УР        ИР        ТРА   ТРО      ТРУ      ТРЫ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

УР        ИР        ТРА   ТРО      ТРУ      ТРЫ

2020-04-01 89
УР        ИР        ТРА   ТРО      ТРУ      ТРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗВУК «Л» (твердый)

При этом звуке зубы обнажены и между ними неболь­шое пространство, примерно, 2 мм. Кончик широкого язы­ка упирается в верхние зубы и при этом не напряжен. Края языка не прижимаются к коренным зубам: между ним и последними образуется щель, через которую проходит выдыхаемый воздух. Корневая часть языка и мягкое небо подняты. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук.

А теперь игра. Изображаем кистями рук «колокольчик».

 

 

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону («часики»).

 

«Толстый» колокольчик песенку запел и басисто

очень громко зазвенелла-ла-ла...

Чтобы ребенок правильно подражал для этого нуж­но: обнажить все зубы в «улыбке» и покусать широкий язык (мы улыбаемся и язычок тоже становится широ­ким рефлекторно). Язык узким не делать, а то звук бу­дет смягчаться. Язык много не высовывать и не напря­гать его: язык как бы пролезает сквозь зубы, а мы его не пускаем. Кусая язычок, одновременно произносим звук «А», получая - ла-ла-ла.

Одновременно ребенок изображает «толстый» ко­локольчик пальчиками и подражает его звону. Чтобы создать у ребенка иллюзию «толстого» колокольчика нужно поднять локти на уровне плеч. Затем иммитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начи­наем просто «гудеть» - лллл (без гласного «а»). Стро­го следить, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке» как следует: через них выходит теплый воз­дух. Иногда, испытывая напряжение, ребенок не мо­жет включить в работу голосовые складки при про­изнесении открытого слога ла-ла-ла. В этом случае можно начать с гласного «А» = а-ла-ла, а-ла-ла. Ши­рокий язык постоянно лежит на нижних зубах без на­пряжения.

Родители постоянно обращают внимание ребенка на положение его губ, языка, зубов и если надо, то про­водят коррекцию. Если ребенок может долго протянуть звук «Л», то значит он у него получается и можно про­водить его закрепление.

Берем слова с открытыми слогами, которые могут находиться в начале, середине или в конце слова.

ДА  ЛО ЛУ ЛЫ

лак  лом лук лыжи

лапа лось лунка лыжник

лама лоб лужа лыко

лампа ложка луна малыш

пила село белуга улыбка

Мила сало колун волы

школа весело шалун столы

 

Затем берем слова с обратными слогами.

АЛ       ОЛ         УЛ      ЫЛ

бал       вол         аул      был

дал       гол         гул      выл

зал        дол         стул      забыл

бокал       стол       баул      завыл

канал       волк        булка      ныл

пенал       укол        чулки      мыл

вокзал       футбол      уснул      бутылка

 

ЯЛ        ЁЛ          ЕЛ      ИЛ

взял       ёлка         белка      Михаил

гонял       козёл         ел      бил

занял       котёл      бел      купил

менял       метёлка      мел      носил

нанял       новосёл      мелко      вилка

паял       осёл         сел,      косилка

понял       пчёлка         шумел    носилки

 

И в конце берем слова со стечением согласных (бла, пла, фла, гла, бло, блу, кла, кло, клу, пло, плу, ело, слу, глы, плы и т. д.).

 

благо       плот        зло      блуза

глаза       плут        злодей    клубок

класс       плуг        слон      клумба

платок             блокада         слово      глыба

флаг       блокнот      клок      слух

сладость   флот        клоп      заслуга

ишак       флоксы      клоун      глупый

 

Со слогами можно придумать стишки-стихотворки.

ла-ла-ла за столом сидит Мила

ло-ло-ло она пьет молоко

лу-лу-лу мама хвалит Милу

лы-лы~лы весёлая улыбка у Милы

 

Учим стишки со словами, в которых содержится звук «Л».

Зайка зимой становится бел,

Он словно снег цветом как мел.

Зайки не видно на белом снегу,

И уж совсем в снеговую пургу.

Ёлка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

(С. Маршак)

 

Стихи можно подбирать из сборников известных авто­ров. Можно загадывать загадки, пословицы, поговорки.

 

Ходит он из края в край, режет черный каравай.

(Плуг)

 

В зимний холод всякий молод.

Галка сидит на палке.

 

Придумываем предложения, в которых слова содержат звук «л».

 

У лайки белая лапка. Лайка лает на волка. Володя кла­дет в лодку весла. Мила катается на лыжах. Слава везет салазки. В саду поспели сладкие яблоки. У Клавы новое платье. Павел уехал на футбол. Мила поставила бутылку на стол.

 

К одному существительному добавляем глаголы.

 

Мила спала

Встала

 Умылась

 покушала

играла и т. д.

Дополнить предложение словом - начальный звук (бук­ву), слог подсказать.

 

Стул упал на п... (пол). Папа на Новый Год купил ё... (ёлку). Мила умывается мы... (мылом). Дедушка по­садил в саду яб.... (яблоню).

 

Мила и пчела

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед.

 

Мама Миле сказала: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

Нужно добиваться, чтобы ребёнок в каждом слове правильно произносил звук «Л», т. е. четко выдерживал Позиции зубов, языка, губ. Проговаривайте слово медлен­но, по слогам, а затем слитно, в умеренном темпе.

 

ЗВУК«Ль»

При этом звуке расстояние между зубов, примерно, 10 -12 мм. Они обнажены (улыбка). Кончик поднятого языка слегка упирается в верхние альвеолы (десны). Выдыхае­мая струя при этом теплая. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук. Теперь мы знаем, что при твердом звуке «Л» кончик языка внизу и как бы «пролезает» сквозь зубы, а при мягком «Ль» кончик язы­ка поднимается к верхним деснам. При этом обязательно зубы обнажены в «улыбке».

А теперь поиграем. Давай сделаем «тоненький» коло­кольчик и послушаем как он звенит.

 

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Локти не на уровне плеч, как при «тол­стом» колокольчике, а опущены вниз. Крайний мизинец, словно язычок колокольчика, двигается вверх-вниз слег­ка ударяясь в другой мизинец (язычок ударяется в корпус колокольчика). При этом ребенок подражает звонку «тон­кого» колокольчика: -ля-ля-ля-ля...

 

«Тонкий» колокольчик высоко звенел

И тихонько песенку он свою пропел: «Ля-Ля-Ля...»

 

Ребенок должен подражать «колокольчику» легко и без напряжения. Он обнажает все зубки в «улыбке», обяза­тельно сохраняет расстояние между зубов, равное 10-12 мм. В противном случае звук будет получаться «хлю­пающим», т. е. расстояние между зубов не выдерживает­ся и амплитуда поднятия языка ограничивается. Этого нельзя допускать. Ребенок, кончиком языка легко, без на­пряжения стучит по верхним альвеолам (деснам), сохра­няя расстояние.

Нельзя забывать, что этот звук выполняется на выдохе: теплый воздух выходит через уголки рта. Если ребенок дол­го, может потянуть звук «Ль», то это означает, что он у него получается. Можно провести дифференциацию, т. е, попросить ребенка изобразить фигуркой и звуком то «тол­стый» колокольчик, то «тонкий»: ла-ла-ла - ля-ля-ля.

Теперь несколько упражнений для закрепления. Под­бираем слова, в которых звук «ль» находился бы в пря­мых, обратных слогах, на конце слова.

 

ЛЯ         ЛЕ         ЛЁ      ЛИ      ЛЮ

лягушка      лев         лед      липа      Люба

ляшка        лес         Лёва      лимон         лютик

лямка        лейка        лён      лифт      люк

Ляля        лента        Лёша      малина  люди

Коля        поле        клён      лиса,      клюква

поляна        колесо        самолёт улитка  ключ

пуля        лепить        взлёт      блин      клюшка

 

АЛЬ       ЕЛЬ        ОЛЬ      ЫЛЬ      ЮЛЬ  ЯЛЬ

даль       ель         боль      быль      тюльпан рояль

медаль       мель        соль      ковыль

шаль       щавель        моль      пыль               ИЛЬ

жаль       свирель        толь      бутыль       фитиль

мальчик     метель        король    костыль      будильник

пальто             цель большой мотыль      килька

пальма       шмель        только   рыльце        сильный

 

Придумываем стишки-стихотворки. Ребенок тоже включается в работу: он начинает произносить слоги, а родители с ними составляют ритмические фразы.

 

Ля-ля-ля у меня подружка Валя

Ли-ли-ли в лес ходили мы

ле-ле-ле жук сидел на пне

лю-лю-лю Валю я люблю

Учим стишки со словами, в которых содержится звук «Ль», пословицы, загадки.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок, я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит.

Зеленая музыка где-то звучит.

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

 

Из земли вырастаю,

Весь мир одеваю.

(Лен)

К существительным добавляем глаголы.

Мальчики бегали

 играли

          шумели

кричали...

 

Придумываем предложения, в которых слова содержат звук «Ль» и проговариваем их вместе с ребенком.

 

Лед покрыл речку. Лебедь плавает в пруду. Лева пьет чай с лимоном. У лисы маленькие лисята. Оля и Лена ле­пят из пластилина грибок. У нас на улице растут тополя и липы. Юля и Толя отдыхали на поляне. У Вали в коляске кукла Ляля. Мама печет блины.

 

Далее работаем с рассказиком: ребенок слушает его, отвечает на вопросы и старается пересказать.

По ягоды

Было лето. Валя и Леня пошли в лес. Они взяли с со­бой маленькие корзиночки. В лесу уже поспела земляника. Скоро они набрали много ягод и пошли домой. На поляне Валя и Леня увидели лису. Лиса испугалась их и убежала в кусты. Вскоре дети пришли домой. Они были усталые, но довольные.

 

При закреплении звука родители следят за правильным произношением ребенка, за тем как он вслушивается в этот звук, старается ли сам себя поправить. Проговаривать сло­ва с этим звуком медленно, не торопить ребенка.

И в самом конце, когда ребенок правильно произно­сит звуки «Л» и «Ль», проводится их дифференциа­ция, т. е. даются слова, которые поочередно содержат эти звуки.

 

Лак-ляг      лоб-лёг   лужа-Люба   был-бил

лавка-лямка лом-лён   метла-петля мол-моль

лыжи-липа лук-люк  улыбка-улитка кол-колено

 

Сравнить настоящий колокольчик с колокольчиком-цветком.

 

В лесу, на опушке, живет колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснется, в лесу раздается

Его недовольное: «Ла-ла-ла-ла».

Соседки его на тоненьких ножках

 В ответ ему весело: «Ля-ля-ля-ля!»

Хватит ворчать, бурчать и сердиться

 Пой лучше с нами «Ля-ля-ля-ля!»

 

Можно рисовать колокольчики, лепить, выкладывать из мозаики, раскрашивать, делать аппликацию.

ЗВУК «С»

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упира­ется в верхнюю часть нижних зубов - принимает положе­ние, как при звуке «И». При этом струя воздуха направля­ется на передние зубы.

Теперь изображаем кистями рук «птичку».

 

 

Пис-пис-писссс

 

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямле­ны от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друж­ку), большие пальцы - головка, сомкнутые пальцы - кры­лья. Помахать ими.

 

Птичка крылышками замахали и тихонько

пропищала: пис-пис-писсссс.

 

Чтобы ребенок правильно подражал, для этого нужно: обязательно обнажать все зубки, иначе струя, которая четко идет на передние зубы, будет искажаться и звук будет сма­занный. Точно упираться в верхнюю часть нижних зубов языком. Если язык будет упираться в нижнюю их часть, то звук будет мягким - «Сь». А если язык будет грубо пе­рекрывать воздушную струю на передние зубы, то она пойдет в сторону или сразу в обе. Звук будет искажен. Можно попробовать от протяжного повторения - «Иссс» плюс с помощью обыкновенной спички, которая кладет­ся на кончик языка, искусственно создавая канальчик, по которому идет воздух.

Кроме зрительного, слухового анализатора подключа­ем и тактильный: когда произносим звук «С», даем ре­бенку почувствовать прохождение струи на зубки, дуя на тыльную сторону его ладошки. Почаще его просите изоб­разить, как поет птичка, одновременно с фигуркой. Сле­дите за правильным положением губ, зубов, языка: при необходимости поправляйте ребенка. При этом звуке надо получить правильную воздушную струю точно посере­дине и положение языка в верхней части нижних зубов, в которые он упирается.

Если звук звучит длительно и изолированно значит он получается. Начинаем его закрепление.

 

СА       СО          СУ           СЫ      АС

Саня       Соня         суп           сын      нас

сани       сок          сук           сыт      вас

садик       сом         сухо           сыр      ас

оса       песок         посуда        усы      бас

лиса       носок         сосулька      носы      квас

коса       фасоль         сосуд               косы      маска

 

ОС        ЯС        ЕС      ЕС

нос        ясно        пёс      лес

Космос коляска овёс         вес

 

ИС        УС         ЫС

лист       ус               мыс

миска капуста    кумыс

 

СКА     СТА   СПА     СВА      СЛА

Скамейка    стадо  спальня свая      слава

 

Придумываем предложения со словами, которые содер­жат этот звук.

У Сани новые сани. Саня и Савва идут в сад. Соня любит апельсиновый сок. Саня испачкал свой нос. У Сони длинные косы. На ветке повисла сосулька. Мама моет посуду. В саду лежат сухие листья.

 

Со слогами придумываем стишки-стихотворки.

са-са-са по лесу бежит лиса

ас-ас-ас лиса боится нас

со-со-со она катит колесо

ос-ос-ос у нее холодный нос

су-су-су у нас холодно в лесу

ус-ус-ус лису я не боюсь

сы-сы-сы пушистый хвостик у лисы

ыс-ыс-ыс лиса бежит на мыс

 

Учим стишки со словами, в которых содержится звук «С».

 

Сосулька

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

 И потому опять настала слякоть,

И потому опять в галошах ты.

(А. Кондратьев)

 

Учим пословицы, скороговорки, загадки.

 

Коси коса, пока роса.

Роса долой, и мы домой

Осип осип, Архип охрип.

Летом вырастают,

А осенью опадают.

(Листья)

Читаем ребенку рассказик, он отвечает на вопросы, пересказывает.

Саня и Савва

Саня дружит с Саввой. Они всегда вместе ходят в лес. Дедушка у Сани лесник. В лесу они часто видят лису. У лисы есть лисята. Лиса кормит лисят мышами. Они ви­дели сороку, которая летела высоко над лесом. Саня и Савва любят часто ходить в лес.

 

Учим ребенка рисовать птичку, лепить ее из пластилина.

 

ЗВУК«Сь»

 

При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», более сбли­жены, чем при «С» и язык при этом уже упирается не в верхнюю часть передних нижних зубов, а чуть ниже, по­чти в нижнюю десну (в шейки зубов). Язык напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы.

Изображаем кистями рук «птенчиков в гнезде».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить словно птенчики в гнезде.

 

Птенчики в гнезде сидят

Маму весело кричат: «Ти-Ти-Тиссс»

 

Когда ребенок подражает «птенчикам», следить нуж­но за тем, чтобы ребенок четко обнажал все зубки (и вер­хние, и нижние). Кончик языка упирается в шейки ниж­них зубов, струя воздуха четко идет посередине на пере­дние зубы. Подуйте ему на тыльную сторону ладони. Пусть попробует сам это сделать. Если не получается, то попробуйте от «ИС», а также со спичкой, прижав кончик языка к нижним деснам. «Сь» на слух звучит тоньше, чем «С». Проводите почаще дифференциацию звуков «С» и «Сь» изображая то птичку-маму - «СССС», то птенчи­ков - «Сьссссь», выполняя при этом фигурки.

Это способствует развитию фонематического слуха. Если ребенок длительно может произносить звук «Сь», значит он у него получается и можно переходить к его закреплению.

 

Сначала работаем со словами.

СЯ        СИ        СЕ      СЁ      СЮ

Ася       ста        Сеня      Сёма      сюда

Вася       сито        Сева      сёла      всюду

лисята       гуси        кисель    тесёмка Асю

поросята  василек      осень      лисёнок  Васю

 

СЬ   СВЕ   СМЕ   СПЕ   СТЕ

гусь свет   смех спелый стена

лось Света сметана спеть   степь

тесьма

весь

 

Берутся слова со слогами: все, свё, сви, ели, сля, сми, смя, сня, спя, сти и т. д.

 

Учим пословицы, скороговорки, загадки, стишки.

Все за одного,

Один за всех.

 

У осы не усы,

не усища, а усики!

 

Этот конь не ест овса.

 Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

только лучше правь рулем.

(Л. Рождественская)

 

Жили у бабуси

Два веселых гуся —

Один серый,

Другой белый,

Два веселых гуся.

 

Читаем ребенку рассказ, он отвечает на вопросы, пе­ресказывает.

 

Осень

Наступила сухая, теплая осень. Листья осыпались. Лес обнажился: деревья стоят голыми. В лесу тихо. Вот про­мелькнул серенький зайчишка. Лиса пробежала в норку к своим лисятам. В небе караван гусей потянулся к югу. Приближается зима.

 

В конце можно давать на дифференциацию слова со звуками «С» и «Сь»: лиса-лисята, гусак-гусята, косынка-косички, сад-сядь и т. д.

 

ЗВУК «З»

При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при звуке «С». Но этот звук «З» звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. он произносится с голосом. Это нужно объяснить ребенку и на слух, и на тактильное ощущение, т. е. положить руку ребенка на гортань и про­изнести поочередно звуки «С» и «З». При звуке «З» ребе­нок будет ощущать вибрацию гортани.

Теперь с ребенком изобразим кистью «комарика» и будем подражать, как он звенит.

Выставить средний палец, зажать его между указатель­ным и безымянным, вращать им в разные стороны.

 

Комарик летел и протяжно звенел - «ЗЗЗЗЗ».

 

Для правильного подражания нужно: обнажить все зубки в «улыбке», расстояние между зубов примерно 2 мм, кончик языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, выдыхаемая струя идет точно посередине передних рез­цов на кончик языка, при этом участвует голос. Можно сначала начать от «И» плюс «С», а затем включаете голос- «ИСЗЗ».

Почему же берется сначала гласный «И» для постанов­ки «С» и «З»? Потому, что при звуке «И» кончик языка рефлекторно принимает изначальное положение, как при «С» или «З», и при этом на кончике языка возникает канальчик, по которому на передние зубы движется воздуш­ная струя. Можно и от сочетания «ПИС». Взрывной звук «П» создает дополнительное давление и это помогает ре­бенку сильнее ощущать воздушную струю. Ребенок кон­тролирует ее тыльной стороной ладони. В этом сочета­нии звук «С» заменить на «З». Попеременно изображать и подражать то «птичке», то «комарику». Когда ребенок научится правильно изолированно произносить звук «З», то можно приступать к его закреплению.

Начинаем с закрепления его в слогах и в словах с эти­ми слогами.

 

ЗА         ЗО         ЗУ      ЗЫ

Зайка        Зоя        зуб      зыбь

завод        зонт        зуд      вазы

заноза        зорька        зубы      козы

ваза        возок        внизу      морозы

база        газон        мазут    музыка

 

ЗБ, ЗД, ЗН, ЗР - стечение согласных

 

азбука язва
изба грозный

избушка возраст

 поздно узлы

Отрабатываем пословицы, скороговорки, загадки, стишки.

 

Сказал как узлом завязал.

 Идет с козой косой козёл

На синий лед серебряные зёрна разбросаны.

(Звезды)

 Скоро снова зашумят

Листья молодые,

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

(С. Вышеславцева)

 

Читаем ребенку рассказ, задаем вопросы. Учим ребен­ка пересказу.

 

Лиза и Зоя

Лиза и Зоя подруги. Лиза любит рисовать, а Зоя - ле­пить. Лиза нарисовала зайца, а Зоя слепила зонтик. Мама похвалила Лизу и Зою.

 

ЗВУК«Зь»

При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», почти сом­кнуты. Язык упирается в шейки нижних зубов (в нижние десны) и напряжен. Струя воздуха направлена на пере­дние зубы через кончик языка. Складки сомкнуты, виб­рируют: есть голос.

Дети изображают фигурки комариков и подражают им.

 

Выставляем средний палец, зажимаем его между ука­зательным и безымянным, вращаем им в разные стороны. Эта фигурка выполняется обеими кистями рук.

Дети-комарики с мамой летят

Тоненьким голосом протяжно звенят:

«Зьзззззззз»

 

При подражании следим, чтобы ребенок правильно со­хранял положение зубов, губ, языка, струи воздуха при звуке «Зь». Точно выполнял движения кистями, пальчи­ками. Когда звук будет хорошо отдельно получаться, то можно приступать к его закреплению.

Закрепляем сначала этот звук в слогах, а затем в сло­вах с этими слогами.

 

ЗЯ        ЗИ         ЗЕ     ЗЁ      ЗЬ      ЗЮ

Зяблик       Зина           зелень  зёрнышко полозья изюм

зябь       зима       земля      козёл      друзья

зябнуть     магазин      земляника озёра      резьба

нельзя       бузина      газета позёмка

 

Затем придумываем предложения со словами, в ко­торых содержится звук «Зь».

 

Мама купила Лизе вазелин. У Зины в корзине земля­ника. Кузьма видел в зоопарке зебру. Зимой дети ходят на озеро кататься на коньках. Козёл щипал зелёную траву.

 

Учим наизусть стишки и загадки

 

Зина, Зина, Зина, Зина.

Ты бери свою корзину.

В лес беги сама быстрей

Набери себе груздей.

 

В звезде найдешь ты букву «3»,

 И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

(С. Маршак)

Режут - терплю, разбивают - терплю

И за все добром плачу.

(Земля)

Зима

Наступила зима. Зимой деревья стоят голые. Земля по­крылась снегом. Все зверушки попрятались в норки. Зина и Кузьма любят проводить зимой время на улице. Они скользят по снегу на лыжах и салазках. Им весело.

 

Учим детей дифференцированно подражать, то птен­чикам, то комарикам. Учим отгадывать по звуку кому он принадлежит.

 

Птенчики в гнезде сидят

Потихонечку пищат: «Си-си-си».

Над их гнездышком комарики летят

И чуть громче птенчиков тоненько звенят: «Зи-зи-зи».

 

Рисуем и лепим комариков, птенчиков в гнезде.

 

ЗВУК«Ц»

При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происхо­дит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

 

Теперь сделаем фигурку - «Шарик».

 

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками, как на рисунке. В этом положении дуем на них («шарик» сложен). Постепенно пальчики принимают форму шара (см. рисунок). В таком положении двигаем руками в разные стороны - «шарик» летает. Но вот он летал, летал и лопнул. Воздух «выходит» и пальчики при­нимают исходное положение («шарик» сложен).

Шарик тужился, пыхтел

Лопнул он и засвистел: «Т-сссс».

 

Теперь пробуем с ребенком подражать «лопнувшему» шарику: «Т-сссс». Звук «Ц» состоит из двух: «Т» плюс «С». Если ребенок произносит эти звуки правильно и лег­ко, то затруднений это не вызовет. Необходимо обязатель­но следить за «улыбкой» - зубки обнажать и верхние, и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребен­ка быстро производить смычку. Можно пользоваться термином «постреляй»-тс-тс. Звук «С» не тянется в этом слу­чае. Он как и «Т» произносится отрывисто. Но когда у нас «лопнул» шарик, в этом случае можно «С» потянуть. Это делается для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал струю воздуха и сам звук.

Нужно помнить, что иногда можно получить звук «С» от «Ц» при его длительном произношении: Ц=Т+ Ссссссс и отдельно его закрепляем.

Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолиро­ванно, то приступаем к его автоматизации. Если не полу­чается, то продолжайте, играя, подражать.

Когда ребенок правильно изолированно произносит звук «Ц», то приступаем к его автоматизации.

 

Этот звук лучше автоматизировать в словах, в которых он находится на конце.

 

АЦ       ЕЦ          ЯЦ

абзац       боец   заяц

матрац     гонец паяц

бац   жилец

 

Затем

 

ЦА       ЦО        ЦЫ      ЦИ      ЦЕ

цапля       лицо        цыган      цинк      цепь

царь       цокать       цыпленок цирк      цена

овца       яйцо        зайцы          цифра   цех

водица       кольцо        бойцы    акация   блюдце

улица   крыльцо        танцы  милиция платьице

 

Придумываем предложения с этими словами.

Вовин отец - отважный боец. Заяц спрятался за куст. У нас появился новый жилец. Цапля ходит по болоту. Овца захотела напиться водицы. Курочка снесла яйцо. Завтра мы пойдем в цирк.

 

Учим с ребенком пословицы, загадки, стишки.

 

Орел - царь-птица, а сокола боится.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

(Очки)

Весной

Возвращаются скворцы,

 наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

шумной стайкой кружатся.

(Г. Ладонщиков)

 

Читаем ребенку рассказ, он отвечает на вопросы, пе­ресказывает его.

 

Лето

Наступило жаркое лето. Ребятишки ходят купаться на речку. В болоте цапли ищут для себя лягушек. Гусеницы в садах едят листья капусты. На грядках выросли огурцы. Курица поит своих цыплят у корытца. Во дворе зацвела акация. К колодцу пришли овцы. Солнце стоит высоко. Жарко.

 

Ребенок учится рисовать и лепить шарик.

 

ЗВУК«Ш»

При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2— 5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

 

Учим ребенка изображать кистью руки фигурку «гуся» (сердитый).

 

 

Предплечье - вертикаль. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы прижаты друг к другу.

 

Шипит сердитый гусь,

Его я вовсе не боюсь - «ш-ш-ш-ш».

 

При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между которыми выдерживал расстояние равное 2 -5 мм (обязательно). Нужно выдерживать также расстоя­ние между кончиком языка и верхними альвеолами (дес­нами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет, т. е. кончик языка упирается в верхние аль­веолы, то воздух пойдет по краю языка или по обеим кра­ям. Звук будет искажен.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При Выполнении упражнений «мо­лоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы каран­даш диаметром около одного сантиметра, а на него язы­чок и просим ребенка при этом постучать кончиком язы­ка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тя­нуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начина­ем подражать сердитому гусю: «шшшшшщ», одновременно выполняя фигурку.

Если ребенок правильно и четко произносит этот звук, то переходим к его закреплению.

 

Сначала звук закрепляем в слогах и в словах с этими слогами.

 

ША        ШО       ШЁ    ШУ      ШЕ      ШИ

шаг        шов             шепот  шуба шея      шило

шагом        шорох       шёлк    шум шейка    шина

шагать      мешок       шут     дышу   ошейник ширма

шапка    пушок                           машу мишень  машина

Маша                                               Мишутка  вермишель мыши

Яша                                                                    решение уши

АШ       ОШ        УШ      ИШ

наш       окошко        душ      мякиш

ваш       окрошка      туш      тишь

шалаш       ладошка      пушка   финиш(ш)

башня       нож(ш)      подушка

чашка       рожь(ш)      ракушка
карандаш

 

ЫШ           ШКА           ШКО      ШКИ         ЕШ

мышь         шкаф            школа       камушки      пьёшь

малыш         шкатулка            школьник      кошки         ешь

ландыш         шишка           пешком      мышки        даёшь

пятнышко     бабушка           ушко         подушки      режь(ш)

        дедушка           солнышко      ушки               идешь

 

ШТА            ШВА  ШПА   ШТЫ

штаб      швабра  шпагат штык

штамп  подошва  шпалы

штат

штаны

штанга

 

Придумываем предложения со словами, которые содер­жат звук «Ш».

Маша и Яша идут шагом. У Саши новая шуба. В мышкиной норе раздался шорох. Кошка сидит на окошке. Мышки залезли в мешок. Мама приготовила на обед ок­рошку. Миша нарисовал карандашом пушку.

Учим с ребенком стишки-стихотворки, пословицы, за­гадки, стишки.

 

ша-ша-ша в доме у нас Маша

шо-шо-шо Маша ведет себя хорошо

шу-шу-шу я на руках её ношу

ши-ши-ши калоши у Маши очень хороши

 

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

(И. Демьянов)

 

Что посеешь, то и пожнешь.

За дамам у дорожки висит пол-лепёшки.

(Месяц)

 

Учим ребенка рисовать и лепить гуся.

 

ЗВУК «Ж»

 

При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при «Ш». Техника его выполнения точно, как и при звуке «Ш», но при «Ж» в работе участвуют голосовые складки. Звук звонкий. Поднести тыльную ладошку ре­бенка к гортани, и он это почувствует.

Учим ребенка изображать кистью руки фигурку -«жук».

Пальчики собрать в кулачок. Указательный и большой пальцы разведены в стороны, (усы у «жука») ребенок ими шевелит.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит.

 

При подражании нужно следить за тем, чтобы выпол­нял все то, что рекомендовано при звуке «Ш» плюс вклю­чение голоса. Обращаем внимание на предварительное упражнение «молоточек» - д-д-д, которое выполняется так же, как и «паровозик», только в этом случае замедляем «удары» молоточка при продолжительном выдохе, которые переходят в длительный звук «Ж». Кончик языка

вер­хних альвеол: через этот промежуток идет воздушная струя, которая трется о кончик языка и альвеолы.

Если ребенок правильно и четко подражает звуку «Ж» переходим к его автоматизации.

Сначала его закрепляем в слогах и словах.

ЖА       ЖО        ЖУ               ЖЕ      ЖИ

Жаба        жолоб       жук               жевать живот

жало        Жора         жулик   железо жижа

ежата                         обжора жужжать     жена      жир

вожатый  рожок       жучок  жест    ножи

жалко        лужок        абажур           уже ужи

 

ЖБА ЖВА  ЖМО  ЖНЕ   ЖДА

жбан жвачка жмот  жнец одежда

 

Придумываем предложения, слова в которых содержат звук «Ж».

 

Жаба сидит у воды. Ежата бегут в норку. Жук сел на листок. Над столом висит абажур. У Жени новый ножик. Жаба и ежик - животные. Жора обжора.

 

Учим стишки-стихотворки, загадки, пословицы, стишки.

 

Жи-жи-жи живут в лесу ежи

жа-жа-жа я нашел ежа

жу-жу-жу молочка даю ежу

жо-жо-жо ему очень хорошо

 

Жук упал и встать не может

Ждет он, кто ему поможет.

(С. Маршак)

 

Не живая, а идет.

Неподвижна, а ведет:

(Дорога)

 

Раз обожжешься, второй остережешься.

Ель на ежика похожа: ёж в иголках, елка - тоже.

(С. Маршак)

 

Друзья

Женя и Жора - друзья. Они живут на одном этаже. Женя любит читать. У него на этажерке много книжек. Жора любит животных. У него живут кошка и ёжик.

 

Учим ребенка рисовать и лепить жука.

 

ЗВУК «Ч»

 

При этом звуке зубы обнажены, между ними расстоя­ние 2 - 5 мм. Кончик языка поднят вверх и вместе с пере­дней частью спинки языка образуют смычку с верхними альвеолами (деснами). Струя воздуха толчкообразно на­правляется на кончик языка, при этом тыльной стороной ладони ощущается теплый, прерывистый поток воздуха. Губы в легкой «улыбке».

Изобразим кистями рук фигурку - «Пароход».

Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх.

 

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка: «ч-ч-ч».

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.