ДРА       ДРО ДРУ        ДРЫ   ПРА ПРО — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

ДРА       ДРО ДРУ        ДРЫ   ПРА ПРО

2020-04-01 110
ДРА       ДРО ДРУ        ДРЫ   ПРА ПРО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

драма       дробь друг        дрыгать  правда  пробка

драка       дрова дружба   кадры   правило  проводы

драп       дрожь дружок   кедры   право прогнать

выдра       дротик подруга                      правый продажа

      ведро                                            праздник

бедро

 

ПРУ    ПРЫ        БРА   БРО      БРУ      БРЫ

пруд     прыгать      брак   бровь      брус      брызги

пружина    прыжок     брань   бром      брусок   брынза

пруты     прыскать    браслет бронза   брусья   обрыв

    прыщ       брат   броня          Эльбрус бобры

                            брать бросок

                            кобра брошка

 

ФРА           ФРО       ФРУ ВРА      ВРО   ВРУ

фрак           фронт    фрукт враг      вровень врун

фраза      фронтовой                 вражда вроде  вручать

фрамуга   Фрося                           враль      врозь  вручную

франк                                               врач

франт                                                   вращение

француз

 

КРА       КРО         КРУ    КРЫ               ГРА  ГРО

краб       кровать        круг      крыжовник          грабли  гроза

кража       кровь            круглый крыло        град       гром

край       крона            кругом  крыльцо      градус    громко

крапива     кросс             кружка крыша      грамота  грош

покраска крот          круча                           графин

гранит   покров
красный

 

ГРУ             ГРЫ

грубить      грызть

груда          грыжа

груз             игры

грудь             тигры
грузин

 

Мама пошла на рынок, чтобы купить рыбу. На улице висели шары, Рая встала рано. Корова вышла из ворот. Повар готовил обед. У Юры новая куртка. Утро было дождливое. С парохода спустили трап. Подули сильные вет­ры. Фрося любит фрукты. В углу стоял круглый стол. Гим­насты занимались на брусьях. У нас в институте учатся французы. В саду поспел крыжовник. У Киры красивая брошка.

 

Учим с ребенком пословицы, загадки, скороговорки, стишки.

 

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Черный, проворный, кричит «карр» - червякам враг.

(Грач)

Во дворе трава,

На траве дрова.

 

Мы с Тамарой ходим парой

Санитары мы с Тамарой.

(А. Барто)

 

Читаем ребенку рассказ, задаем вопросы. Потом он его старается пересказать.

День рождения

Сегодня у Раи день рождения. Это для нее радостный праздник. Мама для Раи испечет любимые пирожки и ват­рушки. В гости она пригласила друзей: Иру, Клару, Рому. Дети будут пить чай с тортом, фруктами и играть. Всем будет весело.

 

ЗВУК «Рь»

При этом звуке зубы сближаются: расстояние мень­ше, чем при «Р», примерно 3 - 5 мм. Зубы обнажены в напряженной улыбке. Язык перемещается почти к зубам, он более напряжен, чем при «Р» и вибрация с более час­той амплитудой. Воздушная струя сильная. Родители сами воспроизводят звуки «Р» и «Рь», и объясняют ре­бенку их разницу в звучании и артикуляции. Обязатель­но следить за положением языка, расстоянием между зубами, улыбкой и подаваемой струей воздуха на кон­чик языка, которая должна быть сильной.

Если звук «Рь» будет звучать изолированно долго, то можно его закреплять. Порядок такой же как и при «Р».

Сначала отрабатываем слоги, слова и предложения с этими словами.

РИ        РЯ           РЕ               РЁ      РЮ

рис        рябь       редька  рёбра   рюмка

риск       рябчик        редко         рёв    рюкзак

ритм       ряд         резать      берёза

ирис       рядом       рейка      верёвка

ириска       моря      репа

двери моряк

звери

 

Отрабатываем звук на конце слова.

 

Букварь, вратарь, календарь, пузырь, сухарь, дверь, снегирь

 

В словах со слогами.

 

ТРИ   ТРЕ     ТРЯ    ТРЮ      ДРИ           ДРЕ

трико третий тряпка трюк   ноздри   древний

трио тревога тряпьё трюм   кудри     дрель

тритон трепать  трясина  трюмо                         дремучий

        трепет тряска                                                      дремать

треск

трескучий

треугольник

 

ДРЯ ПРЯ   ПРИ ПРЕ   БРИ   БРЯ

дряблый прялка прибить   предел     бриг брякать

дрянной прямо  привал  предлог      бритва брякнуть
дрянь прямой  привет предложение     бричка

пряник привычка предмет

прятки пригорок

приезд

приказ

 

БРЕ        БРЮ    КРИ     КРЕ      КРЮ КРЯ

бред брюзга кривая  крем крюк кряква

брезент брюква криво кремль  крючок крякать

брелок   брюки крик крен

бретелька  брюхо кричать   крепость

            крест

            крещение

ГРИ            ГРЕ               ГРЯ

гриб            гребёнка          гряда

грибок   гребень  грядка
грипп            гребешок         грязь

грива            грелка

грех,

греча

 

В лесу водятся разные звери. Моряки уходят в море. Бабушка посадила в огороде репу и редиску. Около дома растет берёза. У туристов за плечами рюкзаки. В озере водятся тритоны. В кустах раздался треск. Древний кремль возвышался над рекой. Мы ожидали приезда дяди. У Гри­ши новые брюки. На болоте крякали утки. Рыба попалась на крючок.

 

Учим с ребенком пословицы, загадки, стишки.

 

Семь раз примерь, а один раз отрежь.

Маленький шарик под лавкой шарит.

Мама Марине купила мандарины.

Девочка Марина любит мандарины.

 

Читаем ребенку рассказ. Он отвечает на вопросы и пе­ресказывает.

Моряк

Гриша живет на берегу моря. Он как и папа любит море. Папа у него моряк. Гриша тоже будет моряком и, как папа, тоже будет ходить в море. У него уже есть морские брю­ки, ремень и бескозырка.

 

ЗВУК«Т»

При этом звуке кончик языка упирается в верхние зубы, образуя смычку. Губы растянуты в улыбке, обнажая все зубы. Подается сильная струя воздуха на кончик языка: смычка резко размыкается. Расстояние между зубами -2 мм.

Ребенок пальчиками изображает марширующего сол­дата и подражает его шагам: «ТА-ТА-ТА».

 

Ходим пальчиками по столу: средний и указательный -ножки.

Солдат шагает четко в ряд —

Учиться ставить шаг он рад: «Та-Та-Та».

 

Обязательно обнажать все зубки, язык широкий. При смычке стараться удерживать его у верхних зубов, а при разрыве он чуть отходит от них. Если ребенок будет по­стоянно держать язык у зубов, не будет разрыва, то мож­но услышать хлюпающий звук: воздух идет по краям язы­ка. Предварительно научиться дуть на кончик высунуто­го языка, а затем при постоянном, длительном дутье по­кусать его зубками («пострелять»).

 

Приступаем к его закреплению. Сначала в слогах, сло­вах и предложениях.


ТА        ТО         ТУ    ТЫ      АТ               ОТ

таз       ток        туз    тыква   мат           вот

тайна       тон        тулуп    тын      пат               тот

так       том        туман    тысяча  самокат        кот

танец       тоска    тумба    ноты                                  бот

тапочки   точка    туннель боты                                рот

вата       поток    туша     соты                                  крот

мята       потолок      тушь      корты

 

УТ         ИТ        ТВО               ТКА

мазут        кит        твой               ткань

бут        кипит  творение        ткач
бутсы                               творог

сутки                           творчество

 

В таз налили воду. Мальчики исполнили татарский танец. В саду росла мята. По проводу идет ток. Ноты ле­жали на пианино. Вове купили самокат. Кот играл ватой. Тоня надела боты. На этом стадионе строят новые корты.

 

Учим с ребенком пословицы, загадки, стишки.

 

Апрель богат водою, а май травою.

Привычка — вторая натура.

 

Бежит, бежит — не выбежит.

Течет, течет - не вытечет.

(Речка)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает..

(Замок)

 

Таня, Тоня и Татоша ходят все они в галошах.

Тучи на небе висят и оттуда моросят.

 

Читаем ребенку небольшой рассказ, задаем вопросы. Потом он пересказывает его.

 

Лето

Таня и Тоня подруги. Таня живет в Туле и каждое лето приезжает к Тоне в деревню. Они любят проводить время на речке. Там они плавают, загорают и играют в песке. Ходят в лес и слушают пение птиц. Хорошо летом в де­ревне.

ЗВУК«Ть»

Звук «Ть» произносится также, как и «Т», только при этом звуке кончик языка упирается в нижние зубы, зубы почти сомкнуты.

Изобразить «птенчики в гнезде» и подражать: «Ти-Ти-Ти».

 

Проводим закрепление звука.

 

ТИ        ТЕ          ТЁ    ТЮ      ТЯ               ТЬ

тик      тело        тёс      тюбик  тягач  новость

тип      тема        тётя      тюк      тяжба        бедность

тина      темно      тётушка тюльпан тяжёлый         жадность

тир      темп      тёртый тюфяк  тяжесть           кость

тиран   темя                                                 тянучка      власть

титул   тень                                                                              петь

тиф тепло                                                                            видеть

терем                                                                            рисовать

тесто

 

Мальчики пошли в тир. Сети зацепились за тину. На улице было темно. От жары все спрятались в тень дерева. Тетя купила тюбик зубной пасты. В саду росли тюльпа­ны. Тяжелый тягач тащил за собой большую машину. Новость облетела весь дом. Собака грызла кость. Тоня любит петь.

 

Учим с ребенком пословицы, загадки.

 

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

 

Пришла без красок и без кисти

 И перекрасила все листья.

(Осень)

 

ЗВУК «Д»

При этом звуке язык упирается в верхние зубы, обра­зуя смычку. Губы растянуты в улыбке, обнажая все зубы. Подается струя воздуха на кончик языка, но чуть послабее, чем при «Т». Смычка резко размыкается. Расстояние между зубами 2 мм. При этом звуке связки вибрируют -есть голос.

 

 

Изображаем фигурки марширующих солдат и подражаем их шагам: «ДА-ДА-ДА». Их больше и они стучат сапогами громче. При этом используются обе руки.

 

Солдаты в ногу идут в ряд

и сапогами все стучат: «Да-Да-Да».

 

Этот звук произносится так же, как и «Т», но при «Д» струя воздуха послабее и участвует голос. Не забудьте «пострелять».

 

Переходим к автоматизации этого звука.

 

Сначала в слогах, словах и предложениях.

 

ДА        ДО         ДУ      ДЫ           ДВА   ДВО

давка       дог          дуб      дым               двадцать        двое

даль       дождь        дума      дымка  дважды двойка

дар       доза        дупло      дымок  едва                двор

дата       доктор       дуло      дыня дворец

дача       доля         воду      дыра дворник

вода       дом        еду      воды

еда       водой        победу   еды

победа             едой               душ      победы

     победой      дуга      дыхание

 

ДВЕ    ДВИ         ДНЕ            

дверь двигать      дневать

дверца   двигатель дневник

двенадцать   движение

двинуть

 

У выхода началась давка. Дача стояла около леса. В колодце была холодная вода. Еда была сытной. Дог -это большая гладкая собака. Дождь лил как из ведра. Дыня была сладкой. Дворник убирал двор. Дверь от­крылась с трудом.

 

Учим пословицы, загадки, стишки.

 

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

 

Лежит меж грядок зелен и сладок.

(Огурчик)

Два братца друг на друга глядят — сойтись не могут.

(Берега реки)

Дуня с Дашей в сад идут

Воду с бабушкой несут.

Будут воду разливать

И цветочки поливать.

Помощницы

Дуня и Даша ходят в сад. В саду растут различные пло­ды и овощи. Там на грядке у бабушки Дуси растет боль­шая дыня. Дуня и Даша носят воду и поливают грядки, где растут цветы. Бабушка Дуся хвалит девочек за помощь.

 

ЗВУК «Дь»

Он произносится так же, как и «Ть». Только при звуке «Дь» струя воздуха, подаваемая на кончик языка, слабее и слышен голос: работают связки. Обязательно сохраня­ем улыбку, обнажаем зубки и следим за языком, который упирается в шейки нижних зубов.

 

Делаем фигурку «шарик» как при звуке «Ц».

 

Шарик надуваем с маленьким свистком,

Воздух выпускаем и вместе с ним поем:

«У-Ди, У-Ди, У-Ди-ди-ди».

Закрепляем этот звук в слогах, словах, предложениях.

 

ДИ        ДЕ         ДЮ               ДЯ

диван       дева       дюжий       дядя

диво девять  дюймовочка дятел

диета   дед              дюны               Надя

дичь дедушка гадюка       Федя

люди дело                                         медянка

лебеди  дельфин                

медведи     день

деньги

дерево

дети

Вдоль стены стоял диван. Мама ходит в диетический магазин. В лесу водилось много дичи. Лебеди улетали на юг. Дед возился в саду. Дети залезли на дерево. Гадюка затаилась в траве. Девочка-дюймовочка подружилась с ласточкой.

 

Учим пословицы, загадки, стишки.

 

Красна девушка. косами, а солдат -орденами.

 

Делу время, потехе — час.

 Кто всегда ходит, да с места не сходит?

(Часы)

Весной одевается, осенью раздевается.

(Лес)

 

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

(Е. Благинина)

 

Читаем ребенку рассказ, задаем вопросы. Он отвечает и пересказывает.

 

Друг

У Димы есть собака. Её зовут Дик. Дима любит Дика и всегда берет его с собой гулять. Они вместе ходят ку­паться на пруд. Дима бросает маленький мячик в воду, а Дик его достает. Игра Дику нравится. Потом Дима и Дик вместе плавают в пруду. Дети любят наблюдать за ними.

 

ЗВУКИ «В» и «Ф»

При звуке «В» слегка прикусываем нижнюю губу вер­хними резцами. Дуем на место прикосновения между зу­бами и губой. Верхние резцы обнажены. Связки сомкну­ты - участвует голос.

При звуке «Ф» делаем то же самое, но струя воздуха чуть сильнее. Связки разомкнуты: голос отсутствует.

Читаем стишки ребенку и стараемся вместе с ним подражать.

Ветер сверху набежал

Ветку дерева сломал: «ВВВВВ!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «ФФФФФ!»

 

Нужно следить, чтобы ребенок обязательно обнажал все верхние резцы и выдыхал сильную струю воздуха. В противном случае звуки будут сильно искажаться.

 

Начинаем их автоматизацию.

 

ВА        ВО         ВУ    ВЫ               ВЛ      ВН

ванна   вобла   вуз      выбор   влага внезапно

варежка   вода      вулкан  выводок власть внизу

варка   вожак  вуаль вывоз                                  внимание

вата   воз         звук       выгон                                  внучка

сова   зарево             выезд                                  внук

халва                                           вызов

выпуск

ивы

ВК        ФА         ФО     ФУ      ФЛ      ФР

вклад       фабрика  фокус     фургон  флаг фраза

вкладыш    фаза    фокусник   футбол флажок фрак

включение   факел    фонарь футляр флакон  франт

вкус       фамилия фонтан фуфайка флейта фронт

вкусно    фанфара форма                         флот      фрукт

      фартук фото

фасоль

 

Ванная комната выложена плиткой. У Вовы промокли варежки. Сова сидела на суку. Впереди стаи летел вожак. Раздался сильный звук. Внук подошел к дедушке.

Мой папа работает на фабрике. Моя фамилия Иванов. Мама надела фартук. Фокусник показывал детям фоку­сы. Около дома горел фонарь. Мальчишки играли в фут­бол. Малыши размахивали флажками.

 

Учим с ребенком пословицы, загадки, стихи.

 

Всему свое время.

Пословица вовек не сломится.

Всякой вещи свое место.

 

Новая посуда вся в дырках.

(Решето)

Вечером лягушки-квакушки песню поют.

Поквакают мило и сразу уснут.

А утром их песня снова звучит,

Как-будто лесной ручеёчик журчит.

 

Читаем ребенку рассказ, задаем вопросы. Он отвечает и пересказывает.

 

Товарищи

Федя и Вова - школьные товарищи. Они оба ходят во второй класс. Федя сидит на первой парте, а Вова - на второй. На перемене они ходят в школьный буфет. Федя покупает себе ватрушку, а Вова фрукты: виноград и киви. После уроков они вместе идут домой. Живут они в сосед­них домах.

 

ЗВУК«П»

При этом звуке губы образуют смычку, которая с шу­мом прорывается воздушной струей, выходящей изо рта.

 

Подражаем чайнику, который пыхтит на плите: «Пах-пах-пах-пах».

Чайник на плите стоял,

Через носик пар пускал: «Пах-пах-пах-пах».

 

Нужно следить, чтобы ребенок энергично смыкал губы и резко выдыхал воздух изо рта. Родители сами могут по­мочь ребенку сжать губы большим и указательным паль­цами, которые располагаются параллельно губам. При этом можно надувать щеки. Звук этот при подражании не вы­зывает сложности.

 

Затем переходим к автоматизации звука.

ПА       ПО        ПУ               ПЫ

паз        пот        пугало   пыж

палец       поезд      пуговица        пыль

палка       полка      пудра   пылесос

пар       помощь               пуля               пышка

парк       пора      пух

парта       порошок         пушка
пакет
палата

 

Вова порезал палец. В углу стояли лыжные палки. Па­вел сидел на последней парте. В палате стояли две крова­ти. На полке лежали книги. Помощь подоспела в срок. Пуля попала в каску.

Учим с ребенком пословицы, загадки.

 

Попал пальцем в небо.

Без рук, без топоренка построена избенка.

  (Гнездо)

 

ЗВУК«Пь»

Этот звук выполняется так же, как и «П», но при этом кончик языка упирается в нижние зубы.

 

Подражаем с ребенком писку цыпленка: «Пи-пи-пи-пи».

Цыпленок водичку увидал

И тихонько пропищал: «Пи-пи-пи-пить хочу!»

 

Обязательно нужно напомнить ребенку, чтобы его язы­чок упирался в нижние зубы.

 

ПИ       ПЕ        ПЮ               ПЯ

пир       пение      пюпитр        пядь

писк       пень       пюре               пятак

пища    пепел                                     пятерка

пиво    песня                                      пятилетка

пила    песок                                      пятка

пирожок петух                                    пятно   

письмо    печенье                                    пять

 печка

 

Царь Гвидон устроил пир. В норке раздался писк. Ба­бушка спекла пирожки. Поля села на пень. Мы пили чай с печеньем. Петух пропел рано утром. По радио прозвуча­ла знакомая песня.

 

ЗВУК «Б»

Этот звук произносится так же, как и «П», но при нем участвует голос и струя воздуха, разрывающая смычку губ чуть послабее.

Подражаем с ребенком выстрелу хлопушки: «Бах-бах-бах».

Хлопушки на елке висели, скучали.

А в ночь, в Новый Год они громко стреляли: «Бах-Бах».

 

Родители объясняют ребенку, что этот звук произно­сится мягче, чем «П».

Объясняют ребенку, что при этом звуке участвует го­лос: приподнести тыльную сторону ладони к гортани и почувствовать ее вибрацию при произнесении звука «Б». Если ребенок правильно произносит отдельно этот звук, то можно приступать к его закреплению.

 

БА          БО        БУ           БЫ

баба       бой         бублик  бык

багаж       бок         бубны   былина

бак       больной               бугор               быль

банка       бомба      будильник       быт

бант       бор         будка               бычок

банан       борода      буек

башня       борт      буква
борьба

 

Мы получили багаж. В бак налили свежую воду. У де­вочки большой бант. В магазине продают бананы. На баш­не возвышалось знамя. Бомба разрушила дом. В бору мы искали грибы. Дедушка любит чай с бубликами.

 

ЗВУК«Бь»

Этот звук выполняется так же, как и «Б», но при этом кончик языка упирается в нижние зубы.

 

Учим ребенка подражать автомобильному гудку: «Би-би-би».

Машина к дому подлетела

и протяжно прогудела: «Би-би-би-бииии».

 

Нужно следить, чтобы ребенок обязательно удержи­вал при этом звуке язык у нижних зубов.

 

БИ             БЕ               БЮ

библиотека   бег               бюджет

библия        беда               бюро

бидон           бедняк          бюрократ

биение   белка   бюст
бинокль     Белуга
бинт           белье

бирка           бензин

берег

беседка

 

В бидон налито молоко. Капитан смотрел в бинокль. На рану наложили бинт. Белка сидела на сосне. Бабушка развесила сушить бельё. Беседка стояла на берегу реки. В машине кончился бензин.

 

ЗВУКИ «Я, Ю, Ё, Е»

Каждый из этих звуков в себе содержит звук «Й». Он произносится как «И», но при этом кончик языка сильно упирается в нижние зубы и сам язык очень напряжен: как будто хотим высунуть язык, но зубы мешают этому. Итак звук Я = Й + А, Ю = Й + У, Ё = И + О, Е = Й + Э.

 

Учим ребенка подражать крику ослика: «Йа-йа-йа».

Маленький ослик маму потерял

И тоненьким голосом её к себе звал: «Йа-йа-йа-я-я тут, мама».

 

Следим, чтобы ребенок постоянно удерживал при этих сочетаниях кончик языка у нижних зубов: йотированный звук слитно переходит в последующий за ним: ЙЙАА = Я, ЙИУУ = Ю, ЙЙОО = Ё, ЙЙЁЭ = Е.

 

Я           Ю         Ё                Е

ябеда    юбка   ёж               егоза

яблоко        юг         ёлка               еда

ягода        юла       ёмкость  единица

язык юнга       ёлочка  езда

яйцо юноша      ёрзать    ель

якорь юмор    ёжиться               ехидна

яма юрист

ясли юрта
ящик
ящерица

Мы ели пироги из яблок. В лесу поспели ягоды. Кури­ца снесла яйцо. Корабль спустил якорь. Мой брат ходит в ясли. Ящерица юркнула в норку. У Вали новая юбка. Ёж распустил свои иголки. Ёлку украсили игрушками.

 

Учим с ребенком пословицы, стишки.

 

Май холодный, год хлебородный.

Апрель богат водой, а май — травой.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Рая и Мая в садик идут.

Рая и Мая игрушки несут.

В садике дети с ними будут играть,

А после игры все их прибирать.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.245 с.