Детский праздник. Идея, сущность и эффективность праздника — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Детский праздник. Идея, сущность и эффективность праздника

2020-04-01 335
Детский праздник. Идея, сущность и эффективность праздника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

лагерь праздник детский режиссерский

Праздник! Как светло и радостно становится на душе, когда слышим это слово! Праздник - это день радости и торжества по какому-нибудь особо значимому поводу или в память о нем.

Термин «праздник» (от греческого слова «Еориз») часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. [14 - c. 54]

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Руководствуясь определением «досуга», следует отметить, что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и др. Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно-созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы, и принципы сознательного социально-значимого поведения молодых людей.

Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения детского населения в их потребностях культурной организации досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых детских праздников, имеются центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования. Однако также следует указать на то, что именно в использовании такого сильнейшего воспитательного средства как «культурный досуг» имеется ряд противоречий. Прежде всего, это противоречия: между необходимостью удовлетворения растущих потребностей людей и не успеванием педагогики, культурологи и, социологии в разработке и обосновании соответствующих досуговых программ, детских праздников; между осознанием социального значения отдельных образцов культурно организованного досуга и недостаточно функциональным его использованием, между спросом социума и ответным предложением организаторов культурного досуга. [17 - c. 4]

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. [9 - c. 16]

Что должны содержать грамотно написанные сценарии? Детские праздники - день рождения, Новый год и другие массовые праздники - это еще и возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира. Поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Где могут проходить детские праздники? Минск и другие города предлагает множество мест для любого события в жизни ребенка и вашей семьи. Это могут быть стадионы, парки, культурные центры и дворцы, площади и многое другое, все зависит от тематики праздника, времени года, когда он проходит, а также еще много факторов, которые влияют на выбор места для проведения детского массового мероприятия. Выбор зависит от концепции, заложенной в предстоящие детские праздники.

Участники праздника - взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.

Итак, игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности («Дети сами без понукания выполняют в своих играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д., иначе, они - игры, досуги - просто не состоятся»). Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею. [6 - c. 24]

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. [10 - c. 43]

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

·   абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

·   свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

·   наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора. [21]

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности.

Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей. [3]

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников. [19 - c. 33]

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Праздник как объективное событие основан на

Ø ценностях общения (отношений),

Ø ценностях переживаний (коллективных),

Ø ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей. [18 - c. 34]

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.