Проблемы обобщения современного опыта — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проблемы обобщения современного опыта

2020-03-31 116
Проблемы обобщения современного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время достаточно трудно собрать достоверную статистику и обобщить всероссийский опыт служения христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях. Статистика не только скудна (вряд ли представляется возможным узнать количество часовен и молитвенных комнат в УИН), но и неполноценна (не удастся узнать общий денежный оборот гуманитарной помощи, переданной пенитенциарным учреждениям РФ от христианских конфессий). Совсем трудно оценить именно “участие в жизни осужденного, приводящее к нормализации и ре-социализации”.

Тем не менее, можно давать некоторую среднестатистическую оценку участия различного вида конфессий в пенитенциарной системе, сравнивая с некоторыми российскими и западными показателями. Как мы уже упомянули выше, РПЦ принадлежала ведущая роль в с служении в пенитенциарных системах до 1917 г, в настоящее время количество христианских конфессий протестантской направленности и их активности превышает количество приходов РПЦ (такова статистика по Москве, Петербургу, Екатеринбургу).

3.4.3 Опыт деятельности РПЦ в пенитенциарных учреждениях

По информации агентства Благовест-инфо, Патриарх РПЦ Алексий (Ридигер) II неоднократно анонсировал приоритетность служения в тюрьмах. По статистике епархиального управления архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, 70% пенитенциарных учреждений Свердловской области имеют специально оборудованные помещения для совершения Богослужений и священников, окормляющих их. Разумеется, РПЦ еще очень далеко до наличия в каждой тюрьме штатного священника, постоянно опекающего осужденных. Среднестатистически по РФ на одного священнослужителя РПЦ приходится около 100 тысяч человек. Учитывая, что 50% провозглашают себя православными, а придерживаются правил исповедания менее 10%, то на православного священнослужителя приходится в среднем менее 10 тысяч верующих, что все же крайне много.

Из этого следует, что очень редко РПЦ может оказать адресную профессиональную помощь силами своего священноначалия. Но, именно благодаря этому, важность прихода и социальных отношений внутри него повышается. Так, в исправительной колонии УЩ349/2 прихожане православной часовни сами проводят службы “мирским чином" по благословению священнослужителя, сами собираются для духовных бесед и изучения Священного Писания и Священного Предания церкви.

Таким образом, недостаток священнослужителей иногда может быть полезным фактором при организации групп заключенных, их социализации, и, следовательно, социальной реабилитации. Отсутствие священнослужителей так же подталкивает прихожан РПЦ посещать тюрьмы, что способствует контакту между осужденными и мирянами церкви. Такие контакты тоже способствуют социализации осужденных и их ре-интеграции с социумом.

Документированы случаи как бессистемной, так и системной адресной благотворительной помощи со стороны РПЦ осужденным к лишению свободы в пенитенциарных учреждениях. Так, местные издания “Православной газеты” (как, например, Екатеринбургской епархии) имеют регулярную рубрику “Братиям нашим, в узах заточенным”, где публикуются нужды заключенных, их адреса и письма, проповеди, к ним обращенные. Такое внимание в СМИ Церкви является участием в жизни осужденных и способствует восстановлению их связи с социумом.

3.4.4 Опыт деятельности католичества и протестантизма в пенитенциарных учреждениях

Самый яркий пример участия христианских конфессий католического и протестантского исповедания в пенитенциарной системе РФ - институт капелланства в колонии для иностранных заключенных, совершивших преступление на территории РФ. Многие из находящихся там в заключении - по своему традиционному исповеданию католики и протестанты.

В других исправительных учреждениях нередко деятельность христианских конфессий протестантского и католического исповедания носит бессистемный характер и сводится к эпизодическим благотворительным и проповедническо-концертным акциям. Но есть и примеры серьезного, системного, холистичного подхода к служению в пенитенциарных учреждениях.

Не секрет, что у западных конфессий (и для традиционных для России в том числе), благодаря постоянным связам с собратьями по вере из-за рубежа, имеется больший опыт ведения холистичного тюремного служения. Как известно, в Европе и США существует большое количество как деноминационных, так и экуменических служений, специализирующихся на пенитенциарной тематике. К ним относятся: Prison Ministries Intl., Kairos, Freedom for life и т.п. Существуют и специальные программы профилактики наркотической и алкогольной зависимости (Born free - stay free), околоцерковные группы реабилитации Ал-Анон (для со-зависимых) и АА, НА (для зависимых).

У христианских конфессий, имеющих связи с западными финансовыми потоками, может быть больше возможностей для оказания благотворительной помощи и проведения реабилитационных проектов.

Примером системного, продуманного и результативного подхода стало участие Объединенной методистской церкви России в работе УЩ 349/2 ГУИН Свердловской области. С 1991 регулярно проводятся богослужения, несколько раз в неделю - занятие Библейской группы, поддерживается хор духовной музыки, проводятся просветительские программы. На базе деятельности церкви оказывается разносторонняя гуманитарная помощь заключенным (медикаменты, одежда, бытовые принадлежности). Регулярно проходят встречи заключенных и прихожан церкви, осуществляется пост-пенитенциарная реабилитация. Все это способствует “участию в жизни человека” и целью этой работы становится “нормализация и ре-социализация”. В этом контексте можно говорить о положительном опыте системного участия христианской конфессии в пенитенциарном учреждении. Такой опыт не только возможен, но и легко тиражируем.

3.3.5 Обобщение опыта социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях

На сегодняшний день можно говорить о том, что с одной стороны - накоплен достаточный положительный опыт социальной работы христианских конфессий в пенитенциарной системе. С другой стороны - социальная работа христианских конфессий в пенитенциарной системе еще недостаточно документирована, изучена и систематизирована для того, чтобы можно было говорить о типичности успешной социальной работы христианских конфессий в пенитенциарных учреждениях. Но на сегодня - приятно отметить то, что христианские конфессии остро понимают нужды пенитенциарной системы, идут на контакт с начальниками учреждений и оказывают холистичное участие в жизни осужденных.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.