Минский костёл воздвижения святого креста — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Минский костёл воздвижения святого креста

2020-04-01 115
Минский костёл воздвижения святого креста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Минский костёл воздвижения святого креста, Кальварийский костёл, памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля в Минске. Построен в 1839-41 из кирпича на Кальварийском кладбище на месте предыдущего деревянного костёла. Храм - 1-нефный с небольшим трансептом и прямоугольной апсидой, накрыт высокой 2-скатной крышей. На главном фасаде выступает квадратная 2-ярусная колокольня под 2-скатной крышей. Под зданием находится крипта, здесь похоронены художник Я.К. Дамель (1840) и епископ Матеуш Липский (1839).

Костел на старом Кальварийском кладбище был единственным действующим в советские времена. Разумеется, всем верующим здесь места не хватало, по праздникам толпы католиков собирались просто на главной аллее кладбища, ведущей к костелу. Между тем храм на этом месте появился еще в 17 веке. Тогда он был деревянным и назывался «Воздвижения Святого креста».

В начале 19 века Кальварийский костел был перестроен из дикого бутового камня, в неоготическом стиле. Кладбище, возникшее вокруг костела, дало последний приют самым знаменитым горожанам Минска, как католикам, так и исповедующим другие религии. С 1967 года оно было закрыто для новых захоронений. Но в конце 90-х годов городские власти разрешили использовать его для захоронений на коммерческой основе. Здесь также похоронены жертвы трагического происшествия у входа в метро Немига 30 мая 1999 года.

 


Другие конфессии

 

Иудаизм

 

Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX-XIII вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину XVII - 1-ю половину XVIII в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е гг. несколько тормозится процессом постоянной эмиграции (соответственно и сокращением численности еврейского населения в Беларуси), а также внутренним религиозным расколом.

На начало 2009 года в Беларуси действовало 46 общин, функционировало 8 синагог и одна - строилась.

 

Протестантские церкви

 

Численность протестантских общин увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток.

Направления протестантизма - лютеранство и кальвинизм - были известны в Беларуси с XVI в., вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично - латышского, литовского и польского) населения Беларуси. В настоящее время зарегистрировано 27 лютеранских общин. Большинство верующих составляют этнические немцы.

Конфессиональное течение христиане веры евангельской (ХВЕ) образовалось в Беларуси в 1988 году, после выхода из Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). В настоящее время ХВЕ имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций страны.

На начало 2009 года насчитывалось 500 общин ХВЕ и 269 общин баптистов. Из других протестантских течений в Беларуси действуют 9 общин христиан веры апостольской, Белорусская конференция адвентистов седьмого дня (72 общины), Христиане Полного Евангелия (54 общины). Также действует околохристианское течение Свидетелей Иеговы (26 общин).

 

Униатство

 

К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы - греко-латинская, греко-католическая, православно-католическая, белорусская вера). В 1596 г. в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии, православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство римского папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время униатство сохранялось среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии.

В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х гг. Небольшие группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. На начало 2009 года зарегистрировано 14 униатских общин.

 

Ислам

 

Ислам в Беларуси распространился в XIV-XVI веках. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с XIV века татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу XVI века в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения.

В настоящее время вероисповедание местных татар относится в большинстве случаев к суннитскому толку ислама. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие. Шиитского ислама в Беларуси придерживается диаспора азербайджанцев, а также выходцы из Ирана.

На начало 2009 года в Беларуси насчитывалось 25 мусульманских общин. Наибольшее количество зарегистрировано в Гродненской области - 8 общин. В стране действуют 6 мечетей, возводится мечеть в Минске.

На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны (6 общин), бахаи (5 общин).

 


Заключение

 

В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. Синкретическая, преимущественно православно-католическая культура народа Беларуси обогащалась достижениями других культур, осваивая прежде всего те ценности, которые могли адаптироваться на местной почве. Значительная роль в развитии общей культуры народа Беларуси принадлежит представителям традиционных религий.

Взаимоотношения двух основных религий Беларуси - православия и католицизма - носили, как правило, толерантный характер. Православный народ Беларуси до Брестской церковной унии 1596 г. составлял доминирующее конфессиональное большинство и значительно преобладал по численности над местными католиками, иудеями, мусульманами, протестантами. В XVII-XIX вв. православные насильственно переводились в униатство, во многом воспринявшее православные традиции, церковные ритуалы и использующее в культовой практике церковно-славянский и живой народный язык. В конце XVIII в. униаты составляли до 70% всех жителей Беларуси, католики - около 15%, православные - 6%, иудеи - 7%, протестанты и другие - около 2%.

В 1839 г. уния на землях Беларуси (также Литвы и большей части Украины) была ликвидирована, а униатская церковь присоединена к русской православной церкви. Православное население в Беларуси вновь стало численно доминирующим (более 66% на начало XX в.).

Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 1980-х гг. Об этом свидетельствуют социологические исследования. Так, в 1989 г. к числу атеистов относили себя 65% опрошенных, в 1994 г. их насчитывалось только 32% (то есть на 30% меньше). Значительно увеличилось количество верующих - с 22% до 43,4% в 1994 г. При этом религиозность среди женщин была выше, чем среди мужчин (54,6% против 33,3%). Среди старших возрастных групп доля верующих среди женщин была в 1,5-2 раза выше, чем среди мужчин. Среди молодежи склонность к религии распределилась между полами фактически равномерно. Исследования вначале 1990-х гг. показали, что среди верующих с православием отождествляет себя около 70%, с католицизмом - 15-20%, с протестантизмом - около 2%.

При поддержке властей произошли позитивные изменения в культурно-религиозной жизни национальных меньшинств. С 1992 г. в Беларуси действует Закон «О национальных меньшинствах», согласно которому государство содействует созданию материальных условий для развития образования и культуры национальных меньшинств путем выделения из государственного бюджета необходимых для этого средств. С 1994 г. в Минске действует Республиканский центр национальных культур, одной из целей которого является своеобразное моделирование в миниатюре межнациональных отношений, характерных для экономически развитых многонациональных стран Европы, Америки, Азии.

Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гражданского общества способствуют тому, что в настоящее время государственная идеология складывается на основе общехристианских ценностей, а не на основе учения одной отдельно взятой конфессии. Межконфессиональному согласию содействует Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, который выполняет функции контролирующего органа и исследовательского и координационного центра. На начало 2002 года количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 26.


Литература

 

1. Бицадзе Н.В. «Храмы неорусского стиля», 2009-245 с.

2. Савичев А.С. «Русские храмы», 2008 - 137 с.

.   Туристская энциклопедия Беларуси. Мн. Беларуская Энцыклапедыя, 2007. - 648 с.

.   Официальный портал minsk.gov.by


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.