Иерархия управления в организации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Иерархия управления в организации

2020-04-01 149
Иерархия управления в организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С ростом размера организации и, как следствие, вертикальной и горизонтальной специализации труда, возникает необходимость отделения работы по координации от непосредственного выполнения работы для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо более высокого уровня управления имеет в подчинении одного или несколько лиц более низкого уровня. Чем больше подчиненных имеет руководитель, тем больше его сфера контроля.

К идее иерархии организационной структуры владельцы предприятий пришли не сразу. Впервые изучением организационных структур занялся А. Файоль на рубеже 19 и 20 вв. Как пишет П. Друкер «Уже в то время необходимость в организационной структуре стала очевидной. Впрочем, Ф. У. Тейлор сомневался в ее необходимости. Он все время писал и говорил о «владельцах и их помощниках». П. Друкер сравнивает руководителя с капитаном на корабле, который принимает окончательное решение и которому беспрекословно подчиняются остальные сотрудники, а «в ситуации повышенного риска, - а с такой ситуацией рано или поздно сталкивается любая организация, - от четкого руководства зависит само существование организации. Когда на корабле пожар, капитан не созывает собрание, а отдает приказы».

Требования к управленческой иерархии и соответствующей ей организационной структуре постепенно изменялись. Основные факторы, определяющие этими изменения:

-  изменение внешней среды: рост непредсказуемости событий, рост темпов изменений, усиления взаимовлияния элементов внешней среды;

-   развития науки управления: появление различных подходов, их развитие, интеграция и т.п.

    научно-технический прогресс: эволюция технологий, отсюда внедрение новых методов управления; освоение компьютерных технологий и как следствие - упрощение коммуникаций;

Минцберг Г. так описывает эволюции организации: «Основа любой организации - операторы, т. е. индивиды, на плечи которых ложится основная деятельность по производству продукции и предоставлению услуг. Именно они образуют операционное ядро организации. Во всех без исключения организациях (даже в самых простых) должен быть по крайней мере один специально выделенный менеджер, который занимает позицию, называемую стратегическим апексом, т. е. такое положение, которое позволяет ему удерживать в поле зрения систему в целом. По мере роста организации число таких менеджеров возрастает - причем не только сотрудников, управляющих операторами, но и менеджеров, управляющих менеджерами. Возникает некая срединная линия или иерархия властных полномочий от операционного ядра до стратегического апекса». (см. Приложение 1).

С внедрением компьютеров в производство у руководителей появилась возможность непосредственно контролировать деятельность исполнителей, обмениваться с ними информацией, используя интернет и внутренние каналы электронной связи. В результате количество менеджеров среднего звена резко сократилось. Освоение интернета привело к созданию нового типа структур - сетевых структур, в которых вовсе отсутствует средний уровень управления и вся координация деятельности осуществляется одним или несколькими людьми.

Постепенно исследователи пришли к выводу, что иерархия управления - это инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Так А.Чандлер в свое время сформулировал следующий принцип: «стратегия определяет структуру».

Большинство авторов сходится на том, что в организации можно выделить три уровня управления: нижний, средний и высший (рис.1).

 

 

Рис.1 Иерархия управления

 

Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.

Социолог Т. Парсонс предложил следующие названия уровней в соответствии с выполняемыми функциями: технический, управленческий и институциональный. Он обращает внимание на то, что технические управленцы занимаются операциями и действиями, необходимыми для эффективной непрерывной работы организации; функции менеджеров управленческого уровня: координирование, согласование и организация работ; институциональные менеджеры занимаются стратегическим планированием, организационными изменениями, выполняет представительскую функцию, адаптирует организацию к внешней среде.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.