Основные международные документы, регулирующие оборот оружия — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные международные документы, регулирующие оборот оружия

2020-04-01 126
Основные международные документы, регулирующие оборот оружия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Межгосударственные отношения в области военно-технического сотрудничества являются составной частью международной системы и регулируются международным правом. Основными регулирующими документами регулирующими торговлю вооружениями являются договоры ОБСЕ, Вассернарские соглашения, а также Регистр обычных вооружений ООН. Вассернарские соглашения - соглашение, заключённое в 1996 году в городе Вассенаре (Нидерланды) 33 странами, с целью координации усилий участников соглашения по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий "двойного применения") в страны с нестабильными политическими режимами и в регионы, где продолжаются конфликты (Ирак, Ливия, Северная Корея, страны Южной Азии), и пришедшее на смену Координационному комитету по экспортному контролю. На сентябрь 2011 года в Вассенарской договоренности участвуют более 40 государств. Вассенарские соглашения предусматривают добровольный обмен информацией между странами-участниками в отношении поставок или отказа в поставках в третьи страны товаров и технологий "двойного применения", указанных в прилагаемых к соглашению списках. В рамках Вассенарских договоренностей государства-участники приняли основополагающий документ под названием "Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений". Государства-участники также согласились два раза в год предоставлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН. Регистр обычных вооружений, сформированный в ООН в 1992 г., куда государства на добровольной основе обязались передавать данные о своем оружейном экспорте и импорте, является в настоящий момент основным соглашением по контролю за международной торговлей вооружениями. Согласно действующему порядку государства ООН обязаны ежегодно передавать в него данные об импорте и экспорте вооружений по 7 категориям:

боевые танки,

боевые бронированные машины,

артиллерийские системы большого калибра,

боевые самолеты,

боевые вертолеты,

военные корабли,

ракеты и ракетные пусковые установки (включая ПЗРК).

Официальная статистика ООН показывает, что в 2008 г. из 192 государств - членов ООН не более 40% подали в этот регистр хотя бы какую-то информацию. Сегодня отчетность в этот регистр поступает даже хуже, чем в 1992 г., в первый год его существования.

Причем необходимо отметить, что перечень вооружений, заявленный странами-экспортерами, далеко не всегда совпадает с перечнем, поданным странами-импортерами. Процент несовпадений из года в год колеблется, но в целом находится в диапазоне от 65 до 80%. В связи с этим данные Регистра не могут быть признаны объективными даже среди государств, представляющих свои отчеты на регулярной основе. В соответствии с последним обзором действия Регистра ежегодно с момента создания Регистра отчеты представляют лишь 43 государства.

Средний показатель числа отчетов об экспорте и импорте остается неизменным. В каждом из последних календарных лет с 2005 по 2010 гг. порядка 70 государств представляли информацию об экспорте (включая отчеты с нулевыми данными) и менее 60 - информацию об импорте (включая отчеты с нулевыми данными). По итогам за 2010 г отчеты об экспорте и/или импорте (включая нулевые данные) представили 72 государства. Такая же закономерность сохраняется и в текущем периоде. При этом важно заметить, что если из числа представляемых отчетов вычесть отчеты с нулевыми данными, то число стран экспортеров или импортеров существенно сократится - до 25-30.

В отношении национальных военных запасов информацию в Регистр представили: в 2005 г. - 27 государств, в 2006 г. - 28, в 2007 г. - 26 и в 2008 г. - 24. Понятно, что при таком охвате говорить об эффективности Регистра не приходится. Большинство государств - сторонников договора избегают выполнять свои нынешние обязательства в этой области.

На протяжении ряда лет Группа правительственных экспертов не может добиться включения в Регистр дополнительных категорий поставок: например, "вооруженных атмосферных беспилотных летательных аппаратов", которые все чаще становятся предметом купли-продажи, а также "стрелкового оружия и легких вооружений".

Формально Россия регулярно отчитывается об экспорте вооружений во все международные организации, хотя и не в полном объеме (так Россия, в отличие от большинства стран НАТО, не представляет в Регистр данных о своих военных запасах и обороте локальных систем оповещения, в то же время данные по ЛСО Россия на регулярной основе представляет в рамках ОБСЕ и Вассенаарских договоренностей). В публичных выступлениях ответственные за военно-техническое сотрудничество российские чиновники сообщают, что сотрудничество осуществлялось с 60 и более странами, в то время как в Регистр представляются лишь сведения о поставках в 10-12 стран.

Регистр обычных вооружений ООН - главнейший из действующих инструментов контроля за трансфертами обычных вооружений - работает с серьезными сбоями.

Другой международный документ регулирующий оборот вооружений, был принят в 2001 г. и носит название "Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием". Через 5 лет после принятия программы обзорная конференция показала, что из общего числа 191 государств-членов ООН, подписавших Программу действий по ЛСО, принятые на себя обязательства выполнили следующее число стран:

стран имели законы о транзите оружия,

осуществляли маркировку всего производимого ЛСО,

стран осуществляли специальный контроль над посреднической деятельностью в сфере торговли оружием.

Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что большинство государств не готово раскрывать тайны своих оружейных трансфертов. К сожалению, лишь наиболее защищенные в военном отношении и финансово обеспеченные страны сегодня могут позволить себе сделать общедоступными секреты своего (и не только своего) военного строительства. Но, похоже, и эта готовность имеет пределы. Пока вне договоренностей остаются беспилотные летательные аппараты, а следом, вероятно, останутся другие перспективные вооружения - противоракетные системы, высокоточные вооружения, средства электронной борьбы и многие другие инструменты войн будущего.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.