Особенности дымковской игрушки — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности дымковской игрушки

2020-04-01 384
Особенности дымковской игрушки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За 400 лет развития промысла устоялись сюжеты дымковской игрушки, закрепились постоянные оформительские приёмы и определённая цветовая гамма. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки.


Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. Сами фигурки высотой в среднем 15 – 25 см. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому.
Можно выделить основные темы, распространённые в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.

 

 

Искусствовед А.Б. Салтыков, который в 30-х г.г. прошлого века возродил гжельский керамический промысел, говорил о дымковском промысле, что дымковская игрушка как «всякий гротеск и декоративная фантазия» находит себе оправдание «в возбуждаемых ею жизнеутверждающих чувствах, а не в изображении действительно существующих предметов». Именно поэтому нас продолжают волновать дымковские дамы и барыни, всадники и козлы, индюки и медведи.


Мы ищем в них не достоверности, а неповторимости, того особого поэтичного мира образов, который обогащает нашу жизнь, а её приметы оплодотворяет фантазией. Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.

            КАК СЛЕПИТЬ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ

Искусство лепки дымковской игрушки основано на приёмах потомственной мастерицы А.А. Мезриной, которые легли в основу монографий художника А.А. Деньшина. Изготовление игрушки начинается с глины. Требуется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Подготовленная глина после вымешивания и разминания не должна липнуть к рукам и инструменту, но в неё легко должен проникать палец.

Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол – устойчивое основание, и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо из шара путём обминания комка глины вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему – шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для композиции. Вместе с головкой лепится маленький шарик – бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам характерную особенность.
Мужские образы лепят несколько по-другому. Разница заключается в том, что торс с головкой прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху «колбаскам», немного суженным книзу на конус. Загнув эти колбаски, получают ножки фигурки. Соответственно шляпа и завитушки волос, прикрепляемые к голове, будут несколько иной формы, чем у женских образов.


Туловище животных напоминает усечённый конус, к более узкой части которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животных – четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей.

 

 

           РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Отличительной особенностью дымковской игрушки являются её формы и стилистика росписи. В росписи игрушек никогда нет полутонов и цветовых переходов. Это придаёт не только яркость и контраст, но и психологически вызывает только позитивные эмоции. При кажущейся сложности орнамента, технические приёмы росписи игрушки довольно просты. Для создания композиции используются комбинации простых геометрических форм – точка, круг, полоса, клетка. Поэтому и возникает ощущение, что дымковскую игрушку как будто расписала рука ребёнка.


Что ещё отличает «дымку» от др. расписных игрушек? Различные сочетания одинаковых мотивов создают впечатление богатого разнообразия узоров игрушки. Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из потали (тончайшие листочки из сплава и цинка, имитирующие золото). Такое украшение, сверкающее позолотой, увидишь только на дымковских игрушках. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз.
К особенностям росписи относится и простая, ясная, пластическая форма, обобщённость силуэта, яркая орнаментальная роспись по белому фону. Узор наносится в свободной кистевой манере.


Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчёркнуто присутствием белого и чёрного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д.
В росписи игрушек традиционно используются яркие краски: синяя, красная, оранжевая, жёлтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зелёная и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный цвета. Жёлтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучат приглушённо, как бы отдавая грунту часть своего цвета. При этом важно знать значение цвета.
Зелёный цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Чёрный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой – цвет неба.

 

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ С МАСТЕРИЦАМИ ПРОМЫСЛА

Большая часть нынешних мастериц дымковской игрушки трудится в «Союзе художников России – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», который ведёт своё начало от артели «Вятская игрушка». Артель возникла в 1933 г. В 1939 г. бригада мастериц артели в составе Е.А. Кошкиной, Е.И. Пенкиной, О.И. Коноваловой и З.Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград – Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчётливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива».
Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Но в 1942 г. производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете:

«Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства».


В 1948 г. в Вятке открылась игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е.И. Косс-Деньшина, З.В. Пенкина, Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, старались разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. В 1958 г. художественный промысел дымковской игрушки вошёл в структуру Союза художников РСФСР, преемником которого и стал нынешний Союз художников России.


В 1967 г. группа мастериц (З.В. Пенкина, Е.З. Кошкина, Е.И. Косс-Деньшина, О.И. Коновалова) получили звание Лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества». Кроме того, они были награждены многочисленными дипломами, почетными грамотами и медалями. Среди нынешних мастериц игрушки – три заслуженных художника России – Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина, А.В. Кузьминых, остальные почти все члены ВТОО «Союз художников России».
Кировское городское отделение «Союз художников России – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» – продолжает добрые традиции сохранения и развития древнего вятского промысла.

                        МУЗЕЙ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

В 2011 г. в Кирове открылся музей – «Дымковская игрушка: история и современность» в здании самого промысла. За это время тысячи и тысячи ценителей дымковской игрушки из разных мест России воочию ознакомились с традициями древнего ремесла, с творчеством отдельной мастерицы прошлого и настоящего, увидели, как рождается знаменитая вятская дымковская игрушка в руках мастерицы. Музей обладает большой интересной коллекцией дымковской игрушки (более 700 экспонатов), которая всё время пополняется.


Экспозиция музея раскрывает этапы развития дымковского промысла на протяжении ХХ в. до сегодняшнего дня. Здесь представлены работы прославленных старейших мастериц дымковской игрушки, таких, как З.В. Пенкина, Е.З. Кошкина, З.Ф. Безденежных, Л.Н. Никулина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина.


В музее можно познакомиться с творчеством других поколений мастериц, пришедших в промысел, начиная с середины 1950-х до 1980-х гг. Сейчас каждая мастерица, работающая в организации, имеет уникальную возможность сделать свою персональную выставку в стенах промысла. В музее проходят различные тематические выставки, где представлены творческие работы современных мастериц, проходят мастер-классы, юбилейные встречи и круглые столы по проблемам жизни дымковского промысла. Здесь можно заказать экскурсию, встретиться с мастерицей или посмотреть фильмы разных лет по творчеству мастериц разных поколений.

 

                      «СЕМЬЯ» ПОСЕЛИЛАСЬ В КИРОВЕ

Уже третий год в центре Кирова у театра кукол горожан и гостей города встречают на скамейке барыня с младенцем, мальчик со свистулькой и бравый молодец с гармошкой – всё это и составляет скульптурную композицию «Семья». На скамейку можно присесть, почувствовать себя членом семьи как знаменитого на весь мир промысла дымковской игрушки, так и самим стать вскоре дружной семьей. Ведь рядом на бронзовом свитке такое напутствие: «Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку; Желаешь весёлой жизни – дотронься до гармошки; Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу».
Скульптурная группа «Семья» стала настоящим сокровищем Кировской области, символом исполнения желаний. Значимо, также то, что в нескольких метрах расположилась «нулевая верста». Это символ начала отсчёта всей Вятской земли. Поэтому радостно, что в Кирове появился такой памятник, в котором совместились традиции и гордость Вятской земли с такой вечной ценностью как Семья. Ведь сам четырехсотлетний народный промысел Дымковской игрушки несёт в себя исконные семейные ценности, храня историю и традиции земли Вятской.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.