Хранительницы дымковского промысла — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Хранительницы дымковского промысла

2020-04-01 213
Хранительницы дымковского промысла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении веков складывалась потомственная традиция изготовления глиняной свистульки именно по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Цветная глиняная лепнина была для игры, для забавы, для сердца. Постепенно складывались и династии мастериц дымковской игрушки: Мезрины, Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в Дымковской слободе, в XIX в. жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. От каждой из них пошла ветвь продолжения промысла, и они, переплетаясь, так и растут вместе, являя миру вечное чудо дымковской игрушки.

ДИНАСТИЯ ПЕНКИНЫХ

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина (1882 – 1948 гг.) так вспоминала свое детство:

«Все горожане шли на Свистунью с детьми – три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице – и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продаёт свои глиняные игрушки – сунет нам денег на сласти – конфеты, пряники, а пряники были особенные – привозили их из Архангельска – больше из чёрного теста с белым сахаром, фигурные...».

Елизавета Ивановна Пенкина активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 г., ей помогали мастерицы Л.Н. Никулина (1906 – 1961 г.г.) и Е.И. Косс-Деньшина (1901 – 1979 гг.). Немалую роль здесь сыграл 100-летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал близкие каждому русскому человеку сказочные образы. У Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках.
Традиции Елизаветы Ивановны Пенкиной продолжила её золовка Зоя Васильевна Пенкина (на фото). Зоя Васильевна Пенкина (1898 – 1988 г.г.) начала самостоятельно работать в 1935 г. В 1950 гг. расширяется круг сюжетов и образов в творчестве мастерицы. А её полноправный соавтор, дочь В.В. Киселёва, на протяжении более чем двадцати лет в каждом произведении матери выявляла главное в теме и сюжете точно подобранным колоритом. Удивительная фантазия позволяла З.В. Пенкиной создать свой образ нарядной барыни с высокой прической, «одетой» в разнообразные шляпы с украшениями, в платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками.


В 1961 г. появился у Зои Васильевны Пенкиной её истинный шедевр – фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с её удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника.


    1960 – 1970-е гг. явились периодом расцвета таланта З.В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, её чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы. С 1967 г. Зоя Васильевна – член СХ СССР, лауреат Гос.премии им. Репина.

ДИНАСТИЯ АННЫ МЕЗРИНОЙ

Успехи Зои Васильевны Пенкиной и всех других мастериц дымковской игрушки неразрывно связаны с Анной Афанасьевной Мезриной (1853 – 1938 гг.), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла. Ведь к концу XIX в. встала серьезная угроза существования старинного дымковского промысла. В слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это и была Анна Афанасьевна Мезрина. Своеобразие авторского почерка ощутимо уже в первых её произведениях. Самые ранние игрушки, которые известны по музейным собраниям, – барыни и дамы под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, водоноска, няня с детьми. Их выделяет тонкослойность глины, удивительная грация поз, несколько сумрачная, но интересная в сочетаниях цветов окраска. Достаточно подробно переданы костюмы: пышные юбки и кофты в талию у барынь; сюртук с фалдами у кавалера. Живые позы, выразительные жесты рук, а особенно – удивлённое выражение лица сразу выделяют работы Мезриной из множества других.
Анна Афанасьевна обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874 – 1934 гг.) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886 – 1979 гг.). И от них нить мастерства потянулась к другим мастерицам дымковской игрушки.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.