Общее в программах партий большевиков и эсеров — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общее в программах партий большевиков и эсеров

2020-03-31 290
Общее в программах партий большевиков и эсеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На рубеже ХIХ начала ХХ века эсеры не могли отрицать, как это делали их народнические предшественники, самого факта победы капитализма в России. Но распространение капитализма в стране объяснялось ими во многом его искусственным насаждением правительством. В начале ХХ века у эсеров еще теплилась надежда на устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое, как они полагали, не втянется в орбиту капиталистических отношений и сможет стать основой для эволюции к социализму. Не желая признавать усиливающийся процесс имущественного расслоения крестьянства, эсеры объясняли это больше влиянием царской политики, нежели результатом естественной эволюции капитализирующейся деревни. Большинство крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный труд, они зачислили в категорию так называемого «трудового крестьянства». Поскольку источником дохода этой категории являлся их собственный труд, а не эксплуатация наемной силы, эсеры не причисляли их к мелкобуржуазным слоям. По сути дела между трудовым крестьянством и фабрично-заводским рабочим в представлении эсеров не существовало какой-либо разницы, поскольку источником их существования был собственный труд.

Надвигающуюся революцию в России эсеры считали не буржуазной и не социалистической, а «трудовой», поскольку она совершается трудящимися массами и направлена на осуществление коренных социальных преобразований. Ее главной задачей было «обобществление труда, собственности и хозяйства; уничтожение вместе с частной собственностью самого деления общества на классы». В программе эсеров формулировались задачи как социалистического, так и демократического этапов революции. К первым относилось главное требование экспроприация капиталистической собственности и организация производства и всей общественной жизни страны на социалистических началах. А это предполагает «полную победу рабочего класса, организованного в социально-революционную партию, и в случае надобности установления его временной революционной диктатуры». [6]

Следует отметить широкую программу демократических преобразований, выдвигаемых эсерами. Ее основные положения были весьма близки к требованиям РСДРП. К ним относились свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижений, неприкосновенность личности и жилища. На основе всеобщего и равного избирательного права для всех граждан предполагалось образование выборных органов демократической республики с автономией областей и общин, широкое применение федеративных отношений между национальностями, введение родного языка во всех местных, общественных и государственных учреждениях.

В целях охраны духовных и физических сил рабочего класса и создания благоприятных условий для его борьбы за социализм партия социалистов-революционеров, как и РСДРП выдвигала требование 8-часового рабочего дня, введение государственного страхования, а также установления минимальной заработной платы.

В соответствии со своими взглядами на задачи революции в деревне, эсеры выступали за социализацию земли, т.е. изъятие ее из частной собственности и из сферы купли и продажи, и передачу в общенародное достояние, прежде всего в пуки сельских общин, а также местных органов самоуправления. Устанавливалось уравнительно-трудовое право пользования землей. Никто не мог требовать земли больше, чем был в состоянии обработать ее сам или трудом членов своей семьи.

В организационном отношении эсеры учитывали опыт партии II Интернационала, куда они входили наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался всякий, кто признавал ее программу, подчинялся ее постановлениям и участвовал в работе одной из ее партийных организаций. В отличие от территориально-производственного принципа построения РСДРП эсеры провозгласили только территориальный. Эсеры имели два руководящих органа - ЦК и Совет партии. ЦК осуществлял идейную и практическую деятельность партии. В Совет партии входили пять членов ЦК и представители всех областных организаций, а также Московской и Петербургской организаций. Совет партии созывался Центральным Комитетом, его решения были обязательными для партии, их мог отменить только съезд.

На особом положении в партии находилась Боевая организация эсеров, созданная в конце 1901 года одним из лидеров партии Г. А. Гершуни. Она была строго законспирирована. Члены Боевой организации не принимали участия в региональных комитетах партии, равно как и последние не участвовали в деятельности Боевой группы. Ее отношения с ЦК партии строились через особоуполномоченного и отличались большой самостоятельностью. С 1903 г. Боевую организацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем царской охранки.

Накануне первой российской революции эсеры не имели еще утвержденной общепартийной программы, не было и выдержанной тактической линии, шел непростой поиск организационных форм партийной организации. Вместе с тем накануне революции она и не переживала острых внутренних расколов по данным вопросам.

Начинавшуюся революцию эсеры оценивали с особой точки зрения. По их мнению, российская революция соединяла в себе не только тенденции предшествующих ей в мировой истории революций, но и новые социальные тенденции, которые ранее в мировой истории не наблюдались. Эти тенденции связывались с особой исторической миссией крестьянства и революционной интеллигенции в России.

Революция, по мнению В. М. Чернова, наступила преждевременно, когда еще не было подготовленных для победы над самодержавием фактически наличных сил. Русско-японская война ускорила ее наступление, военные поражения вызвали растерянность правительства. Благодаря этому революционное движение «скакнуло далеко выше реального соотношения сил», взрыв возмущения создал «ложную видимость» господствующего положения в стране «левых». Революция не обладала силой, но уверовала в нее и заставила поверить в эту силу правительство.

Будучи движущей силой революции, пролетариат, по мнению эсеров, готов был разрушать, но не был, как и крестьянство, подготовлен к созидательной работе.

В октябре 1906 г. из эсеровской партии выделилось самостоятельное образование «Союз социалистов-революционеров максималистов». Идеологами и теоретиками этого направления были А. Троицкий, М. Энгельгарт, С. Светлов, Г. Нестроев и другие. Эсеры-максималисты представляли революцию как процесс дезорганизации власти и всех сторон государственной жизни путем захвата и экспроприации земли, предприятий, орудий производства. По их мнению, любая партия, поскольку она основана на централизме, подавляет инициативу своих членов и тем сковывает революционную энергию.

Другая часть эсеровской партии (А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф. Анненский, С. Я. Елпатьевский) основали партию народных социалистов (энесов). Энесы отрицательно относились к разгрому помещичьих усадеб и «захватным» действиям крестьян. Пролетариат же по их мнению, переоценивал свои силы, чему способствовала социалистическая интеллигенция. Правонароднический взгляд на революцию 1905-1907 гг. базировался на том, что социалистические партии делают ошибку, отталкивая от себя кадетов, поскольку их программа содержит много необуржуазных черт. Именно в результате ошибочной тактики революционных партий после октября 1905 г. пролетариат без активной поддержки «буржуазии, либералов и внеклассовой интеллигенции был раздавлен правительством».

Важнейшим направлением деятельности ПСР считалась пропагандистско-агитационная работа в массах. Эсеры призывали крестьян к организации стачек, бойкота помещиков, к созданию крестьянских «братств» (тайных кружков первичных организаций в деревне). Перед «братствами» ставились задачи распространения народнической идеологии среди крестьян, ознакомление их с программами и тактическими установками эсеров, усиление влияния на решение «мирских дел» в соответствии с этими установками, объединение крестьян на проведение просветительских мероприятий, в борьбе за свои права и организацию «революционных» акций. Причем в «революционных» акциях предпочтение отдавалось мирным демократическим действиям (стачки, демонстрации, петиции).

Занимаясь «политическим воспитанием» крестьян, эсеры не упускали из виду и городской пролетариат. Более того, после поражения первой русской революции их пропагандистско-агитационные усилия в большей степени направлялись на работу среди городского населения, нежели сельского.

Глубокий идейный и организационный разброд после поражения революции настиг и неонароднические партии и группы. Партия эссеров понесла серьезные потери в связи с полицейскими репрессиями. Многочисленные аресты ослабили ее организации, ряды эсеров охватила волна упадничества. Среди эсеров, как и среди социал-демократов появились два течения: крайне террористическое и сторонники исключительно легальных форм деятельности в массах.

Эсеровские ультратеррористы 1908-1909 гг. своими тактическими взглядами во многом напоминали максималистов периода первой русской революции. В свою очередь позиция сторонников преимущественно легальной деятельности была в чем-то родственна энесам.

В послереволюционный период распад крестьянской общины в результате столыпинской аграрной реформы заставил скорректировать взгляды эсеров в поддержку зажиточных слоев крестьянства. Теперь оно, по их мнению, стало составной частью «трудового крестьянства», хотя до революции эсеровские теоретики, как известно, придерживались противоположных взглядов. Это был шаг на встречу энесам в аграрном вопросе.

Одним из показателей острых разногласий в партии был вопрос об отношении к выборам в IV Государственную думу. После длительных дискуссий орган партии «Знамя труда» рекомендовал тактику бойкота. Однако бойкот Думы не был связан с начинавшимся в стране новым революционным подъемом. И хотя местные организации выступили с призывом к борьбе, это, в общем, и целом не меняло общей ситуации. Призывы не подкреплялись практическими действиями. В одной из прокламаций московской группы эсеров положение в партии характеризовалось следующим образом: «Внутреннее недоверие разбивало ее, натиск реакции и ослабление масс лишали той связи и поддержки, которые раньше давали ее деятелям силу и твердость в самых жестоких испытаниях: организация распалась».

Новый революционный подъем 1912 г. по лето 1914 г. все время набирал силу. Накануне первой мировой войны страна была охвачена политическими и экономическими забастовками. Но этот новый подъем революционного движения был оборван началом войны. Отношение к ней в связи с тем или иным пониманием революционной перспективы определило перегруппировку в рядах эсеров и в направлении их деятельности.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.