Актуальные исследования профессиональной совместной деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Актуальные исследования профессиональной совместной деятельности

2020-04-01 263
Актуальные исследования профессиональной совместной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если углубиться в фило- и онтогенез совместной деятельности (СД), то в истории человечества совместная деятельность занимались даже дети, для них такая деятельность была частью производительного труда взрослых. В первобытном обществе (а также в современных архаичных культурах) дети являлись равноправными членами общины ввиду отсутствия резкой грани между ними и взрослыми в совместно осуществляемой деятельности. Дети не только были включены в посильные формы самообслуживания, но и участвовали в охоте, обработке земли, уходе за животными и пр.

Исследования, проведенные в архаичных культурах, свидетельствуют о том, что уже с 4-5 лет мальчики большую часть времени проводят со сверстниками, начинают охотиться, умеют управлять лодкой и т.д. В 6-8 лет дети могут жить почти самостоятельно и вести образ жизни, близкий к взрослому.

В процессе развития культуры совместная деятельность детей возникает как их общая деятельность со взрослыми на основе бытовых, трудовых и ритуальных форм жизнедеятельности. Усложнение средств производства приводит к тому, что совместная деятельность детей постепенно начинает отделяться от труда взрослых, приобретая при этом черты подражания ему (например, появляются игрушки как символическая замена реальных орудий труда). Период взросления удлиняется, у детей высвобождается время для идеального воссоздания жизни взрослых в условных формах - появляется игра.

Вместе с усложнением и ростом производительных сил возникает необходимость в групповом обучении детей военному искусству, ремеслу, навыкам счета и письма и др. Детей собирают в стенах особых учебных заведений (школ), где организуется их учебная деятельность, приобретающая особый характер. Оставаясь по внешней форме совместной, такая деятельность оказалась фактически индивидуальной.

В настоящее время большая часть различных видов совместной деятельности приходится на взрослое население. Совместная деятельность подчиняясь социальным требованиям приобретает профессиональный характер. Такая деятельность становится строго регламентированной, например, групповая работа сотрудников, протекающая в атмосфере согласованного взаимодействия партнеров, предполагает обмен продуктами деятельности, информацией и знаниями, а также постоянные "партнер - партнерские" отношения, что обеспечивает возникновение ответственной зависимости и взаимоконтроля, повышает мотивацию, формирует коллективистские взаимоотношения. Все виды регламентированной совместной деятельности в основном определяются, контролируются и оцениваются руководителем, который задает порядок деятельности, ее цели и организацию. Таким образом, совместная деятельность взрослых предполагает осуществление производство и воспроизводство объектов культуры.

У любой совместной деятельности существуют её отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена, что и является ее признаками. К основным признакам совместной деятельности относится наличие:

1) единой цели для участников, включенных в деятельность;

2) общей мотивации;

3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согласование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (темпа, интенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;

7) единого конечного результата (совокупного продукта);

8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект).

Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качественную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию;

в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогаю друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей СД.

2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым.

6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).

7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия [120. С. 27-29].

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированиостыо) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью следующих параметров: плотность функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними; уровень функциональной взаимосвязанности; отношение числа совместно выполняемых функций к общему их числу; типцелостности коллективного субъекта, проявляющийся в характере доминирующих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является, прежде всего, тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей: доминирующих способов разрешения разногласий и противоречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно, в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.

Эффективность совместной деятельности зависит от срабатываемости, совместимости и характера межличностных отношений. Существуют четыре уровня совместимости: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социологический. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов; психологический - включает взаимодействие характеров, мотивов и стереотипов поведения; социально-психологический - предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий; на социологическом уровне важно совпадение (или сходство) интересов ценностных ориентации.

Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми людей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего единства и самоуправления. В противоположность совместимости конфликтность является следствием несовместимости друг с другом двух одновременно возникших побуждений действовать. Несовместимость побуждений возникает тогда, когда два побуждения вступают в противоречие, исключая друг друга. Взаимоисключение является основным показателем конфликта или не совместимости.

Под конфликтом обычно понимают столкновение различных, как субъективных, так и объективных, тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и т.п. Конфликты неизбежны и необходимы, так как могут являться движущей силой развития личности и группы.

Психологическая несовместимость проявляется, как неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности,.

Сработанность - это согласованность в работе между ее участниками. Согласованность здесь понимается как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. В этом случае взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью.

Признаками различия совместимости и срабатываемости являются: 1) характер условий взаимодействия (связанных с удовлетворением партнерами потребности в общении или с решением производственных задач); 2) относительная значимость параметров успешности совместной деятельности и субъективной удовлетворенности партнеров; 3) степень эмоционально-энергетических затрат лиц, решающих общие задачи (затраты фиксируются на физиологическом уровне).

Если совместимость характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально-энергетических затратах (субъективная удовлетворенность - главный компонент совместимости), то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельности.

Но на комплекс срабатываемости и совместимости, в свою очередь влияют условия деятельности и взаимодействия. Разграничение таких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие", не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга. В.Е.Смирнов в своей работе "Психология юношеского возраста" отмечал: "Для членов группы, производящих какое-либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других».

Условия деятельности и взаимодействия бывают нормальные, т.е фоновые, и экстремальные:

) специфика и сложность задач

2)время совместной деятельности

3)количество членов группы

4) взаимосвязанность между членами группы:

а)первичная (заданная извне)

б)вторичная (обусловленная возникшими отношениями)

) функциональная структура группы:

а)первичная (заданная извне)

б) вторичная (возникшая в результате взаимодействия)

) степень изолированности и автономности группы

В совместной деятельности можно выделить два аспекта: а) собственно предметную деятельность; б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения.

Это мнение подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й.Лингард выделяет две обратные связи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами. Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы. Если при действии человека с орудием и объектом труда практическая деятельность немыслима без обратной связи, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт Бак выделяет два типа коммуникаций (которым соответствуют определенные структуры языка):

а)направленных на отношения, т.е. взаимодействия;

б)направленных на действия и деятельность.

Р.Бейлз выделяет в совместной деятельности область эмоций и область решения задач. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Другое дело - область решения задач. Эта фаза связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности. Итак, мы выяснили принцип разграничения таких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие".

Ясно, что эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, а также и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или стрессовые условия, когда группа работает в экстремальной ситуации.

. Одним из важнейший факторов, определяющих эффективность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачизависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.

.Время совместной работы любого другого вида, взаимодействия, например общения приятелей, супругов, может рассматриваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совместной деятельности; время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания - это не только условие проверки прочности отношений, но и, что еще более важно, - фактор формирования личностных, в частности характерологических, особенностей взаимодействующих людей. С.Л.Рубинштейн пишет по этому поводу: "При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся в некоторых отношениях похожими друг на друга".

. Количественный состав групп в условиях официальных отношений определяется из вне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. Б.Ф.Ломов писал: "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого "критического значения" величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу)". Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью. Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: а) нижний порог - это число лиц, способных справиться с общей задачей; б) верхний порог - это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

. Взаимосвязанность является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия в группе. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. В официальной организации принцип взаимосвязанности не зависит от желания людей. Неофициальные межличностные взаимоотношения не являются заданными, они регулируются самими участниками общения.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Больше того, увеличение взаимосвязанности усиливает значение руководителя.

И. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:

-й уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эффект";

-й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности. Совместное действие в данном случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: "... от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи... - до взаимного сотрудничества...".

5. Функциональную структуру группы можно дифференцировать на: первичную (заданная условиями, а также формальными признаками организации); вторичную (распределение ролевых функций в процессе решения задач, например в зависимости от коммуникативных качеств участников). Любая групповая деятельность требует элементарного разделения функций. Без этого невозможно функционирование даже такой системы, как отношения между двумя людьми. Для оптимального регулирования системы управления необходимо рациональное соотношение между заданным и произвольным распределением функциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распределение функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы.

6. Интересен тот факт, что многие группы являются изолированными от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей). Мера автономности группы может выражаться в характере поведения ее в конфликтной ситуации. При высокой автономности группы конфликт "замыкается" на какой-либо внешний объект (например, любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отношений внутри самой группы, хотя до известных пределов. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только физических условий, но и внутренних и внешних социально-психологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

7. В деятельности любого человека или группы людей выделяют мотив. Как побуждение - это источник или причина действия. В условиях индивидуального решения задач мотив связан с уровнем притязания данного человека и его возможностями. А в условиях совместной работы группы людей притязание одного может не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы, коллектива определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и долевой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа решения задачи.

. Разнообразной по структуре является система дополнительных факторов.

Индивидуальные психологические особенности членов группы и однородность-разнородность ее по различным психологическим характеристикам - суть внутригрупповые факторы (их два):

· первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы. Это показатель тех возможностей, которыми обладает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные, социально-психологические особенности людей);

· второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важным является близость, подобие членов группы по каким-либо параметрам. Для других видов работ контраст и различия являются условием успешного выполнения групповых задач. Особое значение имеют возрастные и половые различия людей: их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня:

-й уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психологических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации, мировоззренческих позиций). Этот уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных отношений людей. Однако его регулирующая функция может мало осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой. Просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся;

-й уровень однородности-разнородности группы есть соотношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношений к себе, к партнеру (межличностное восприятие), к другим людям, предметному миру. Второй уровень подразделяется на два подуровня:

первичный (или исходный). Этот подуровень - есть исходные данные до взаимодействия соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и к себе подобным);

вторичный подуровень - есть соотношение (сходство-различие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодействия между членами группы. Он является следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров и регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Этот подуровень преобразуется благодаря изменчивости. Изменчивость зависит не только от исходного соотношения параметров первичного подуровня неоднородности, но и от первого уровня неоднородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личностных и социально-психологических особенностей членов группы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оценок, отношений участвует в формировании ценностных ориентации, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности-разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выражает сходство-различие интересов, ценностных ориентации и личностных установок. Партнеры не только осознают сходство-различие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и межличностных отношений.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

а) внегрупповые (физические и социальные);

б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);

в) внеличностные (однородность-разнородность по индивидуально-психологическим параметрам);

г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения).

Фактором, связывающим все перечисленные системы, является фактор общественной значимости совместная деятельность группы людей

Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной социальной деятельности людей. Подобно тому как в индивидуальной деятельности цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается при условии включенности их в некоторую общую деятельность.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так, одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других - «совместно-индивидуальная деятельность» (пример - некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником «совместно-последовательная деятельность» (пример - конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример - спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро) [Уманский, 1980. С. 131]. Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и задача экспериментальных исследований - установить его в каждом конкретном случае.

Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Подобно тому как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

Так, во взаимодействии «даны» межличностные отношения, которые определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и полученный результат (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество). Присущая межличностным отношениям эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие [Обозов, 1979]. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях «плохих» межличностных отношений, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» требованиям выполняемой деятельности, зависит, в том числе, от характера социальных отношений, в которой эта деятельность осуществляется. Мотивация участников взаимодействия в каждом его конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности, в условиях которой оно развертывается.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (Хараш, 1977. С. 29]: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию, добиваться успешности во взаимодействии. Но это требует в свою очередь взаимопонимания между его участниками, адекватного представления друг о друге. Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого и от взаимопонимания с которым зависит успех совместной деятельности. Иными словами мы хотим выявить взаимосвязь между восприятием партнеров по общению и совместной деятельности. Психологи различают общение первого рода (это - обмен информацией, состояниями или познание людьми друг друга) и общение второго рода (это - персонализация). Общение первого рода является необходимой предпосылкой, составной частью совместной деятельности. Персонализация как общение второго рода включает в свой состав совместную деятельность, так как она наиболее успешно и эффективно протекает в ситуациях совместной деятельности. Можно сказать, что общение и совместная деятельность являются двумя проекциями общей активности человека в предметной и социальной сферах. В случае общения акцент делается на субъект-субъектное (S - S) взаимодействие, а в случае совместной деятельности - на субъект-объектное (S -О) взаимодействие. Если рассмотреть взаимосвязь общения и, совместной деятельности в плане становления психики и развития личности человека, то можно заметить, что происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.

межличностный восприятие общение деловой



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.