Особенности работы над портретом — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности работы над портретом

2020-03-31 264
Особенности работы над портретом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Стремясь запечатлеть образ живого человека, рисующий начинает подходить к рисунку творчески, изыскивать более выразительные, более эмоциональные средства изображения. Огромное количество поз, которые может принять человеческое тело, и богатство внутреннего мира каждой личности ставят всякого художника перед необходимостью выбора позы, которую следует принять натурщику, чтобы эти черты проявились в полной мере и подчеркивали сходство портрета с оригиналом. Более того, каждому человеку присущ набор характерных движений, которые становятся выражением «сущности». С другой стороны, можно упомянуть о внешней, если можно так сказать, стороне положения тела, то есть выражаемых художником общественных условностях и социальном статусе человека, реальных или являющихся объектом его стремления. Таким образом, можно выявить два типа портретов: «формальный», где поза объекта соответствует его традиционным схемам, уходящим корнями в историю искусства, с тщательно выверенной композицией, в окружении специально подобранных декоративных элементов, порою символичных;

«неформальный», где поза натурщика произвольна, так как художник застает его врасплох или при осуществлении привычной деятельности, в обычном для него окружении. Это эффективный и современный метод создания портрета, в основе которого лежит практика «мгновенного» фото; он требует от художника большого мастерства и вкуса, К этой же категории относятся и «экспрессивные» портреты, объект которых «пойман» в движении или с естественной улыбкой.

    Какой бы тип портрета вы не собирались рисовать, следует также выбрать, как будет представлен объект: можно изобразить лишь голову (или только часть лица), а можно нарисовать всю фигуру. В определенных условиях для большей выразительности может оказаться полезным нарисовать только часть тела, например, голову, плечи, грудь и руки. В этом случае, чтобы найти наилучшее положение тела, а также создать эффективную, хорошо подобранную и не «монотонную» композицию, вам придется сделать множество эскизов. Нужно избегать такого размещения объекта, при котором внимание зрителя рассеивается. Нельзя забывать, что в любом случае центральной точкой портрета должно быть лицо, и, прежде всего, глаза. Помните. что руки могут быть не менее выразительны, чем лицо: и в жесте, и по форме, и по их роли в композиции. И если, по вашему мнению, руки натурщика «характерны», не колеблясь, включайте их в композицию рисунка.

    При создании женского портрета помимо поиска личностных свойств объекта, нередко наблюдается тенденция к выделению эстетического аспекта. Для молодых натурщиц лучше выбирать неофициальные, случайные позы, в то время как для зрелых женщин больше подходят более строгие и спокойные.

    Мужской портрет традиционно носит скорее формальный характер, так как несет в себе «официальное» отображение не только черт лица, но и социального положения объекта. Иногда боковое освещение, создающее интересные контрасты, придает характерность чертам и объемам мужского лица. Молодые люди получаются лучше, когда они принимают случайную позу и выражение, тогда как характер более зрелых мужчин наилучшим образом проявляется скорее в принужденных и «преисполненных достоинства» позах. Следует избегать того, чтобы натурщик скрещивал руки на груди или имел слишком властный и надменный вид.

    Почти все художники рисовали, изображали в красках или в скульптуре самих себя: подобная практика очень интересна для улучшения ваших способностей портретиста.

    Рисовать пожилых людей довольно интересно, так как их лица, отмеченные печатью времени и обладающие характерными привычными выражениями, рассказывают «историю» жизни и накопленного опыта. Таким образом, в лицах молодых людей легче, чем в лицах пожилых, найти черты, позволяющие добиться портретного сходства. Выбирайте позы, отражающие мудрость и терпимость, которые приходят с годами. Избегать следует сильного и прямого освещения объекта: оно придает эффективность, но может привести вас к изображению «характерных голов».

Размеры лица на рисованном портрете не должны превышать реальные размеры, в противном случае возможно нарушение пропорций. Следует обратить внимание на то, что лицо не должно располагаться прямо по центру листа, его следует сместить немного в сторону или вверх.

По общим правилам, под портретом понимается рисунок, изображающий «бюст», то есть голову и плечи, однако он может также включать в себя предплечья и руки или даже всю фигуру. Если рисовать с натуры, следует учесть, что натурщик (ца) должен (должна) сидеть в естественной и удобной позе, чтобы его (ее) лицо находилось примерно на уровне вашего, и что выражение лица должно быть расслабленным и в то же время ясно отражать характер человека – это позволит вам ухватить не только физическое, но и физиологическое сходство. Следует выбрать положение, подчеркивающее соматические характеристики объекта.

Освещение должно быть немного рассеянным и исходить из одного источника света (окна, лампы) немного вверх и в сторону. Именно таким образом черты лица будут четко выделены.

При создании портрета в полный рост одежда имеет немалое значение: по всей композиционной и эстетической функции, по информации, которую она несет о личности, ее социальном положении, эмоциональном состоянии объекта, а также об эпохе и окружении.

Волосы (как в целом, так и в зависимости от их цвета и количества, а также стрижки) являются очень важным элементом рисунка, характеризующим лицо: художник может использовать их форму для лучшей композиции портрета, по контрасту смягчая или выделяя черты лица натурщика (цы). особое внимание следует уделять изображению нечетких и нерезких линий, обозначающих границу волос, прежде всего на лбу и висках.

С самого начала нужно продумать, на каком фоне вы будете рисовать: на светлом или на темном. В некоторых случаях фон может представлять собой место, где находится объект (рабочее место, дом, сад и т.д.), изобразить его как пейзаж или интерьер, не забывая, впрочем, о том, чтобы он не доминировал над лицом или фигурой изображаемого человека.

Известно, что изображение человека – это восприятие и передача совокупности его физических и психологических черт.

В портрете используются вспомогательные элементы техники: фотографии и эскизы. Фотография пригодится для того, чтобы фиксировать случайные и мимолетные позы объекта.

Научитесь делать множество небольших рисунков, предназначенных для изучения общих линий лица или тела человека, портрет которого вы собираетесь рисовать.

Рассматривая объект с разных сторон, выбрать наилучшую композицию, наиболее удачную игру света, самые подходящие размеры и т.д. Несмотря на то, что это будут лишь быстрые этюды, они потребуют от вас немалой наблюдательности и внимания «исследования» эстетических возможностей натурщика: именно от них может зависеть, насколько удачным окажется портрет.

Художник и модель, оба участвуют в создании портрета. Этот процесс должен отличаться тактом, требует времени и вдумчивости, а также тишины. Этюд и картину в процессе создания лучше оберегать от любопытных взглядов и поспешных суждений посторонних людей. Это уже означает выражение уважения к портретируемому.


ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Большое внимание, начиная работу над портретом, художник должен уделять выбору натуры. На этом этапе работы я исходила из следующих критериев:

а) доступность натуры;

б) натурщик или натурщица должны быть интересны для мены;

в) портретируемый должен быть из круга моих родственников или знакомых;

г) и, если можно, не оплачиваемая натура.

    Размышляя над этим, я пришла к выводу, что под мои основные критерии подходят: я сама, моя мама, или подруга. Изначально, задумывалось два портрета.

    Работа над портретом предполагает несколько этапов.

    Первый этап – это поиск композиционного решения портрета, я делала наброски, искала определенное положение фигуры человека, наклона туловища, поворота головы, нужно было выполнить немало набросков, первоначальных замыслов, пока не будет найден наиболее ясный и выразительный. С момента определения сюжета начинается кропотливая работа над эскизами. Первые эскизы лучше всего выполнять небольшого размера, так как на маленьком формате легче установить основное композиционное построение. После этого я выполнила масляными красками в цвете, я решила его сделать в теплом колорите, учитывая психологию влияния цвета в отношении к человеку, показать личность характера.

    При наличии эскизного и этюдного материала можно перейти к выполнению рисунка на картоне в размере задуманного формата, определяется местоположение и соотношение частей.

    Неизбежно последуют многократные переделки. Недостаточно тщательная подготовительная работа над эскизами, этюдами, скажется на качестве картины.

    Свой эскиз я перенесла на картину того же формата, что и холст.

    Затем уже перерисовываю на холст и начинаю основную работу – «делаю подмалевок».

    Подмалевок делается без белил, тонким слоем пасты. При этом надо взять как можно более напряженные цветовые отношения. С самого начала работы надо постараться верно определить общий световой тон натуры. Чтобы само начало работы способствовало дальнейшему правильному нахождению плановых отношений, ее лучше всего вести начиная с самого темного в натуре места, внимательно и точно определив его силу.

    Как и в рисунке, не следует подробно прописывать какую-то деталь формы, если все остальные части не решены хотя бы обобщенно. Надо прорабатывать равномерно все части натуры.

    Цвета предметов, которые находятся рядом с головой или фигурой, имеют большое значение для организации живописного строя всей работы, поэтому, изображая человека, обязательно надо находить цветовые отношения в связи с окружающими предметами.

    Эти второстепенные предметы не должны прорабатываться также внимательно, как основной объект изображения.

    Заключительная часть работы – обобщение, подчинение деталей в целом. На этой стадии необходимо видеть всю модель сразу, замечать тоновые отношения больших масс, главных планов.

    На этюде нужно сохранить тональные изображения этих касаний: что-то растворить в фоне, что-то подчеркнуть.

    Последним этапом работы является оформление холста в раму. Также надо подобрать цвет рамы, учитывая колорит работы.

 


Первичная диагностика

 

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке.

Портрет – это один из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства.

Портрет – это не просто изображение человека, где на первый план выступает задача высшего сходства, а сложное исследование психологии человеческой личности, внутреннего мира портретируемого.

Задача художника заключается в передаче характерных черт человека и выявлении как психического, социально значимого, так и индивидуального ценного.

Нами были использованы следующие критерии оценки рисунка:

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа.

2. Качество передачи индивидуальных черт портретируемого.

3. Количество пропорционального построения с помощью линии.

4. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема, как усвоены законы светотени, как передан свет, тень, полутень, рефлекс, какова объемно пластическая выразительность изображения.

5. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка.

6. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы студентов.

Все учащиеся оценивались по пятибалльной системе:

«2» - не справился с работой;

«3» - справился с работой недостаточно хорошо;

«4» - справился с работой, но есть небольшие замечания;

«5» - нет замечаний по работе.

В нашем исследовании приняли участие дети в возрасте от 10 до 14 лет, посещающие детскую художественную школу г.Куртамыша.

Испытуемые состояли из двух групп: контрольная (4 мальчика, 14 девочек) и экспериментальная (6 мальчиков, 12 девочек). Общая выборка составила 36 человек.

Первичная диагностика была проведена в октябре 2004 года. Вторичная диагностика была проведена в марте 2005 года.

С помощью разнообразных этапов рисунка мы смогли выяснить насколько ребенок мог развить свои творческие способности. Полученные данные представлены в таблице 1 и 2.

Первичная диагностика показала, что процент испытуемых, у которых оценка 5 баллов в контрольной группе составил 13,3%, в экспериментальной группе - 6,6%.

Таблица 1

Первичная диагностика

Название группы

Процент испытуемых, у которых оценка составила

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла
Контрольная 13,3 46,6 26,6 13,3
Экспериментальная 6,6 46,6 33,3 13,3

 

Таким образом, первичная диагностика показала, что уровень развития творческих способностей в среднем у контрольной группы составил 72%; у экспериментальной – 69%.

По полученным данным можно судить, что уровень развития творческих способностей в контрольной группе выше по сравнению с экспериментальной группой.


Вторичная диагностика

При вторичной диагностике процентное соотношение составило: в контрольной группе процент испытуемых, которые получили 5 баллов – 26,6%, а в экспериментальной группе – 53,3%.

Результаты вторичной диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Вторичная диагностика

Название группы

Процент испытуемых, у которых оценка составила

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла
Контрольная 26,6 46,6 26,6 0
Экспериментальная 53,3 33,3 20 0

 

Таким образом, вторичная диагностика показала, что развитие творческих способностей у детей в экспериментальной группе в среднем составило 88%, а в контрольной – 80%.

По результатам вторичной диагностики можно сказать, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе сравнительно выше, чем в контрольной группе.

По полученным данным можно сделать вывод, что дети в экспериментальной группе по сравнению с детьми из контрольной группы лучше усвоили и овладели навыками изобразительного искусства: пропорциональность, композиционная компоновка в лице, навыки владения карандашом и т.д.

Таким образом, составленная нами методика способствует развитию творческих способностей студентов, эстетического воспитания учащихся. Студенты стали лучше разбираться в анатомическом построении головы человека.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и может быть использована в практике педагога.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.