Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души»

2020-04-01 130
Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель урока: используя содержательные компоненты игрового обучения, помочь учащимся увидеть смысл и идею поэмы.

В ходе урока могут быть предложены следующие вопросы и задания.

Учитель: Что отличает Н.В.Гоголя от тех писателей, с которыми мы познакомились?

Учащиеся: Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. Он понимал свое предназначение пророка.

Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся глазами Гоголя посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Учащиеся: Наверное, он видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной скоростью и человек с ним уживается.

Учитель: Давайте попробуем соединить все высказывания в единую мысль. Что получится?

Учащиеся: Считая себя пророком, Гоголь верил, что именно он должен указать человечеству на его грехи.

Учитель: Попытаемся ответить, на какие грехи указывал Гоголь.

Итак, 1 задание: Назовите эти ложные ценности.

Учащиеся: Это книга Манилова с закладкой на 14 странице, это знания о мире через голландские рубашки, это вещи, к которым человек как бы прилип. Во дворе у Коробочки индейки, куры, огороды с луком, картофелем. У Ноздрева - конюшня, стойла, кузница. Превзошел всех Плюшкин. Это конечный результат пошлого накопления.

Учитель: А зачем Гоголь дает такие подробности?

Учащиеся: Он дал понять, что же в мире считается главным. Душа здесь отсутствует. Поэтому в произведении нет ни одного красивого человека.

Задание 2: Докажите это по тексту.

Учащиеся: «Ни то, ни се», «не то баба, не то мужик», старухи, держащие голову несколько высоко».

Учитель: Действительно, откуда взяться красивому телу, если поражена душа. Проследим дальше за мыслью Гоголя. О чем рассуждает он?

Учащиеся: О человеческой глупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена.

Задание 3: Доказать на примерах текста, что Гоголь рассуждает о человеческой глупости на разных ступенях жизни человека.

Учащиеся: «...иной почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только в другом кафтане». «Мне кажется, что я встречаю таких людей и в нашей жизни».

Учитель: Зло прочно ужилось и торжествует сегодня. В этом Гоголь действительно пророк. А не кажется ли вам необычными пространственно-временные отношения?

Задание 4: Докажите, что Чичиков едет по кругу?

Учитель: А как живет каждый персонаж отдельно взятый?

Учащиеся: В своем собственном мире, замкнутом пространстве.

Задание 5: Докажите призрачность существования героев:

а) через цвета («голубенький вроде серенький, дни не то ясные, не то мрачные, лес «темнел каким-то скучно-синеватым цветом»)

б) через изолированность помещиков друг от друга («живут рядом и не знают друг друга»)

в) время года (Манилов живет среди цветущих кустов сирени, его мужики сидят в тулупах. У Плюшкина - лето, а в губернском городе зима. Чичиков в теплом картузе, а Манилов появляется в медвежьей шубе).

Учитель: Выходит, что у каждого - и свое время года. Нет реальности внутри этих «царств». А сам Чичиков, кто он? Какова цель его появления?

Учитель: Как вы понимаете выражение: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирает человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

Учащиеся: Если человеческая душа будет погрязать в вещном мире, она потеряет связь с Богом, будет только блуждать на этих дорогах, сея и распространяя зло.

Дети вместе с учителем делают вывод, что человеческий разум заблуждается, живя лишь куплей-продажей, накоплением вещей, чревоугодием. Становится страшно, что мы наблюдаем это сегодня. Таким образом, все факты жизни, по Гоголю, не есть еще смысл жизни, смысл следует искать за пределами фактов.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку определенного цвета (красная фишка - 5, синяя - 4). В конце урока подсчитываются баллы, выставляются оценки.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работах по данной теме «Автор и повествователь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» нет единства мнения. Многие исследователи, такие как А.М.Докусов, М.Т.Качурин подходят к различению автора и повествователя через описание их роли в тексте.

Лотман Ю.М. рассматривает позицию автора через хронотон текста. По его мнению, автор находится над всеми событиями и только ему, Н.В.Гоголю, известен моральный исход.

В библиографическом аспекте рассматривают позицию автора такие исследователи как С.Машинский, Е.А.Смирнова, Анри Труайя, но эти литературоведы в своих работах упускают духовную сторону жизни писателя.

Большинство литературоведов выделяют автора и приписывают ему роль повествователя.

Особое значение имеют работы Воропаева В., Дунаева М.М., Зеньковского В., в которых эти исследователя говорят о духовной жизни Н.В.Гоголя, творчество которого вне духовных категорий понять невозможно.

Наше исследование направлено на выявление линий повествователя и автора. В работе опираемся на духовную прозу Н.В.Гоголя и исследования В.Зеньковского, В.Воропаева.

При глубоком изучении текста поэмы «Мертвые души» обращено внимание на духовный смысл подтекстов поэмы, в которых повествователь выражает себя в словесной материи текста, автор - через смысл подтекста. таким образом, линии повествователя и автора, через подтекст обличающего людские грехи, сходятся.

В работе доказывается, что в лирических отступлениях слышен голос автора, а не повествователя, приводятся примеры из духовной прозы Гоголя. Так, в поэме есть отступление о своеобразии русского характера и в своей работе «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь пишет о свойстве русского характера, что и доказывает, что перед нами автор.

Так же доказывается и принадлежность Гоголю остальных лирических отступлений. Приходим к выводу, что линии повествователя и автора сходятся в тексте. Автор приближается в своем творчестве к смысловой концепции древнерусского писателя с его взглядом на литературу. Писатель проявляет себя косвенно (через подтекст) и прямо (через лирические отступления). Он выступает духовным проповедником Святой Руси. Присутствие автора подчинено одной цели: прославить Русь, наставить людей на путь праведный.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

Художественные тексты

.   Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Сов. Россия, 1988. - с.432.

.   Гоголь Н.В. Размышления о Божественной литургии. - М.: Худ. литература, 1990. - с.76.

.   Гоголь Н.В. Авторская исповедь. - М.: Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение, 1990. - с.126.

Исследования

.   Аксаков С.Т. Воспоминания современников. История моего знакомства с Гоголем. - М.: Правда, 1989. - с.480.

.   Анненская А.Н. Н.В.Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. СПб., 2007. - с.90.

.   Боголепов П.К. Язык поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». - М.: Учпедгиз, 1952. - с.141.

.   Воропаев В.А. Духовная проза (вступительная статья). - М.: Русская книга, 2006 - с.500.

.   Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 томах, т.8. Исторические наброски. Выписки из творений святых отцов (подг. текст Воропаев В.А.) - М.: Русская книга, 1994. - с.864.

.   Головенченко Ф.М. Реализм Гоголя. - М., 1953. - с.259.

.   Гус М. Гоголь и Николаевская Россия. - М.: Гослитиздат, 1957. - с.374.

.   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти ч. Ч.I-II. - М.: Христианская литература, 2008. - с.736.

.   Еремина Л.И. О языке художественной прозы Н.В.Гоголя: искусство повествования. - М.: Наука, 1987. - с.176.

.   Ермилов В.В. Гений Гоголя. - М.: Сов.Россия, 1959. - с.408.

.   Ермилов В.В. Н.В.Гоголь. - М.: Сов. писатель, 1952. - с.296.

.   Жданов В.В. Н.В.Гоголь. Очерк творчества. - М.: Гослитиздат, 1953. - с.120.

.   Зеньковский В. Гоголь. - М.: Школа, 2007. - с.224.

.   Золотусский И.П. Поэзия прозы: статьи о Гоголе. - М.: Советский писатель, 1987. - с.238.

.   Гоголь: история и современность: (к 175-летию со дня рожд.) Сборник. Составитель Кожинов В.В. - М.: Сов. Россия, 1985. - с.493.

.   Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. - Воронеж, 1985.

.   Кривонос В.Ш. Проблема читателя в творчестве Гоголя. - Воронеж: Изд-во Воронежского унив-та, 1981. - с.167.

.   Лотман Ю.М. О реализме Гоголя. О русской литературе. - СПб., 2008. - с.694-711.

.   Левин Б.Н. Венок Н.В.Гоголю: Гоголь и время. - Харьков: Прапор, 1984. - с.151.

.   Манн Ю.В. Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя. - М.: Детская литература, 1979. - с.142.

.   Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя - 2-е изд., доп. Худ. литература, 1988. - с.412.

.   Манн Ю.В. В поисках живой души. - М.: Книга, 1984. - с.415.

.   Манн Ю.В. Гоголь и мировая литература. (АНССР. Ин-т мировой литературы). - М.: Наука, 1988.

.   Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л.: Ленинг. унив-т, 1982.

.   Машинский С.О. Гоголь (к столетию со дня смерти). - М.: Госкультпросветиздат, 1951. - с.272.

.   Машинский С.О. Гоголь в воспоминаниях современников. - М.: Госполитиздат, 1952. - с.719.

.   Николаев Д.П. Сатира Гоголя. - М.: Худож. лит-ра, 1984. - с.367.

.   Онуфриев Н. Н.В.Гоголь. Критико-биографический очерк. - М.: Гослитиздат, 1952. - с.88.

.   Орлов А.И. Гоголь как учитель жизни. - М.: Бук Чембер Инернейшнл, 1991. - с.32.

.   Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. - М.: Сов. писатель, 1982. - с.511.

.   Покровский В. Н.В.Гоголь. Его жизнь и сочинения, изд. 3-е. - М., 1910. - с.420.

.   Полевой Н., Полевой К. Похождения Чичикова или мертвые души. Поэмы Н.В.Гоголя. - Л.: Худож. лит-ра, 1990. -.338-360.

.   Рукавицына М. Гоголь Н.В. «Мертвые души». - М.: Моск. рабочий, 1977. - с.472.

.   Самойленко Г.В. Гоголь и современность: творческое наследие писателя в движении эпох. - Киев: Изд. при Киевск. унив-те, 1983. - с.150.

.   Соколова А.Н. Н.В.Гоголь. Сборник статей. - М.: Изд. Моск.унив-та, 1954. - с.228.

.   Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души» - Л.: Наука, 1987. - с.197.

.   Степанов Г.Л. Великий русский писатель Н.В.Гоголь. - М.: Госкультпросветиздат, 1952. - с.72.

.   Хлебников Р. Как жил Н.В.Толстой и что он писал. - М., 2008. - с.36.

.   Храпченко М.Б. Николай Гоголь: литературный путь. Величие писателя. - М.: Современник, 1984. - с.653.

.   Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. - М.: Сов. писатель, 1959. - с.620.

Статьи из газет и журналов

.   Вишневецкая Е.В. Роль детали в поэме «Мертвые души» // Литература. - 2003. - № 13. - с.13.

.   Воропаев В. Я совершу свой путь к 175-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. - Библиотекарь. - 2007. - №4. - с.49-52.

.   Воропаев В. Загадки Гоголевских библиотек. - В мире книг. - 2006. - №4. - с.65-87.

.   Воропаев В. Нет другой двери: Гоголь и Евангелие // Литературная Россия. - 2008. - № 14. - с.15.

.   Гоголь Н.В. Материалы и исследования // Литературное наследство. - № 58. - с.445-926.

.   Киреев Р. Гоголь. Талызинский особняк. // Литература. - 2003. - № 10. - с.5-11.

.   Манн Ю. Над бездной Гоголя // литературное обозрение. - 1993. - №1-2. - с.30-32.

.   Осокина И.И. Не собирайте сокровища на земле. // Литература в школе. - 2004. - №4. - с.41-43.

.   Полтавец Е.Ю. Мертвые души Н.В.Гоголя: опыт комментированного чтения /\ Литература в школе. - 1998. №1. - с.78.

.   Путинцева В. Тайны поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» // Литература. - 1999. - №9. - с.5-6.

.   Разумихин А. «Мертвые души». Опыт современного прочтения. // Литература. - 2008. - № 13. - с.2-15.

.   Синицкая С.В. Об именах Гоголя // Русская литература. - 1998. - №3. - с.272.

.   Строганов М. Гоголь¨ от циклической к линейной концепции истории // Литература. - 2008. - №32, с.2-6.

.   Труайя Анри. Мои «Мертвые души» // Детская литература. - 1998. - №5-6. - с.150.

.   Щеблыкин И.П. Об одной распространенной ошибке в толковании поэмы Н.В.Гоголя «Похождения Чичикова, или «Мертвые души» // Литература в школе. - 2009. - №4. - с.5-7.

Учебно-методическая литература

.   Аношкина В.Н., Петров С.М. История русской литературы XIX века. Уч. пособие для студ. пед.инст. - М.: Просвещение, 1989. - с.448.

.   Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чепнев В.Ф. Методика преподавания литературы. - М., 1999. - с.496.

.   Гордин А.М. Н.В.Гоголь. В портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей. - Л.: Учпедгиз, 1959. - с.414.

.   Степанов А.Н. Н.В.Гоголь. Биография писателя (пособие для учащихся). - М.: Просвещение, 1966. - с.136.

.   Смирнова - Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературный комментарий. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. - с.279.

.   Турбин В.Н. Герои Гоголя: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - с.127.

Словари и энциклопедии

. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык,

. - с.796.

. Тифофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих

терминов. - М.: Просвещение, 1958. - с.187.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.