А.Р. Кусова, Е.Г. Цилидас, А.Р. Наниева — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

А.Р. Кусова, Е.Г. Цилидас, А.Р. Наниева

2020-04-01 133
А.Р. Кусова, Е.Г. Цилидас, А.Р. Наниева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.Р. Кусова, Е.Г. Цилидас, А.Р. Наниева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ И ВОДОИСТОЧНИКОВ

Методическое пособие по самостоятельной работе студентов,

обучающихся по специальности «Лечебное дело», «Стоматология»

 

 

Владикавказ  2016


УДК 613.3

ББК 51.21

 

Кусова А.Р., Цилидас Е.Г., Наниева А.Р. 

Гигиеническая оценка питьевой воды и водоисточников: методическое пособие для студентов лечебного и стоматологического факультетов

Северо-Осетинская государственная медицинская академия. - Владикавказ, 2016. – 19с

 

Данное методическое пособие содержит материал, отражающий современные гигиенические представления о важнейшем факторе окружающей среды человека – воде. Изложены данные о видах водоисточников и водоснабжения, методах их выбора и охраны. Приведена информация об основных гигиенических требованиях к питьевой воде: к ее химическим, эпидемиологическим и органолептическим свойствам, а также о влиянии изменений этих показателей на здоровье человека.

В пособии приведены ситуационные задачи, тестовые задания, список основной и рекомендуемой дополнительной литературы, облегчающие усвоение материала.

Методическое пособие «Гигиеническая оценка питьевой воды и водоисточников», подготовлено по дисци­плине «Гигиена» в соответствии с Федеральным государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования для студентов, обучающих­ся по специальности Лечебное дело (31.05.01), Стоматология (31.05.03).

УДК 613.3

ББК 51.21

Рецензенты:

Калагова Р.В. - доктор химических наук, доцент, заведующий кафедрой физики и химии ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России.

Туаева И.Ш. – кандидат медицинских наук. доцент кафедры гигиены МПФ с курсом ФПДО ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России.

                                                                                                    

Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учеб­но-методическим советом ФГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России (протокол № 1 от 12 сентября 2016 г.).

 

© Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 2016

© Кусова А.Р., Цилидас Е.Г., Наниева А.Р.2016


Физиолого-гигиеническое значение воды

Вода является одним из важнейших факторов окружающей среды, необходимой для жизни человека, животных, растений. Ни один жизненный процесс в организме человека не может совершаться без воды, ни одна его клетка не в состоянии обойтись без водной среды. Она необходима как растворитель питательных веществ и как среда, в которой протекают процессы ассимиляции и диссимиляции, элиминации и резорбции, диффузии, осмоса, фильтрации.

Физиологическое значение воды заключается в том, что организм человека на 63 - 65% состоит из воды, представляющей собой внутреннюю среду, в которой протекают все обменные процессы. Она составляет основную часть жидких сред организма – крови, лимфы, тканевых жидкостей, секретов пищеварительных и других желёз, являясь и составной частью плотных тканей организма.

Потеря 10% воды приводит к резкому беспокойству, жажде, слабости, тремору конечностей, а потеря 20-25% несовместима с жизнью. Для поддержания физиологических потребностей организма требуется 1,5-2,0 л воды в сутки, причем в это количество включается вода, входящая в состав первых и третьих блюд.

Кроме того, доброкачественная вода необходима для обработки пищевых продуктов, изготовления лекарственных средств, содер­жания домашних животных, личной гигиены, поддержания сани­тарного состояния жилища, общественных зданий, площадей и пр., для поливки зеленых насаждений, выполнения технологических процессов при производстве пищевых продуктов, напитков, строи­тельных материалов т.д. А также используется для проведения оздо­ровительных, физкультурно-спортивных  мероприятий и др.

Вода может выполнять свою гигиеническую роль лишь в том случае, если она обладает соответствующим качеством. С гигиенической точки зрения под качеством воды понимают совокупность свойств, определяющих ее пригодность для удовлетворения физио­логических, гигиенических и хозяйственно-бытовых потребностей человека.

 

Системы водоснабжения

 

1. Централизованная (водопровод)

2. Децентрализованная (колодец, буровая скважина, каптаж).

Водоснабжение современных городских и сельских населен­ных пунктов должно обеспечивать качество и количество пода­ваемой воды в соответствии с установленными гигиеническими нормативами, поддерживать высокий уровень общественного здоровья, исключая опасность распространения заболеваний, передающихся водным путем. При централизованном водоснабжении воду забирают из поверхностных или подземных водоисточников ме­ханическим путем, подвергают специальной обработке и по сети труб доставляют под давлением к месту потребления (к уличной колонке или домашнему водопроводному крану). Децентрализованным (местным) водоснабжением называется использование населением воды подземных источников для питьевых и хозяйственных нужд при помощи водоразборных систем - колодцев, каптажей без системы разводящей сети.                                                           Для устройства колодцев и каптажей, как правило, должны использоваться водоносные горизонты, защищенные с поверхности водонепроницаемыми породами. Использование верхнего, недостаточно защищенного горизонта допускается только в виде исключения, при этом вода в колодце (каптаже) должна постоянно обеззараживаться хлорсодержащими реагентами путём засыпки и погружения их в воду в керамических патронах или полиэтиленовых мешочках.                   

Санитарное состояние прилегающей к колодцам и каптажам  территории является одним из решающих факторов, обуславливающих качество воды, поэтому место для их устройства должно располагаться на незагрязненном возвышенном участке, выше от существующих и возможных источников загрязнения, удаленном не менее чем на 50 м от уборных, выгребных ям, сети канализации, скотных дворов, мест захоронения людей и животных, складов удобрений и ядохимикатов.

Безопасность водозабора обеспечивается созданием вокруг водоисточника зон санитарной охраны.

                                                     

Зоны санитарной охраны:

1) зона строгого режима

2) зона ограничения,

3) зона наблюдения.                                                                              

Это территория, прилегающая к ис­точнику водоснабжения и водозаборным сооружениям, на кото­рой устанавливается особый режим для поверхностных ис­точников, ограничивающий (для подземных - исключающий)  возможность загрязнения или снижения качества воды источ­ника в месте водозабора или уменьшения дебита (мощности). Для подземных  во­доисточников устраивают только первые два пояса.


Зоны санитарной охраны реки                             Рис.2

1- зона строгого режима; 2 - зона ограничения; 3- населенный пункт; 4- река.


Требования к качеству питьевой воды

Стандартизация качества питьевой воды является одним из важных профилактических мероприятий, носящих государственный характер.

В настоящее время в РФ требования к качеству питьевой воды регламентируются Санитарными правилами и нормами ″Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества″ - СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГОСТ Р 51232 – 98 ″Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества″.

Питьевая вода должна быть:

1. Безопасна в эпидемиологическом и радиационном плане.

Органические вещества, мг/л

Y-ГХЦГ (линдан)........................ 0,002

ДДТ (сумма изомеров)............... 0,002

2,4-Д(2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота)…………… 0,03

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Определение вкуса

 Производят только в полной уверенности безопасности воды (отсутствие ядовитых веществ и бактериального загрязнения), в противном случае вкус оп­ределяют после кипячения и охлаждения воды.

 Испытуемую воду набирают в рот малыми порциями(10мл), не проглатывая, за­держивают 3-5с. Интенсивность вкуса и привкуса определяют по пятибалльной шкале.

Принято различать четыре вида вкуса воды: горький, соленый, кислый и сладкий. Остальные (менее важные) вкусовые ощущения назы­вают привкусами: болотный, вяжущий и др.

Определение цветности

Качественно цвет воды определяют, сравнивая профильтрованную иссле­дуемую воду, налитую в бесцветный цилиндр в количестве не менее 40 мл, с таким же объемом дистиллированной воды в другом цилиндре над белой бума­гой. Воду характеризуют так: бесцветная, светло-желтая, темно-желтая, бурая и т.д.

Количественно цвет определяют путем сравнения со шкалой стандартных растворов (эталонов) и выражают в условных градусах.    

                

Определение прозрачности

  Её определяют обычно по печатному шрифту Снеллена. Исследуемую воду взбалтывают и доверху наливают в бесцветный цилиндр, разделенный по высоте на сантиметры и снабженный внизу тубусом с зажимом. Дно цилиндра должно быть гладким. Под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна помешают шрифт Снеллена и пытаются различить буквы через столб воды. Если шрифт прочесть не удается, воду медленно выпускают через тубус в чашку Петри до тех пор, пока буквы не  станут ясно видны. Высота столба воды в сантиметрах указывает на степень ее прозрачности. Питьевая вода должна иметь прозрачность не ниже 30 см.

Степень  прозрачности можно характеризовать также ее обратной величиной - мутностью.

Химические показатели

Определение азота аммиака и аммонийных солей

Для определения азота аммонийных солей в пробирку наливают 5мл иссле­дуемой воды, 4 капли 50%сегнетовой соли и прибавляют 3 капли реактива Несслера (состав реактива: двойная соль йодистой ртути и йодистого калия – HgI2*2KI, растворенная в едком кали). В присутствии аммонийных солей вода окрашивается в желтый цвет от образования йодистого меркураммония. Присутствие в воде кальция, магния и железа мешает определению, так как эти соли дают с реактивом Несслера мутьи осадок. Поэтому для удержания их в растворе сначала добавляют сегнетову соль, а затем реактив Несслера.

По интенсивности окраски при просмотре сбоку, через толщу столба ориентировочно судят о количестве растворенных в воде аммонийных солей, пользуясь табл. 5.

 

Таблица № 5

Зависимость окрашивания воды от содержания в ней аммонийного азота.

Окрашивание при рассматривании

Содержание аммонийного

азота, мг/л

сбоку сверху
Нет Нет   Едва заметное слабо-жёлтое Очень слабо-желтое Слабо-желтоватое Очень желтое Желтое   Резко желтое Бурое   Нет Едва заметное слабо-жёлтое Слабо-желтое   Желтоватое Светло-желтоватое Желтое Интенсивно-буроватое Бурое, мутноватое Интенсивно-бурое Меньше 0,05 0,1   0,2   0,4 0,8 2 4   8 20

Определение азота нитритов

При прибавлении к воде, содержащей азот нитритов, реактива Грисса (состав реактива: а-нафтиламин и сульфаниловая кислота, растворенные в 12% уксусной кислоте) вода окрашивается в розовый цвет различной интенсивности в зависимости от концентрации в ней азота нитритов. В основе реакции лежит образование азокраски. Процесс идет быстрее при подогревании воды.

В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0,5 мл реактива Грисса нагревают в течение 5 мин в водяной бане при 70°. В присутствии азота нитритов получается постепенно нарастающее розовое окрашивание. По характеру окраски при рассматривании сбоку и сверху на белом фоне ориентировочно судят о количестве азота нитритов (табл. 6).

Таблица № 6

Окрашивание при рассматривании

Содержание азота нитритов, мг/л

сбоку Сверху
Нет Нет Нет Очень слабо-розовое Светло-розовое Светло-розовое Ярко-розовое Малиновое Нет Едва уловимое розовое Едва заметное розовое Слабо-розовое Светло-розовое Розовое Малиновое Ярко-малиновое 0,001 0,002 0,004 0,02 0,04 0,07 0,20 0,4

Определение азота нитратов

Реакция на азот нитратов проводится с сульфофеноловой кислотой. Этот метод основан на реакции между нитратом и сульфофеноловой кислотой с образованием нитропроизводных фенола, которые со щелочами образуют соединения, окрашенные в желтый цвет.

В пробирку наливают 1 мл исследуемой воды и 1 мл сульфофеноловой кислоты, прибавляя ее каплями на поверхность воды, затем содержимое пробирки перемешивают, через 20 мин по интенсивности образовавшейся жёлтой окраски находят ориентировочное содержание азота нитратов в воде (табл. 7).                                                                                   

                                                                                                 Таблица № 7

Интенсивность окраски при наблюдении сбоку Содержание азота нитратов, мг/л
Уловима только по сравнению с контролем Едва заметная желтоватая Очень слабо-желтоватая Слабо-желтоватая Слабая желтая Светло-желтая Желтая Ярко-желтая 0,5   1 3 5 1,0 25 50 100

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

1.ОБНАРУЖЕНИЕ ОДНОВРЕМЕННО АММИАКА, НИТРИТОВ И НИТРАТОВ В ВОДЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ:

а) цветения

б) жесткости

в) постоянного и длительного фекального загрязнения

г) старого фекального загрязнения

д) свежего фекального загрязнения

2.ВОДА ДОЛЖНА БЫТЬ ПИТЬЕВОГО КАЧЕСТВА В ТОЧКАХ ВОДОПРОВОДА:

а) перед поступлением в распределительную сеть

б) перед поступлением в распределительную сеть и в местах водоразбора

в) перед поступлением в распределительную сеть, в местах водоразбора и     в  местах водозабора                                                                                

 г) в местах водозабора

 

 3. ПРИ НОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ УЧЁТ КЛИМАТИЧЕСКОГО РАЙОНА ПРОВОДИТСЯ:

а) для фтора

б) для фтора и мышьяка

в) для фтора, мышьяка, свинца

г) для всех химических веществ, нормируемых в питьевой воде

 

4. ИНФЕКЦИЯ, ВЫЗЫВАЕМАЯ ПРОСТЕЙШИМИ И РАСПРОСТРАНЯЮЩАЯСЯ ВОДНЫМ           

ПУТЁМ:

а) лямблиоз

б) холера

в) гепатит А

г) брюшной тиф

д) эпидемический паротит

 

5. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХИМИЧЕСКОМУ СОСТАВУ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ      РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВЕЩЕСТВА:

а) природного происхождения

б) природного происхождения и реагенты, применяемые для обработки   воды

в) антропогенного происхождения

г) природного происхождения, реагенты, применяемые для обработки воды,  

антропогенные загрязнители воды источника

 

6. К ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ ВОДЫ ОТНОСЯТСЯ:

а) запах, привкус

б) запах, привкус, цветность

в) запах, привкус, цветность, мутность

г) запах, привкус, цветность, мутность, жёсткость

 

7. РАЗМЕР 1 ПОЯСА ЗСО ПОДЗЕМНОГО ИСТОЧНИКА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЗАВИСИТ:

а) от степени защищенности источника

б) от степени защищенности и водообильности

в) от степени защищенности и величины водоотбора

г) от степени защищенности, водообильности и величины водоотбора

  

8. МИНЕРАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ МОЖЕТ БЫТЬ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ:

а) водной лихорадки

б) судорожной болезни

в) флюороза

г) эндемического зоба

д) кариеса

 

9. ОСОБЕННОСТИ СОЛЕВОГО СОСТАВА ВОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ФАКТОРЫ РИСКА ПО:

а) дизентерии

б) диабету

в) мочекаменной болезни

г) гепатиту А

 

10. ПИТЬЕВАЯ ВОДА ДОЛЖНА:

а) иметь благоприятные органолептические свойства

б) не содержать солей

в) быть безвредной по химическому составу

г) быть безопасной в эпидемическом отношении

д) быть безопасной в радиационном отношении

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2009.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008.

4. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб. лит. для студентов мед.вузов)

 

Дополнительная литература:

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»

 

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.Р. Кусова, Е.Г. Цилидас, А.Р. Наниева


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.