Предложения по использованию материала дипломной работы в процессе школьного обучения учащихся — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Предложения по использованию материала дипломной работы в процессе школьного обучения учащихся

2020-04-01 127
Предложения по использованию материала дипломной работы в процессе школьного обучения учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особо охраняемые природные территории имеют огромное значение для сохранения природных комплексов, решения задач и проблем экологического воспитания. Поэтому учащиеся должны иметь представление о ООПТ и в частности о НП, которые в настоящее время становятся основными типами ООПТ.

Сделать это можно на основе следующей учебной литературы.

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. «Общая биология». Учебное пособие содержит сведения о наиболее ценных природных комплексах региона, заслуживающих специальной охраны и называемых "Особо охраняемыми природными территориями" (ООПТ). Книга содержит сведения о 56 существующих, 22 проектируемых и 35 предлагаемых к организации ООПТ, их местоположении, площади. В ней проводится краткое описание охраняемых природных объектов, а также даются указания на нормативно-правовые документы, на основании которых осуществляется их охраною. Том иллюстрирован картами ООПТ и цветными фотографиями. Очень информативна для изучения ООПТ, и в частности НП.

2. Экология. Методическое пособие 8 класс. Данное учебное пособие дает учащимся системные представления: об исторических корнях заповедания природы; о целях создания ООПТ на различных этапах развития человечества; о деятельности заповедников и национальных парков; о роли ООПТ в сохранении эталонов природы и уникальных культурно-исторических комплексов региона, страны, планеты в целом; о замечательных людях, которые посвятили свою жизнь созданию заповедных территорий.

В основу содержания учебного пособия положен этико-эстетический подход в заповедном деле, разработанный еще в конце XIX – начале XX века отечественными пионерами охраны природы, и основанной на этической ценности мира природы, независимой от его полезности для человека.

3. Зверев А.Т. Экология. Наблюдаем и изучаем. Данное учебное пособие освещает проблемы национальных парков очень слабо. Единственная информация, которую можно найти в этой книге – идея зарождения национальных парков и краткое перечисление основных этапов развития НП. В учебнике не раскрыты основные принципы организации территории НП, не рассмотрены проблемы функционирования и дальнейшее развитие НП. Также не раскрыта значимость НП и ООПТ в жизни каждого человека и учащегося в частности.

Одна из самых значимых тем во всем школьном курсе экологии – это тема об ООПТ и национальных парках, на изучение которой отводится:

6 класс – дисперсно,

7 класс – дисперсно,

8 класс – 10 часов,

9 класс – 10 часов,

10 класс – дисперсно.

 

Таблица 2

Объем учебной нагрузки в 8 классе, отводимой на изучение ООПТ и НП

Региональный компонент количество часов
Введение. дисперсно
Раздел II. Тема № 1. Практические работы № 2, № 3 на примере НП Лосиный остров. 1
1. Географическое положение. Границы Лосиного острова. 1
2. Рельеф и минеральные ресурсы. 1
3. Климат (факторы) и агроклиматические ресурсы. 1
4. Внутренние воды и водные ресурсы. 1
5. Почвенно-растительный покров, животный мир. Почвенные ресурсы. Биологические ресурсы. 1
6. Природные комплексы. 2
7. Памятники природы и их охрана. 1
8. Коррекция и обобщение знаний по природе НП Лосиный остров (экскурсии). 1
Итого 10

 

Урок №1 по изучению ООПТ и НП в 8 классе (Экология) с применением технологий личностно ориентированного образования.

Тема: Географическое положение. Границы НП Лосиный остров.

Цели урока:

Воспитывающие.

Воспитывать любовь к природе.

Разбудить интерес к географии своего края.

Обучающие.

Называть и показывать крайние точки НП, его географический центр, площадь и пограничные территории.

Наносить на контурную карту границы НП Лосиный остров.

Развивать умения: вести диалог, беседу, планировать свою деятельность, самостоятельно формулировать вопрос по данной теме.

Развивать навыки: практической работы с контурными картами, атласами, учебником.

Оборудование.

Красная книга природы Московской области. Том 1.

Стратегия управления национальными парками России. (учебное пособие)

Степаницкий В.Б., Крейндлин М.Л. Государственные природные заповедники и национальные парки России: Угрозы, неудачи, упущенные возможности // http://biodat.ru/doc/zap-step.htm.

I. Урок начинается с вопроса учащимся (можно устно, лучше на доске).

1) Зачем необходимо изучать ООПТ и НП?

Учащиеся задумываются, определяют для себя значение знаний о заповедных объектах и национальных парках, рассуждают вслух.

2) Что бы хотели узнать о природе Московской области? Составьте в тетради небольшой план.

Затем на доске обобщаются планы учащихся и появляется общий план изучения природы области в курсе.

II. Задание.

Прочитайте справочник «Стратегия управления национальными парками России» стр. 24–26, устно выделите тезисы, характеризующие географическое положение НП Лосиный остров. Обсуждаем вместе.

Примерные тезисы:

1. Лосиный остров представляет собой национальный парк в Московской области и г.Москве.

2. Площадь Лосиного острова – 11 тыс. га, из них 3 тыс.га - в административных границах города.

3. Лосиный остров расположен к северо-востоку от Москвы, в центре Восточно-Европейской равнины с абсолютными отметками 192-234 м над уровнем моря.

4. Национальный парк «Лосиный остров» расположен к северо-востоку от Москвы, при этом третья его часть находится в административных границах города, и его леса начинаются всего в 8 км от Кремля.

5. Цель создания - сохранение природных комплексов а также оптимизация природопользования, развитие национальной культуры и создание условий для организованного отдыха.

III. Практическая работа.

На контурной карте, нарисованной самостоятельно выполнить задание.

Обязательно:

Выделите границы НП Лосиный остров.

Напишите названия районов, с которыми граничит Лосиный остров.

Дополнительно:

Выделите границы районов, напишите названия основных территориальных единиц на территории парка, а также исторических центров.

Пользуясь масштабом карты, определите протяженность парка с запада на восток и с севера на юг.

IV. Домашнее задание.

Стр. 4–21 справочника по стратегии планирования НП прочитать (просмотреть).

Придумать один вопрос по географическому положению НП Лосиный остров.

Урок №2 в 8 классе, с применением личностно ориентированной технологии.

Тема: Рельеф и минеральные ресурсы НП Лосиный остров.

Цели урока:

I. Воспитывающие.

Воспитание ответственности за себя и за класс.

Воспитание аккуратности при работе с контурными картами.

Воспитание любви, патриотических чувств к природе.

II. Обучающие.

Наносить на контурную карту полезные ископаемые методом значков.

Описывать рельеф национального парка.

Объяснять закономерность размещения полезных ископаемых.

Называть и показывать горные породы, основные виды и месторождения полезных ископаемых, основные формы рельефа.

Оборудование.

Контурная карта, разработанная самостоятельно на 1 уроке.

Коллекция минералов, горных пород Лосиного острова (6–7 штук).

Плакат “Требования промышленности к полезным ископаемым”.

Настенная физическая карта Московской области.

НП Лосиный остров. Под ред. М.С. Николаева.

Собственные фотографии разнообразных форм рельефа НП Лосиный остров(равнин, гор и т.п.).

I. Организационный момент.

Разминка и планирование урока.

II. Учитель или ученик читает.

Ключевые слова к уроку (могут быть записаны на доске).

“Лосиный остров – это сокровищница заповедной природы, это природная крепость, “жемчужина будущего”.

III. Экологическая разминка.

1. На доске записаны слова:

климат

рельеф

растительность

животный мир

почвы

воды

Учитель cпрашивает, что означают эти слова.

Учащиеся. Это компоненты природы, любого природного комплекса.

Учитель. Мы начинаем изучение природных компонентов НП Лосиный остров, с каких вы хотели бы начать?

Учащиеся предлагают ответ: животный мир.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Это интереснее.

Учитель. Соглашаюсь, но рекомендую обратиться к логике и закономерностям в природе. И построить логическую цепочку (план изучения компонентов).

Рельеф

Климат

Воды

Почвы

Растительный мир

Животный мир

В тетради записывают тему урока “Рельеф и минеральные ресурсы”.

2. Задание: выйти к доске и нарисовать контур Лосиного острова (2 человека). Выбирается лучший – это будет символ урока.

3. Что бы вы, ребята, хотели знать о рельефе данного НП или о чем мы на уроке должны обязательно упомянуть, чтобы получить полный образ рельефа Лосиного острова?

На доске появляется план урока:

Тектоническое строение территории.

Термины темы.

Формы рельефа.

Полезные ископаемые территории.

Работа на контурной карте.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель. Объясните причину слабо выраженного рельефа? (Причина во внутреннем строении.)

Учащиеся. Рельеф выражен слабо. Наиболее живописна местность на юго-западе парка, где явно выражены надпойменные террасы р.Яузы с довольно крутыми склонами к ее пойме. С ХIХ века в верховьях Яузы велись интенсивные разработки торфа. В 70-х годах прошлого века карьеры и системы каналов и дорог были заброшены, частично заросли, и на их месте сформировался уникальный с точки зрения биологического разнообразия водно-болотный комплекс. Разнообразие мест обитания: чередующиеся открытые водные пространства, заболоченные участки, протоки, сухие гривки, заросшие березняком, участки заливных лугов обусловливает богатство водной и околоводной флоры и фауны.

Учитель. Мы уже несколько раз на уроке опирались на ряд терминов, и еще по ходу будем узнавать новые, давайте сейчас вспомним определение терминов:

Рельеф

полезные ископаемые

месторождение

бассейн

эндогенные и экзогенные процессы.

Дети дают определения самостоятельно.

Учитель. Поговорим о разнообразии форм рельефа. Что вы можете сказать о рельефе Лосиного острова?

Учащиеся. Очень разнообразен. (Называют формы рельефа: горы, равнины – возвышенные, низменные)

Сообщение или рассказ учителя.

Учитель. Перед вами фотографии рельефа Лосиного острова.

(Есть сотни собственных фотографий, раздаю ребятам по 5 каждому, прошу по очереди показать нужное фото.)

V. Практическая работа.

Оборудование: коллекции минералов, собранные на территории Лосиного острова.

Задание (20 минут, работа в группах по 4 человека): узнай полезное ископаемое – нанеси месторасположение на контурную карту.

1. Используя таблицу, схему НП, нанести на контурную карту местонахождение полезных ископаемых, которые перед вами в коллекции.

2. Во время выполнения работы делаем через 10 минут перерыв на 3–5 минут и слушаем сообщение об Алексеевской роще (сообщение готовится желающими и интересующимися учениками заранее).

VI. Подведение итогов.

Поставьте на полях отметку за урок себе и своему соседу.

Учитель оценивает работу нескольких учеников.

Выслушиваем совпадения и несовпадения. Поясняем вместе – приходим к компромиссу.

VII. Домашнее задание.

Справочник стр. 21–35 читать.

По желанию продолжить работу с контурной картой и нанести все полезные ископаемые из таблицы.

Рекомендую выполнить сообщение по любой теме района Лосиного острова – по желанию.

Рекомендую учащимся зимнюю экскурсию по Лосиного острова на выбор.

Маршрут: Ст. м. Щелковская, автобус 223 до конечной остановки. Далее - в глубь виднеющегося лесопарка пешком по любой из дорожек или лучше - на лыжах по лыжне. Старайтесь выходить на наиболее крупные дороги, и, в конце концов, какая-нибудь из них выведет Вас на птичьи кормушки, которых здесь несколько. Понаблюдайте за птицами на кормушках, а потом отправляйтесь далее вглубь леса по дорожке или лыжне. Сначала вы будете ходить по лиственным лесам. Если идти в северо-западном направлении по лыжне, не удаляясь далеко от МКАД, то вскоре попадете и в еловый лес, но самые лучшие и большие массивы еловых лесов находятся за кольцевой дорогой к северу и востоку от д. Абрамцево.

Снаряжение: Запасные теплые носки или обувь (на случай, если захочется свернуть с дорожки или лыжни и пройтись, например, по следу зайца), термос с чаем. Желательно: беговые лыжи, 6-10-кратный бинокль, полевой определитель птиц, книга А.Н. Формозова "Спутник следопыта" любого издания, семечки или сало (для птиц).

Оптимальное время и погода: Декабрь - март, ясная слегка морозная погода. Крайне желательно, что бы в момент экскурсии и утром перед экскурсией не было снега (закроет следы зверей); исключительно повезет, если при этом снег шел накануне днем и в первой половине ночи (лучше видны следы и все - свежие).


Рис. Маршрут НП Лосиный остров [13]

 

"Лосиным Островом" с давних пор называют крупный лесной массив на северо-востоке Москвы. Он с древности оберегался от массовых рубок, охоты и застройки, либо как место царских охот, либо как парк. Не всегда это удавалось в полной мере, но, тем не менее, благодаря такой охране в настоящее время буквально в 8 км от Кремля в крупнейшем мегаполисе мира начинается настоящий лес с вековыми ельниками, дубравами, липняками, сосновыми борами, черноольшаниками и болотами, а также с настоящей лесной флорой и фауной, какой она здесь была, возможно, тысячелетия назад.

В 1983 г. Лосиный Остров стал первым в России национальным парком. Его площадь - 11 тыс. га, из них 3 тыс. находится в пределах города. Здесь произрастает свыше 1000 видов высших растений, включая 79 видов деревьев и кустарников, водится 45 видов зверей, 185 видов птиц, 4 вида рептилий, 8 видов амфибий, 19 видов рыб.

Здесь встречаются очень многие виды растений и животных из Красных Книг Москвы и Московской области. Среди них такие интересные представители нашей природы, как орхидеи гудайера ползучая и пальчатокоренник пятнистый, веретеница, красношейная поганка, белокрылая крачка, седой дятел, ореховка и многие другие.


Заключение

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Особенности национальных парков позволяют им стать, по сути, особо ценными, хотя, естественно, не единственными территориями, для отработки практических шагов в деле гармонизации отношений природы и общества, внедрения в жизнь подходов устойчивого развития.

Такое значение национальных парков обусловлено наличием в их границах одновременно, как заповедных зон со строгим режимом охраны биоразнообразия, так и территорий предназначенных для регулируемой хозяйственной деятельности. Это позволяет апробировать здесь более совершенные методы хозяйствования при ведении сравнительного мониторинга их антропогенного влияния на все элементы природоохранного комплекса национального парка. Это также создаст базу для уточнения границ заповедных зон и территорий, предназначенных для регулируемой хозяйственной деятельности, а также режимов их охраны и использования.

Идею развития национальных парков, как изолированных от социально-экономического контекста островов дикой природы следует признать устаревшей. Наиболее актуален новый подход, когда национальные парки могут стать инициаторами и центрами реализации стратегии устойчивого развития, активно распространять этот подход на окружающие их территории и пользоваться всеми преимуществами такого позитивного лидерства.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Правовой режим конкретного национального парка определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположенных в пределах территории национального парка, но находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Законодатель предусматривает единственное исключение – на территории национальных парков все же возможно выделение зон экстенсивного хозяйственного использования, но только для обеспечения нужд граждан, относящихся к коренным малочисленным народностям, ведущих традиционный образ жизни.

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.

Национальные парки, тем самым, содействуют устойчивому жизнеобеспечению местного населения путем расширения собственных возможностей в этой сфере, создают основу расширения своих территорий, глобальных экологических сетей, а также преодолевают состояние стихийно сложившихся конфронтационных отношений с местными социальными общностями.

 


Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 12. – ст. 1024.

2. Анисимов А.П. Экологическое право России. Курс лекций. Учебное пособие. Под ред. Анисимова А.П. Москва, Издательство «ПРИОР», 2003. – 190 с.

3. Бобров Р. Все о национальных парках. – М.:БЕК, 2005. – 367 с.

4. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Экономика природопользования, “Теис”, 2003. - 272 с.

5. Голуб А.А., Струкова Е.Б.. Экономика природопользования. –М.: Аспект Пресс, 2005. – 345 с.

6. Круглов В.В., Гармидер К П. Правовое регулирование организации и функционирования национальных и природных парков. Учеб пособие. Екатеринбург, 2005. – 450 с.

7. Одум Ю. Экология. В 2-х томах. - М.: Мир, 1986. – 250 с.

8. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: БЕК, 2004. – 290 с.

9. Попов В.Л., Добрушин Ю.В., Максаковский Н.В. Как создать национальный парк. – М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2006. – 145 с.

10. Сборник аналитических и нормативно-методических материалов по экономике природопользования. Части I и II. - М.: Минприроды РФ, 2003. – 190 с.

11. Стратегия управления национальными парками России. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2006. – 136с.

12. Экономика природопользования. Под ред. Т.С. Хачатурова. - М.: Изд-во МГУ, 2004. – 290 с.

13. www.parkforest.ru - Московское городское управление лесами, официальный сайт.

14. История Национального парка "Лосиный остров" // http://lostrov.narod.ru/.

15. Рассказы о Лосином острове из первых уст // http://lostrov.narod.ru/.

16. Степаницкий В.Б., Крейндлин М.Л. Государственные природные заповедники и национальные парки России: Угрозы, неудачи, упущенные возможности // http://biodat.ru/doc/zap-step.htm.

17. www.ecoinform.ru – стратегия управления национальными парками в России.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.