Трудности и недостатки, присущие организации и функционированию национальных парков Российской Федерации — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Трудности и недостатки, присущие организации и функционированию национальных парков Российской Федерации

2020-04-01 154
Трудности и недостатки, присущие организации и функционированию национальных парков Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Из раздела 1.2 следует, что национальные парки должны органично вливаться в социально-экономическую систему регионов. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование системы национальных парков без ущерба для их ключевой задачи — сохранения природного и историко-культурного наследия.

Реализация целей и задач национального парка оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения, постоянно проживающего в границах парка и вокруг него. Национальные парки заинтересованы в устойчивом развитии окружающего их социума и тесном взаимодействии с местным населением. При этом национальные парки не могут и не должны подменять органы государственной власти и местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития. Усилия национальных парков должны быть сконцентрированы на том, чтобы указанное развитие способствовало достижению целей и задач национального парка.

Рассматривая национальные парки, невозможно не упомянуть о проблемах и недостатках, связанных с их функционированием [17].

Территории значительного количества предусмотренных к созданию национальных парков подвергаются сильному антропогенному влиянию. Например, территория планируемого заповедника «Южно-таежный пихтовый» в Томской области сдана в аренду на 25 лет, и на ней проводятся лесозаготовки. Предполагается поставка древесины в Китай. На территории национального парка «Удэгейская легенда», который также планируется к созданию, ведутся незаконные рубки леса в больших количествах. Этот национальный парк важен для сохранения популяции амурского тигра.

Имеется высказывание [16], что созданию новых особо охраняемых природных территорий не способствует действующий Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Согласно этому закону, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание им правового статуса особо охраняемых, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой соответственно на федеральном уровне или на уровне субъекта Федерации [1].

Для реализации идеальных идей нужны идеальные условия. Таких условий пока нет. Так для создания НП в Приморском крае «Зов тигра» предлагается следующая схема: сначала группа ведущих ученых и специалистов в регионе, например в Приморском крае, готовит это обоснование. Затем краевые власти принимают соответствующее решение, которое согласовывается со всеми природоохранными государственными структурами. Затем все это поступает в Москву, и начинается многомесячная процедура федеральной экспертизы. Для этого в состав экспертной комиссии подбирают людей, не всегда знающих территории будущего национального парка, а иногда и слабо представляющих, что такое национальный парк. Происходит имитация природоохранной работы, причем эта имитация осложняет саму природоохранную работу. Федеральная экспертиза проходит неэффективно, рассмотрение важнейших хозяйственных проектов осуществляется очень тяжело. Представляется, что данное требование Федерального закона «Об экологической экспертизе» целесообразно из этого закона исключить как максималистское, неоправданное и вовсе не способствующее делу охраны живой природы, а лишь осложняющее его.

К числу важнейших планировочных и режимных мероприятий, направленных на сохранение естественного состояния природных комплексов как среды обитания животных, проводимых на территории национального парка Попов В.Л. и другие авторы [6] относят следующие:

· выделение заповедной и особо охраняемой зон, выполняющих роль постоянных резерватов для животных;

· резкое сокращение лесохозяйственной деятельности;

· регламентация рекреации и сбора грибов, ягод, орехов и других дикоросов;

· охрану водоемов как мест обитания водных и околоводных животных.

На территориях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, устанавливается постоянный контроль за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами требований в области охраны животного мира.

Как показывает практика, наиболее действенным методом борьбы с браконьерством оказывается создание мобильных патрульных групп (опергрупп) численностью 3—4 человека, обеспеченных необходимым транспортом, средствами связи, оборудованием и оружием.

Для охраны редких и исчезающих видов животных в национальном парке создается база данных, в качестве основы которой используется аннотированный список видов животных парка, наиболее нуждающихся в особой охране. Такой список составляется при проектировании национального парка и в дальнейшем постоянно корректируется в процессе научных исследований и экологического мониторинга.

В список наиболее угрожаемых видов животных национального парка включаются виды, занесенные в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации, а также региональные Красные книги, списки и перечни редких и исчезающих видов животных, а также некоторые малочисленные в регионе виды, имеющие особое значение для полноты экосистем и рекреационно-просветительской деятельности национального парка либо особую эстетическую ценность (крупные хищники, декоративные виды и т. п.).

Сохранение редких видов помимо непосредственной охраны в большинстве случаев дополнительно обеспечивается сохранением их местообитаний, а также проведением целенаправленных регуляционных и биотехнических мероприятий.

Объектами биотехнических мероприятий в национальных парках являются все объекты животного мира со следующими приоритетами [9]:

· особи или популяции, представляющие опасность для жизни и здоровья людей в парке и на сопредельных территориях;

· виды, нуждающиеся в особой охране;

· животные, оказавшиеся в бедственном положении;

· виды, представляющие угрозу охраняемым природным комплексам;

· животные, ценные в том или ином аспекте, определяемом задачами конкретного национального парка;

· прочие виды животных.

Направленность биотехнических мероприятий, установленных в нормативных и проектных документах, определяется как общими задачами национальных парков России, так и целями и задачами каждого конкретного парка.

Система биотехнических мероприятий в национальных парках включает два основных направления [9]:

· мероприятия по сохранению и увеличению биоразнообразия путем улучшения условий в местах обитания или гнездования животных;

· мероприятия по регулированию видового состава и численности отдельных видов, реинтродукции, оказанию помощи животным, защите людей и их имущества от опасных и нежелательных видов.

Некоторые биотехнические мероприятия способствуют увеличению встречаемости животных на туристско-экскурсионных маршрутах, что повышает их эстетическую и познавательную ценность.

В тех национальных парках, где разрешена спортивная охота, биотехнические мероприятия могут иметь и охотхозяйственную направленность.

На территории национальных парков допускается проведение мероприятий по регулированию численности видов, оказывающих существенное негативное воздействие на другие компоненты природных комплексов или на численность особо охраняемых видов. Перечень таких нежелательных видов и их допустимая численность для каждого конкретного национального парка определяются в ходе научных исследований и утверждаются дирекцией парка по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Итак, организации и функционированию национальных парков Российской Федерации присущи следующие трудности и недостатки:

1. объективные трудности вывода из хозяйственного оборота значительных территорий;

2. дефицит бюджетного финансирования национальных парков;

3. трудности с согласованием проектов постановлений правительства о создании национальных парков с Министерством экономического развития и торговли;

4. бюрократизация процесса создания национальных парков;

5. сильное антропогенное влияние на планируемые к созданию национальные парки;

6. требования обязательной экологической экспертизы по закону «Об экологической экспертизе», которые существенно тормозят процессы создания новых парков.

Более конкретно вопросы проблем создания и функционирования национальных парков России рассмотрим на примере старейшего из них – «Лосиный остров».



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.