Глава 1. Теоретическая позиция исследования совместной профессиональной деятельности и межличностного восприятия индивидом группы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1. Теоретическая позиция исследования совместной профессиональной деятельности и межличностного восприятия индивидом группы

2020-04-01 140
Глава 1. Теоретическая позиция исследования совместной профессиональной деятельности и межличностного восприятия индивидом группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность. В последние годы большое внимание привлекают проблемы связанные с социальной перцепцией. По-прежнему наиболее изученной остается область межличностного восприятия - одна из разновидностей социально-перцептивного процесса. Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе, в контексте которой осуществляется процесс межличностной перцепции. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фокус, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании влияния этого восприятия на совместную профессиональную деятельность индивидов. Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной социальной деятельности людей. Отметим, что наше исследование направлено на выявление определенной связи между сочетанием двух типов перцепции у субъектов, занятых профессиональной совместной деятельностью и гармоничностью или дисгармоничностью данной деятельности. Таким образом, постановка нашего исследования следующая:

Объект: восприятие индивидом группы и профессиональная совместная деятельность.

Цель: исследование особенности делового и межличностного общения при различном восприятии индивидом группы.

Гипотеза: Гармоничность делового и межличностного общения в рабочей «паре» зависит от особенностей восприятия индивидом группы.

Задачи:

· Изучение научной литературы в поиске необходимой теоретической части нашего исследования.

· Формулировка гипотезы исследования.

· Установка методик исследования.

· Установка критериев отбора исследуемых субъектов.

· Выбор субъектов исследования.

· Провести наблюдения за парой, осуществляющей совместную деятельность.

· Проведение исследовательской работы по выявлению перцепции каждого члена микро-группы.

· Выявить взаимосвязь между гармоничностью и дисгармоничностью взаимоотношений и типом восприятия (индивидуалистический, коллективистический, прагматический).

· Проработка полученных результатов.

· Проверка выдвинутой гипотезы.

· Формулировка выводов.

· Предоставление практической документации об осуществлении исследования.

Методологические основы: наше исследование основывалось на теоретических трудах известных исследователей изучаемой нами области таких, как: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. M, 2001; Выготский В. С. История развития высших психологических функций//Собр. соч. М., 1983. Г. 2.; Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия// Вестник МГУ. Сер. И. Психология. 1978. № 1.; Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М., 1987 и т.д.

Методология:

1. Теоретические методы: анализ, контент-анализ, монография.

.   Экспериментальные методы тестирования:

·   методика «Проба на совместную деятельность» (А. Варги, Р. Желя, 1988), позволяет воспроизвести ситуацию, которая традиционно складывается в совместной профессиональной деятельности и детально зафиксировать особенности поведения обоихучастников взаимодействия для последующего их анализа, при выявлении гармоничности их взаимоотношений.

·   методика исследования восприятия индивидом группы (Мосейко, Нелисова, 1982), на основании трех гипотетических "типов" восприятия индивидом группы данная анкета позволяет выявить преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

3. Статистико-математические методы: SPSS, Mann-WhitneyU, Wilcoxon W, по данным статистическим методикам мы выявим корреляцию между гармоничностью и дисгармоничностью совместной деятельности и перцепцией ее участников, а также нас заинтересовало существуют ли значимые различия между исследуемыми нами рабочими диадами по степени гармоничности.

 


Заключение

 

Теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Существует определенная значимость степени информированности партнеров друг о друге, находящихся в определенном ситуационном контексте, в котором протекает процесс межличностной перцепции.

2. Наиболее значимыми в совместной профессиональной деятельности при ее структуре являются следующее: насколько притязание одного партнера согласовываются с притязаниями другого, какая направленность мотивации, которая может выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и долевой (на задание) и непосредственная зависимость степени взаимосвязанности между членами группы, что в совокупности влияет на общую эффективность совместной деятельности

3. Подтверждается верность выдвинутой гипотезы о целесообразности учитывать особенности восприятия индивидом группы при необходимости организовать эффективное, гармоничное взаимодействие профессиональной диады.

4. Процесс сотрудничества в данной структуре необходимо стимулировать дополнительными приемами. Возможно применение тренинга для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности, в том числе точности восприятия.

5. Данный метод необходим при проведении коррекционной программы по развитию гармоничности делового и межличностного взаимодействия и является нашей практической рекомендацией при решении дисгармоничного сотрудничества, а также может быть использован при формировании эффективности делового и межличностного эмоционального общения в профессиональной деятельности.

 


Литература

 

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

.   Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. М., 1996.

.   Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. M 2000.

.   Выготский В.С. История развития высших психологических функций//Собр. соч. М., 1983. Г. 2.

.   Гозман Л Я Психология эмоциональных отношении. М., 1992.

.   Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия// Вестник МГУ. Сер. И. Психология. 1978. № 1.

.   Келыи Г. Процесс каузальной атрибуции,// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.

.   Кон И. С. Открытие «Я». М.. 1978.

.   Кон И С. Введение в общение. М.. 1988.

.   Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 1999.

.   Майсрс Д. Социальная психология / Пер. с англ.

.   Под ред. Г. М. Андреевой и А. И Донцова. Межличностное восприятие в группе / М., 1981.

.   Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

.   Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М., 1987.

.   Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.

.   Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1968.

.   Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.

.   Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

.   Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.

.   Хьюстон М., Штрсбе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М., 2000.

.   Андреева Г. М., Богомолова Н. Я., Петровская Л. А. Современная зарубежная социальная психология. М., 2001.

.   Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.). Управление персоналом. М., 2001.

.   Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988..

.   Бородкин Ф. М., Каряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1993.

.   Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

.   Ершов П. Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

.   Крижанская Ю. С., Третьяков Г. П. Грамматика общения. Л.. 1987.

.   Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001.

.   Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

.   Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

.   Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997 (Гл. 15).

.   Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

.   Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

.   Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

.   Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. Ростов-на-Дону, 1999.

.   Шмелев А. Г. Продуктивная конкуренция: Опыт конструирования. М., 1997.

.   Шострам Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. М., 1992.

.   Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. М., 1969

.   Агеев В.С. Методы исследования межличностного восприятия/М., 1984.

.   Данилин К.Е. Межличностное восприятие в группе/М., 1983

.   Залюбовская Е.В. Методика исследования восприятия индивидом группы/М.,1983.

.   Обозов Н.Н. Взаимодействие как организация совместной деятельности/М.,1979.

.   Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста/М.,1980.

.   Шевандрин Е.И. Социальная психология в образовании/С-П, 1983.

.   Словарь. Психология/М.,1976.

Введение

Актуальность. В последние годы большое внимание привлекают проблемы связанные с социальной перцепцией. По-прежнему наиболее изученной остается область межличностного восприятия - одна из разновидностей социально-перцептивного процесса. Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе, в контексте которой осуществляется процесс межличностной перцепции. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фокус, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании влияния этого восприятия на совместную профессиональную деятельность индивидов. Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной социальной деятельности людей. Отметим, что наше исследование направлено на выявление определенной связи между сочетанием двух типов перцепции у субъектов, занятых профессиональной совместной деятельностью и гармоничностью или дисгармоничностью данной деятельности. Таким образом, постановка нашего исследования следующая:

Объект: восприятие индивидом группы и профессиональная совместная деятельность.

Цель: исследование особенности делового и межличностного общения при различном восприятии индивидом группы.

Гипотеза: Гармоничность делового и межличностного общения в рабочей «паре» зависит от особенностей восприятия индивидом группы.

Задачи:

· Изучение научной литературы в поиске необходимой теоретической части нашего исследования.

· Формулировка гипотезы исследования.

· Установка методик исследования.

· Установка критериев отбора исследуемых субъектов.

· Выбор субъектов исследования.

· Провести наблюдения за парой, осуществляющей совместную деятельность.

· Проведение исследовательской работы по выявлению перцепции каждого члена микро-группы.

· Выявить взаимосвязь между гармоничностью и дисгармоничностью взаимоотношений и типом восприятия (индивидуалистический, коллективистический, прагматический).

· Проработка полученных результатов.

· Проверка выдвинутой гипотезы.

· Формулировка выводов.

· Предоставление практической документации об осуществлении исследования.

Методологические основы: наше исследование основывалось на теоретических трудах известных исследователей изучаемой нами области таких, как: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. M, 2001; Выготский В. С. История развития высших психологических функций//Собр. соч. М., 1983. Г. 2.; Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия// Вестник МГУ. Сер. И. Психология. 1978. № 1.; Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М., 1987 и т.д.

Методология:

1. Теоретические методы: анализ, контент-анализ, монография.

.   Экспериментальные методы тестирования:

·   методика «Проба на совместную деятельность» (А. Варги, Р. Желя, 1988), позволяет воспроизвести ситуацию, которая традиционно складывается в совместной профессиональной деятельности и детально зафиксировать особенности поведения обоихучастников взаимодействия для последующего их анализа, при выявлении гармоничности их взаимоотношений.

·   методика исследования восприятия индивидом группы (Мосейко, Нелисова, 1982), на основании трех гипотетических "типов" восприятия индивидом группы данная анкета позволяет выявить преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

3. Статистико-математические методы: SPSS, Mann-WhitneyU, Wilcoxon W, по данным статистическим методикам мы выявим корреляцию между гармоничностью и дисгармоничностью совместной деятельности и перцепцией ее участников, а также нас заинтересовало существуют ли значимые различия между исследуемыми нами рабочими диадами по степени гармоничности.

 


Глава 1. Теоретическая позиция исследования совместной профессиональной деятельности и межличностного восприятия индивидом группы


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.