Мероприятия и праздники основных периодов смены — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Мероприятия и праздники основных периодов смены

2020-04-01 292
Мероприятия и праздники основных периодов смены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с целями и задачами периода, педагоги и режиссеры выставляют определенные мероприятия и праздники.

Организационный период

В организационный период должно произойти:

. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми.

Для этого необходимо:

Ø включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;

Ø создать доброжелательную атмосферу;

Ø помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;

Ø помочь проявиться в лучших качествах;

Ø дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;

Ø рассказать о себе самом, показать себя в деле;

Ø проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.

Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонек» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и тому подобное.

. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем.

Для этого необходимо:

Ø познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами;

Ø познакомить с людьми, которые могут ответить наличные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.);

Ø познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере;

Ø познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться;

Ø познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря.

Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию.

Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения. В первый вечер, после ужина, наступает время для первого и очень серьезного отрядного дела - огонёк знакомства. Это «официальная» встреча вожатого и ребёнка.

Провести вечер знакомств лучше возле костра, либо коллективно творческое время и конечно фантазия вожатого. Необходимо создать для ребят атмосферу радости, приподнятости, легкости и таинственности. Цель вечера - помочь ребятам узнать поближе друг друга, услышать от них, чего они ожидают от предстоящей смены. На второй день смены необходимо поработать над проблемой организационного оформления отряда, определить, кто является настоящим лидером, организовать выборы органов самоуправления.

Деловая игра «Лидер», «Перспектива» помогут в игровой форме рассказать ребятам о правилах поведения в лагере, о соблюдении дисциплины и выбрать органов самоуправления.

На третий, четвёртый день должно состояться открытие смены. Вот здесь проявляется всё творчество, активность, на которые, способен педагогический коллектив лагеря. Праздник открытие смены - это мероприятие помогает погрузить детей в проект смены, рассказывает о том, что ожидает ребят в смене, какие значимые мероприятия пройдут в смене, знакомятся с органами детского самоуправления центра, где они смогут проявить свои лидерские способности. Открытие должно быть очень эмоциональным, ярким, запоминающимся, таким, которое надолго останется в памяти ребёнка. В открытие смены участвуют творческие коллективы, которые отдыхают в лагери, а так же ребята, которые приехали отдыхать в лагерь. Готовится открытие смены от 1 до 2 дней. С детьми, работают педагоги-организаторы корпусов и педагоги-организаторы культурно-массового отдела, музыкальные руководители центра.

А когда отгремят фанфары торжественного открытия. Для ребят организовывается праздничная дискотека. Дискотека - это обязательная часть любого праздника в лагери. Ну, а когда умолкнут последние аккорды праздничной дискотеки, вожатые почувствуют, что организационный период подошел к концу, уступив место основному.

3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности.

Для этого необходимо:

Ø познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей;

Ø познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют;

Ø познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой;

Ø познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере;

Ø договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым.

Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер «зубрятских» легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.

. Формирование представлений о перспективах деятельности.

Для этого необходимо:

Ø предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене;

Ø заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности;

Ø задать ситуацию выбора деятельности;

Ø выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.

Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и тому подобное интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.

И так, организационный период - это период предъявления четких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересным и необходимым.

Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность - интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены, дети чаще всего, неспособны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети - активные участники дел, помощники.

Основной период

Основной период смены - период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка - выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. В межличностном плане - это период конфликтов (время «присматривания» прошло, вы оценки сделали). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.

Основной период смены часто делится на два самостоятельных этапа: 1 этап - учебно-демонстрационный, 2 этап - демонстрационно-закрепляющий.

Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку.

На 1 этапе (учебно-демонстрационном, 5-12-й день смены) решаются задачи:

Ø овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;

Ø создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;

Ø развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;

Ø корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;

Ø создание условий для деятельности органов детского самоуправления.

На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:

Ø организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в её разработке и проведении;

Ø создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;

Ø показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.

Ø показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;

Ø корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

Ø анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.

Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутри отрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:

1. Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.

2. Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.

.   Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.

.   Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, задействуя членов отряда, проводит дело, анализирует в совете, анализирует вместе со всеми.

Таким образом можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.

Основными общелагерными мероприятиями организационного периода являются: «Вожатский вечер», «Фестиваль искусств», «Мисс и Мистер лагеря», тематические дискотеки, развлекательные и интеллектуальные игры, соревнования и спортландии.

Вожатский вечер - это дело-сюрприз, подготавливаемое педагогами традиционно к концу основного периода. Этот праздник выполняет функции эмоциональной разрядки для детей и педагогов, представляет возможность педагогам продемонстрировать свои таланты, предстать в другой роли. Кроме того, вожатский вечер это отличное завершение периода адаптации. Это мероприятия готовят вожатые совместно с культурно-массовым отделом от написания сценария, подбора номеров и организации репетиций. Репетиции вожатского вечера проводятся в ночное время, после того как состоится отбой в корпусе. Сценарий вожатского вечера меняется в зависимости от тематики смены, формы проведения варьируются от традиционного концерта до сказки и агитбригады.

Шоу-программы «Мисс лагеря (центра)», «Мистер лагеря (центра)» «Идеальная пара» пользуются у детей неизменной популярностью. Такого рода мероприятия не только прививают эстетический вкус, но и создают условия для самовыражения, развивают у детей фантазию и творческие способности, умение публично выступать перед большой аудиторией. При подготовке шоу-программ участниками являются, как правило, ребята, которые стремятся ярко позиционировать себя, готовы выступать публично. Во время репетиций, мы учим их работать в коллективе, командой. Шоу программа проходит примерно на десятый день смены, девочки, юноши, пары участницы каждый день посещают репетиции, выполняют задания в отрядах, готовят визитки, костюмы, реквизит. Репетиции проходят каждый день от 45 минут до полтора часа в день на протяжении 6 - 7 дней. Организовывается кастинг (отбор) участников шоу, главное требования на отборе, умение держаться на сцене. Педагоги-огранизаторы культурно-массового отдела, музыкальные руководители, хореографы работают с участниками, организовывают репетиции, пишут сценарии и занимаются организационными вопросами. Не смотря на то, что в шоу участвует от 7 до 12 человек, зал воспринимает его очень эмоционально и позитивно. За каждым участником - его отряд, который готовит творческие номера, плакаты и слоганы для поддержки во время конкурса.

Не меньшей популярностью у детей в НДЦ «Зубрёнок» пользуется фестиваль искусств, где могут проявить себя талантливые участники смены, ребята, которые умеют петь, танцевать, читать стихи и др. В «Зубрёнке» предлагают новую форму проведения фестиваля искусств - «Евровидение по-зубрятски». Особенность данной формы в отсутствии традиционного жюри. За конкурсантов голосуют сами дети. Независимые эксперты - ответственные педагоги выставляют стартовые баллы, а затем организуется интерактивное зрительское голосование. На каждый отряд раздаются бланки для голосования, каждый ребёнок из отряда может проголосовать за понравившегося исполнителя. Интрига голосования в том, что зрители не могут голосовать за представителя из своего отряда. Вожатый подводит итог в отряде, затем независимые эксперты - общий итог. Лидеры отрядов или корпусов объявляют рейтинг популярности участников. Параллельно оглашениям результатов на экране сцены появляются оценки конкурсантам, оценки автоматически приплюсовываются и лидирующий конкурсант переносится выше строчкой. Главный приз Евровидения по-зубрятски - это Хрустальный Зубр, своеобразный Тэффи «Зубрёнка».

Практически любые праздники в «Зубрёнке» заканчиваются дискотеками. Дискотеки в лагери, практически все тематические. Нравятся ребятам такие дискотеки как «Танцевальный марафон», на протяжении двух часов ребята постоянно должны танцевать различного рода танцы от народных, классических до современных, танцуя они ещё должны выполнять движения, которые им говорит ди-джей. Только самые настойчивые доходят до финала, за что получают призы и дипломы НДЦ «Зубрёнка».

Дискотека «Стартинейджер». Отряд, который приходит на дискотеку - это тусовка, у которой должно быть название, обозначающий знак, цвет или стиль одежды. Тусовка занимает обозначенное ей место, все задания должны выполняться всем отрядом. Оценивается синхронность, оригинальность, артистизм, костюмированние тусовки.

Заключительный период

Заключительный период (последние 3-4 дня смены) - время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

Ø групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

Ø оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

Ø создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

Ø стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

Ø организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

Ø диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить:закрытие смены, итоговый сбор отряда, прощальный «огонек», деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»), спор-площадка «Чему я научился? Чему научу своих друзей!».

На закрытии смены вспоминаются все яркие моменты смены, подводится итог деятельности отрядов, подводится итог работы органов самоуправления, награждаются наиболее отличившиеся ребята в смене, различных делах отряда, лагеря им вручаются грамоты, благодарственные письма в адрес родителей. Творческие номера на закрытии смены, те которые запомнились ребятам больше всего, так же номера берутся и с самых ярких дел смены: выход на Мисс, победитель «Фестиваля искусств», номер с участием вожатых.

Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутри-отрядный уровень)

Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере - это «зона» особого внимания общественности и педагогов к ребёнку, его социальной защиты, полигон для творческого развития, обогащения духовного мира, интеллекта, создания условий для социализации ребёнка с учётом современной жизни. Это активное самопознание, развитие, это оригинальные формы реализации неуёмной энергии, творческих инициатив детей, когда в неформальной обстановке ребёнку предоставляется возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, соответствующего его интересам, обеспечивается его личностный рост.

Подготовка и организация праздника для детей

 

Совместность - одна из основных характеристик праздника как культурно-эстетической формы организации совместных действий. Праздновать можно в масштабе семьи, школы, вуза, клуба, двора, улицы. Если спросить человека любого возраста, что ему нравится в праздниках, какие праздники обычно запоминаются, один из ответов непременно будет: тот, в подготовке которого он сам принимал участие.

Праздник всегда носит коллективный характер и возникает там, где существуют духовные связи между людьми и общие идеальные устремления.

Совместность праздника как воспитательного дела прекрасно реализуется в методике коллективной творческой деятельности (КТД), разработанной И.П. Ивановым. Будучи частицей жизни, КТД отличаются яркостью, многообразием видов деятельности, творчеством отношений. В системе подготовки и проведения коллективного творческого дела участники проходят шесть стадий коллективного творчества, каждая из которых требует решения определенной педагогической задачи. Результат решения становится предпосылкой перехода к следующей стадии. [7 - c. 37]

Первая стадия предполагает увлечь каждого из членов коллектива радостной перспективой интересного и полезного дела. Уже в ходе подготовки начинается формирование единства участников праздника. Если же такой подготовки нет, можно ожидать в ходе праздника эффекта толпы, которая мало предсказуема в своих поведенческих реакциях. Следовательно, первый шаг воспитателя-режиссера, организующего праздник, предполагает включение как можно большего количества воспитанников и коллег в процесс его подготовки. Необходимым условием успешности решения этой задачи является создание положительного эмоционального фона за счет использования вариативных приемов. Среди них могут быть побуждение, убеждение, стимуляции, заражение. Множественность рекомендуемых приемов обусловлена индивидуальными особенностями каждого из участников коллективного творческого дела.

Вторая стадия предполагает организацию коллективного планирования в условиях дробления структуры на микрогруппы. При этом перед режиссером встает нелегкая задача - помочь каждому найти дело по душе. Это обеспечивает возможность каждому стать причастным к выработке общей перспективы через включение в структуру отношений коллективного творчества.

Необходимо иметь подробный сценарий внешнего (событийного) и внутреннего (эмоционального) развития праздничного действия, которое может иметь традиционную канву и узнаваемых героев (сказочных или реальных социальных персонажей) либо новый яркий авторский контекст. Сценарный план (на уровне расписанного: что, где, в какой момент делать) должен быть у каждого из воспитателей-организаторов и координаторов праздника с ярко выделенными в тексте позициями, за которые он отвечает. Таких позиций не должно быть много на одного человека. В этом случае каждый будет «знать свой маневр» и будет способен взять на себя ответственность за его точное исполнение. Таким «конвейерным» способом можно достаточно быстро подготовить и успешно провести очень сложное в постановочном отношении действие.

Третья стадия связана с организацией работы представляющего наиболее активное ядро коллектива, призванное выработать способы выполнения общего замысла. Таким образом, на этой стадии появляется новый групповой субъект, способный к созданию и развитию отношений творчества и заботы через такие социально-психологические механизмы, как секрет, сюрприз, доверие, поддерживающие эмоциональное напряжение и интерес внутри коллектива.

Праздник отличается особой приподнятой атмосферой. Она складывается из многих компонентов. Специальным образом должно быть ограничено, обозначено и организовано праздничное пространство. При этом важно позаботиться о смысловой и эстетической гармонизации звукового, цветового, светового, ритмического оформления с тематикой праздника.

Еще одно непременное требование ко всем видам праздничного оформления - его культуросообразность, т.е. содержательно-смысловое соответствие контексту культуры, в которой праздник возник: национальной, исторической, религиозной, образовательной, организационной и т.д. [13 - c. 53]

Хорошо, чтобы праздник приобрел свою символику и атрибутику (эмблема, слоганы, игрушка-талисман, элементы костюма, специально написанная песня, форма волонтеров и др.) Их разработка может стать отдельным поводом для совместного творчества и эмоционального объединения взрослых и детей.

Четвертая стадия предполагает непосредственно проведение коллективного творческого дела. Центральной задачей при этом является индивидуальное присвоение совместно сформированного опыта заботы и гражданского отношения к окружающей жизни и себе.

Для участников праздника нужно подготовить программу с обозначением, что, где, когда будет происходить и в какой форме в этом можно поучаствовать. Программа может быть распечатана, озвучена, представлена наглядно и «настенно». В любом случае этапы развития праздничного действия должны быть четко обозначены.

Следует продумать также стимулы вовлечения в разные виды активности разных групп участников. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в актуальных интересах, потребностях, мотивах, диапазоне интеллектуального, физического, эмоционального развития потенциальных гостей праздника.

Очень важно правильно организовать начало и заключение праздника, а также «просчитать» его кульминационный момент. Это позволит обеспечить эмоциональный резонанс среди участников. Ведь в зависимости от педагогического замысла можно организовать светлый «праздник со слезами на глазах», сказочный праздник или «праздник-безобразник», вовлекающий всех в безудержное игровое веселье.

Пятая стадия - коллективная рефлексия, закрепляющая индивидуальное отношение к происходящему. Она строится на трех очень простых и понятных каждому типовых вопросах. Два из них обращены в прошлое и носят оценочный характер: что было хорошо и почему? что не удалось и почему? Последний вопрос ориентирован на перспективу: что хотелось бы предпринять в будущем?

Шестая стадия - заключительная, она состоит в обмене полученным опытом (деятельностным, ценностным, эмоциональным) между членами коллектива. Ощущение, предвкушение праздника является запоминающимся переживанием со значительным воспитывающим последействием.

Такова особенность организации и подготовки праздника в условиях лагеря, в частности в «Зубренке». Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.


3. Режиссерский проект детского праздника «С днем рождения, Зубренок!»


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.