Факторы, влияющие на выбор организации управленческого учета — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Факторы, влияющие на выбор организации управленческого учета

2020-04-01 325
Факторы, влияющие на выбор организации управленческого учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

 

на тему: «Организация бухгалтерского управленческого учета на примере СПК «Ольгинское» Полтавского района Омской области»

 

Омск - 2010


Содержание

 

Введение

. Варианты организации управленческого учета

Автономный

Интегрированный

Факторы, влияющие на выбор организации управленческого учета

. Анализ системы бухгалтерского и управленческого учета в СПК «Ольгинский»

Экономико-организационная характеристика предприятия

Оценка системы бухгалтерского и управленческого учета в СПК «Ольгинский»

. Формирование центров затрат, ответственности и прибыли на предприятии

. Разработка форм, содержания внутрихозяйственной отчетности, периодичности и сроков их представления

. Направления совершенствования системы организации бухгалтерского и управленческого учета в СПК «Ольгинский»

Выводы и предложения

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Поскольку наша экономика стала совершать медленное поступательное движение к рынку, то об управленческом учете можно говорить как о явлении, имеющем место в рыночной экономике. У отечественных предприятий начала проявляться ярко выраженная самостоятельность, независимость в принятии решений по управлению, ориентация на конечные результаты деятельности.

Управленческий учет в организации - это система, обеспечивающая руководящее звено организации информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Ведь одна из самых важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития организации состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.

Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности организации и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

Исходя из необходимости для каждой организации оптимизации своей деятельности в рыночной экономике для максимизации прибыли, тема курсовой работы является актуальной, так как внедрение управленческого учета помогает организации достичь этой цели.

Цель данной курсовой работы заключается в наиболее глубоком рассмотрении основ бухгалтерского управленческого учета в СПК «Ольгинское» Полтавского района Омской области.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретические аспекты организации управленческого учета;

2. проанализировать организацию бухгалтерского управленческого учета в СПК «Ольгинское» Полтавского района;

3. разработать мероприятия по совершенствованию организации управленческого учета.

Объектом исследования является СПК «Ольгинский» Полтавского района Омской области.

При написании курсовой работы, в качестве источников литературы, были использованы различные мнения авторов, изложенных в учебной литературе, годовые отчеты предприятия за 2006-2008гг., первичные бухгалтерские документы, также нормативные документы - положение по бухгалтерскому учету, методические рекомендации.


Варианты организации управленческого учета

 

Организация управленческого учета - внутреннее дело предприятия. Руководители самостоятельно решают, как классифицировать затраты и увязывать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических и нормативных затрат. Форма организации управленческого учета определяется формой собственности, экономическими, юридическими, технико-экономическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентностью руководителей и их потребностью в той или иной управленческой информации. [1]

Основной предпосылкой организации управленческого учета на предприятии является возможность, в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, принятия самостоятельных решений по вопросам методологии, технологии и организации учета.

Согласно указанному Положению организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:

1. самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования;

2. определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета; технологию обработки учетной информации;

.   разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

.   формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.

Данный нормативный акт служит основой для организации управленческого учета на предприятии.

Основным фактором создания системы управленческого учета является ее экономическая эффективность, значительное превышение доходов от ее эксплуатации над расходами, связанными с их созданием и внедрением.

Система управленческого учета должна быть комплексной информационной системой, которая снабжает объективными, необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей информацией. Так, например, менеджеров по продажам - информацией о себестоимости; менеджеров отдела закупок сырья и комплектующих - о расходах материалов и комплектующих, генерального директора организации - об отгрузке, движении денежных средств и т.п.

Основными элементами системы управленческого учета являются подсистемы учета затрат, анализа затрат и результатов принятия управленческих решений.[1]

Существуют следующие виды систем управленческого учета в зависимости от признака классификации.

В зависимости от формы связи управленческой и финансовой бухгалтерии

1. Автономная система управленческого учета предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, что создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой. Для учета издержек выбраны свободные коды счетов (счета-экраны): 32, 33, 34 и 35. Информация о выручке от реализации продукции отражается как в финансовом, так и в управленческом учете. [4]

2. При интегрированной системе учета счета-экраны не применяются, используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Выделяются специальные разделы, обобщающие счета управленческого учета. Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету. Отечественный бухгалтерский учет - это интегрированная система, организованная в единой системе счетов.[4]

В зависимости от полноты включения в себестоимость различают

1. Система учета по полной себестоимости предназначена для оценки и анализа всех издержек организации, связанных с производством и реализацией продукции. Эта система является традиционной для российских предприятий. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26 и т.д.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода. При этом затраты подразделяются на прямые, т.е. непосредственно связанные с производством конкретного вида продукции, оказанием услуг (относятся в дебет счетов 20 и 23), и накладные (косвенные), т.е. связанные с процессами организации, обслуживания и управления (относятся в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26). Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 или 23 с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально выбранной базе распределения. Счета 25 и 26 закрываются.[10]

2. Система учета «директ-костинг» предназначена для планирования и анализа переменных затрат, остальные виды затрат списываются на финансовые результаты за отчетный период. Эта система позволяет снизить трудоемкость, упростить учет. Все затраты за отчетный период распределяются на прямые производственные, связанные с производственным процессом (собираются по дебету счетов 20 и 23), и косвенные производственные (собираются по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов), а также периодические, связанные с продолжительностью отчетного периода (собираются на счете 26). В конце отчетного периода периодические затраты списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции (дебет счета 90 «Продажи» - кредит счета 26 «Общественные расходы»).[10]

В зависимости от оперативности учета затрат существуют

1.  Система учета по фактической себестоимости предусматривает оценку затрат организации по фактическим показателям (количеству и цене), является традиционной и распространенной на отечественных предприятиях. [10]

2. Система «стандарт - кост» - это система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем оставления до начала производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат и анализа выявленных отклонений от стандартов («стандарт» - количество материальных и трудовых затрат, необходимых для производства единицы продукции, «кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции). В этой системе в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. Это обусловливает такое отличие данной системы учета от нормативного метода учета затрат, в котором нормативные затраты определяются на основе прошлого опыта, в то время как стандартные затраты основаны на прогнозе будущего. [10]

 

Автономный

 

Автономная система широко используется на крупных и средних фирмах, где необходимость детализированного и обособленного управленческого учета ощущается особо остро. При варианте автономии каждая система учета (финансового и управленческого) является замкнутой. В Плане счетов предусмотрена возможность реализации варианта с двумя системами счетов. При двухкруговой (автономной) системе каждый вид учета имеет самостоятельный план счетов или в общем плане выделяют обособленные счета для управленческого учета, а все остальные используют в финансовой бухгалтерии. Финансовый и управленческий учет при этой системе могут вестись независимо друг от друга и иметь разные итоговые данные, так как цель и назначение финансового и управленческого учета различны. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой - по статьям калькуляции. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией рекомендовано организовать с помощью, так называемых отражающих счетов, или счетов-экранов.

Отражающие счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую, и наоборот. Для учета расходов на продажу выбраны свободные коды счетов (счета-экраны). Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, а потому содержит информацию об общей сумме расходов на продажу, не учитывая места их возникновения. Управленческая бухгалтерия детализирует эту информацию на счетах расходов на продажу и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учета.

В результате получают обобщенную и детализированную информацию о затратах в калькуляционном разрезе, по структурным единицам и другим параметрам. На счетах расходов на продажу по видам товаров расходы группируют и детализируют в разрезе статей, носителей, с выделением норма­тивных расходов и отклонений от норм. Аналогичную группировку можно произвести и по центрам ответственности. Счет 37 объединяет постоянные затраты организации, относимые в уменьшение маржинальной прибыли того отчетного периода, в котором они возникли. В большинстве случаев их распределяют по местам возникновения. На счетах перераспределения доходов и расходов учитывают данные о переносе всех или части затрат из системы управленческого учета в финансовую бухгалтерию и обратно. Аналитический учет на этих счетах ведут нарастающим итогом с начала отчетного года, а по его окончании все счета закрывают. Использование переходных счетов позволяет определить финансовый результат в пределах года в основном по данным управленческого учета без закрытия всех счетов финансовой бухгалтерии. Этим создаются условия для эффективного бизнес - планирования. [4]

Автономная система с использованием зеркальных счетов финансового и управленческого учета также может существовать изолированно друг от друга. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных учета. Как правило, финансовая бухгалтерия ведет учет расходов в целом по органи­зации в разрезе элементов затрат без подразделения по центрам ответственности. Финансовый результат определяют путем сопоставления общей выручки от продаж (без НДС) с общими расходами на продажу (с учетом остатка товарно-материальных ценностей). Управленческий учет использует эти данные как ито­говые, зеркальное отражение осуществляется путем сопоставления итоговых статей затрат с выходными данными финансового учета. Возможны и другие варианты зеркального отражения [10].

Автономная система с использованием переходных счетов и зеркальным отражением наиболее приспособлена для управления организацией и для отражения затрат по аналитическим центрам. Она наиболее целесообразна, когда речь идет о территориально обособленных филиалах организации. При этом при сохранении единства финансового учета и управления всей организацией обеспечивается индивидуальный учет по каждому подразделению, что повышает степень ответственности [10].

 

Интегрированный

 

Интегрированное ведение учета. Единая система счетов - традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он хорошо знаком и применяется на практике. Конечный результат деятельности организации определяется путем вычитания из выручки от продаж (без НДС) расходов на продажу и присоединения к получен­ному результату разницы прочих доходов и расходов. Для выявления финансового результата в пределах года в этом случае требуется закрытие всех основных счетов бухгалтерского учета. Интегрированная система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учета, а используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Для целей управления она группирует информацию финансового учета в специальных накопительных регистрах, дополняя ее своими данными и результатами расчетов.

Для сохранения коммерческой тайны на счетах бухгалтерского учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета. [10]

Такой вариант учетной технологии предполагает, что счета управленческого и бухгалтерского учета, отражающие затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.

Дальнейшее совершенствование интегрированной системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческого учета. Инструкция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования сч. 20 - 39. В третьем разделе Плана счетов «Затраты на производство» можно открыть счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат». По дебету сч. 30 в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальные составляющие других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К сч. 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат. В организациях торговли данный счет применяется редко. По дебету сч. 31 в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая премии и другие формы оплаты труда персонала организации. В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо открыть субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.[10]

По дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» отражаются суммы, начисленные для форми­рования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления на социальные нужды приобретают форму социаль­ного налога, то сч. 32 корреспондирует с кредитом сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет прибыли, остающейся в распоряжение организации, по решению собственника или его представителей отражаются по дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 96 «Резервы предстоящих расходов». К сч. 32 необходимо открывать субсчета по видам отчислений на социальные нужды. [10]

По дебету сч. 33 в корреспонденции со сч. 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематери­альные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаются расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с при­нятыми ею методами и нормами амортизации.

По дебету сч. 34 в корреспонденции со сч. 60, 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внут­рихозяйственные расчеты» и другими счетами от­ражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из таких элементов. Открытие субсчетов к сч. 34 обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.

Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают записью:

Дт сч. 37, Кт сч. 30, 31, 32, 33, 34.

Для целей управления учет расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоя­тельно.

В интегрированной системе учета задача взаимодействия бух­галтерского и управленческого учета сводится к следующему. Внутренний бухгалтерский учет реорганизуется в основную ин­формационную базу по формированию альтернативных управ­ленческих решений, основываясь на требованиях утвержденной политики. [5]

Предложенное построение интегрированной системы учета не потребует значительных дополнительных затрат, так как существующая на предприятии бухгалтерская служба кроме традиционной задачи формирования внешней отчетности расширит востребованность имеющейся бухгалтерской информации для внутрипроизводственных целей. Интегрированная система учета подходит для внедрения управленческого учета на предприятиях малого бизнеса.

Развитая интегрированная система обеспечивает динамичность учета, его приспосабливаемость к производственным условиям. Данная система находит применение в небольших организациях, где ограничены возможности контроля затрат и не допускаются различные оценки. [5]

 

Выводы и предложения

 

В данной курсовой работе была рассмотрена такая тема, как система управленческого учета.

Для того чтобы понять, что собой представляет управленческий учет были проанализированы законодательные и методологические источники, касающиеся управленческого учета. В частности, это методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета. Именно в них раскрыта вся сущность данного вида учета.

Затем было рассмотрено, каким образом ведется управленческий учет в СПК «Ольгинское» Полтавского района Омской области.

В СПК «Ольгинский» бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Работа бухгалтеров осуществляется в соответствии с утвержденными должностными инструкциями. Предприятие ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия». За организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ответственность руководитель организации.

Предприятие ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. На предприятии применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременной полноты учета и отчетности.

На СПК «Ольгинский» применяется журнально-ордерная форма счетоводства, которая предназначена для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Хозяйственные операции на предприятии оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно.

На предприятии применяется интегрированная система учета.

В состав СПК «Ольгинский» входят следующие подразделения:

1.  Никопольское отделение,

2. Георгиевское отделение,

.   Андрюшевское отделение,

.   Крымское отделение,

.   Ольгинское отделение.

Управление предприятием осуществляется директором. Директором предприятия является Хайлов В.В. Главным бухгалтером - Тупица Т.И.

В СПК «Ольгинское» созданы следующие центры затрат:

1.     бухгалтерия,

2. растениеводство,

.   животноводство,

.   склад,

.   отдел хранения,

.   отдел снабжения,

.   отдел сбыта.

В результате написания курсовой работы были предложены следующие мероприятия для улучшения организации учета СПК «Ольгинский»:

1. формирование децентрализованной организационной структуры предприятия;

2. формирование центров прибыли и инвестиций по видам выпускаемой продукции;

.   привлечение высококвалифицированного управленческого персонала.


Библиографический список

 

1.  Акчурина Е.В. Управленческий учет / Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко, А.В. Казин. - М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2006. - 480 с.

2.  Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 576с.

3.  Бухгалтерская отчетность СПК «Ольгинское» за 2006-2008 гг.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. М.: Омега- Л; Высш. шк., 2004. - 576 с.

5. Друри К. Управленческий и производственный учет / К. Друри. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 560с.

6.  Карпов В.В. О бухгалтерском учете: Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96г. (в редакции от 03.11.2006г.)// Справочник. Бухгалтерский учет и отчетность предприятий и организаций / Под ред. В.В.Карпова. - М., 2002. -С. 6-11.

7.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.- 717 с.

8. План счетов бухгалтерского учета, утвержден приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В.Савицкая. - 5-е изд., испр. и доп. - Мн.: Новое знание, 2005. - 652 с.

10. Черных И.Н. Бухгалтерский управленческий учет / И.Н.Черных. - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009

11. Шеремет А.Д. Управленческий учет / А.Д. Шеремет. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2005. - 512 с.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

 

на тему: «Организация бухгалтерского управленческого учета на примере СПК «Ольгинское» Полтавского района Омской области»

 

Омск - 2010


Содержание

 

Введение

. Варианты организации управленческого учета

Автономный

Интегрированный

Факторы, влияющие на выбор организации управленческого учета

. Анализ системы бухгалтерского и управленческого учета в СПК «Ольгинский»

Экономико-организационная характеристика предприятия

Оценка системы бухгалтерского и управленческого учета в СПК «Ольгинский»

. Формирование центров затрат, ответственности и прибыли на предприятии

. Разработка форм, содержания внутрихозяйственной отчетности, периодичности и сроков их представления

. Направления совершенствования системы организации бухгалтерского и управленческого учета в СПК «Ольгинский»

Выводы и предложения

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Поскольку наша экономика стала совершать медленное поступательное движение к рынку, то об управленческом учете можно говорить как о явлении, имеющем место в рыночной экономике. У отечественных предприятий начала проявляться ярко выраженная самостоятельность, независимость в принятии решений по управлению, ориентация на конечные результаты деятельности.

Управленческий учет в организации - это система, обеспечивающая руководящее звено организации информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Ведь одна из самых важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития организации состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.

Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности организации и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

Исходя из необходимости для каждой организации оптимизации своей деятельности в рыночной экономике для максимизации прибыли, тема курсовой работы является актуальной, так как внедрение управленческого учета помогает организации достичь этой цели.

Цель данной курсовой работы заключается в наиболее глубоком рассмотрении основ бухгалтерского управленческого учета в СПК «Ольгинское» Полтавского района Омской области.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить теоретические аспекты организации управленческого учета;

2. проанализировать организацию бухгалтерского управленческого учета в СПК «Ольгинское» Полтавского района;

3. разработать мероприятия по совершенствованию организации управленческого учета.

Объектом исследования является СПК «Ольгинский» Полтавского района Омской области.

При написании курсовой работы, в качестве источников литературы, были использованы различные мнения авторов, изложенных в учебной литературе, годовые отчеты предприятия за 2006-2008гг., первичные бухгалтерские документы, также нормативные документы - положение по бухгалтерскому учету, методические рекомендации.


Варианты организации управленческого учета

 

Организация управленческого учета - внутреннее дело предприятия. Руководители самостоятельно решают, как классифицировать затраты и увязывать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических и нормативных затрат. Форма организации управленческого учета определяется формой собственности, экономическими, юридическими, технико-экономическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентностью руководителей и их потребностью в той или иной управленческой информации. [1]

Основной предпосылкой организации управленческого учета на предприятии является возможность, в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, принятия самостоятельных решений по вопросам методологии, технологии и организации учета.

Согласно указанному Положению организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:

1. самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования;

2. определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета; технологию обработки учетной информации;

.   разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

.   формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.

Данный нормативный акт служит основой для организации управленческого учета на предприятии.

Основным фактором создания системы управленческого учета является ее экономическая эффективность, значительное превышение доходов от ее эксплуатации над расходами, связанными с их созданием и внедрением.

Система управленческого учета должна быть комплексной информационной системой, которая снабжает объективными, необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей информацией. Так, например, менеджеров по продажам - информацией о себестоимости; менеджеров отдела закупок сырья и комплектующих - о расходах материалов и комплектующих, генерального директора организации - об отгрузке, движении денежных средств и т.п.

Основными элементами системы управленческого учета являются подсистемы учета затрат, анализа затрат и результатов принятия управленческих решений.[1]

Существуют следующие виды систем управленческого учета в зависимости от признака классификации.

В зависимости от формы связи управленческой и финансовой бухгалтерии

1. Автономная система управленческого учета предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, что создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой. Для учета издержек выбраны свободные коды счетов (счета-экраны): 32, 33, 34 и 35. Информация о выручке от реализации продукции отражается как в финансовом, так и в управленческом учете. [4]

2. При интегрированной системе учета счета-экраны не применяются, используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Выделяются специальные разделы, обобщающие счета управленческого учета. Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Данные из одной системы в другую передаются через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается и сальдо не имеет. Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету. Отечественный бухгалтерский учет - это интегрированная система, организованная в единой системе счетов.[4]

В зависимости от полноты включения в себестоимость различают

1. Система учета по полной себестоимости предназначена для оценки и анализа всех издержек организации, связанных с производством и реализацией продукции. Эта система является традиционной для российских предприятий. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26 и т.д.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода. При этом затраты подразделяются на прямые, т.е. непосредственно связанные с производством конкретного вида продукции, оказанием услуг (относятся в дебет счетов 20 и 23), и накладные (косвенные), т.е. связанные с процессами организации, обслуживания и управления (относятся в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26). Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 или 23 с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально выбранной базе распределения. Счета 25 и 26 закрываются.[10]

2. Система учета «директ-костинг» предназначена для планирования и анализа переменных затрат, остальные виды затрат списываются на финансовые результаты за отчетный период. Эта система позволяет снизить трудоемкость, упростить учет. Все затраты за отчетный период распределяются на прямые производственные, связанные с производственным процессом (собираются по дебету счетов 20 и 23), и косвенные производственные (собираются по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов), а также периодические, связанные с продолжительностью отчетного периода (собираются на счете 26). В конце отчетного периода периодические затраты списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции (дебет счета 90 «Продажи» - кредит счета 26 «Общественные расходы»).[10]

В зависимости от оперативности учета затрат существуют

1.  Система учета по фактической себестоимости предусматривает оценку затрат организации по фактическим показателям (количеству и цене), является традиционной и распространенной на отечественных предприятиях. [10]

2. Система «стандарт - кост» - это система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем оставления до начала производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат и анализа выявленных отклонений от стандартов («стандарт» - количество материальных и трудовых затрат, необходимых для производства единицы продукции, «кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции). В этой системе в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. Это обусловливает такое отличие данной системы учета от нормативного метода учета затрат, в котором нормативные затраты определяются на основе прошлого опыта, в то время как стандартные затраты основаны на прогнозе будущего. [10]

 

Автономный

 

Автономная система широко используется на крупных и средних фирмах, где необходимость детализированного и обособленного управленческого учета ощущается особо остро. При варианте автономии каждая система учета (финансового и управленческого) является замкнутой. В Плане счетов предусмотрена возможность реализации варианта с двумя системами счетов. При двухкруговой (автономной) системе каждый вид учета имеет самостоятельный план счетов или в общем плане выделяют обособленные счета для управленческого учета, а все остальные используют в финансовой бухгалтерии. Финансовый и управленческий учет при этой системе могут вестись независимо друг от друга и иметь разные итоговые данные, так как цель и назначение финансового и управленческого учета различны. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой - по статьям калькуляции. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией рекомендовано организовать с помощью, так называемых отражающих счетов, или счетов-экранов.

Отражающие счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую, и наоборот. Для учета расходов на продажу выбраны свободные коды счетов (счета-экраны). Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, а потому содержит информацию об общей сумме расходов на продажу, не учитывая места их возникновения. Управленческая бухгалтерия детализирует эту информацию на счетах расходов на продажу и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учета.

В результате получают обоб


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.