверждение Евангелие Иисуса Христа, как проповедью, так и соответствующими действиями.

Классификация по охвату

По охвату своей деятельностью христианская община действует на микро, мезо и макро уровнях. На микро-уровне происходит личное взаимодействие с заключенным, на мезо-уровне формируются малые группы, и, наконец, у представителей христианской общины существуют возможности обращения к осужденным на макро-уровне - в публичной проповеди, через средства массовой информации (как специализированно-пенитенциарных, так и специализированно-конфессиональных).


Заключение

 

В ходе данного исследования мы раскрыли тему исследования как изучение процесса, направленного на дезинтегрированного с обществом индивида (или их группу), лишенного свободы и находящегося в системе УИН, через холистичное участие легально действующих религиозных организаций христианского исповедания в его жизни, приносящее нормализацию, ре-интеграцию с социумом и решение его социальных проблем.

В ходе работы мы рассмотрели условия функционирования уголовно-исполнительной системы и религиозных организаций в новом законодательном поле, обратили особое внимание на потребности пенитенциарных учреждений в социальной работе. Мы обозначили комплексность социального диагноза лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Сформулировав таким образом потребности пенитенциарных учреждений в комплексной социальной работе, мы рассмотрели историю участия христианских конфессий в работе пенитенциарных учреждений, затем классифицировали работу христианских конфессий по видам, сферам и другим категориям, обращая особое внимание на социальные аспекты.

В ходе утверждения гипотезы исследования о том, что потребности пенитенциарных учреждений в социальной работе могут быть частично восполнены христианскими конфессиями (см. схему №1) благодаря особенностям их вероучения, богатству их исторического опыта, особенностями интегрально-холистичного восприятия индивида и особенностям структурной организации христианских конфессий были решены следующие задачи:

Определены ключевые понятия исследования (социальная работа, пенитенциарные учреждения, христианские конфессии). На основании терминологических определений тема самого исследования была определена как процесс, направленный на дезинтегрированного с обществом индивида (или их группу), лишенного свободы и находящегося в системе УИН, через холистичное участие легально действующих религиозных организаций христианского исповедания в его жизни, приносящее нормализацию, ре-интеграцию с социумом и решение его социальных проблем.

Изучены потребности пенитенциарных учреждений в социальной работе. Они определены в понятиях опеки как над самим институтом с точки зрения восполнения его социально-бытовых и социально-медицинских потребностей, так и над личностью осужденного с точки зрения преодоления комплексной и хронической дезинтеграции с социумом.

Рассмотрены исторические предпосылки заинтересованности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях в свете истории христианской церкви и истории становления современной пенитенциарной системы. Историческое исследование дает нам возможность говорить о множественных точках соприкосновения между современными христианскими церквями и системой исправления наказаний.

Рассмотрены современные предпосылки заинтересованности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях. На основании проведенного анализа можно утверждать о высокой степени заинтересованности христианских конфессий в деятельности пенитенциарной системы.

Категоризованы основные направления деятельности христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях (см. табл. №1). Их внимательный анализ дал возможность говорить о том, что осуществление социальной работы является как прямым, так и побочным результатом деятельности христианской конфессии в пенитенциарном учреждении.

Описаны особенности восприятия личности в христианской конфессии (табл. №2). Ключевым моментом восприятия человека в свете христианского вероучения является понимание его тварности, ценности личности и жизни как образа и подобия Божия, единство тварной природы человека и холистичность его восприятия.

Рассмотрены особенности христианской конфессии как субъекта социальной работы (см. табл. №2). Среди них в качестве наиболее существенных для нас выделены добровольный принцип участия, мультипрофессионализм членов общин.

Обобщение всего вышеизложенного и является последней задачей этого исследования. Мы пришли к заключению, что христианские конфессии обладают большим потенциалом для осуществления социальной работы в пенитенциарной системе, что объясняется комплексностью подхода к человеку и его проблемам, особенностями вероучения и особенностями структурной организации христианских конфессий и их работы. Христианские конфессии имеют богатый исторический опыт пенитенциарного служения. Присоединение к христианской общине помогает в обретении нового социального статуса, что, в свою очередь, способствует нормальной пост-пенитенциарной социализации.

Опираясь на опыт Российской истории и опыт других стран можно утверждать, что участие христианских конфессий в работе пенитенциарных учреждений, в том числе и в решении социальных проблем осу


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.